Развитие поисково-экспериментальной деятельности Развитие поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Развитие познавательно- исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников». Выполнила: Воспитатель Сандалова О.А.
Advertisements

Дошкольники – прирожденные исследователи. Цель и задачи экспериментирования: цель: создание условий в детском саду для формирования основного целостного.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Владимира «Центр развития ребенка – детский сад 106»
Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности в соответствии с ФГТ.
Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является Основной целью опытно- экспериментальной деятельности дошкольников является.
Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Фоменко Полины Ланиловны МКДОУ Краснозерский детский сад 4.
Экспериментирование в детском саду Презентация опыта работы воспитателя Глушицкой М.Е. МБДОУ ВМР «Дубровский детский сад»
ПЕДСОВЕТ 1 ОТ Г. МБДОУ Д/САД 16 П. ВЕЛИКОДВОРСКИЙ Развитие познавательных интересов детей через поисково- исследовательскую деятельность.
Из опыта работы Бородиной Надежды Николаевны воспитателя 1 квалификационной категории МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» В работе использованы.
Выполнили: Воспитатели I категории МДОУ 13 г. Новотроицк О.П. Мочалина Л.В. Юшинева.
Воспитатель: Трошина Ирина Вячеславовна МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 5» Г. Черняховск 2014 г.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методическое объединение воспитателей Ленинского района г. Чебоксары.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.» Подготовила: воспитатель Фролова.
ДС 236 гр 6 Детское экспериментирование
Из опыта работы Кокоревич Р. Н., воспитателя МОУ прогимназии 4 г. Новочеркасска В работе использованы методические рекомендации доктора педагогических.
ГБОУ центр образования « Школа здоровья » 2005 дошкольное отделение автор : ЕФРЕМЦЕВА Е. В.
при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материалов; при доведении полученного продукта до логического завершения.
Управление образования Гродненского областного исполнительного комитета Отдел образования, спорта и туризма Вороновского райисполкома ГУО «Дошкольный центр.
«Использование опытов и экспериментов в педагогической деятельности»
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 6 г.о. Отрадный Самарской области.
Транксрипт:

Развитие поисково-экспериментальной деятельности Развитие поисково-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Капелька» Г. Светогорск

Актуальность «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.» китайская пословица Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательскоййй деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательскоййй активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательскойй – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.» китайская пословица Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательскоййй деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательскоййй активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательскойй – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: Развитие познавательных интересов, потребностей и способности к самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи поисково-экспериментальной деятельности: Вызвать интерес к поисковой деятельности. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента. Принимать и ставить перед собой цель эксперимента. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Структура детского экспериментирования Постановка исследовательскоййй задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации; Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования; Уточнение плана исследования; Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования; Проверка предположения (реализация в действии); Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

Основное оборудование лаборатории: Приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; Разные виды бумаги; Красители: гуашь, акварельные краски; Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи. Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов Карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента) Индивидуальные дневники экспериментов.

Формы работы по поисково- экспериментальной деятельности: Непосредственный опыт воспитателя и детей. Самостоятельная деятельность детей. Фронтальные занятия. Игры, развлечения. Наблюдения в природе. Рассматривание фотографий, иллюстраций; Беседы по теме; Целевые прогулки. Экскурсии.

Содержание исследовательскоййй деятельности детей Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи: Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.) Сравнивать сходные по внешнему виду предметы. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: Младший дошкольный возраст: 1. Материалы (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. Природные явления (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д). 3. Мир растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа). 4. Способы исследования объекта. 5. Предметный мир.

Содержание исследовательскоййй деятельности детей Средний дошкольный возраст: Работа с детьми направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. 1. Материал – глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса. 2. Природные явления – времена года, явления погоды. 3. Объекты неживой природы (песок, вода, снег, лед – игры с цветными льдинками). 4. Мире растений, условия, необходимые для роста и развития (свет, влага, тепло) 5. Человек – мои помощники: нос, глаза, рот и т.д. Старший дошкольный возраст: Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов и явлений от других. 1. Материал – ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон, магнит. 2. Агрегатные состояния воды. 3. Мир растений (особенности поверхности овощей и фруктов, а также их форма-цвет- вкус-запах, сравнение цветов и других растений. 4. Предметный мир. В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.). Кроме этого, детей знакомятся с этимологией (происхождением) слов (таких как: сахарница, мыльница и т.д.)

Правила безопасности при проведении опытов с водой: Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками; Аккуратно пользоваться емкостью для воды; Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду); Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы; На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло; Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать; Нельзя брать в рот лед; Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить; Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус; Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование; После опыта убирать оборудование на место;

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, – 192 с. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», с. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, – 333 с. Савенков А.И. Методика исследовательскоййго обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», – 128 с. И.Л.Паршукова «Маленький исследователь в детском саду»: европейский дом, СПБ, 2005