Интерпретация источников. Определение научной значимости источников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Advertisements

1. Особенности социального познания. 2. Социальные факты: сущность, интерпретации, оценки 3. Науки, изучающие общество.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Теоретические основы анализа результатов прогнозирования Лекция 7.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ЕСТЬ ПОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА, ПРОТЕКАЮЩИХ В НЕМ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
Однако надо помнить, что прямые указания источника на дату его возникновения далеко не всегда бывают точными. К тому же во многих источниках, особенно.
Исторические источники Исторические источники как форма работы по формированию ключевых компетенций обучающихся.
КорреспонденцияКорреспонденция Исследовательский проект ©Ермолаева И.В., Ершова Т.И., МОУ ССОШ, 2006г.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Работа с историческими источниками Историк никогда не исчерпает документ до конца, он всегда может обратиться к ним с новыми вопросами или заставить их.
Тема 12 Предмет и задачи логики. Понятия. План: 1. Смысл и понятия «логика» 2. Основные законы и формы мышления 3. Понятия и его формы 4. Логические операции.
По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Свойства информации Выполнили: Студенты группы ИТ-72 Уксусов, Айбятов, Липатов.
Социальное познание. Особенности социального познания Часть общества Изучает общество Общество изучает само себя, через деятельность входящих в него людей.
«Процедура системного анализа – декомпозиция». 1. Модели систем как основания декомпозиции. Модели систем как основания декомпозиции. 2. Алгоритмизация.
Теоретические методы НИ Студентки 11-ПСП группы Королевой Анны.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Транксрипт:

Интерпретация источников. Определение научной значимости источников.

После того как источник прочтен палеографически и грамматически, исследователь не может считать, что он до конца понял смысл, вложенный в него автором

Это обстоятельство, ясное уже ученым вв., послужило основанием для возникновения особой отрасли научных знаний герменевтики (от греческого толкую объясняю), ставившей своей задачей объяснить, истолковать, интерпретировать смысл изучаемого документа.

По определению философов, задача всякой интерпретации состоит в раскрытии смысла конструкций, формул, символов, текстов и т.п. К этому же сводится интерпретация исторических источников. Вместе с тем, она имеет свои специфические особенности.

Интерпретируя источник, исследователь стремится понять, что сообщается в нем о конкретных фактах, событиях, явлениях. При этом учитывается, что между историческим фактом (явлением и т.п.) самим по себе, тем как он воспринимается создателем источника и как отражается в документе, имеется существенное различие.

Задача интерпретации состоит в раскрытии значения всего источника как в целом, так и в его отдельных частях. Разумеется, истолкование совершенно ясных мест не требует какой-либо особой работы. Но и они должны пройти сквозь призму сознания исследователя.

Определение научной значимости источников. Следующим важным этапом изучения исторического источника является выяснение научной значимости информации, содержащейся в документе. Прежде всего, возникает вопрос о достоверности сведений, представленных в источниках, их полноте и точности. На всё это влияют условия, в которых сведения попали в документ, автор, характер источника.

Наибольшего доверия заслуживают сообщения свидетелей или участников событий. Для адекватного отображения событий автору требуется удачная позиция для наблюдения, а также достаточное время, чтобы охватить все аспекты интересующего его события. В то же время в большинстве случаев в источниках говориться о событиях достаточно сложных, охватить которые даже при благоприятных условиях свидетелям бывает нелегко.

Однако подавляющее большинство повествовательных источников основано не только на свидетельствах очевидцев. Стараясь сделать свое повествование более убедительным, авторы часто приводили документы или факты, основанные на документальных данных. В тех случаях, когда автор хотел рассказать об интересных событиях, которые, однако, сам не наблюдал и которые не мог подтвердить документами, он старался использовать сообщения участников или очевидцев.

Следующая задача состоит в том, чтобы определить, насколько точно переданы в изучаемом нами источнике данные, взятые из другого документа. Многие авторы дошедших до нас повествовательных источников искренне стремились к точной передачи бывших в их распоряжении документов, а также рассказов участников или свидетелей событий. Но не все они могли разобраться в достоверности и точности данных, которыми располагали, а некоторые и не стремились к этому. Из имевшихся в их распоряжении источниками наряду с достоверными известиями они часто брали факты сомнительные и даже ложные.

На достоверность содержащихся в источнике сведений могут влиять идеологические и политические установки автора документа. Косвенным свидетельством отношения автора к окружающей его действительности, его политическим, идеологическим и прочих позиций может служить и степень полноты, достоверности и точности содержащихся в источнике данных. Сознательное искажение действительности, вызываемое идеологическими, религиозными и сугубо личными мотивами, может иметь самые различные формы. Одной из них является отбор фактов и явлений общественной жизни, которые авторы находили нужным отмечать в своих сочинениях.

Чтобы окончательно убедиться в полноте, достоверности и точности отображения действительности в повествовательном источнике, необходимо с учетом обстоятельств, в которых возникла данная информация, проверить каждое конкретное известие, содержащиеся в нем. В такой проверки нуждаются не все источники. если они поддаются очень легкому наблюдению, а в искажении их нужды не возникает Или же они известны настолько широко, что неверное их освещение может быть легко разоблачено.

метод логически-смыслового анализа Отбрасываются все сведения противоречащие здравому смыслу и формальной логике метод сопоставления Прежде всего сопоставляется каждое свидетельство источника с высказываниями по этому же вопросу в других его частях. А также сопоставление показаний источника по одному и тому же вопросу со свидетельствами других, не зависимых от него документов метод противопоставления. Источники нередко приводят сведения противоречащие друг другу. Либо замалчивают то или иное событие, приводимое в каком-либо ином документе.

В качестве критерия достоверности содержащейся в источнике информации нельзя брать совпадение (или не совпадение) идей или оценок с подобными идеями или оценками в других источниках. Они зависят от отношения автора к описываемым в источнике событиям и в значительной мере определяются его политическими, идеологическими, религиозными и прочими позициями. Напротив, совпадение сведений о самих событиях, содержащихся в независимых источниках, может свидетельствовать об их достоверности. Если названные в изучаемом нами источнике время и место события, его действующие лица, какие-либо детали или факт в целом находят подтверждение в другом, независимом от нашего источнике, то исследователи видят в этом одно из важных свидетельств их достоверности.

При сопоставлении данных об одном и том же факте, содержащихся в разных источниках, не может иметь доказательную силу полное совпадение известий во всех деталях. Напротив, оно наводит на мысль о том, что здесь сказалось влияние одного источника на другой или был общий источник, из которого два автора, даже не связанные друг с другом, черпали материал. В независимых друг от друга источниках известия не совпадают слово в слово. Однако пользоваться ими для доказательства достоверности заключенных в источнике сведений можно. Такая возможность возникает тогда, когда известия в изучаемом источнике и тех, которые берутся для сравнения, тождественны и согласуются друг с другом.