Характеристика метапредметных результатов в ходе реализации ООП ООО. Программа формирования УУД учащихся основной школы (структура, краткий обзор разделов)
Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ ; образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ project.esc project.esc
Результаты ООП ООО М е т а п р е д м е т н ы е Предметные Личностные
«Портрет выпускника основной школы» Любит родину, знает русский язык, культуру Принимает общечеловеческие ценности Активно и заинтересованно познающий мир
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок уважающий других людей, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, ориентирующийся в мире профессий,
. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Цель Пути достижения целей Контроль и коррекция Оценка правильности Логические рассуждения и Умозаключения
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования Работа со схемами, моделями Смысловое чтение Совместная деятельность и сотрудничество Владение способами коммуникации ИКТ-компетентности Экологическое мышление
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов личностных, метапредметных и предметных устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно- практических задач, направленных на формирование и оценку следующих умений и навыков:
1. Формирование и оценка умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний первичное ознакомление, отработка и осознание теоретических моделей и понятий, стандартных алгоритмов и процедур; выявление и осознание сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности, создание и использование моделей изучаемых объектов и процессов, схем; выявление и анализ существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;
Выполни инструкцию. 1. Построй прямой угол. Обозначь его вершину буквой А. 2. На одной стороне построенного угла отложи отрезок АВ = 6 см, на другой стороне – отрезок АС = 8 см. 3. Построй отрезок ВС, найди его середину и обозначь ее буквой К. 4. Соедини точку К с вершиной прямого угла А. 5. Измерь длину отрезка АК с помощью линейки.
2. Формирование и оценка навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний результат использования знако- символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей
К задаче подбери подходящий чертеж (решать задачу не нужно).0_controlwork_55_1.pdf0_controlwork_55_1. pdf У Коли, Пети и Саши вместе 23 машинки. У Коли и Саши вместе 17 машинок. У Пети и Саши вместе 14 машинок.
На диаграмме показано количество автомобилей, выпущенных одним из заводов с января по декабрь прошлого года. Когда завод выпустил больше автомобилей – весной или осенью – и на сколько штук больше?
3. Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций принятие решения в ситуации неопределённости
Ученики провели исследование новых тканей «триплон» и «дискан», которые хорошо впитывают и удерживают влагу. На старте они взвесили одинаковые по размерам сухие тряпки, после этого одновременно погрузили тряпки в воду. Каждые 5 секунд они вынимали по одной тряпке из триплона и дискана, взвешивали их. Время (с) Масса тряпки из триплона (г) Масса тряпки из дискана (г)
Используя таблицу результатов, закончи выводы: чтобы быстро вытереть мокрый стол, удобнее использовать тряпку из _____________________________. чтобы не спеша убрать лужу с пола, удобнее использовать тряпку из _____________________________. Что выгоднее использовать – две тряпки из триплона или одну тряпку из дискана, чтобы заменить в походе фляжку и нести поменьше ткани и побольше воды? Свой ответ объясни.
Задание 8. Составь словарный диктант для первоклассника из предложенных слов. При отборе слов учти главное требования к диктанту: в нем НЕ ДОЛЖНЫ быть слова, в которых есть безударные гласные, за исключением безударного звука [у]. бегун, пушинка, стучал, гостил, сухарь, снегирь, вечер, подснежник, дождевик, в парке, целый.
4. Формирование и оценка навыка сотрудничества совместная работа в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;0_controlwork_55_1.pdf0_controlwork_55_1.pdf
5. Формирование и оценка навыков коммуникации создание письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировка и обоснование гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.);
Задание 2. На рисунке изображена сломанная линейка. Напиши инструкцию по использованию этой линейки для измерения длины.0_controlwork_55_1.pdf0_controlwork_55_1. pdf Задание 6. Ученые – экологи установили, что в местностях с сухим климатом в летнее время во многих водоемах значительно повышается концентрация вредных веществ. Выдвини гипотезу, почему это происходит. Обоснуй свою гипотезу. Примечание. Под концентрацией вредных веществ понимают их количество в пробе воды определенного объема, например, в 1 литре.
В современном мире наша страна столкнулась с проблемой проникновения в русский язык различных иностранных слов. В связи с этим двое ученых-языковедов высказали следующие точки зрения: Иван Иванович Петров: «Язык это же не только метод общения, также он является одной из характеристик жизни народа, его использующего; это книга, в которой отображается вся история развития народа, весь его исторический путь, начиная от древнейших времен до наших дней. Поэтому смешение русского языка с другими крайне опасно для русской культуры». Петр Петрович Иванов: «Процесс проникновения в русский язык иностранных слов вполне закономерен, поскольку люди, говорящие на разных языках, все больше общаются друг с другом. Точно так же русские слова проникают в другие языки, например слово «спутник» стало интернациональным». Какая точка зрения кажется тебе более правильной? Почему? А, может быть, у тебя есть своя точка зрения по этому вопросу? Запиши свои рассуждения.
6. Формирование и оценка навыка самоорганизации и саморегуляции функции организации выполнения задания: планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в выполнении задания, соблюдение графика подготовки и предоставления материалов, поиск необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы
Ученикам предложили разработать проект национального парка, в котором обитало бы большое количество разнообразных животных. В твоей группе 4 человека – ты и Маша, Таня, Дима. Тебя выбрали капитаном команды. Напиши план работы своей группы и распредели, кто и что будет выполнять. План работы 1._______ 2.________ 3._________ Распределение работы между членами группы Делаете вместе Делаешь ты Делает Маша Делает Таня Делает Дима
7. Формирование и оценка навыка рефлексии самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания
Напиши краткий отзыв на доклад Саши: сформулируй в отзыве, что тебе понравилось в его докладе и какие есть замечания.0_controlwork_55_1.pdf0_controlwork_55_1.pdf
Задание 15. Учащиеся начальной школы придумали свои задачи по математике. Они еще не очень хорошо умеют составлять задачи. Тебе предлагается оценить эти задачи. Если задача составлена верно, реши ее и запиши ОТВЕТ. Если задачу решить нельзя, то необходимо дать СОВЕТ: как исправить задачу, чтобы можно было ее решить. 1) 3 ручки стоят 30 рублей, а 5 карандашей 40 рублей. Что дороже: ручка или карандаш? ОТВЕТ или СОВЕТ: ___________________________________________________________________ __________________________________________________ 2) Тетрадь на 5 рублей дороже блокнота. Что дороже: 3 тетради или 2 блокнота? ОТВЕТ или СОВЕТ: ___________________________________________________________________ __________________________________________________ 3) Булочка на 5 рублей дороже пирожка. Что дороже 3 пирожка или 2 булочки? ОТВЕТ или СОВЕТ: ___________________________________________________________________ __________________________________________________
Задание 17. Три ученика решали задачу: У Коли 18 машинок. Это на 6 больше, чем у Саши, и на 6 меньше, чем у Миши. Сколько всего машинок у ребят? Первый ученик решал задачу так: Второй ученик решал задачу так: У Саши = 24 (маш.). У Саши 18 – 6 = 12 (маш.). У Миши 18 – 6 = 12 (маш.). У Миши = 24 (маш.). Всего у ребят = 54 (маш.). Всего у ребят = 36 (маш.). Третий ученик решал задачу так: У Саши 18 6 = 12 (маш.). У Миши = 24 (маш.). Всего у ребят = 54 (маш.). Кто из учеников правильно решил задачу? Если в решениях есть ошибки, опиши их в таблице. Оцени работу каждого ученика, исходя из максимального количества баллов 2. Запиши оценку в таблице.
8. Формирование ценностно- смысловых установок выражение ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументация (пояснение или комментарий) своей позиции или оценки;0_controlwork_54_1.pdf0_controlwork_54_1.pdf
9. Формирование и оценка ИКТ- компетентности обучающихся педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков
Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом.
система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: - выпускник научится - выпускник получит возможность научиться
На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: четырёх междисциплинарных учебных программ 1.«Формирование универсальных учебных действий», 2.«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», 3.«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», 4. «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; учебных программ по всем предметам
Планируемые результаты УУД Личност- ные Регулятив ные Познава- тельные Комму- никатив- ные