МОУ Новоюрьевская СОШ Староюрьевский район Тамбовская область Автор проекта: Копылова Алена, ученица 10 класса Руководитель проекта: Копылова Ольга Егоровна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа ученицы 5 класса МБОУ «Первомайская СОШ» Мамаевой Полины.
Advertisements

Узнать знаменитого человека нашего села поближе, рассказать о нем людям. -Познакомиться с мастером, которым гордится все наше село, расспросить его о.
Ученица 8 «А» класса Матвиенко Татьяна 2012г.. « Без солнца не цветут цветы, Без любви нет счастья, Без любви нет счастья, Без женщины нет любви, Без.
Проект « Судьба моих земляков.» Страницы из жизни Тропниковой Аксиньи Петровны. Подготовила ученица 8 а класса Ботова Елена.
«Помним и чтим наших родных прадедов и дедов».. Война… Война какое беспощадное и тяжелое время, которое уносит жизни многих ни в чем не повинных людей.
«МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА» 1 класс. Страница Книги СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ О себе… Я хочу посвятить свою Книгу… Кем я хочу стать…
«Мне пришлось быть…». Зинаида Егоровна родилась 11февраля 1948 года в провинциальном городе Новомосковске, в котором провела она и своё детство. Там она.
Выполнила: Авксентьева Анна Сергеевна 10 лет, ученица 5Г класса, МОУ «Урмарская СОШ 1 им.Г.Е.Егорова» Руководитель: учитель технологии Васильева Оксана.
Презентация учащегося 5 «А» класса МОУ «Заволжская СОШ» Белякова Егора по литературе.
Передо мной лежит чистый лист бумаги, на котором пока обозначена пока только тема «Женщина с ребёнком на руках». Перечитываю её и отчётливо осознаю, что.
Автор работы: Сухова Наталья, ученица 3 «А» класса МОУ Брейтовская СОШ Руководитель: Руптанова Марина Борисовна.
Подготовила: учитель информатики МОУ СОШ 2 г. Бронницы Штаба Н.В.
Привет, мой милый! Вот очередное письмо для тебя. Только бы ты знал, как я с нетерпением ждала твоего письма. Мы с тобой редко говорим по телефону, но.
Великая Отечественная война «Помним и чтим наших родных прадедов и дедов». Автор: Урубкова Злата, ученица 7«б» класса, МБОУ «Мужевская СОШ имени Н. В.
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА КЛАССНЫЙ ЧАС АГАФОНОВА О.Г., воспитатель высшей квалификационной категории.
Выполнила ученица 5 Б класса Кузьмина Дарья Я против войны!!!
Проект «Моя родословная» Цель проекта: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи, воспитывать любовь и уважительное отношение.
Работа ученицы 6 класса «Б» Распаевой Карины. Учитель: Малахова Елена Васильевна МОУ Красноярская школа 1.
Любой урок, любая встреча Всех кладов на земле ценней: Ведь каждый школьный миг отмечен Неповторимостью своей.
« Кияйская средняя общеобразовательная школа» Тема презентации: «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя мать!» Подготовила ученица 10-го класса:
Транксрипт:

МОУ Новоюрьевская СОШ Староюрьевский район Тамбовская область Автор проекта: Копылова Алена, ученица 10 класса Руководитель проекта: Копылова Ольга Егоровна, учитель физики и математики Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважение к оной есть постыдное малодушие. А.С. Пушкин

Я живу в удивительно красивом месте: красивая река, просторные поля, покрытые пестрым ковром цветов. Бескрайние просторы моего края, родной Тамбовщины, рождают в моей душе разные мысли о смысле жизни, о беспрерывном беге времени. Печально видеть сегодня, как многие люди не замечают красоту окружающего нас мира и не хотят впустить её в свое сердце. Поэтому наше время так богато войнами, международными конфликтами и терроризмом. В своей работе я хочу рассказать о жизни и творчестве нашей землячки Евдокии Суторминой, и её картинах.

Сегодня, как ни печально отметить, мы теряем родовые корни. А ведь было время, когда люди знали всех своих предков, род до последнего колена, чем очень гордились. А что же сейчас? Порой мы не помним, как зовут наших прабабушек. Жизнь человека, не знающего истории своей семьи, вряд ли можно назвать полноценной. Еще великий русский историк В. О. Ключевский писал: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть узнаем себя».

Объект исследования - жизнь и творчество Евдокии Суторминой. Предмет исследования – коллекция её картин и рисунков. Задачи исследования: - подробно ознакомиться с биографией Евдокии Суторминой; - с помощью интервью узнать, какой была она с точки зрения её родных, знакомых.

Цель работы: - показать жизнь и творчество простой русской женщины, которая оставила реальный след на земле и в сердцах других людей; - пополнить школьную краеведческую комнату исследовательскими материалами, которые можно использовать на уроках и внеклассных занятиях.

В своей работе я рассказала о жизни Евдокии Суторминой и её картинах.

Евдокия Васильевна родилась в 1927 году в селе Новоюрьево в крестьянской многодетной семье. Трудным было детство, когда не хватало хлеба. Еще ребенком она помогала родителям копать торф, работать в поле. Учиться хотелось, а одежды для всех детей в семье (а их было 6) не хватало. Но все-таки она закончила 3 класса. Всю жизнь добрым словом Евдокия Васильевна вспоминала свою учительницу – Анфису Дмитриевну, которая привила любовь к рисованию.

Рисовала химическим карандашом, так как ничего другого не было. О сильной тяге к этому виду искусств напоминает такой случай. «Была глубокая осень,- вспоминала Евдокия Васильевна. - Дорога в школу проходила через речку. Вода у берегов замерзла. Хотелось попробовать прочность льда. Наступила на него, поскользнулась и упала в воду. Поглядела вокруг - никого нет. Вылезла на берег, вылила из валенок воду, отжала юбку и побежала в школу, где ждал меня урок рисования с любимой учительницей».

Ее постоянно тянуло к живописи. Разыскивала, где могла, краски и рисовала пейзажи природы, женщин в русских костюмах. Мирное детство прервала война. В годы войны ей, как и всем, пришлось повидать голод и холод. В 14 лет пошла работать в колхоз. Училась на комбайнера, работала штурвальной. О победе узнала в селе Староюрьево, где работала в МТС, ремонтировала комбайны. В 1947 году уехала в г. Шатуру, работала на торфяных заготовках. Долго здесь не могла проживать: тянуло домой, на родину.

Приехала домой и сразу почувствовала себя по-другому. Здесь было все родное. Пошла работать в колхоз. Вышла замуж, родила девятерых детей. Воспитывать их было тяжело. Приходилось шить детям одежду, вышивать. Однако тяга к рисованию не иссякла. В свободное время, а его было так мало, старалась что-нибудь нарисовать, хотелось украсить свой дом.

Прожили они с мужем 52 года. Её муж Иван Васильевич сначала ворчал: «Мало тебе забот! Завтрак еще не готов, а ты уже мажешь!» Но увидел её картины – и удивился: «Красота!.. А про завтрак ты все равно не забывай». Иван Васильевич восхищался своей женой: «Я с моей Евдокией и так всю жизнь не скучал. А она опять меня удивила». Поистине, «искусство освещает и освящает нашу жизнь», как сказал Д.С. Лихачев.

Первой работой Евдокии Васильевны стала картина «Обряд»: на ней девушка в старинной праздничной одежде. Такую еще и теперь достают на проводы зимы. Евдокия Васильевна вспоминала: « Наряд наш сложный, деталей в нем видимо-невидимо: понева, запан, сорока, подставы, покромки… Для нынешних молодых это звучит все равно как на иностранном языке. Мне хотелось, чтобы лицом девушка моя была похожа на Марию Мордасову – та частушки любила в таких «обрядах» петь. Не очень похоже получилось, зато красиво».

Когда Евдокия Васильевна вместе с мужем развесила свои картины по стенам, заменив ими ковры, любопытные соседки начали заглядывать к ним по любому поводу, любовались её работой и просили нарисовать им что-нибудь. Она выполняла их просьбы, свои рисунки дарила им на память.

Евдокия Васильевна была частым гостем в Новоюрьесвкой средней школе. Присутствуя на общешкольном мероприятии «От всей души», она в благодарность за чуткое отношение к ней преподнесла учащимся две картины. Одна хранится в школьной краеведческой комнате, а другая – в Центре детского и юношеского творчества села Староюрьево.

Свое мастерство Евдокия Васильевна очень хотела передать детям. Хорошо рисуют две её дочери, Надя и Галя, внук Юра (сын Зины). Она настолько любила рисовать, что до конца жизни не изменила своему увлечению.

Последний незаконченный рисунок …

В работах Евдокии Суторминой прослеживается бесконечное многообразие сюжетов и тем, которые предоставляла сама жизнь. Пейзажи эмоциональны и лиричны. Художественное мастерство Евдокии Суторминой ценно своей простотой и доступностью всем жителям нашего села, оно раскрывает перед земляками новое видение мира, дает особый взгляд современницы на «вечные» темы: любви, природы, познания себя и мира, ярких красок в жизни человека и в его душе. Картины Евдокии Суторминой – это событие не только для неё и её родных людей, но и для нашего села. Жизнь продолжается, культура нашего края процветает, пока есть среди нас такие талантливые люди.

Художественные произведения Евдокии Суторминой – это яркая страница в изучении краеведения, потому что через её судьбу проходят интересные люди, важные встречи, природа края, а картины можно сравнить с летописными зарисовками одаренной женщины.

Сегодня её нет…, но память о ней в душах тех, кто её знал, будет жить до тех пор, пока будут биться их сердца. Ведь она – память – нужна не мертвым, а живым, то есть всем нам. А особенно тем, кто мало знает и думает о людях, переживших войну, трудные послевоенные годы. Их остается все меньше и меньше… А ведь мы все их потомки и поэтому обязаны помнить о своих корнях…

В.А. Сухомлинский писал: «Человеку дана память, запечатлевшая жизнь многих поколений, память, простирающаяся в века. Только потому он человек, что понимает и ценит, куда уходят корни его дерева, на котором он вырос, и чем они питаются». Память… Она жива и будет жить в наших сердцах. И мы обязаны сделать так, чтобы она жила и в сердцах наших потомков – сердцах наших детей и внуков.

- личные документы, фотографии, - эскизы и фотографии её работ; - воспоминания родных, знакомых, соседей. Газета «Жизнь» 46, 4 марта 2003г