Методические основы написания исследовательской работы
Исследовательская деятельность учащихся одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее ПОЛНО выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно.
Учителем исследовательская деятельность школьников может оцениваться по следующим параметрам: 1. познавательная активность и предприимчивость; 2. логика построения программы проекта, качество использования источников информации; 3. эффективность презентации результатов, потенциал продолжения проекта.
Последовательность этапов исследовательской работы: 1 этап Поиск проблемы, выбор темы исследования; 2 этап Постановка цели и задач; 3 этап Выбор объекта исследования; 4 этап Знакомство с литературой; 5 этап Выдвижение рабочей гипотезы; 6 этап Выбор и освоение методики сбора материала; 7 этап Проведение исследования и обработка полученных материалов; 8 этап Анализ результатов работы; 9 этап Оформление результатов исследования; 10 этап Обнародование результатов (презентация).
АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ При выборе темы необходимо учитывать два критерия: 1. Субъективный – тема должна соответствовать интересам исследователя; 2.Объективный: а) тема должна быть актуальной б) тема должна быть реально выполнимой.
Постановка цели и задач: Чётко и грамотно сформулированная цель работы – это краткий ответ на вопросы: зачем проводится исследование и что конкретно хочет выяснить автор по завершении всей работы в целом. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Цель существенно шире задачи. Задач может быть несколько, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы
Выбор объекта исследования Объекты биоэкологических исследований по изучению природы родного края – это живые системы (организм, популяция, экосистема) или явления (механизмы действия каких либо факторов, различные процессы), которые изучает исследователь. Объекты исследования должны быть доступными и неопасными для жизни и здоровья исследователя. Они должны быть типичными для местности, и выбор их должен соответствовать задачам. Изучение биологических объектов следует всегда начинать с установления их систематического положения.
Знакомство с литературой Работа с литературой является необходимым компонентом исследовательской работы. Изучение литературы по теме – обязательное условие успешности выполняемого исследования. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы, с тем, что сделано в этой области к настоящему времени.
Выдвижение рабочей гипотезы Рабочая гипотеза – это предсказуемое, проверяемое и логичное научное предположение о явлении. Выдвигая рабочую гипотезу, исследователь может на её основании заранее с определённой долей вероятности предсказать и объяснить результаты. Иначе говоря, сформулировать гипотезу, значит, определить предполагаемый результат.
Выбор и освоение методики сбора материала – «инструмента», посредством которого будут решаться поставленные задачи. Принципы, которыми следует руководствоваться при выборе методов исследования: 1. соответствие поставленным целям и задачам; 2.стандартность; 3.производительность; 4. простота применения; 5. доступность необходимого оборудования; 6. научная обоснованность.
Проведение исследования и обработка полученных материалов 1. Основной документации исследования (отчёту) предшествует первичная документация, к которой относят дневник исследования. Дневник должен содержать всю исходную информацию об исследовании. 2. В порядке выполнения исследования в дневнике записывают все работы по закладке, организации и проведению исследования, уточняя объём и качество проделанной работы, применяемые инструменты и т.д. 3. При полевых исследованиях в дневнике обычно фиксируют метеорологические условия, для живых организмов – поражённость болезнями и вредителями, записывают текущие результаты обработки данных, предварительные выводы и предположения о верности рабочей гипотезы.
Анализ результатов работы Чтобы полученные результаты можно было сравнить и проанализировать, их необходимо приводить к общему критерию. Результаты подвергаются статистической обработке. На основе полученных данных составляются таблицы, строятся диаграммы, графики, гистограммы, что придаёт полученным результатам большую наглядность и облегчает их восприятие и осмысление. Исследователь сравнивает полученные выводы с рабочей гипотезой и в зависимости от результата принимает или отвергает её.
Оформление результатов исследования При написании отчёта о проделанной работе результаты исследования нужно представлять строго и наглядно. Основные требования к отчёту – информированность, логичность, доступность изложения.
Обнародование результатов (презентация) По завершении работы исследователь представляет её результаты. Для этого исследователь готовит устное сообщение продолжительностью минут, в котором кратко освещает основное содержание работы: тему, цель и задачи, объект, методы, результаты, выводы и основные литературные источники. Текст выступления составляется не только в соответствии с требованиями полноты и логичности содержания, но и эффективности подачи. Начало должно заинтересовать, привлечь внимание. Для этих целей выступление обычно начинают с цитаты, примера из жизни или вопроса. Чтобы слушатели лучше воспринимали доклад, нужно подготовить иллюстративный материал: плакаты, слайды, компьютерную презентацию.
дает уникальную возможность для: Исследование Личностного роста; Выражения творческих способностей; Навыков решения проблем, умения анализировать; Развития самоуверенности и независимости; Совершенствования самодисциплины и организованности; Приобретения навыков критического мышления.
Требования к исследовательским работам Актуальность и практическая значимость работы; соответствие темы работы ее содержанию; обзор литературы; место и сроки проведения; методы выполнения работы; методы первичной и статистической обработки; анализ результатов; перспективы работы; ссылки на литературные источники
Текст работы должен быть набран на компьютере формат листа А-4, шрифт 12 или 14 через 1,5 интервала) и распечатан. Работа должна быть аккуратно и правильно оформлена, страницы пронумерованы и скреплены. Объем работы не ограничен или ограничен (по условию конкурса). Размеры полей: правое – 10 мм, левое, верхнее и нижнее – 20 мм. Текст располагать по ширине листа.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНКУРСНОГО МАТЕРИАЛА Учебно – исследовательская работа должна иметь: 1. Титульный лист, где должны быть указаны: полное название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, региона и населённого пункта; название детского объединения; номинация Конкурса; тема работы; фамилия, имя, отчество автора, класс; фамилия, имя, отчество руководителя работы (полностью); фамилия, имя, отчество консультанта работы (полностью); год выполнения работы.
2. Содержание (оглавление) – перечисление нижеупомянутых разделов с указанием страниц Содержание Введение…………………………………….…………………………… Библиографический обзор………………………………… Основная часть …………………………………………………… Методика и условия проведения опытов……………… Объект исследования ………………………………………… Результаты исследования……..……………………...……..8 Заключение.…………………………………………………………..…13 Список использованных источников… Приложение……………………………………………………………..16
3. Структура работы (проекта) должна включать следующие разделы: Введение, где должны быть: четко сформулированы цель и задачи работы. Цель должна быть научно обоснована, и соответствовать теме. Задачи должны вытекать из цели работы. Степень изученности проблемы (тема должна отражать суть работы); сделан краткий литературный обзор; обоснована актуальность исследования; указаны место и сроки проведения исследования (при необходимости дана физико – географическая характеристика района исследования и режим хозяйственного использования территории). в тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.
Методика исследований: описание методики сбора материалов; условия проведения опытов; методы первичной и статистической обработки собранного материала; объект исследования. Основная часть
Результаты исследования Краткое словесное изложение новой информации об объектах или явлениях, которую удалось получить юному биологу в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногочисленное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах.
Выводы Они кратко характеризуют основные полученные результаты работы в соответствии с поставленными задачами и выявленные тенденции, без многословных объяснений или трактовок. Выводы желательно пронумеровать (их число соответствует количеству задач).
Заключение могут быть отмечены лица, принимавшие участие в выполнении и оформлении работы, намечены дальнейшие перспективы работы, указаны практические рекомендации, вытекающие из данной исследовательской работы.
Список использованных источников Элементы библиографического описания Заголовок описания - фамилия и инициалы автора. Заглавие - название произведения. Выходные данные - место издания, наименование издательства и год издания. Количественная характеристика данных фактическое количество страниц.
Приложение – в конец работы могут быть вынесены: фактические и численные данные, имеющие большой объем; рисунки; диаграммы; схемы; карты; фотографии Приложения к работе (диаграммы, таблицы, графики) должны соответствовать этому формату. Графики и диаграммы должны быть четкими, сопровождаться цифрами и данными. Фотографии цветные, выполненные в сканированном варианте. Все приложения должны быть пронумерованы, озаглавлены и обеспечены ссылками. Картографический материал (обязателен для всех работ географического содержания) должен иметь: заглавие, масштаб, легенду.
Исследовательская деятельность позволяет: наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей; стимулировать мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, привлечение для этих целей знаний из разных областей; учащимся определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, оценивать полученные результаты, развивать коммуникативные, организаторские способности; готовность к информационной компетентности.
Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим- необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.