Электронное пособие для уроков и занятий кружка по русскому языку в 5-6 классах Составитель: Мадаева О.В., учитель русского языка и литературы МБОШИ «ЯШИС(П)ОО»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Advertisements

Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от

Д. Дуброво д. Бортниково с. Никульское д. Подлужье д. Бакунино пос. Радужный - Песчаный карьер ООО ССП «Черкизово» - Граница сельского поселения - Граница.
Ул.Школьная Схема с. Вознесенка Ярославского городского поселения п.Ярославский 10 2 Ул.Флюоритовая
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Работа учащегося 7Б класса Толгского Андрея. Каждое натуральное число, больше единицы, делится, по крайней мере, на два числа: на 1 и на само себя. Если.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.


Урок путешествие «Плывём к Робинзону Крузо».. Определи лишнее число 15, 18, 20, 3,45, 37.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Зачет по теме "Квадратные уравнения" Автор составитель: Попова Виктория Юрьевна, учитель математики высшей категории, заместитель директора МОУ гимназии.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Зимние Олимпийские Игры Шамони Сочи
Тренажёр по математике 2 класс Здравствуйте, ребята. Мы смайлики. Мы решили совершить путешествие по материкам нашей планеты. Мы решили совершить путешествие.
Результаты работы 5а класса Кл. руководитель: Белобородова Н. С. Показатель 0123 Обучаемость 1-6%4-25%8-50%3-18 Навыки смыслового чтения 1-6%12-75%3-18%
Матемтааки ЕТ СТ 2 класс Шипилова Наталия Викторовна учитель начальных классов, ВКК Шипилова Наталия Викторовна учитель начальных классов, ВКК.
Транксрипт:

Электронное пособие для уроков и занятий кружка по русскому языку в 5-6 классах Составитель: Мадаева О.В., учитель русского языка и литературы МБОШИ «ЯШИС(П)ОО» 1

2

Задача 1 Что общего у черепа и крыши? Слово череп раньше значило «глиняный осколок, черепок» Реши: какие слова произошли от слова, если они обозначают: 1. самое медленное животное пустыни 2. кровельный материал для крыши ответ 3

Задача 2 Кто рано поет? Русское слово ПЕТЬ означает «издавать голосом музыкальные звуки». Смысл этого слова сохраняется в названии домашней птицы. Реши: какая это птица? ответ 4

Задача 3 Что в середине? Слово середина означает «центр чего-нибудь». Реши: какие слова произошли от слова «середина», если они обозначают: 1. рабочий день недели 2. орган тела Подумай: 1) Какой общий смысл в этих словах? 2) Почему в первом слове нужно обозначать безударную гласную буквой Е? 3) Почему во втором слове мы пишем букву Д, хотя этот звук не произносим? ответ 5

Задача 4 Найди следы коло? Слово КОЛО в древнем русском языке значило «колесо, круг». Реши: какие слова произошли от древнерусского «коло», если они называют: 1. героя сказки с круглыми боками 2. предмет в форме круга - маленькое «коло». 3. рубашку из металлических колец для защиты от ударов меча и копья 4. след от колес 5. вокруг кого-нибудь или чего-нибудь ответ 6

Задача 5 «Глаза» дома В древнем русском языке слово ОКО значило «глаз», а слово ОЧИ «глаза». Реши: какие слова произошли от древнерусских «око» и «очи», если их значения: 1. отверстие в стене для света и воздуха. 2. прибор из двух линз для тех, кто плохо видит Объясни, почему в этих словах мы пишем букву О для обозначения безударной гласной. ответ 7

Задача 6 Что прячется? Старое слово СОКРЫТЬ значило «скрыть, спрятать». Реши: в каких словах сохраняется смысл этого слова, если их значения: 1. верхняя часть строения 2.драгоценность, дорогая вещь 3. орган летания у птиц 4. ткань, которой покрывают что-нибудь ответ 8

Задача 7 Пестрое дерево Слово РЯБЬ означает «пестрый», то есть «разноцветный». Реши: какие слова произошли от слова РЯБЬ, если они называют: 1. пеструю курицу из русской сказки 2. дерево со множеством ярких ягод, от которых «в глазах рябит» Объясни правописание второго слова. ответ 9

Задача 8 Когда наступит заутра? Древнее русское ЗАУТРА называло время после (позади) начала дня. Реши: какие слова произошли от древнерусского ЗАУТРА, если их значения: 1. утренняя еда 2. на следующий день после сегодняшнего дня Объясни, почему в этих словах мы обозначаем вторую безударную гласную буквой А. ответ 10

Задача 9 Зачем огород городить? В Древней Руси, чтобы защититься от врагов, поселения огораживали стеной из бревен. Реши: какие слова произошли от слова огородить, если их значения: 1. крупный населенный пункт 2. участок земли для выращивания овощей Подумай, как можно объяснить правописание безударных гласных в этих словах ответ 11

Задача 10 Где «падает» солнце? ПАДАТЬ значит «резко опускаться сверху вниз». Старое русское ЗАПАДАТИ и значило «падать». Реши: как назвали место, где солнце «падает». Подумай, как можно объяснить правописание этого слова. ответ 12

Задача 11 Ищи вчерашний день ВЕЧЕР это часть суток между днем и ночью. От существительного «вечер» образовано прилагательное «вечерний». Реши: 1. какое слово произошло от слов ВЕЧЕР, ВЕЧЕРНИЙ, если его значение: «день, который был перед сегодняшним днем» 2. что значит старинное слово ВЕЧОР; в помощь тебе вопрос: когда? ВМ ответ 13

Задача 12 Чем обвить руки? Глагол ВИТЬ значит «что-то скручивать, плести, изгибать». Птица вьёт гнездо значит, она изгибает, плетет травинки и прутики. Реши: как получилось название предмета одежды, который «обвивает» всю кисть и большой палец отдельно, воспользуйся опорой Готовые изделия из шерсти часто варят в кипятке, чтобы они стали теплее и прочнее. Реши: как называются «варёные» рукавицы Объясни, почему вторую безударную гласную в этом слове мы обозначаем буквой Е. ответ 14

Задача 13 Какие ягоды никнут? В старину существовало слово НИЦ, что значило «книзу, касаясь лбом земли». Слово НИКНУТЬ образовалось от старого русского «ниц». НИКНУТЬ значит наклоняться, пригибаться вниз к земле. Реши: 1. как сложить слово НИКНУТЬ со словом ЗЕМЛЯ, чтобы получилось название растения с ароматными красными ягодами, которые низко наклонились к земле Объясни правописание этого слова. 2. Подумай, что значит слово НИЧКОМ в предложении «Он упал нихком» (помощь: ниц ник них) ответ 15

Задача 14 Где искать улитку? Слово УЛИТКА произошло от древнего русского УЛЬ, что значило: а) «пустой»; б) «похожий по форме на трубу». Реши: какое русское слово тоже произошло от древнего «уль», если его значение «пространство между двумя рядами домов». ответ 16

Задача 15 Страна отцов От слова ОТЕЦ образовано прилагательное ОТЧИЙ, то есть «родной, отцовский». Древнее русское обращение к отцу ОТЧЕ. Отчий дом - это родной дом, дом отца. Реши: 1. какие два слова происходят от слова ОТЕЦ, если у них одно и то же значение «родная страна, родина, страна отцов» 2. какое еще слово произошло от слова ОТЕЦ, если оно называет человека по имени его отца ОТО ОТА ОТО ответ 17

Задача 16 У кого есть живот? Слово ЖИВОТ исторический родственник слова ЖИЗНЬ. Очень давно слово живот и значило «жизнь». Реши: 1. какое слово произошло от слова ЖИВОТ (жизнь), если оно называет живое существо, то есть существо, у которого есть жизнь 2. что значит слово ЖИВОТ в выражениях: НЕ ЩАДЯ ЖИВОТА СВОЕГО БИТЬСЯ НЕ НА ЖИВОТ, А НА СМЕРТЬ ответ 18

Задача 17 Десять = дцать Число ДВЕНАДЦАТЬ образовалось в старину из слов «две на десяти» (две сверх десяти). Наши предки - древние русичи говорили сначала ДВЕНАДЕСЯТЬ, а потом ДВЕНАДЦАТЬ. Реши: какое число «прячется» в слове, когда мы пишем «дцать» ответ 19

Задача 18 Пойти туда, не знаю куда В русских сказках действие часто происходит в ТРИДЕСЯТОМ царстве, за ТРИДЕВЯТЬ земель. Реши: какие это числа 1. «тридесять» 2.«тридевять» ответ 20

Задача 19 Сию минуту! Сейчас мы говорим: этот день, а в старину говорили: СЕЙ день. Мы говорим: эта минута, а в старину сказали бы: СИЯ минута. Мы скажем: эти книги, а раньше сказали бы: СИИ книги. Реши: из каких двух слов образовались слова: СЕГОДНЯ + СЕЙЧАС + ответ 21

Задача 20 Белое слово Древнее БЕР-. имело значение «светлый, чистый, яркий». Реши: какое слово современного русского языка произошло от слова БЕР, если оно обозначает: дерево с яркой, светлой, белой корой ответ 22

Задача 21 Что жжет и печёт? Древнерусское слово ПЕКА значило: «жар, зной». Реши: какие слова произошли от древнего ПЕКА, если они обозначают: 1. сооружение для отопления помещения, приготовления пищи 2. чувство грусти, скорби 3. приспособление для оттиска знаков на бумаге ответ 23

Задача 22 Почему один, как перст? ПАЛЬЦЕМ в Древней Руси называли только большой палец, остальные назывались ПЕРСТЫ. Реши: какие слова произошли от слова ПЕРСТ, если они обозначают: 1. кольцо с драгоценным камнем 2. варежка с пальцами ответ 24

Задача 23 Травка-муравка Старое слово МУРАВА называло молодую траву. В народной поэзии мы встречаем выражения: «травка-муравка», «травушка-муравушка» Реши: 1. Какое слово образовано от слова МУРАВА, если оно называет маленькое насекомое 2. Как называются маленькие пупырышки, которые появляются на коже от холода или от страха? ответ 25

Задача 24 Ищи то, что колет! Древнее русское слово БОР сначала имело значение: «то, что колет». Потом так стали называть сосну., а позднее сосновый лес. Реши: какие слова произошли от слова БОР, если они обозначают: 1. колючую растительность на подбородке 2. приемы для защиты от врагов 3. деревянную ограду ответ 26

Задача 25 Эй, там на ….? От слова КОРА произошло слово КОРОБ и КОРЗИНА. Их делали из молодой коры деревьев. Реши: какие слова произошли от слова КОРА, если они обозначают: 1. большой сосуд из дерева для ручной стирки 2. морское судно 3. Маленький «короб» ответ 27

Задача 26 У тебя есть порто? В древнем русском языке слово ПОРТО называло любую одежду. Реши: какие слова произошли от слова ПОРТО, если они обозначают: 1. мастер по шитью одежды 2. кусок ткани для обмотки ноги ответ 28

Задача 27 С + часть=? Слово ЧАСТЬ теперь называет кусочек целого. А в древности это слово называло судьбу, УЧАСТЬ ( у+часть). Реши: какое слово образовалось с помощью древней приставки С-, если оно называет чувство полной радости. ответ 29

Задача 28 Это так просто! От древнего русского слова ПРОСТ - «прямой, не согнутый» образовалось слово ПРОСТОЙ ( несложный) Реши: какие слова произошли от слова ПРОСТ, если они обозначают: 1. извинить виноватого, т.е. разрешить ему «выпрямиться» 2. прямое полотно – предмет постельного белья ответ 30

Задача 29 В пух и прах! Слово ПРАХ раньше значило «пыль». Реши: какие слова произошли от слова ПРАХ, если они обозначают: 1. взрывчатое вещество 2. мелкие частицы твердого вещества ответ 31

Задача 30 Какое животное родственник наволочки? Слово волочить значило «натягивать, тянуть Реши: какие слова произошли от слова, если они обозначают: 1. лесное животное с серой шерстью и острыми зубами 2. предмет постельного белья 3. Металлическую нить ответ 32

Задача 31 Где прячутся клопы? В древнем русском языке существовало слово ЛОП. Оно значило: «плоское расширение, лист». Реши: какие слова произошли от слова ЛОП, если они обозначают: 1. ручное орудие для копания с плоским расширением на конце 2. растение с широкими листьями Объясни, почему в этих словах нужно писать букву О, чтобы обозначить первую безударную гласную. ответ 33

Задача 32 Весна и поле! Существительное поле («безлесная равнина») первоначально обозначало любое открытое, пустое место, в том числе свободное от деревьев. Реши: какие слова произошли от слова, если они обозначают: 1. небольшое открытое пространство, окруженное лесом 2. свободное от льда место на ледяной поверхности 3. весенний разлив реки при таянии льда и снега ответ 34

Задача 33 Ищем родственников Старое русское слово РОД значило: «семья». Реши: какие слова произошли от слова РОД, если они обозначают: 1.страна, где человек родился 2. население государства, жители страны 3. Количество уродившихся злаков, плодов 4. «рождающий» реку ответ 35

Ответы Задача 1 черепаха черепица домой 36

Ответы Задача 2 петух домой 37

Ответы Задача 3 среда сердце домой 38

Ответы Задача 4 колобок кольцо кольчуга колея около около. домой 39

Ответы Задача 5 окно очки домой 40

Ответы Задача 6 крыша сокровище крыло покрывало крыша сокровище крыло покрывало. домой 41

Ответы Задача 7 ряба рябина. домой 42

Ответы Задача 8 завтрак завтра домой 43

Ответы Задача 9 город огород домой 44

Ответы Задача 10 Запад Запад. домой 45

Ответы Задача 11 вчера вечером домой 46

Ответы Задача 12 рукавица варежка домой 47

Ответы Задача 13 земляника низ домой 48

Ответы Задача 14 Улица. домой 49

Ответы Задача 15 Отечество отчизна отчество домой 50

Ответы Задача 16 животное жизнь домой 51

Ответы Задача 17 Десять домой 52

Ответы Задача тридцать двадцать семь. домой 53

Ответы Задача 19 Сего + дня сей+час. домой 54

Ответы Задача 20 Береза домой 55

Ответы Задача 21 печь печаль печать домой 56

Ответы Задача 22 перстень перчатка домой 57

Ответы Задача 23 муравей мурашки домой 58

Ответы Задача 24 Борода оборона забор домой 59

Ответы Задача 25 корыто корабль коробка домой 60

Ответы Задача 26 портной портянка домой 61

Ответы Задача 27 Счастье домой 62

Ответы Задача 28 простить простыня домой 63

Ответы Задача 29 порох порошок домой 64

Ответы Задача 30 волк проволока наволочка домой 65

Ответы Задача 31 лопата лопух домой 66

Ответы Задача 32 поляна полынья половодье домой 67

Ответы Задача 33 Родина народ урожай родник домой 68

69

Задача 1 Какой месяц любит ссориться? Названия месяцев года пришли к нам из Древнего Рима. Новый год у древних римлян начинался весной. Весной римляне отправлялись в военные походы. Поэтому первый месяц года они назвали именем бога войны. Римский бог войны Марс. Реши: 1. как называется месяц бога войны в русском языке 2. какое место в Петербурге тоже носит имя бога войны ответ 70

Задача 2 Их согрело солнце Язык, на котором говорили древние римляне, называется ЛАТЫНЬ, ЛАТИНСКИЙ язык. Второй месяц года римляне назвали «согретый солнцем». По-латински «согретый солнцем» АПРИКУС. Реши: 1. какой месяц года в переводе с латинского языка на русский значит «согретый солнцем» 2. как называется южное дерево и его плод, если это слово тоже произошло от латинского «АПРИКУС» Объясни, почему в этих словах мы обозначаем первую безударную гласную буквой А? ответ 71

Задача 3 Двуликий Янус ЯНУС это римский бог входов и выходов, начала и конца. Он изображался с двумя лицами. Одно лицо смотрело в прошлое, а другое в будущее. Реши: 1. как называется месяц Януса 2. сколько лиц у человека неискреннего, которого мы называем ДВУЛИЧНЫМ ? Объясните, почему один месяц года назвали именем двуликого Януса. ответ 72

Задача 4 По порядку становись! Четыре месяца года получили у древних римлян числовые названия. Месяцы назывались просто «седьмой, восьмой, девятый, десятый». Реши: 1. какой месяц был у римлян седьмым, если по-латински семь СЕПТЕМ 2. какой месяц был у римлян восьмым, если по-латински восемь ОКТО ответ 73

Задача 5 Где искать библион? Из города Библ в Грецию привозили папирус материал, который в древности заменял бумагу. Реши: 1. какой предмет получил у древних греков название БИБЛИОН 2. какое русское слово образовалось из соединения греческих слов БИБЛИОН и АПОТЕКЕ, что значит «склад, хранилище» ответ 74

Задача 6 Ищи харту! Латинское слово ХАРТА значило : «лист бумаги», папирус». Реши: какие слова произошли от слова ХАРТА, если они обозначают: 1. чертеж поверхности Земли 2.толстая, очень твердая бумага 3. произведение живописи ответ 75

Задача 7 Кто получает сольдо? Очень давно мужчины поступали в войско за плату, то есть за службу им давали деньги. По-итальянски «деньги» - СОЛЬДО. Реши: какое слово произошло от итальянского сольдо, если его значение: - «военный человек, воин, рядовой в армии» 1. ручное орудие для копания с плоским расширением на конце Объясни правописание этого слова. ответ 76

Задача 8 Ищи голову! КАПУТ по-латински «голова», а КАППА - «головной убор». Реши: какие слова произошли от этих слов, если они обозначают: 1. огородное растение, растущее кочаном 2. командира корабля, его «голова» 3. Откидной головной убор ответ 77

Задача 9 Что у них общее? Латинское слово МИНУС значит «меньше». Реши: какое слово произошло от слова МИНУС, если оно называет промежуток времени меньше часа ответ 78

Задача 10 «Эх, рано встает охрана…» Французское слово ГАРД. значило: «охрана». Реши: 1. какое русское слово произошло от французского ГАРД, если оно называет лучшие, отборные части армии 2. С чем сложить слово ГАРД, чтобы получилось название шкафа для хранения одежды. Объясни правописание этого слова. ответ 79

Задача 11 В тени деревьев Французское слово АЛЛЕ значит: «идти». Реши: какое слово произошло от слова АЛЛЕ, если оно называет дорогу, обсаженную по обеим сторонам деревьями. ответ 80

Задача 12 Память на острие копья В Древней Греции ОБЕЛОС значило: «острие копья» Реши: какое слово произошло от слова ОБЕЛОС, если оно обозначает: 1. колонну из камня, похожую на наконечник копья ответ 81

Задача 13 О Древней Греции Древние греки занимались физическими упражнениями без одежды. Греческое ГИМНОС значило: «раздетый». Реши: какие слова произошли от слова ГИПНОС, если они обозначают: 1. физические упражнения 2. учебное заведение, школа в Древней Греции и в наши дни ответ 82

Задача 14 Поиграй с мячом Английское слово БОЛ значит «мяч». Сложи это слово с другими английскими словами так, чтобы получились названия спортивных игр: 1. со словом ФУТ, что значит «нога» 2. со словом БАСКЕТ, что значит «корзина» 3. со словом ГАНД, что значит «рука» 4. со словом ВОЛЕЙ, что значит «удар в воздухе» ответ 83

Задача 15 Найди руку! Латинское слово МАНУС значило : «рука». Реши, что означают образованные от этого слова новые слова 1. Отворот рукава, украшенный кружевом, вышивкой 2. Управлять кем-то, подавляя 3. Обработка ногтей руки специальными инструментами ответ 84

Задача 16 Думай, понимай, узнавай! ИНТЕЛЛИГО по-латински «я понимаю, думаю». Реши: 1. какое слово называет разум, умение и желание думать и познавать: 2. людей, которые занимаются умственным трудом 3. «человека понимающего», то есть умного, воспитанного, много знающего ИТ ИЦИЯ ИТ ответ 85

Ответы Задача 1 март Марсово поле домой 86

Ответы Задача 2 апрель абрикос домой 87

Ответы Задача 3 январь два домой 88

Ответы Задача 4 Сентябрь октябрь декабрь ноябрь домой 89

Ответы Задача 5 Книга библиотека домой 90

Ответы Задача 6 Карта картон картина домой 91

Ответы Задача 7 Солдат домой 92

Ответы Задача 8 капуста капитан капюшон домой 93

Ответы Задача 9 Минута домой 94

Ответы Задача 10 Гвардия гардероб домой 95

Ответы Задача 11 Аллея домой 96

Ответы Задача 12 Обелиск домой 97

Ответы Задача 13 гимнастика гимназия домой 98

Ответы Задача 14 футбол баскетбол гандбол волейбол домой 99

Ответы Задача 15 Манжет манипулировать маникюр домой 100

Ответы Задача 16 интеллект интеллигенция интеллигент домой 101

Ответы к блоку «Родные вы наши!» 1.Черепаха, черепица. 2.Петух. 3.Среда, сердце. 4.Колобок, кольцо, кольчуга, колея, около. 5.Окно, очки. 6.Крыша, сокровище, крыло, покрывало. 7.Ряба, рябина. 8.Завтрак, завтра. 9.Город, огород. 10.Запад. 11.Вчера, вечером. 12.Рукавица, варежка. 13. Земляника, низ. 14.Улица. 15.Отечество, отчизна, отчество. 16.Животное, жизнь. 17.Десять. 18. Тридцать, двадцать семь. 19. Сего + дня, сей+час. 20.Береза. 21.Печь, печаль, печать. 22.Перстень, перчатка. 23.Муравей, мурашки. 24.Борода, оборона, забор. 25.Корыто, кораблю, коробка. 26.Портной, портянка. 27.Счастье. 28.Простить, простыня. 29.Порох, порошок. 30.Волк, наволочка, проволока. 31.Лопата, лопух. 32.Поляна, полынья, половодье. 33.Родина, народ, урожай, родник. 102

Ответы к блоку «Гости из-за границы» 1. Март, Марсово поле. 2.Апрель, абрикос. 3.Январь, два. 4. Сентябрь, октябрь, декабрь, ноябрь. 5. Книга, библиотека. 6. Карта, картон, картина. 7. Солдат. 8. Капуста, капитан, капюшон. 9. Минута. 10. Гвардия, гардероб. 11. Аллея. 12.Обелиск. 13.Гимнастика, гимназия. 14.Футбол, баскетбол, гандбол, волейбол. 15. Манжет, манипулировать, маникюр. 16. Интеллект, интеллигенция, интеллигент. 103