Организационная культура Представление дисциплины.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Advertisements

Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна 900igr.net.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Тема 2. Закономерности управления социально- экономическими системами.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину по выбору для профилей подготовки: Физкультурно-оздоровительные технологии Спортивно-оздоровительный.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Психология управления: цель, задачи, содержание, специфика Организация – форма объединения группы людей, деятельность которых сознательно.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Налоги в экономической системе общества Представление дисциплины.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Социальные взаимодействия. Социальная связь- совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. План. 1.Труд как вид человеческой деятельности. 2.Человеческий фактор производства. 3.Социальное партнерство. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Психологическое здоровье: путь к успеху (дисциплина по выбору для студентов 3 курса всех направлений подготовки бакалавров) Старший преподаватель кафедры.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Транксрипт:

Организационная культура Представление дисциплины

Общие сведения по дисциплине Название: Организационная культура Читается для специальности – Государственное и муниципальное управление Важность изучения дисциплины В последние годы интерес к культуре организаций резко усилился. Это связано с тем, что возросло понимание то­го влияния, которое феномен культуры оказывает на успехи и эффективность организации. Многочисленные исследования показывают, что процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, который формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие духа корпорации, во благо всех заинтересованных в ее деятельности сторон. Социальная организация это сложный организм, ос­новой жизненного потенциала которого является организаци­онная культура: то, ради чего люди стали членами организа­ ции; то, как строятся отношения между ними; какие устойчи­вые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и вы­живания организации в долгосрочной перспективе. Носителя­ ми организационной культуры являются люди. Однако в ор­ганизациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом органи­ зации, ее частью, оказывающей активное воздействие на чле­нов организации, модифицирующей их поведение в соответст­вии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее ос­нову. Все вышеуказанные обстоятельства диктуют необходимость включения курса «Организационная культура» в учебный план специальности «Государственное и муниципальное управление».

Сфера профессионального использования Изучение настоящей дисциплины обеспечивает получение знаний, способствующих в дальнейшем овладению знаниями по таким дисциплинам, как система государственного управления, муниципальный менеджмент, стратегическое управление, культура управления и др.

Краткое описание дисциплины Курс посвящен изучению основных элементов, механизмов и закономерностей организационной культуры, а также освоению практических навыков по формированию, поддержанию и развитию организационной культуры для повышения эффективности деятельности организации.

Цели и задачи преподавания дисциплины Цели Изучение курса «Организационная культура» призвано вооружить будущих специалистов в области государственного и муниципального управления знаниями закономерностей развития организационной культуры, а также навыками формирования, поддержания и развития организационной культуры для повышения эффективности деятельности организации. Задачи Преподавание курса «Организационная культура» должно способствовать реализации следующего комплекса задач: 1. Познакомить студентов с основными понятиями, теориями и концепциями организационной культуры, местом в системе гуманитарного знания, а также средствами и методами формирования, поддержания и развития организационной культуры. 2. Дать целостное представление о современном состоянии российской организационной культуры, видах стратегии и влиянии организационной культуры на организационное поведение персонала. 3. Изучить основные тенденции изменения организационной культуры в современном мире, а также ее связь с другими процессами, происходящими в обществе. 4. Познакомить студентов с методологией анализа организационной культуры, а также с методическими приемами разработки системы формирования желательных образцов организационной культуры для создания привлекательного поведения сотрудников организации. 5. Сформировать навыки творческого использования знаний по дисциплине для анализа организационных процессов и явлений, а также для решения конфликтных ситуаций, возникающих в практической деятельности государственных и муниципальных служащих.

Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание основ философии, психологии и культурологии

Итоговые знания, умения и навыки В результате усвоения дисциплины: - специалист должен знать: основные категории, методы, структуру, функции организационной культуры, а также место дисциплины в системе гуманитарного знания; основные теории и концепции, используемые для анализа моделей организационной культуры; основные средства и методы формирования, поддержания и развития организационной культуры; методологию и методику анализа основных параметров организационной культуры. - специалист должен уметь: На основе знаний состояния организационной культуры прогнозировать тенденции изменения организационной культуры в современном мире, а также ее связь с другими процессами, происходящими в обществе. - специалист должен владеть: навыками использования методологического инструментария организационной культуры для познания динамично изменяющихся организационных явлений и процессов; методологическими и методическими приемами разработки системы формирования желательных образцов организационной культуры для создания привлекательного клиентурного поведения сотрудников организации; навыками творческого использования знаний по дисциплине для анализа организационных процессов и явлений, а также для решения конфликтных ситуаций, возникающих в практической деятельности государственных и муниципальных служащих

Содержание лекционного курса Тема 1. Концепция организационной культуры. Тема 2. Типологии организационной культуры. Тема 3. Развитие организационной культуры. Тема 4. Влияние культуры на организационную эффективность. Тема 5. Организационная культура в международном бизнесе. Тема 6. Российская организационная культура.

Тема 1. Концепция организационной культуры Тема посвящена рассмотрению следующих вопросов: - Понятие организационной культуры. - Различия в подходах к исследованию организационной культуры. - Классификация концепций организационной культуры. - Структура организационной культуры. - Содержание организационной культуры. - Сфера действия организационной культуры. - Функции организационной культуры. - Методы диагностики организационной культуры.

Тема 2. Типологии организационной культуры Составляющими данной темы является рассмотрение и характеристика следующих типологий организационной культуры: - Типология культуры Г. Хофштеде. - Типология культуры С. Иошимури. - Типология культуры У. Ноймана. - Типология культуры Р. Блейка и Ж. Мутона. - Типология культуры И. Оучи. - Типология культуры С. Ханди. Четыре стадии развития организации. - Типология культуры М. Бурке. - Типология культуры Р. Рюттингера.

Тема 3. Развитие организационной культуры В ходе изучения темы рассматриваются следующие вопросы: - Факторы внутреннего и внешнего окружения, влияющие на формирование организационной культуры. - Основные этапы формирования организационной культуры. - Роль руководителя в формировании организационной культуры. - Факторы, определяющие силу культуры организации. - Средства сохранения и воспроизводства организационной культуры. - Методы поддержания организационной культуры. - Изменение организационной культуры.

Тема 4. Влияние культуры на организационную эффективность В ходе изучения темы рассматриваются следующие вопросы: - Основные подходы к измерению влияния культуры на организационную эффективность. - Соответствие организационной культуры принятой стратегии менеджмента. - Подходы к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации. - Управление организационной культурой. - Социализация работников.

Тема 5. Организационная культура в международном бизнесе Тема охватывает следующие основные моменты: - Понятие мультинациональной компании. - Факторы международной среды, влияющие на организационную культуру компаний. - Национальные факторы, влияющие на организационную культуру. - Модели межкультурных различий. - Адаптация организаций в межкультурной среде. Понятие мультикультурации. - Факторы, противодействующие культурной адаптации. - Мероприятия, способствующие культурной адаптации сотрудников иностранных предприятий. - Специфика подготовки межкультурных менеджеров. Культурная эмпатия.

Тема 6. Российская организационная культура В ходе изучения темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы: - История становления российской деловой культуры. - Деловая культура предпринимателей дореволюционной России. - Механизмы разрушения деловой культуры предпринимателей в 1917 году. - Культура организаций советского периода. Соотношение и характеристика понятий «культура труда» и «культура производства». - Современные подходы к развитию отечественной организационной культуры. - Особенности формирования организационной культуры российских компаний.

Лабораторный практикум Не предусмотрен

Контрольные мероприятия Контрольные вопросы к зачету: 1. Понятие организационной культуры. 2. Подходы к исследованию организационной культуры. 3. Структура организационной культуры. 4. Содержание организационной культуры. 5. Функции организационной культуры. 6. Методы диагностики организационной культуры. 7. Типология культуры Г. Хофштеде. 8. Типология культуры С. Иошимури. 9. Типология культуры У. Ноймана. 10. Типология культуры Р. Блейка и Ж. Мутона. 11. Типология культуры И. Оучи. 12. Типология культуры С. Ханди. 13. Типология культуры М. Бурке.

Контрольные мероприятия (продолжение) 14. Типология культуры Р. Рюттингера. 15. Этапы формирования организационной культуры. 16. Усвоение работниками элементов организационной культуры. 17. Роль руководителя в формировании организационной культуры. 18. Средства сохранения и воспроизводства организационной культуры. 19. Методы поддержания организационной культуры. 20. Методы изменения организационной культуры. 21. Основные подходы к измерению влияния культуры на организационную эффективность. 22. Соответствие организационной культуры принятой стратегии менеджмента. 23. Управление организационной культурой. 24. Факторы международной среды, влияющие на организационную культуру компаний. 25. Национальные факторы, влияющие на организационную культуру. 26. Основные модели межкультурных различий.

Контрольные мероприятия (окончание) 27. Адаптация организаций в межкультурной среде. Понятие мультикультурации. 28. Факторы, противодействующие культурной адаптации. 29. Мероприятия по культурной адаптации сотрудников иностранных предприятий. 30. Специфика подготовки межкультурных менеджеров. Культурная эмпатия. 31. История становления российской деловой культуры. 32. Деловая культура предпринимателей дореволюционной России. 33. Культура организаций советского периода. 34. Характеристика основных элементов культуры производства. 35. Современные подходы к развитию отечественной организационной культуры. 36. Особенности формирования организационной культуры российских компаний.

Список литературы Основная литература 1. Атаманчук Г.В., Кейзеров Н.М. Культура решений менеджмента. - М., Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. - М.: Финансы и статистика, Козлов В.Д. Управление организационной культурой. - М., Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. - М.: ЗАО «Бизнес- Школа «Интел-Синтез», Кричевский Р.Л. Если вы руководитель...: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Дело, Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: От столкновения к взаимопониманию / Р.Д. Льюис. - М.: Дело, Погорадзе А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М.: Эком, Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. - 2-е изд. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», Спивак В.А. Корпоративная культура. - СПб.: Питер, 2001.

Список литературы (продолжение) Дополнительная литература: 1. Белоусов А.А. Культура управления и экономика России на рубеже тысячелетий: (Совр. реальность и прогноз). - Владивосток: Веер, Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». - М.: Флинта: МПСИ, Красовский Ю. Д. Организационное поведение. М.: ЮНИТИ, Морита А. Сделано в Японии: История фирмы «Сони». - М.: Прогресс, Универс, Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение: Поведение человека на рабочем месте. - СПб.: Питер, Оучи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы. - М.: Прогресс, Павлова М.Н. Методы диагностики, формирования и развития организационной культуры: Автореф. дис.... канд социол. наук. - М., Погорадзе А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, Роджерс Ф. Дж. ИБМ. Взгляд изнутри: Человек. Фирма. Маркетинг / При участии Р.Л. Шука. - М.: Прогресс, Управление - это наука и искусство: Файоль А., Эмерсон Г., Тэйлор Ф., Форд Г. - М.: Республика, Уткин Э. А. Этика бизнеса. - М.: Зеркало, с. 10. Якокка Ли. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 1990.

Глоссарий Автономность - свойство системы личности и организации, основанное на независимости действия от кого-либо и самостоятельности. Авторитет - 1) общепризнанное значение, влияние; 2) тот, кто пользуется общим признанием, влиянием. Агент изменений - рассматривается в организационном развитии как катализатор для привлечения внимания людей в организации к различным аспектам ее функционирования; фактор перемен. Адаптация - 1) реакция личности или организации на изменения внутренней или внешней среды; Пассивная адаптация предполагает пассивное приспособление, активная - воздействие на нее; 2) стадия формирования группы. Адаптация культурная - преодоление ряда коммуникативных пре­пятствий и барьеров, таких как язык, религия, пища, личное про­странство, социальное поведение. Дистанция власти - уверенность в жестких и законных правах на при­нятие решений, разделяющих менеджеров и рядовых сотрудников

Глоссарий (продолжение) Дисциплина - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в организации нормам. Единомыслие групповое - давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить к согласию. Единоначалие - принцип управления, согласно которому вся власть в организации принадлежит первому руководителю. Идентификация - 1) процесс сознательного или бессознательного отождествления себя с другим человеком, общностью или ролью; 2) стадия развития группы, на которой формируется чувство принадлежности индивида к группе. Иерархия потребностей - теория А. Маслоу, основное положение которой состоит в том, что различные группы человеческих потребностей располагаются в определенном иерархическом порядке приоритетов, так что одна группа потребностей превосходит другую по значимости. Избегание неопределенности - тенденция в национальной культуре ис­ пытывать дискомфорт при неопределенности и риске повседневной жизни.

Глоссарий (продолжение ) Имидж - целенаправленно формируемый образ, призванный оказывать эмоционально-психическое воздействие на кого-либо для манипуляции, рекламы. Индивидуализм - нравственный принцип, в основе которого лежит противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) инте­ресам коллектива или общества. Климат социально-психологический - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитии личности в групп. Кодекс поведения - совокупность правил, норм, убеждений, жизненных ценностей, определяющих поведение личности (группы, организации). Команда - вид группы в организации, находящейся на более высо­кой ступени развития. Консерватизм - приверженность ко всему устоявшемуся, противодействие новому.

Глоссарий (продолжение) Конфликт - столкновение несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида (внутриличностный конфликт) или в межличностных отношениях инди­видов и групп людей (межличностный конфликт), проявляющееся в форме отрицательных эмоциональных переживаний. Конформизм - податливость личности реальному или воображаемому давлению группы, которое проявляется в изменении установок поведения в соответствии с ранее неразделяемой позицией большинства. Кредо организации - коренное убеждение, основы мировоззрения. Культура - исторически определенный уровень раз­вития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура национальная - совокупность ценностей, установок, убеж­дений и норм, разделяемых большинством жителей страны.

Глоссарий (продолжение) Культура организационная - 1) система символических посредников, направляющих и ограничивающих активность членов организации; 2) совокупность базовых представлений, разделяемых большинством членов организации или ее активным ядром, которые служат средством внутренней регуляции и программирования организационного поведения индивидов или группы на символическом уровне. Лидер - член группы (социальной орга­низации), за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях; наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации со­вместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Личность - 1) человеческий индивид как субъект межличностных и со­ циальных отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, харак­теризующих индивида. Манипуляция - способы оказания психологического давления на коллекти­ вы, отдельные личности при проведении реорганизации, формиро­вании общественного мнения.

Глоссарий (продолжение) Менталитет - умонастроение и связанные с ним жизненные позиции, модель поведения; определяется этническими корнями, духовными ценностями, особенностями культуры. Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы, принципы и ценностные ориентации. Мотив - внутреннее побуждение индивида к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей. Мультикультура - организационная культура в многонациональной организации. Мультикультурация - формирование мультинациональной культуры в организациях, в которых работники, принадлежащие к двум или более культурам, взаимодействуют друг с другом на по­стоянной основе. Навыки - осваиваемые и закрепляемые у индивида практические приемы, обеспечивающие его целенаправленные действия на основе знаний и умений, как систематизированной практической подго­товки индивида.

Глоссарий (продолжение) Нормы групповые - общепризнанные стандарты поведения, сложившиеся в результате длительного взаимодействия членов группы. Выполняют в группе стабилизирующую функцию, способствуют предсказуемости поведения членов групп, сокращению межличностных конфликтов. Нормы моральные - стандарты обычаев или поведения, принятые в данном обществе, не имеющие юридической силы, но принимаемые людьми как должное. Нормы общественного поведения - способы мышления и поведения, принятые в данном обществе и разделяемые большинством его членов для регулирования взаимоотношений людей. Обряды - стандартные и повторяющиеся меро­приятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Организация - объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ. Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств индивида.

Глоссарий (продолжение) Предположения базовые - бездоказательно принимаемые и разделяемые членами группы или организации в своем поведении и действиях модели, связанные с видением окружающей индивидуума среды (группы, организации, общества, мира) и регулирующих ее переменных (природа, пространство, время, работа, отношения и т. д.). Потребность - нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой лич­ности. Потребности бывают первичные (физиологические), вторичные (социальные), индивидуальные и общественные. Репутация организации - созданное устойчивое мнение о качествах, достоинствах и недостатках организации в деловом мире (в оп­ределенном сегменте рынка). Ритуал - система обрядов. Роль - определенный стереотип, шаблон, модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией лич­ности в системе общественных или личных отношений. Руководитель - лицо, наделенное полномочиями принимать управ­ленческие решения и осуществлять организацию их выполнения.

Глоссарий (продолжение) Самоактуализация - 1) процесс наиболее полного удовлетворения пер­ вичных и вторичных потребностей; 2) реализация потенциала человека. Самопрезентация - акт самовыражения и поведения, направленный на создание благоприятного впечатления, соответствующего чьим-либо идеалам. Символ - объект, действие, отношение или лингвистическая форма, имеющая разное значение в разных ситуациях, пробуждающая определенные эмоции или побуждающая к действию. Сопротивление изменениям - поступки работников, направленные на дискредитацию, задержки или противодействие осуществлению перемен в процессе труда, проведению организационных изменений. Сотрудничество - согласованная, слаженная работа коллектива на основе сочетания интересов отдельных сотрудников, и организации в целом, конечная цель управления организационным поведением. Социализация - 1) процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, в результате которого человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе; 2) процесс адаптации личности к организационной среде, изменения индивидуальных установок в случае их несоответствия организационным. Сплоченность - степень, в которой члены группы поддерживают друг друга, полагаются на взаимную помощь, стремятся к пребыванию в рядах коллектива.

Глоссарий (продолжение) Статус социальный - показатель положения индивида или социальной группы в обществе, организации, степень известности, престижа обладателя поста в социальной системе. Стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (человека, группы, события, явления и т. п.), складывающийся в условиях дефицита инфор­мации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Стиль управления (руководства) - стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально- психологических качеств личности руководителя. Стиль управления автократический - один из стилей руководства, основанный на неограниченной личной власти руководителя, при котором подавляется личная инициатива и самостоятельность работников. Стиль управления демократический - один из стилей руководства, при котором управление в значительной степени децентрализовано, коллектив принимает участие в разработке и реализации управленческих решений.

Глоссарий (продолжение) Стиль управления либеральный - один из стилей руководства, для которого характерно минимальное участие руководителя в управлений коллективом. Стимул - внешнее, непосредственное принуждение индивида к определенному поведению. Структура организационная - схема должностей и подразделений, на основе которой строятся формальные отношения людей в организации. Теория - совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее, а также правил в области какого-либо мастерства, искусства. Теория Z - модель У. Оучи, в основе которой лежит попытка трансформации поведенческих предписаний американского и японского стилей руководства для мультинациональной организации. Типы культур - типология корпоративных культур, построенная на основе двух рыночных факторов: уровень риска и скорость полу­чения информации в процессе обратной связи в организации.

Глоссарий (окончание) Теория социального обучения - теория, в основе которой лежит поло­жение о том, что, наблюдая и имитируя ролевые модели в окружающей рабочей среде, сотрудники организации получают значительную инфор­мацию об эффективном поведении в процессе труда (косвенное обучение или обучение на опыте других людей). Убежденность - особое качество личности, определяющее общую на­ правленность всей ее деятельности и ценностных ориентации и выступаю­щее результатом ее сознания и поведения. Церемонии - стандартизированные и повторяющие­ся действия, которые происходят в особых случаях и оказывают воздействие на поведение и представления членов организации. Шок культурный - ощущение растерянности, опасности, тревоги, беспомощности, вызванное непониманием системы ценностей чужой культуры. Этноцентризм - предрасположенность индиви­да оценивать ситуацию и людей другой культуры на основе критериев, принятых в его культуре.