Д.э.н., проф. Л. С. Ржаницына Гендерный бюджет: методология, понятия, роль в формате государственного бюджета. Национальный механизм и гендерный бюджет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гендерный бюджет – основные понятия и элементы д.э.н., профессор Ржаницына Л.С.
Advertisements

Гендерный бюджет – основные понятия и элементы д.э.н., профессор Ржаницына Л.С. Материалы проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" см.:
Гендерный бюджет: методология, понятия, роль в формате государственного бюджета д.э.н., профессор Ржаницына Л.С. 18 декабря 2012 Семинар "Технологии гендерного.
Параметры бюджета города Ачинска на 2017 год и плановый период годов.
Нормативные документы в системе образования России -Государственная программа «Развитие образования» на годы. -НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ.
Параметры проекта бюджета города Ачинска на 2018 год и плановый период годов.1
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
О результатах социологических исследований по проблемам семьи и детей.
Минфин России Подходы к распределению резерва дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ Начальник Отдела организации.
Р.п.Пителино 2015 год. БЮДЖЕТ - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.
LOGO Основные сведения о бюджете МО ГО «Сыктывкар» (в соответствии с решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от / «О бюджете МО ГО «Сыктывкар»
1 Подготовил Моздор Д.И.. Понятие бюджета Конституцией Российской Федерации определены права и гарантии граждан нашей страны: право на образование, на.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ Обучающий семинар Барышникова Надежда Ивановна, заместитель директора по УВР.
Парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение финансирования социальных обязательств» Некоторые финансово-правовые проблемы реализации основных.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ Родительское собрание.
Эффективный контракт Трудовой договор с работником Комплекс мероприятий, направленный в конечном счете на повышение качества и доступности медицинской.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Транксрипт:

д.э.н., проф. Л. С. Ржаницына Гендерный бюджет: методология, понятия, роль в формате государственного бюджета. Национальный механизм и гендерный бюджет как инструмент равенства в России 25 ноября 2013 года Международный центр гендерного бюджетирования и управления для стран СНГ при Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы (МЦГБиУ при РАНХиГС) Семинар по технологии гендерного бюджетирования Семинар по технологии гендерного бюджетирования (с акцентом на вопросы гендерного бюджетирования в области сочетания родителями профессиональных и семейных обязанностей) для государственных служащих стран СНГ, Москва, 25 – 28 ноября 2013 г. Семинар в рамках совместного проекта ООН Женщины и РАНХиГС "Укрепление управленческого и образовательного потенциала в области гендерно ориентированного бюджетирования в странах СНГ посредством создания Регионального ресурсного центра гендерного бюджетирования и управления на базе РАНХиГС"

Гендерный бюджет, основы методологии д.э.н., профессор Ржаницына Л.С. Октябрь 2013

Вместо введения sovershenstvu-v-Rossii sovershenstvu-v-Rossii Каким был бы наш мир, если бы женщины были у власти? Был бы он другим? Что именно изменилось бы в нашей жизни? Эти и другие вопросы Мюрьель де Сен Совер задала ста женщинам из тридцати трех стран, занимающим руководящие позиции в экономической, политической или культурной сферах деятельности. Вне зависимости от принадлежности к стране или культуре, все эти женщины более заинтересованные, более целеустремленные и менее эгоцентричные, и имеют приоритеты, отличающиеся от мужских. Так, экономика и стратегия в их глазах занимают не первое место, а образование играет ключевую роль для успешного сосуществования и социальной эмансипации. Их оптимистичное мировосприятие рисует совершенно иную организацию нашего общества. Книга Группы компаний Мазар "Мир женщин, путь к совершенству?" на русском языке! Автор: Мюриэль де Сен Совер.

Бюджет в государственном управлении Национальный механизм государственного управления – система правовых, организационных, финансово-экономических, социальных институтов, обеспечивающих исполнение функций государства. Бюджет – инструмент государственного управления в части его финансового обеспечения Национальный механизм гендерного равенства (далее НМ) – система правовых, организационных, финансово-экономических, социальных институтов обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин Гендерный бюджет (далее ГБ) – финансовая составляющая национального механизма гендерного равенства

Общая схема НМ Законы, программы, планы Бюджеты, другие финансовые источники Анализ, экспертиза, мониторинг Партнерские органы и структуры управления Взаимодействие с НПО, НЖО Ответственный орган управления

Финансовая составляющая НМ – гендерный бюджет, определения, элементы Определение – новая социальная технология включения гендерной составляющей в политику Правительства путем учета ее в бюджетной системе Место в бюджетном процессе – программно-целевой бюджет обеспечения политики равных прав и равных возможностей Объект – социальные расходы бюджета и внебюджетные социальные фонды в пользу женщин и детей Условия - социальная классификация расходов бюджета, дифференцированные по полу и возрасту, социальные стандарты и финансовые нормативы База измерения – гендерная статистика и иная информация Национальная форма ГБ (гендерная экспертиза бюджета гендерно ориентированным сообществом специалистов, науки, образования, неправительственных организаций) Правовая основа Конвенции и документы ООН Декларация прав человека, О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинская декларация и Платформа действий, Цели Развития Тысячелетия Конвенции МОТО равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности Об охране материнства, О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, О работниках с семейными обязанностями. Европейская социальная хартия О равенстве мужчин и женщин Законы Парламентской ассамблеи СНГ Модельный закон о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин« Национальные законы с гендерной составляющей Задачи ГБ: увеличение доступа женщин к государственным ресурсам решение актуальных проблем улучшения положения женщин повышение эффективности расходов госбюджета активизация гражданского общества, женских неправительственных организаций.

Основные проблемы для НМ и ГБ по Пекинской декларации и Платформе действий ООН 1995 г. бремя нищеты, ложащегося на женщин; неравенство в рамках экономических структур и политики, во всех формах производственной деятельности и в доступе к ресурсам; неравенство мужчин и женщин в деле управления природными ресурсами и охраны окружающей среды ( земля) неравенство между мужчинами и женщинами в области разделения власти и принятия директивных решений на всех уровнях; неадекватные возможности в сфере здравоохранения; насилие в отношении женщин; несовершенство механизмов, призванных содействовать улучшению положения женщин на всех уровнях; недостаточное уважение и неадекватность защиты прав человека- женщины; создание стереотипного образа женщины в СМИ, неравенство в доступе женщин к ним и участии в их деятельности;

Этапы, шаги продвижения к гендерному бюджету в РФ (гендерная экспертиза госбюджета) 1 этап – гендерное образование, знание гендерных проблем, международных, национальных, региональных 2 этап – освоение правовых, экономических и организационных основ национальной бюджетной системы 3 этап – изучение методологии составления гендерного бюджета, выделение социальных расходов как зоны гендерной экспертизы бюджета,, меры по внедрению ГБ в действующий бюджетный процесс 4 этап – классификация социальных расходов бюджета с учетом влияния на положение полов и решение задачи усиления гендерного равенства 5 этап – сбор информации: законодательство, социально-экономические программы, проекты бюджетов и отчеты об исполнении, статистическая и социологическая информация из всех источников 6-этпа – формулировка задачи: оценка бюджетной политики с позиции улучшения положения женщин, усиления социального равенства 7 этап – проведение гендерной экспертизы бюджета в части социальных расходов на текущий и среднесрочный, долгосрочный период 8 этап – формулировка предложений, обоснование программ с расчетами по источникам финансирования

Методология ГБ – структура по уровням бюджетирования Национальный (федеральный бюджет) Региональный (бюджет субъекта РФ) Местный (бюджет самоуправления )

Выделение сферы интересов женщин, регулируемых бюджетом – социальные расходы госбюджета Проблемные области ГБ, их зона- социальные расходы госбюджета Занятость, наемная, малый бизнес, безработица, квалификаци я Равная оплата за равный труд – МРОТ, ставки бюджетников Охрана материнства, материальная поддержка семей с детьми Совмещение труда с материнством дошкольные учреждения, социализация детей Участие в принятии решений – поддержка женских инициатив

Внедрение ГБ в общий бюджетный процесс Принятие национального ( регионального) плана действий по улучшению положения женщин, усилению равенства прав и возможностей Введение гендерной составляющей в программы, проекты и планы органов управления всех уровней Включенность ГБ в бюджетную конструкцию, реорганизация бюджетного законодательства (социальная классификация, дифференцированные по полу социальные стандарты, финансовые нормативы и др.) Создание специализированного органа управления по социальному управлению ( женщины, дети, молодежь, пожилые инвалиды) Формирование межведомственного подхода с ориентацией на конечный результат по улучшению положения женщин и детей Принятие закона о социальной) гендерной экспертизе Совершенствование гендерной статистики Сотрудничество государства и НПО

Бюджетная классификация расходов Классификация расходов по направлениям: функциональная (по основным направлениям деятельности государства: управление, оборона, социальная политика, внешние и внутренние займы и пр.); экономическая (текущие расходы и капитальные вложения; из текущих – оплата госслужащих, содержание военных, учителей, медиков и т.п., базовые, социальные и иные государственные пенсии и пособия по социальному обеспечению, стипендии, трансферты территориям и населению и пр.); ведомственная (по юридическим лицам – распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, вначале – по уполномоченным органам власти, далее – подведомственным бюджетным учреждениям и организациям). Гендерный бюджет предполагает еще и социальную классификацию (по основным социально-демографическим группам населения: женщины и мужчины; работающие, пенсионеры, дети, молодежь; городское и сельское население и пр.). Только наличие такой группировки бюджета позволяет сделать ГБ полностью обоснованным, т.е. распределить расходы с учетом пола, возраста, статуса, занятия, места жительства.

Классификация социальных расходов бюджета по степени гендерной чувствительности Б. Антидискриминационные расходы (квоты в избирательных фондах, переобучение после перерывов на материнство, поддержка предпринимательниц, детские дошкольные учреждения и пр. ) А. Адресные расходы в пользу одного пола (призыв в армию, отпуск по беременности, льготы многодетным матерям, охрана здоровья женщин – гинекология, родовспоможение и пр.) В. Общесоциальные расходы, влияющие на положение женщин (социальное страхование, повышение минимальной заработной платы и оплаты бюджетников, пенсии, расходы на поддержку детей с детьми и пр. ) Г. Расходы на содержание национального механизма по улучшению положения женщин и гендерного равенства, на поддержку женских организаций и женских инициатив и пр.

Процесс работы над гендерным бюджетом Изучение проблемы, выделение гендерной составляющей Формирование информации Гендерный анализ Программирование решения, обоснование проекта Экспертиза (социальная, гендерная) проекта, учет гендерных последствий Расчеты средств и эффекта Система исполнения: кто, когда, источник, форма финансирования(статья, программа) Контроль и аудит с участием НПО и НЖО

Рабочие документы для составления гендерного бюджета Указы Президента Бюджетное послание Президента Бюджетный кодекс Закон о федеральном бюджете Сопровождающие законы с социальной составляющей Бюджеты фондов социального страхования Прогноз социально-экономического развития Приложения к закону о федеральном бюджете с расчетами и обоснованиями, включая расчеты консолидированного бюджета ( включая приложение к проекту на гг о расходах на поддержку семей с детьми) Приказ Минфина о бюджетной классификации

Указы Президента о социальных улучшениях гг. - главная задача бюджетной политики в ближайшей перспективе Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы" Указ 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указ 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»; Указ 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Указ 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»

Исходный материал для ГБ – консолидированный бюджет, бюджет расширенного правительства Консолидированный бюджет РФ (КС) = Федеральный бюджет (ФБ)+ консолидированные бюджеты субъектов РФ (СБ) Бюджет расширенного правительства = консолидированный бюджет РФ (КС + бюджеты социальных внебюджетных фондов РФ (ВФ: Пенсионного, Социального страхования, Обязательного медицинского страхования) Законодательство о распределении ответственности (полномочий) по уровням власти (федеральный, региональный, местный) Финансовая связь между ними бюджетами на основе распределения отвественности – межбюджетные трансферты (МТ) В бюджете нас интересуют социальные расходы (образование, здравоохранение, социальная политика, культура, спорт, ЖКХ) Соцрасходы составляют 50% в ФБ и 70% в региональном (субъектном) бюджете

База составления бюджета – система показателей Гендерные индикаторы Гендерно чувствительные индикаторы – количественные и качественные показатели, стандарты и нормативы для измерения гендерно значимых процессов, происходящих в обществе в течение определенного периода времени. Гендерные индикаторы применяются для определения результатов деятельности в общих и специальных институтах, проектах и мерах, в том числе в бюджетной политике, имеющих в виду дифференцированный учет интересов обеих социально- половых групп населения. Основа системы показателей – государственная статистика, достоверные социологические опросы, материалы бюджета и прогноза Требования к индикаторам Актуальность Достоверность Доступность Технологичность

Гендерно чувствительные показатели бюджета и прогноза Прямые гендерные показатели в бюджете Расходы по безработице, размеры пособий, материнских и детских, их фиксированные и предельные размеры, пенсии, материнский ( семейный) капитал Косвенные, гендерно значимые показатели МРОТ МП на душу, на трудоспособного, на пенсионера, ребенка Занятость и безработица Фонд зарплаты Средняя зарплата Пенсии Реальные доходы Доля бедных Население, коэффициент рождаемости, продолжительность жизни Обеспеченность дошкольными учреждениями, школами и т.п. Гарантии бесплатной медицинской помощи Индекс цен Социальные расходы консолидированного бюджета, в том числе региональные консолидированные бюджеты Охрана материнства и детства, родовые сертификаты Внебюджетные страховые фонды Подоходный налог, налоги на имущество физических лиц, земелный налог Ввод жилья Инвестиции в социальную инфраструктуру Программы социальной направленности Внебюджетные, статистические гендерные индикаторы по полу ( пол -возраст, продолжительность жизни, рождаемость, смертность, в том числе младенческая и материнская, экономическая активность, занятость и безработица, зарплата, условия труда, пенсии,,доля бедных, образование, и кадры науки, здоровье, социальное обслуживание, участие в управлении распределение по уровню душевых доходов, бедность, правонарушения, )

Рабочая зона гендерного бюджета Расходы целевые статьи по отраслям социальной сферы (образование, здравоохранение, социальная политика и т.п.), регулирующие статьи (трансферты бюджетам более низкого уровня) программы (государственные, федеральные целевые, региональные) внутрибюджетные фонды ( материнский капитал, фонд содействия ЖКХ, хотелось бы и Алиментный фонд), внебюджетные фонды социального страхования (страховые взносы, трансферты из бюджета – родовые сертификаты и т.п.) Доходы: дополнительная сумма налогов и страховых взносов в связи с ростом ВВП, в т. ч. за счет женской занятости, заработной платы, равной оплаты за равный труд, реализации социальных программ по строительству жилья за счет бюджета, расширения занятости в сфере социальных услуг и т.п. выпадающие доходы на льготы по налогообложению физических лиц (стандартный вычет на детей при уплате подоходного налога и др.) выпадающие страховые взносы (на малый бизнес, на договора подряда, на неработающее население и т.п.) ассигнования на выплату по нестраховым периодам льготы по налогу на прибыль ( благотворительность, корпоративные социальные программы, содержание социальной инфраструктуры при предприятиях, упрощенное налогообложение для малого бизнеса и т.п.) льготы НДС по некоторым товарам социального назначения

Составляем ГБ. Начнем с анализа роли социальных расходов в проекте бюджета Определяем долю социальных расходов в бюджетной политике Определяем долю социальных расходов в бюджетной политике Увеличивается ли доля социальных расходов в бюджете, в ВВП Увеличивается ли доля социальных расходов в бюджете, в ВВП Что растет быстрее: расходы на власть или на население? Что растет быстрее: расходы на власть или на население? Если доля «социалки» не растет или падает, то сужается зона социальных мероприятий Если доля «социалки» не растет или падает, то сужается зона социальных мероприятий

Социальные расходы 2014 могут быть больше Относительная экономия социальных расходов при абсолютном их росте Социальные расходы консолидированного бюджета (СР), измеренные в процентах к ВВП 2013 г. Доля 17 % ВВП, объем расходов 11 трлн руб г. Доля 16 % ВВП, объем расходов 11,4 трлн руб. При сохранении доли 2013 г. в 2014 г. объем расходов составит 12,3 трлн руб. Относительная экономия на структуре составляет 0,9 трлн руб.

Главная пропорция бюджета Расходы на власть : Государственное управление Оборона Безопасность, Международная деятельность Обслуживание государственного и муниципального долга Расходы на население : Образование Здравоохранение, спорт Культура Социальная политика ЖКХ Рост расходов в 2014 г: на власть – 109,5 на население – 103,6

Примерный расчет гендерно чувствительных расходов бюджета (в млрд руб.) Направления расходов Бюджет Страховы е фонды Труд, фонд заработной платы женщин в бюджетных отраслях (образование, здравоохранение, культура, наука соцобслуживание) v Пособия по безработице и другие меры поддержки женщинv Охрана здоровья матери и ребенка, родовый сертификат Пособия, материнские и детскиеvv Расходы на передачу ребенка в приемную семью,зарплата приемному родителю, пособия и другие меры для на сирот v Материальные затраты на социальные услуги ( образование, медицина, соц. обслуживание, культура, досуг, спорт) v Санаторно-курортные услуги, детский отдых, оздоровительные лагеряv Страхование от болезней, травм и профзаболеваний, бюллетень по уходу за детьми v Пенсии по старости, инвалидности, за потерю кормильца, ЕДВ, расходы на инвалидов v Льготы на детей по подоходному налогуv Целевые программы ( материнский капитал, жилье молодым семьям и др.)v Итого по перечисленным отраслям Доля в ВВП, в общих доходах, в социальных расходах – % Справочно: Доходы федерального бюджета и страховых фондов Процент гендерно чувствительных расходов

Формула расчета статей ГБ Общая формула А = П Н А – сумма ассигнований на услуги государственных организаций социальной сферы или на выплаты государства населению П – число потребителей социальных услуг или получателей социальных выплат Н – норма расхода на потребителя социальной услуги или средний размер выплаты на получающего Для выплат Число получателей размер выплаты Пример: ежемесячные пособия на ребенка малообеспеченным семьям в Москве в 2012 г. 800 руб. в месяц 760 тыс. чел. 12 = 7,3 млрд руб. Дпя льгот и услуг Пример: расходы на здравоохранение в Москве норматив обеспечения число пользователей Пример: расходы на медицину в Москве 5000 руб. в год (по ОМС) 11,7 млн чел = 58 млрд руб. Комментарий: основная проблема: затраты бюджета на услуги по полу (в Москве доля услуг в детском бюджете 85%, выплат и льгот – 15%)

Важное замечание по схемам ГБ: о формировании расходов по интересующей эксперта позиции Например, собираем расходы по семейной политике: 1. Права и гарантии по федеральным законам (пример, материнский капитал) 2. Дополнение прав и гарантий по региональному законодательству (региональные выплаты и льготы) 3. Собственно региональные права и гарантии (питание беременных женщин) Принцип формирования бюджетной позиции при системе бюджетов с разным уровнем – федеральный, региональный («матрешка», «капуста» и т.п.).

Актуальные гендерные проблемы на сегодня в РФ в социально-экономической сфере Минимум заработной платы должен быть не ниже прожиточного минимума Ликвидация дискриминации работников бюджетных отраслей в оплате труда Детские дошкольные учреждения для всех Рост пособий на детей, стимулирование рождаемости, приоритет многодетности, расширение использования материнского капитала, продолжение программы после 2016 г. до 2025 г. Поощрение занятости, достойная зарплата работника с учетом содержания ребенка, меры по повышению квалификации и профессиональному обучению, социальный контракт в целях самообеспечения семей Увеличение доступности и качества родовспоможения, снижение детской смертности до европейских стандартов Рост помощи семьям с детьми в кризисной ситуации (бедность, сиротство, инвалиды) Поддержка улучшения жилищных условий многодетных, молодых семей Рост и совершенствование пенсий, нет повышению пенсионного возраста, прежде всего, женского. Мораторий на расширение платности в сфере социального обслуживания Улучшение обеспечения детей в разведенных семьях, алименты

Расчеты бюджета на гендерно ориентированные мероприятия- повышение МРОТ в 2014 г. База расчета Используем: 1) данные Росстата «Распределение работников по размерам заработной платы» 2) данные проекта бюджета закон о повышении размера МРОТ с 5205 руб. в месяц до 5554 руб. в месяц Алгоритм расчета: Повышение МРОТ 350 руб. в месяц Всего наемных работников 50 млн чел. в том числе имеют менее МРОТ ,6 % или 1,3 млн чел. Расчет средств 350 руб. в месяц х,1,3 млн чел.х 12= 546 млн руб.

Главная проблема ГБ- женская бедность, зарплата женщин 64% от мужчин. Отставание бюджетников по уровню оплаты Отрасли Заработная плата, тыс. руб. в месяц (август 2013) Отношение к средней по экономике – % Дошкольные учреждения 17,460 Общее и среднее специальное образование 23,180 Здравоохранение 24,384 Социальное обслуживание 17,661 В целом по экономике 29,0

Главные мероприятия бюджета с гендерной составляющей Повышение заработной платы учителей, воспитателей ДОУ, медиков, соцработников до уровня не ниже регионального I квартал 2013 г. Профессия Средняя зарплата по регионам Зарплата по профессии В том числе муниципальных работников Отношение оплаты по профессии к оплате по региону – % В том числе муниципальные работники Учителя – всего по РФ 27,325,723,293,984,7 Алтайский край 16,415,9 96,897,2 Воспитатели ДОУ – всего по РФ 22,120,318,591,883,5 Алтайский край 12,99,49,272,571,4 Врачи – всего по РФ 27,334,532,2126,2117,9 Алтайский край 16,428,48,7173,553 Медсестры – всего по РФ 27,320,318,474,267,2 Алтайский край 16,415,17,692,146,5 Социальные работники – всего по РФ 27,312,310,045,036,7 Алтайский край 16,46,48,639,052,4

Снижение налогов на доходы родителей, мужчин и женщин. Потери доходов бюджета в связи с ростом налоговых льгот на детей по подоходному налогу (в 2014–2016 годах не предусмотрено) Льгота установлена на заработки до 280 тыс. руб. в год Всего занятых в экономике 70,7 млн чел., по полу 36 млн – мужчины (51 %), 34,7 млн – женщины ( 49%) Соотношение по полу с учетом разницы в зарплате ( 67 и 33%) из них с правом на льготу 65% или 46 млн чел. Для многодетных – 3% или 46 3%= 1,4 млн чел. Величина льготы – освобождение от налогов до 3000 руб. в месяц на каждого ребенка Прирост льготы в 2012 г. против 2011 г.: 3000 руб. – 1000 руб. = 2000 руб. на ребенка на 3 детей = 6000 руб. в месяц Выигрыш % (ставка налога) = 780 руб. в месяц, или 9400 в год Расход бюджета 9400 руб. 1,4 млн чел. = 13,2 млрд руб. из них мужчины – 8,8 млрд руб., женщины – 4,4 млрд руб.

Профессиональная подготовка и переподготовка родителей с детьми дошкольного возраста, в том числе многодетных родителей и родителей, имеющих детей-инвалидов, новые мероприятия Численность женщин, состоящих в трудовых отношениях и находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, превышает 2,5 млн человек, из них в отпусках по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет находятся около 2,0 млн женщин, в отпусках по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3-х лет – свыше 580 тыс. женщин. Около 1,5 млн женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет, являются незанятыми, из них порядка 0,5 млн женщин являются безработными (по методологии МОТ). Как показывает практика, для большинства женщин по истечении отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет возникает проблема выхода на работу, связанная, главным образом, со снижением профессиональной квалификации. В 2011 году в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации была начата реализация мероприятия по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности. Мероприятие реализовывалось за счет средств федерального и региональных бюджетов. Всего за 2011 год профессиональное обучение прошли 26,2 тыс. женщин данной категории, из которых 15,7 тыс. человек приступили к трудовой деятельности до окончания отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. Опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства; в целях вывода их с этих работ. Обучено 3,2 тыс. женщин, или 73,0 % от общей численности участников, заявленной в региональных программах. Выведены с вредного производства и трудоустроены на новые рабочие места 2,9 тыс. женщин, или 92,6 % от прошедших обучение. Расходы составили 27,1 тыс. руб., или только 57,1 % от суммы финансирования, из них средства федбюджета – 25,8 тыс. руб.При организации работы по данному направлению возникли серьезные трудности, обусловленные незаинтересованностью самих потенциальных участниц, которые бояться потерять льготы. Законы в пользу работающих женщин: о запрете заемного труда, дискриминации по полу в объявлениях, дистанционной занятости, запрет на увольнение единственного кормильца ребенка- инвапида до 18 лет и др.

Источники средств на социальные цели в РФ Повышение эффективности расходов бюджета, контроль за госсзаказом, численностью аппарата Минимизация дефицита бюджета Резервный фонд и фонд благосостояния от нефти и газа Пенсионная реформа, сокращение бюджетной дотации ПФР Увеличение отчислений в распределительную систему за счет накопительной Налоговый вычет на ребенка, введение налога на имущество, прогрессивное налогообложение, посемейный подоходный налог Улучшение ситуации с выплатой алиментов Софинансирование с регионами, условия для их самообеспечения. Государственно-частное партнерство, социальная ответственность бизнеса, социальное обременение бизнеса Благотворительность Перераспределение средств населения (коммерциализация услуг) Модернизация управления (адресность, программно-целевые бюджеты, дорожные карты, расчеты эффективности, экспертные методы и т.п.)

Гендерный аудит бюджета Основные направления аудита бюджета выполнение мероприятий полнота финансирования, недофинансирование соблюдение сроков корректировка в середине года, поступление средств в декабре справедливый учет индекса цен, установленных нормативов выполнение показателей Формирование портфеля к следующему бюджету : содержание предложения, проект нормативного акта актуальность, оценка последствий, эффективность расчет потребных средств источники

Бюджет и граждане. Из бюджетного послания Президента 2013 Граждане и бизнес должны знать, куда направляются уплачиваемые ими налоги. Это требует высокого уровня прозрачности бюджета и бюджетного процесса. В этих целях необходимо продолжить формирование интегрированной информационной системы "Электронный бюджет", в том числе ввести в эксплуатацию единый портал бюджетной системы, на котором будет размещаться систематизированная актуальная информация о формировании и исполнении всех бюджетов – от федерального до поселенческих, а также начать внедрение международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора. С 2013 года на всех уровнях управления следует регулярно публиковать (размещать в сети Интернет) брошюру "Бюджет для граждан". Это даст возможность в доступной форме информировать население о соответствующих бюджетах, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.