Транскрипция как средство анализа пауз в русском жестовом дискурсе Прозорова Евгения zhenia-pr@yandex.ru Диалог 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Потенциал современного урока в интеллектуальном и нравственном развитии учащегося. Способы достижения максимальной эффективности.
Advertisements

Учимся читать по методике Глена Домана Слова по теме «Части тела»
Лингвистика и жестовые языки Вадим Киммельман (Университет Амстердама) РГСУ,
Вопросы: 1.Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени. 2.Изменение с течением времени положения тела относительно.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ. Упражнения для глаз В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно,
Выполнил: учитель физической культуры МБОУ Селезневская СОШ Захаров Владимир Николаевич ВЕЛИЖ.
«ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СОСТЯЗАНИЯ» СПОРТИВНОЕ МНОГОБОРЬЕ ( ТЕСТЫ) Котлов В.Е., учитель МОУ «СОШ с.Багаевка»
Подготовили студенты 3 курса группы ОБ 13-7 ИГСУ ГМУ РАНХиГС Мелёхин Никита Александрович Соловьёва Мария Сергеевна.
Фейсбилдинг Это строительство лица – в переводе с английского. Это строительство лица – в переводе с английского. Это специальная система упражнений,
Невербальные средства общения Презентацию подготовили педагоги- психологи Ахромеева Н.Н. и Рюмина И.К., 2006.
Миогимнастика. Миогоимнастика в ортодонтии – это эффективный метод профилактики и коррекции зубочелюстных аномалий с помощью лечебной физкультуры. Принцип.
Морщинки около глаз Глаза прищурены Щеки приподняты Уголки губ приподняты.
Нижние подачи - положительным качеством нижних подач является простота их выполнения. Нижняя прямая подача – игрок стоит в высокой стойке, лицом к сетке,
Морщинки около глаз Глаза прищурены Щеки приподняты Уголки губ приподняты Если человек улыбается, но нет морщинок около глаз, значит улыбка фальшивая.
Комплексы упражнений для проведения физкультминуток, для снятия напряжения рук, шеи, туловища и глаз.
Нормативы и шкала оценки результатов их выполнения в баллах для определения уровня физической подготовленности кандидатов на учебу в образовательные учреждения.
Цель занятия: научиться работать с мастером диаграмм, правильно, грамотно и наглядно представлять данные в графическом виде.
Русский жестовый язык (РЖЯ) Кебец Павел, ОТиПЛ, 2 курс.
Выполнил; Паутов О.Г Выполнил; Паутов О.Г.. 1. О чем могут рассказать глаза О чем могут рассказать глаза.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. это комплекс движений позволяющих.
Транксрипт:

Транскрипция как средство анализа пауз в русском жестовом дискурсе Прозорова Евгения Диалог 2008

Русский жестовый язык Язык, на котором общаются между собой глухие в России Визуально-пространственный язык

«Артикуляторы» ЖЯ Мануальные: –Доминантная (активная) рука –Не-доминантная (пассивная) рука Немануальные: –Глаза (направление взгляда) –Веки (степень раскрытости глаз) –Брови –Щеки –Рот –Подбородок –Голова –Туловище

Немануальный компонент Композициональность Engberg-Pedersen (1990) Немануальные сигналы в датском ЖЯ прижатый подбородок - топик прищуренные глаза приподнятые брови

Немануальный компонент Композициональность Engberg-Pedersen (1990) Немануальные сигналы в датском ЖЯ прижатый подбородок - топик прищуренные глаза - доступный референт приподнятые брови

Немануальный компонент Композициональность Engberg-Pedersen (1990) Немануальные сигналы в датском ЖЯ прижатый подбородок - топик суженные глаза - доступный референт приподнятые брови - новый, но известный референт - смена топика

Принципы транскрибирования ЖЯ Для отображения одновременных изменений разных артикуляторов – несколько слоев транскрипции Аннотации одновременных явлений располагаются вертикально друг под другом

Транскрипция РЖЯ в ELAN

Паузы в русском жестовом дискурсе

Определения пауз в ЖЯ Grosjean & Lane (1977) фиксация рук в неподвижном положении и неизменной конфигурации после выполнения жеста Nespor & Sandler (1999): расслабление рук и незначительное перемещение между двумя жестами Winston & Monikowski (2003): смена немануальных сигналов между двумя жестами

Методика исследования 5 нарративов РЖЯ, записанные на видео 2 глухих консультанта видеозапись + распечатанная на бумаге транскрипция рассказа (жесты записанные в столбик русскими словами) Цифры 1, 2 и 3, чтобы отмечать паузы в транскрипции

Результаты Совпадение ответов 2-х консультантов – 82% случаев, 218 пауз Если в звучащих языках паузы – это отсутствие артикуляции, то в РЖЯ паузы – это разнообразные модификации артикуляции В звучащих языках паузы располагаются между словами. В РЖЯ подавляющее число пауз приходится на часть жеста

Абсолютные паузы Не выполняется никакого жеста РЖЯ Руки в положении покоя (на коленях, на столе, у груди говорящего) Руки не имеют четкой конфигурации 1-2 паузы в рассказе (длит. ~ 1 мин) Абсолютное начало и конец рассказа

Пауза между жестами УДАРИТЬ-1.OBJ+++ЗАТЕМ

Фазы жеста по Kita, van Gijn, van der Hulst (1998) ( ПОДГОТОВКА ) >> >> ( ФИКСАЦИЯ ) >> >> РЕАЛИЗАЦИЯ /УДАР >> >> ( ФИКСАЦИЯ ) >> >> ( УГАСАНИЕ )

Правила выделения фаз Принцип направленного усилия Изменение скорости и направления движения руки

Фазы жеста и паузы Если в жесте имеются послеударные фазы (Фиксация, Угасание), то эти моменты вопринимаются как паузы

Пауза на фазе фиксации ЧЕЛОВЕК-ИДТИ ЧЕЛОВЕК-СЕСТЬ+ф ШЛЯПА

Пауза на фазе фиксации ЧЕЛОВЕК-ИДТИ ЧЕЛОВЕК-СЕСТЬ+ф ШЛЯПА

Пауза на фазе угасания БЕЖАТЬ ЧЕЛОВЕК-ДВИГАТЬСЯ+у ОБРАТНО КОМНАТА

Пауза на фазе угасания БЕЖАТЬ ЧЕЛОВЕК-ДВИГАТЬСЯ+у ОБРАТНО КОМНАТА

«Мануальные» формы пауз Обрыв (нереализация) жеста Маркеры хезитации (указательный палец, перебирание пальцами) Жесты с мультиударной фазой реализации (синхронное или попеременное повторяющееся движение двух рук) Замедление Абсолютные паузы

«Немануальные» паузы Контраст, резкое и явное изменение (нескольких) немануальных сигналов – без остановки / замедления рук или наличия иных «мануальных» факторов, влияющих на восприятие пауз

Количество пауз разных типов Паузы на послеударной фазе –На фазе фиксации - 62 (28% от общ.числа) –На фазе угасания – 78 (36%) Немануальный контраст –44 (20%) Маркеры хезитации –17 (8%) Обрывы –14 (7%) Абсолютные паузы –3 (1%)

Анализ послеударных пауз Соотношение пауз и немануальных сигналов: –Типичная пауза – это временной промежуток (совпадающий с фазой фиксации или угасания), с двух сторон обрамлённый сменой немануальных сигналов, во время которого: А) ничего не происходит или Б) голова и тело возвращаются в нейтральное положение, выражение лица становится нейтральным («расслабляется)

Движение тела во время пауз Вариант А (ничего не происходит) – –идея незавершённости Вариант Б (возвращение в нейтральное положение) – –идея завершённости, возвращение на начало, «ресет» Вариант Б имеет место при 49 из 78 фаз угасания (63%) Вариант А возможен только при фазе фиксации – встретился 30 раз из 63 (47%)

Вариант А

Вариант Б

Варианты пауз Отклонения от типичных пауз: –Есть послеударная фаза, но смена немануальных сигналов происходит только один раз –Нет остановки, расслабления или ритмического сбоя в движении рук – пауза реализуется как смена немануальных сигналов

Литература Grosjean, F. & Lane, H. (1977). Pauses and syntax in American Sign Language // Cognition, 5. Kita, S., van Gijn, I., & van der Hulst, H. (1998). Movement Phases in signs and co-speech gestures, and their transcription by human coders // Wachsmuth, I. & Fröhlich, M. (eds.) Gesture and sign language in human-computer interaction. Lecture Notes in Artificial Intelligence, Nespor, M. & Sandler, W. (1999). Prosody in Israeli Sign Language // Language and Speech, 42 (2-3). Winston, E. & Monikowski, C. (2003). Marking topic boundaries in signed interpretation and transliteration // Metzer, M., Collins, S., Dively. V. & Shaw, R. (eds.) From topic boundaries to omission: New research on interpretation. Washington D.C.: Gallaudet University Press.

Спасибо за внимание! Автор благодарит за помощь в проведении исследования своих консультантов - Евгения Мазаева и Татьяну Давиденко, а также всех участников съемок – студентов РГСУ и МПГУ. Отдельная глубокая благодарность Анне Комаровой, директору Центра образования глухих и жестового языка.