Центр Стратегических Разработок «Северо-Запад» Перспективы развития туризма на территории юга Сибири Рабочие материалы к обсуждению Сессия «Определение плана реализации проектных направлений развития экономики Республики Алтай» (Мероприятие в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года) 2526 марта 2008 года, Республика Алтай, базе «Турсиб» Подробнее о проекте на сайте ЦСР «Северо-Запад»:
Центр Стратегических Разработок «Северо-Запад» Высокие темпы роста объема рынка Активный инвестиционный процесс в СФО Рост мобильности населения Увеличение платежеспособного спроса Интенсификация внутреннего туризма Качественный рост авиасообщения Развитие сети железных дорог Приход в регион крупных сетевых компаний Доля туризма в ВВП России - $11,3 млрд., а прямо и косвенно туристский сектор России создает $62,0 млрд., что равно 9 %. Ежегодный рост рынка горнолыжного туризма - 20% Минимальный рост потока экологических туристов составляет 10% ежегодно Предпосылки качественных изменений туриндустрии Тенденции развития туризма в России В настоящий момент существуют предпосылки для количественного роста туристического рынка … Со стороны иностранных туристов: По прогнозам ВТО, к 2020 году Россия будет входить в десятку стран-лидеров по приему туристов. На долю России будет приходиться 3% от общего мирового туристического потока, что в пересчете составляет 47,1 млн. человек. Со стороны внутренних туристов: Россияне, успевшие побывать за границей, все чаще выбирают отдых в России. Рост интереса к России как к туристической стране Тенденции развития туризма в РФ
Центр Стратегических Разработок «Северо-Запад» рост туристических поездок на дальние расстояния открытие новых туристических направлений, вступление в рынок стран «нового туристического освоения» повышение спроса на нетрадиционные виды турпоездок увеличение доли «неорганизованного» туризма путешествия будут носить менее продолжительный, но более частый характер увеличение доли молодежи и пенсионеров в турпотоке высокие темпы развития познавательного туризма значительным спросом будет пользоваться активный отдых на природе, особенно в зонах нетронутых ландшафтов и экологически чистых территорий бурное развитие различных водных видов туризма, в частности – морских и речных круизов Новые характеристики мирового спроса … и для качественных изменений в организации туриндустрии Характеристики мирового туристического спроса и рост интереса к России благоприятствуют развитию туристического комплекса на территории СФО Формирование новых туристических регионов на карте России Укрупнение турбизнеса Внедрение новых стандартов, существующих в мировой практике Появление новых технологий Рынок туризма в России Тенденции развития туризма в РФ
Центр Стратегических Разработок «Северо-Запад» Разработка Стратегии развития Республики Алтай до 2028 Рынок – центры формирования потока Структуру рынка туризма задают: современные транспортные инфраструктуры: хабы, частота рейсов туристические операторы: локализация, охват Красноярск Санкт-Петербург 4 часа 1,45 ч 4 часа 14 рейсов в неделю, Airbus по 120–150 пассажиров Таштагол Кемерово Новосибирск 1 рейс в неделю, ТУ-154 по 150 пассажиров Прямые чартерные рейсы в Горно- Алтайск из Новосибирска и Красноярска В перспективе прием рейсов из Москвы 2 рейса в нед. по 50 пасс. Новосибирск Горно-Алтайск Барнаул Кемерово Томск Омск Новокузнецк Красноярск Население - 53 тыс.чел. Барнаул Горно-Алтайск Алтайский край 71,9 Новосибирская обл. 17,6 Кемеровская обл.2,9 Томская обл 1,4 Омская обл.0,8 Москва и Мос. обл. 1 Санкт-Петербург Другие регионы 4,4
Центр Стратегических Разработок «Северо-Запад» Разработка Стратегии развития Республики Алтай до 2028 Карта проектов горнолыжного туризма на юге Сибири «Соболиная гора» Максимальная длина трассы – 2170 м Перепад высот – 500 м Сезон: декабрь – апрель Емкость – 1 тыс.чел/день Инвестиции – $200 млн. «Манжерок» Максимальная длина трассы – 3980 м Перепад высот – 780 м Сезон: декабрь – апрель Емкость – 8,5 тыс.чел/день Инвестиции - $480 млн. ««Борус» Максимальная длина трассы – 5000 м Перепад высот 1200 м Сезон: сентябрь июнь Емкость тыс.чел/день Инвестиции – $100 млн «Ергаки» Максимальная длина трассы – 1700 м Перепад высот – 560 м Сезон: ноябрь – май «Гладенькая» Максимальная длина трассы – 4200 м Перепад высот – 930 м Сезон: декабрь – апрель Емкость – 2,5 тыс.чел/день Инвестиции $170 млн. Шерегеш» Максимальная длина трассы – 3000 м Перепад высот – 600 м Сезон: сентябрь – май Емкость – 5 тыс.чел/день Инвестиции - $700 млн. «Бобровый лог» Максимальная длина трассы – 1600 м Перепад высот – 450 м Сезон: декабрь – апрель Емкость – 5 тыс.чел/день Инвестиции – $105 млн С одной стороны – рынок туризма на этапе становления и развития, с другой – это высококонкурентный рынок: всегда есть те, кто раньше вошел, лучше выстроил маркетинг Структуру рынка туризма задают: масштаб предложения: разнообразие, маркетинг качество предложения: объем инвестиции, партнеры наличие уникального мотива для посещения Рынок – центр туристических услуг
Центр Стратегических Разработок «Северо-Запад» Инерционный сценарий развития туротрасли Возможные сценарии развития туротрасли Периферийное положение туротрасли Республики относительно других регионов СФО и России Экстенсивное развитие существующих видов туризма на той же ресурсной базе Сохранение жесткой сезонности Фрагментированный рынок, мелкие игроки турбизнеса Сохранение периферийного положения в условиях жесткой конкуренции с сильными проектами соседних регионов Отток туристов на территории с более развитой инфраструктурой Выбытие рекреационных ресурсов из-за несбалансированного природопользования Характеристики туротрасли Последствия Центр Стратегических Разработок «Северо-Запад» Высоки риски задержки инвестиционной волны Низкое качество инвестиций может существенно ухудшить ресурсы Проекты, не соответствующие уровню рынка, «соберут сливки» человеческого капитала Риск поглощений РИСКИ Активный сценарий - активная работа по формированию рынков: масштаб предложения: разнообразие, маркетинг качество предложения: объем инвестиции, партнеры наличие уникального мотива для посещения транспортная инфраструктура
Центр Стратегических Разработок «Северо-Запад» Этапы развития туристических центров I Карелия Краснодарский край Хакасия Санкт-Петербург Калининград Байкал юг Красноярья Количество. Новизна Качество. Комплексность II Алтай Территория, развивающая туризм, должна последовательно пройти каждый из трех этапов становления. Туристические регионы России Этапы развития Уникальность. Концепция III I этапII этапIII этап Реконструкция и новое строительство средств размещения 3* и выше Приход международн ых отельных сетей Разнообразие средств размещения Единичные турпродукты Пакетные предложения Межрегиональн ые программы, полный спектр турпредложени й и услуг Местные туркомпании Региональны е и федеральные туроператоры Федеральные и глобальные туроператоры Характеристики этапов развития Качество турпредложени я Основные туроператоры Базовый процесс Центр Стратегических Разработок «Северо-Запад»
Выбор приоритетных направлений Оценка туристических ресурсов территории* культурный горнолыжный рекреационный активный лечебно- оздоровительный труднолегко сильный слабый Востребованность темы Потребность в инвестициях Требуемое время Качество Многообразие/ богатство Масштабы/ возможности Уникальность/ значимость горнолыжныйкультурный активный рекреационный лечебно- оздоровительный Потенциал позиционирования Легкость коммерциализации * * Данные параметры рассматриваются в макрорегиональном масштабе На базе качественной и количественной оценки приоритетными туристическими направлениями для юга СФО могут быть: Горнолыжный туризм Культурный туризм Активный туризм Рекреационный туризм * - Площадь круга обозначает перспективность развития данного направления туризма Круговые диаграммы таблицы обозначают степень значимости оцениваемых факторов: сильно, значимо слабо, незначимо Уровень конкуренции Центр Стратегических Разработок «Северо-Запад»
Размещение, питание ЯДРО КЛАСТЕРА Формирование туристического кластера Специализированные услуги Потребители Человеческ ие ресурсы Материально-техническое снабжение гостиниц Проектировочные, строительные услуги* Дизайн и материалы сувениров* Продукты питания для кафе, гостиниц и т.п. Интернет-провайдинг* Транспорт Культура Медицина Торговля Сельское хозяйство Стройматериалы и строительство Безопасность АЗС, СТО Традиционные маршруты Центры развлечений и досуга Музеи под открытым небом* Тематические парки Сувенир. промышленность Экскурсионное обслуживание Медицинско-оздоровительные услуги* Аренда транспортных ср-в и снаряжения Российский союз туриндустрии Агентство по туризму Ассоциации представителей турбизнеса Высшие и средние учебные заведения, Обучение ин. языкам Курсы подготовки и центры сертификации Коммунальные сети* Энергосистема* Транспортная система* Коммуникационная* Федеральное агентство по туризму Системы сертификации Законодательство Российские и иностранные покупатели турпоездок Комплектующие и обеспечивающие услуги Поддерживающие отрасли Профессиональные объединения Инфраструкту ра Регулировани е и учет Аэропорт* Авиакомпании* Пункты пропуска* Ж/д сообщение* Транспорт Ресурсы: Историко-культурное наследие Природные, ландшафтные и рекреационные ресурсы Маркетинг: Алтае-Саянского макрорегиона Качественной инфраструктуры Культуры и достопримечательностей Гостеприимства населения Красным цветом выделены отсутствующие элементы кластера Значком * помечены имеющиеся, но недостаточно развитые или требующие форматирования элементы кластера Центр Стратегических Разработок «Северо-Запад»
Красноярск Кызыл Абакан Иркутск Горно-Алтайск Барнаул Кемерово Монголия Южно-Сибирский туристический регион Улан-Удэ Красноярск Кызыл Абакан Иркутск Горно-Алтайск Барнаул Кемерово Монголия Южно-Сибирский туристический регион Улан-Удэ ОЭЗ туристско-рекреационного типа Значимые туристические ресурсы Проведение политики по развитию туризма Алтае-Саянский туристический регион Центр Стратегических Разработок «Северо-Запад» Капитализация самобытности места Новые музейные технологии Создание экономики другого качества - на основе «переживаний пребывания в месте» Игра в историческое наследие Cобытийный ряд Культурная «специализация» Экологичность Сохранение природной среды Сохранение исторической среды Развитие человеческого капитала как ресурса гостеприимства Сохранение культурной идентичности Воспитание спроса на услуги культурного сектора Лояльность к приезжим Знание иностранных языков Важнейший элемент формирования масштабного рынка- выстраивание взаимодействия с соседними субъектами РФ для формирования Алтае-Саянского туристического региона Капитализация самобытности места в макрорегиональном масштабе
Центр Стратегических Разработок «Северо-Запад» Барнаул Горно-Алтайск Бийск Казахстан Омск Новосибирск Международный авиахаб, связывающий Юго-Восточную Азию, Европу и Северную Америку, 10 млн.пассажиров в год к 2015 г. Красноярск М-52 Санкт-Петербург 4 часа 1,45 ч 4 часа Международный аэропорт, прием среднемагистральных самолетов Проект строительства ж/д ветки Бийск – Горно-Алтайск 14 рейсов в неделю, Airbus по 120–150 пассажиров Таштагол Кемерово Автодороги Новосибирск 1 рейс в неделю, ТУ-154 по 150 пассажиров Прямые чартерные рейсы в Горно- Алтайск из Новосибирска и Красноярска В перспективе прием рейсов из Москвы 2 рейса в нед. по 50 пасс. Поток в сезон в выходные дни 3-5 тыс.автомобилей Реконструкция аэропорта 2010 г.: прием 400 тыс.чел, среднемагистральные самолеты Формирование эффективной транспортной схемы Алтайский край 71,9 64,557 Новосибирская обл.17,6 18,619,5 Кемеровская обл.2,9 4,56 Томская обл 1,4 1,72 Омская обл.0,8 1,21,5 Москва и Мос. обл. 135 Санкт-Петербург 1,53 Другие регионы 4,45,26
Центр Стратегических Разработок «Северо-Запад» Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Россия, , Санкт-Петербург, пр. Медиков, д. 5 Тел./факс: +7 (812) ,