Методические основы написания исследовательской работы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальный этап – 5 декабря 2012 Олимпиада по лесоводству.
Advertisements

Рекомендации по содержанию и оформлению исследовательской работы учащегося.
Подробный план создания исследовательской работы.
НОУ ТСОШ 1 Виды исследовательских работ и этапы работы над ними.
Ким Э.В. Методическая лаборатория географии МИОО РЕФЕРАТ как средство формирования познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Методика оформления исследовательских работ с учащимися начальных классов. (консультация для педагогов начальных классов) Разработала: Гедгафова Л.М.,
« Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения» П.А. Кропоткин.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Учебно- исследовательская деятельность в школе. Учебно-исследовательская деятельность – одна из форм работы учащихся, которая максимально стимулируется.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся в школе.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся Памятка исследователя.
Выберем тип проекта: 1. Исследовательский 2. Творческий 3. Информационный 4. Практический.
Семинар Городская лаборатория по научно-исследовательской деятельности педагогов г.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Оформление результатов опытнической работы Введение……………………………………………………………………3 1.Библиографический обзор……………………………………………… 1.1. ………………………………………………………………………….
Информация для участников регионального этапа конкурса исследовательских работ учащихся « Перспективный проект » Стендовая сессия.
Учебно-исследовательская работа учащихся. Научно-исследовательский вид деятельности – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных.
Транксрипт:

Методические основы написания исследовательской работы

Исследовательская деятельность учащихся одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее ПОЛНО выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно.

Учителем исследовательская деятельность школьников может оцениваться по следующим параметрам: 1. познавательная активность и предприимчивость; 2. логика построения программы проекта, качество использования источников информации; 3. эффективность презентации результатов, потенциал продолжения проекта.

Последовательность этапов исследовательской работы: 1 этап Поиск проблемы, выбор темы исследования; 2 этап Постановка цели и задач; 3 этап Выбор объекта исследования; 4 этап Знакомство с литературой; 5 этап Выдвижение рабочей гипотезы; 6 этап Выбор и освоение методики сбора материала; 7 этап Проведение исследования и обработка полученных материалов; 8 этап Анализ результатов работы; 9 этап Оформление результатов исследования; 10 этап Обнародование результатов (презентация).

АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ При выборе темы необходимо учитывать два критерия: 1. Субъективный – тема должна соответствовать интересам исследователя; 2.Объективный: а) тема должна быть актуальной б) тема должна быть реально выполнимой.

Постановка цели и задач: Чётко и грамотно сформулированная цель работы – это краткий ответ на вопросы: зачем проводится исследование и что конкретно хочет выяснить автор по завершении всей работы в целом. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Цель существенно шире задачи. Задач может быть несколько, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы

Выбор объекта исследования Объекты биоэкологических исследований по изучению природы родного края – это живые системы (организм, популяция, экосистема) или явления (механизмы действия каких либо факторов, различные процессы), которые изучает исследователь. Объекты исследования должны быть доступными и неопасными для жизни и здоровья исследователя. Они должны быть типичными для местности, и выбор их должен соответствовать задачам. Изучение биологических объектов следует всегда начинать с установления их систематического положения.

Знакомство с литературой Работа с литературой является необходимым компонентом исследовательской работы. Изучение литературы по теме – обязательное условие успешности выполняемого исследования. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы, с тем, что сделано в этой области к настоящему времени.

Выдвижение рабочей гипотезы Рабочая гипотеза – это предсказуемое, проверяемое и логичное научное предположение о явлении. Выдвигая рабочую гипотезу, исследователь может на её основании заранее с определённой долей вероятности предсказать и объяснить результаты. Иначе говоря, сформулировать гипотезу, значит, определить предполагаемый результат.

Выбор и освоение методики сбора материала – «инструмента», посредством которого будут решаться поставленные задачи. Принципы, которыми следует руководствоваться при выборе методов исследования: 1. соответствие поставленным целям и задачам; 2.стандартность; 3.производительность; 4. простота применения; 5. доступность необходимого оборудования; 6. научная обоснованность.

Проведение исследования и обработка полученных материалов 1. Основной документации исследования (отчёту) предшествует первичная документация, к которой относят дневник исследования. Дневник должен содержать всю исходную информацию об исследовании. 2. В порядке выполнения исследования в дневнике записывают все работы по закладке, организации и проведению исследования, уточняя объём и качество проделанной работы, применяемые инструменты и т.д. 3. При полевых исследованиях в дневнике обычно фиксируют метеорологические условия, для живых организмов – поражённость болезнями и вредителями, записывают текущие результаты обработки данных, предварительные выводы и предположения о верности рабочей гипотезы.

Анализ результатов работы Чтобы полученные результаты можно было сравнить и проанализировать, их необходимо приводить к общему критерию. Результаты подвергаются статистической обработке. На основе полученных данных составляются таблицы, строятся диаграммы, графики, гистограммы, что придаёт полученным результатам большую наглядность и облегчает их восприятие и осмысление. Исследователь сравнивает полученные выводы с рабочей гипотезой и в зависимости от результата принимает или отвергает её.

Оформление результатов исследования При написании отчёта о проделанной работе результаты исследования нужно представлять строго и наглядно. Основные требования к отчёту – информированность, логичность, доступность изложения.

Обнародование результатов (презентация) По завершении работы исследователь представляет её результаты. Для этого исследователь готовит устное сообщение продолжительностью минут, в котором кратко освещает основное содержание работы: тему, цель и задачи, объект, методы, результаты, выводы и основные литературные источники. Текст выступления составляется не только в соответствии с требованиями полноты и логичности содержания, но и эффективности подачи. Начало должно заинтересовать, привлечь внимание. Для этих целей выступление обычно начинают с цитаты, примера из жизни или вопроса. Чтобы слушатели лучше воспринимали доклад, нужно подготовить иллюстративный материал: плакаты, слайды, компьютерную презентацию.

дает уникальную возможность для: Исследование Личностного роста; Выражения творческих способностей; Навыков решения проблем, умения анализировать; Развития самоуверенности и независимости; Совершенствования самодисциплины и организованности; Приобретения навыков критического мышления.

Требования к исследовательским работам Актуальность и практическая значимость работы; соответствие темы работы ее содержанию; обзор литературы; место и сроки проведения; методы выполнения работы; методы первичной и статистической обработки; анализ результатов; перспективы работы; ссылки на литературные источники

Текст работы должен быть набран на компьютере формат листа А-4, шрифт 12 или 14 через 1,5 интервала) и распечатан. Работа должна быть аккуратно и правильно оформлена, страницы пронумерованы и скреплены. Объем работы не ограничен или ограничен (по условию конкурса). Размеры полей: правое – 10 мм, левое, верхнее и нижнее – 20 мм. Текст располагать по ширине листа.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНКУРСНОГО МАТЕРИАЛА Учебно – исследовательская работа должна иметь: 1. Титульный лист, где должны быть указаны: полное название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, региона и населённого пункта; название детского объединения; номинация Конкурса; тема работы; фамилия, имя, отчество автора, класс; фамилия, имя, отчество руководителя работы (полностью); фамилия, имя, отчество консультанта работы (полностью); год выполнения работы.

2. Содержание (оглавление) – перечисление нижеупомянутых разделов с указанием страниц Содержание Введение…………………………………….…………………………… Библиографический обзор………………………………… Основная часть …………………………………………………… Методика и условия проведения опытов……………… Объект исследования ………………………………………… Результаты исследования……..……………………...……..8 Заключение.…………………………………………………………..…13 Список использованных источников… Приложение……………………………………………………………..16

3. Структура работы (проекта) должна включать следующие разделы: Введение, где должны быть: четко сформулированы цель и задачи работы. Цель должна быть научно обоснована, и соответствовать теме. Задачи должны вытекать из цели работы. Степень изученности проблемы (тема должна отражать суть работы); сделан краткий литературный обзор; обоснована актуальность исследования; указаны место и сроки проведения исследования (при необходимости дана физико – географическая характеристика района исследования и режим хозяйственного использования территории). в тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.

Методика исследований: описание методики сбора материалов; условия проведения опытов; методы первичной и статистической обработки собранного материала; объект исследования. Основная часть

Результаты исследования Краткое словесное изложение новой информации об объектах или явлениях, которую удалось получить юному биологу в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногочисленное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах.

Выводы Они кратко характеризуют основные полученные результаты работы в соответствии с поставленными задачами и выявленные тенденции, без многословных объяснений или трактовок. Выводы желательно пронумеровать (их число соответствует количеству задач).

Заключение могут быть отмечены лица, принимавшие участие в выполнении и оформлении работы, намечены дальнейшие перспективы работы, указаны практические рекомендации, вытекающие из данной исследовательской работы.

Список использованных источников Элементы библиографического описания Заголовок описания - фамилия и инициалы автора. Заглавие - название произведения. Выходные данные - место издания, наименование изда­тельства и год издания. Количественная характеристика данных фактическое количество страниц.

Приложение – в конец работы могут быть вынесены: фактические и численные данные, имеющие большой объем; рисунки; диаграммы; схемы; карты; фотографии Приложения к работе (диаграммы, таблицы, графики) должны соответствовать этому формату. Графики и диаграммы должны быть четкими, сопровождаться цифрами и данными. Фотографии цветные, выполненные в сканированном варианте. Все приложения должны быть пронумерованы, озаглавлены и обеспечены ссылками. Картографический материал (обязателен для всех работ географического содержания) должен иметь: заглавие, масштаб, легенду.

Исследовательская деятельность позволяет: наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей; стимулировать мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, привлечение для этих целей знаний из разных областей; учащимся определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, оценивать полученные результаты, развивать коммуникативные, организаторские способности; готовность к информационной компетентности.

Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим- необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.