ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Анализ состояния конкуренции на рынках воздушных перевозок.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Анализ состояния конкуренции на рынках воздушных перевозок Заместитель руководителя ФАС России А.Н.Голомолзин.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА На пути к конкурентному рынку услуг по обеспечению авиатопливом Заместитель руководителя ФАС России А.Н.Голомолзин.
РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ АВИАПЕРЕВОЗОК СТРАН СНГ Ирина Гребнева, адвокат, Управляющий партнер ЗАО «Юридическая компания «Лэнд», город Новосибирск.
Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
Публичная декларация ключевых целей и приоритетных задач Министерства транспорта Российской Федерации на 2015 год.
Москва, 8-9 июля 2010 г. Российско-Американский Семинар по вопросу применения антимонопольного законодательства ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА И.Ю.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
ИТОГИ производственно-хозяйственной деятельности гражданской авиации за 2005 год Москва, март 2006 г.
Сочи, октябрь 2009г.1 Доклад на тему: «О текущей ситуации по вопросам государственного регулирования тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в.
1 Қазақстан Республикасы Бәсекелестікті қорғау агенттігінің (Монополияға қарсы агенттік) 2011 жылғы жұмысының қорытындылары және 2012 жылға арналған міндеттері.
Антимонопольное регулирование рынка банковских услуг в 2009 году Федеральная антимонопольная служба Москва, 2010 г.
Москва, 2010 г. О совместных расследованиях на рынках авиаперевозок Управление контроля транспорта и связи ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТОВ-ХАБОВ В РФ.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Москва, 2009 г. О деятельности Штаба по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства государств-участников.
Г. Вена, 10 декабря 2010 Последние изменения в российском антимонопольном законодательстве и правоприменительной практике И.Ю. Артемьев, руководитель ФАС.
Транксрипт:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Анализ состояния конкуренции на рынках воздушных перевозок

2 Федеральный закон «О защите конкуренции» Защита конкуренции Контроль cлияний и приобретений Предупреждение нарушений антимонопольного законодательства антиконкурентных действий органов власти Правила недискриминационного доступа злоупотребление доминированием картели Пресечение нарушений антимонопольного законодательства монополистической деятельности

3 Январь - Август Основные показатели работы гражданской авиации России

4 Январь - Август Основные показатели работы гражданской авиации России (тыс.ткм) (тн) , , , , , ,32

Динамика изменения цен на авиатопливо

6 Меры антимонопольного воздействия 2008/2009 гг. - более 80 дел о нарушениях на рынках авиатоплива, в том числе в отношении: Трейдеров и ТЗК Злоупотребление доминированием (доля рынка более 50% -80%): - монопольно высокая цена; - рост цен вследствие изъятия товара; дискриминация. Штрафы: 4,5 млрд. руб. Монопольно высокая цена, дискриминационное ценообразование. Штрафы : 272 млн. руб. Согласованные действия Штрафы: 30млн. руб. Вертикально-интегрированных компаний (с госучастием и частных) Операторов ТЗК Общая сумма штрафов - 4,8 млрд. рублей

7 Типовые нарушения: Навязывание комплексной услуги Анапа, Калининград, Хабаровск Законность решений ФАС России гг. подтверждена в суде Анапа, Калининград, Хабаровск Законность решений ФАС России гг. подтверждена в суде Меры антимонопольного воздействия Топливно- заправочный комплекс Поставщики авиатоплива Авиакомпания реализация хранение заправка хранение заправка реализация

8 Типовые Нарушения: Создание дискриминационных условий Минеральные Воды, Краснодар Законность решений ФАС России гг. подтверждена в суде Минеральные Воды, Краснодар Законность решений ФАС России гг. подтверждена в суде Меры антимонопольного воздействия Топливно- заправочный комплекс Поставщики авиатоплива Авиакомпании хранение заправка хранение заправка реализация зависимая независимая реализация 8

9 Раздел рынка Монополизация рынка авиатопливообеспечения Нефтяные компании Резервируют 100% хранения ТЗК Хранение Иные поставщики Меры антимонопольного воздействия Не имеют возможности получить услугу хранения, не могут выйти на рынок реализации и заправки Реализация и заправка Красноярск – решение ФАС России о нарушении антимонопольного законодательства 2010г. (в стадии судебного разбирательства) Красноярск – решение ФАС России о нарушении антимонопольного законодательства 2010г. (в стадии судебного разбирательства)

10 Правила недискриминационного доступа к услугам в аэропортах 22 июля 2009 года Правительство РФ по представлению ФАС России утвердило Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах (вступили в силу г.) Устранение необоснованного отказа владельцев объектов инфраструктуры аэропортов в обслуживании отдельных потребителей услуг аэропорта (выделение слотов, наземное обслуживание, услуги ТЗК): Обеспечение равных условий оказания услуг потребителям Приоритетность оказания услуг Стандарты раскрытия информации об услугах Порядок разрешения споров Возможность строительства альтернативных ТЗК Устранение необоснованного отказа владельцев объектов инфраструктуры аэропортов в обслуживании отдельных потребителей услуг аэропорта (выделение слотов, наземное обслуживание, услуги ТЗК): Обеспечение равных условий оказания услуг потребителям Приоритетность оказания услуг Стандарты раскрытия информации об услугах Порядок разрешения споров Возможность строительства альтернативных ТЗК

11 Либерализация рынков авиаперевозок До 2007 года: После 2007 года: Решение Правительства РФ принято по инициативе ФАС России Изменение условий лицензирования воздушных перевозок АВ* Лицензия и квота на маршрут Лицензия и квота на маршрут АВ ФАС России *АВ – авиационные власти Выдача лицензий на вид деятельности Свобода выбора маршрута Выдача лицензий на вид деятельности Свобода выбора маршрута Дела о нарушении антимонопольного законодательства

Анализ рынков воздушных перевозок ФАС России проведен анализ - состояния конкуренции по всей совокупности маршрутов (3100 ) -тарифной политики 90 авиакомпаний Дана оценка состояния конкурентной среды на исследованных маршрутах. Выявлено 380 маршрутов, на которых рост тарифа «нормальный –эконом» в период с сентября 2008 по июнь 2010 составил от 30% до 300%. ФАС России проведен анализ - состояния конкуренции по всей совокупности маршрутов (3100 ) -тарифной политики 90 авиакомпаний Дана оценка состояния конкурентной среды на исследованных маршрутах. Выявлено 380 маршрутов, на которых рост тарифа «нормальный –эконом» в период с сентября 2008 по июнь 2010 составил от 30% до 300%.

13 Анализ рынков воздушных перевозок 90% маршрутов обслуживают 1-2 перевозчика Доля маршрутов, обслуживаемых различным количеством авиакомпаний Кол-во компаний на маршруте

14 Анализ рынков воздушных перевозок Объемы перевозок, осуществляемых на маршрутах с различным количеством авиакомпаний Почти две трети перевозок пассажиров на внутренних линиях осуществляется на конкурентных маршрутах

15 Изменение тарифа в зависимости от состояния конкуренции на маршруте

16 Проблемы: Ситуация на рынке авиаперевозок Недостаточность конкуренции между авиаперевозчиками Ограничение доступа на рынки международных авиаперевозок Отсутствие альтернативных предложений в сфере аэропортового обслуживания Затратность владения и обслуживания ВС Недостаточность конкуренции между авиаперевозчиками Ограничение доступа на рынки международных авиаперевозок Отсутствие альтернативных предложений в сфере аэропортового обслуживания Затратность владения и обслуживания ВС Снижение конкурентоспособности авиакомпаний Техническое и технологическое отставание аэропортовой инфраструктуры Рост стоимости авиаперевозок Ограничение транспортной доступности Снижение конкурентоспособности авиакомпаний Техническое и технологическое отставание аэропортовой инфраструктуры Рост стоимости авиаперевозок Ограничение транспортной доступности

Развитие воздушных перевозок Контроль за обеспечением доступа авиакомпаний к услугам ЕМ в аэропортах, в т.ч. в сфере авиатопливообеспечения Недопущение необоснованного роста цен на авиатопливо Совершенствование системы тарифного регулирования на услуги в аэропортах Создание равных условий налогообложения в сфере внутренних и международных перевозок. Замена НДС на авиаперевозки по внутренним линиям целевым аэропортовым сбором при соблюдении сопоставимости налогового обременения в различных сегментах рынка Упрощение требований и процедур проектирования, строительства и эксплуатации аэропортов (аэродромов) Контроль за обеспечением доступа авиакомпаний к услугам ЕМ в аэропортах, в т.ч. в сфере авиатопливообеспечения Недопущение необоснованного роста цен на авиатопливо Совершенствование системы тарифного регулирования на услуги в аэропортах Создание равных условий налогообложения в сфере внутренних и международных перевозок. Замена НДС на авиаперевозки по внутренним линиям целевым аэропортовым сбором при соблюдении сопоставимости налогового обременения в различных сегментах рынка Упрощение требований и процедур проектирования, строительства и эксплуатации аэропортов (аэродромов)

Развивающиеся сегменты рынка ГРУЗОВАЯ авиация Создание международных и региональных аэропортов- хабов. Развитие наземной инфраструктуры аэропортов Формирование логистики поставок Оптимизация тарифной политики аэропортов Переход на технологии e-Freight (электронный документооборот) Использование транзитного потенциала транссибирского, кроссполярного, трансвосточного и трансазиатского воздушных коридоров на основе внедрения современной системы навигационного сопровождения В настоящее время доля в мировом объеме грузоперевозок составляет 1.5%-2%

Развивающиеся сегменты рынка ДЕЛОВАЯ авиация Лишь 8% парка ВС зарегистрировано в Российской Федерации Доступ к услугам и объектам наземной инфраструктуры аэропортов. Развитие конкуренции в системе наземного обслуживания Создание равных условий для резидентов и нерезидентов рынка РЕГИОНАЛЬНЫЕ и МЕСТНЫЕ перевозки Доля в общем объеме перевозок 1990 – 76% 2009 – 27% Восстановление сети региональных и местных аэропортов Доступ к услугам и объектам наземной инфраструктуры аэропортов. Развитие конкуренции в системе наземного обслуживания Недопущение необоснованного роста стоимости авиатоплива

Развивающиеся сегменты рынка НИЗКОТАРИФНЫЕ перевозки Восстановление и развитие наземной инфраструктуры аэропортов Совершенствование системы тарифного регулирования Оптимизация системы проектирования, сертификации и эксплуатации аэропортов и аэродромов Снижение таможенно-налоговой нагрузки на ввозимые ВС В мире низкотарифные перевозки составляют 40%- 45% совокупного объема пассажирских перевозок ГА Российской Федерации: 2 перевозчика КаКартинк

Меры по стимулированию воздушных перевозок Международные перевозки исключение согласования объемов и тарифов перевозок между назначенными авиаперевозчиками снятие ограничений по числу перевозчиков, назначенных для эксплуатации договорной международной воздушной линии предотвращение установления дискриминационных цен или практики исключение согласования объемов и тарифов перевозок между назначенными авиаперевозчиками снятие ограничений по числу перевозчиков, назначенных для эксплуатации договорной международной воздушной линии предотвращение установления дискриминационных цен или практики Меры по развитию конкуренции на рынках международных перевозок одобрены Советом Глав правительств стран СНГ (Кишинев, 2008) Меры по развитию конкуренции на рынках международных перевозок одобрены Советом Глав правительств стран СНГ (Кишинев, 2008) Проект Модельного соглашения о воздушном сообщении (разработан в рамках деятельности МСАП)

Меры по развитию конкуренции в сфере аэропортовых услуг Создание условий для привлечения Создание условий для привлечения инвестиций для эффективных операторов на основе прав собственности, владения, в т.ч. долгосрочной концессии Оценка возможности использования выведенных из эксплуатации аэропортов (аэродромов), в том числе посредством приватизации имущества, исключенного из оборота. Совершенствование системы сертификации и проектирования аэропортов с учетом степени сложности и объемов обслуживаемых перевозок Разработка и внедрение нового поколения строительных норм и правил Изменение системы тарифного регулирования. Привязка тарифа к типу аэропорта и установленному перечню базовых услуг. Гибкость тарифной политики и обеспечение зависимости тарифа от условий конкуренции Создание условий для привлечения инвестиций для эффективных операторов на основе прав собственности, владения, в т.ч. долгосрочной концессии Оценка возможности использования выведенных из эксплуатации аэропортов (аэродромов), в том числе посредством приватизации имущества, исключенного из оборота. Совершенствование системы сертификации и проектирования аэропортов с учетом степени сложности и объемов обслуживаемых перевозок Разработка и внедрение нового поколения строительных норм и правил Изменение системы тарифного регулирования. Привязка тарифа к типу аэропорта и установленному перечню базовых услуг. Гибкость тарифной политики и обеспечение зависимости тарифа от условий конкуренции

Увеличение объемов перевозок к 2020году: - Пассажиров в 4 -5 раз; - Грузов в 8 – 10 раз. Увеличение объемов перевозок к 2020году: - Пассажиров в 4 -5 раз; - Грузов в 8 – 10 раз. Либерализация рынков международных авиаперевозок стран участников СНГ. Формирование условий для развития всех сегментов рынка (бизнес авиация, low cost, региональная и местная авиация, грузовые перевозки). Увеличение региональных и местных авиаперевозок в 3 раза. Формирование условий для развития всех сегментов рынка (бизнес авиация, low cost, региональная и местная авиация, грузовые перевозки). Увеличение региональных и местных авиаперевозок в 3 раза. Увеличение численности действующих аэропортов (аэродромов) не менее чем в 2 раза. Развитие воздушных перевозок

Структура себестоимости в США г

Структура себестоимости перевозок в РФ г.

29 Спасибо за внимание!