1 1. Анализ состояния и основных тенденций развития лесного хозяйства Беларуси. 2. Обоснование приоритетных направлений развития лесного хозяйства. 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 6 1 Основные проблемы развития лесного хозяйства Беларуси Институциональные Экологические Социальные Экономические 2.
Advertisements

1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Деловая игра 28 июня 2013 г. ФАУ ВИПКЛХ Профессор, д. э. н. А. П. Петров.
Лесная и деревообрабаты вающая промышленность Республики Беларусь Бабичевский Илья, 4 курс, 3 группа.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Лесопромышленный комплекс Республики Беларусь. Лесной комплекс Республики Беларусь объединяет отрасли и производства, связанные с воспроизводством, защитой.
ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ Оперативное совещание Рослесхоз А.П.Петров Ректор ФАУ ВИПКЛХ Профессор, д.э.н.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
ГОСУДАРСТВЕННО- ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проф. А.П.Петров Доклад на круглом столе «Лесное хозяйство России: состояние.
Совершенствование российского лесного законодательства в части обеспечения легальности происхождения древесины Шуваев Ю.П. Торгово-промышленная палата.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
А.П.ПЕТРОВ Профессор, д.э.н. Ректор ФАУ ВИПКЛХ Семинар по опыту Канады Г.Пушкино.
Валютно Финансовый механизм в современном мире 900igr.ne t.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Общественное производство в Кыргызской Республике Подготовил: Ибраимов Ызат ЮК
Финансовая система Республики Беларусь Подготовил: студент IV курса 5 группы Журов Алексей.
Транксрипт:

1

1. Анализ состояния и основных тенденций развития лесного хозяйства Беларуси. 2. Обоснование приоритетных направлений развития лесного хозяйства. 3. Организационные преобразования развития лесного хозяйства. 2

1.1. Место лесного сектора Беларуси в мировой и национальной экономике Беларусь лесообеспеченная страна. Лесистость территории – 38,5 %. На душу населения в Беларуси приходится 161 м 3 запасов леса на корню, что в 2,4 раза превышает среднемировой уровень. Лесной сектор страны характеризует «деревообрабатывающая» специализация: его удельный вес в мировом производстве пиломатериалов – 0,54; древесноволокнистых плит – 0,45; древесностружечных плит – 0,4 % (при численности населения в мировом сообществе – 0,15 %). Наиболее слабое звено лесного сектора Беларуси – целлюлозно- бумажная промышленность. По производству бумаги и картона на душу населения отставание от развитых лесных держав – Финляндии, Швеции, Канады, США – идет в десятки раз. Во времени удельный вес лесного сектора в национальной экономике падает (в 1990 – 2 %, в 2010 – 1,6 %). Удельный вес лесного хозяйства в ВВП невелик и составляет 0,5 % (Табл. 1). 3

Показатель Валовой внутренний продукт 100 В т. ч. промышленность 37,927,626,528,427,128,025,626,8 лесопромышленный комплекс 1,71,51,31,41,31,21,01,1 лесное хозяйство 0,30,70,5 0,40,5 лесной комплекс 2,02,21,81,91,81,71,41,6 4

5

Вид капитала млрд. долл. США % Физический капитал Природный капитал 6032 в т.ч. лесной капитал 126 Итого

Межсекторальное сотрудничество лесного хозяйства имеет два основных направления развития: внерыночное (экологическое) и рыночное. 7

В лесном фонде Республики Беларусь средообразующие, средозащитные и рекреационные функции (социально- экологические функции) доминируют над другими (сырьевыми функциями лесов) – 51 %, в годах прошлого столетия – 1/3. 8

Леса Беларуси из преимущественно экономического ресурса трансформировались в социально-эколого- экономический ресурс, удовлетворяющий расширяющиеся во времени разнообразные потребности в продуктах и полезностях леса. Внерыночная межсекторальная роль лесного хозяйства актуализирует экономический инструментарий реализации и воспроизводства экосистемных услуг. 9

Образования кластерного типа. Создание инновационных структур кластерного типа в лесном комплексе необходимо осуществлять на основе государственно- частного партнерства и, учитывая специфику белорусской ментальности, в основном сверху – по инициативе государства. Логистика. Доля логистических затрат в стоимости конечной продукции лесохозяйственных учреждений составляет 23 %, лесопромышленных предприятий – 11 %. Для лесохозяйственных учреждений характерен боль­шой объем транспортных расходов, которые могут занимать в структуре логистических затрат отдельных организаций свыше 90%, что связано с особенностями технологического процесса лесовыращивания и лесозаготовок. 10

Исследование динамики развития лесохозяйственного производства ( гг.) говорит о ее положительных тенденциях (Рис. 1). В связи с опережающим ростом доходов уровень окупаемости расходов по лесохозяйственному производству увеличился с 48,4 % до 63,7 %. Однако прогнозы показывают: в ближайшую пятилетку говорить о возможности самофинансирования лесхозов преждевременно. Перспективные расчеты свидетельствуют: тенденции в отношении устойчивого развития экономики лесохозяйственного производства сохраняются. 11

12

13

Для перехода к рыночно ориентированному лесному хозяйству, использованы различные методы и инструменты: биржевая и внебиржевая торговля, аренда, финансовые и структурные преобразования. 14

Перелом в торговле древесиной (переход от административного к рыночному методу реализации) произошел в 2000 г. Действующая законодательная система реализации древесины допускает два варианта: 1) реализация древесины на корню, в т.ч.: а) на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (5056,7 тыс. м 3 – 2010 г.); б) вне биржевых торгов – по таксовой стоимости (1846,9 тыс. м 3 – 2010 г.); 2) реализация древесины в заготовленном виде, в т.ч.: а) на биржевых торгах (1489, 1 тыс. м 3 – 2010 г.); б) вне биржевых торгов – по гражданско-правовым договорам (5280 тыс. м 3 – 2010 г.). В результате реализации древесины вне рыночных торгов, обусловленной социальными и иными причинами, лесохозяйственные учреждения недополучают более 100 млрд. руб. ежегодного дохода. 15

Участки лесного фонда предоставляются в аренду с 2009 г. (Указ Президента РБ 444 от г.) для: культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и спортивных целей; ведения охотничьего хозяйства; осуществления лесопользования предприятиями концерна «Беллесбумпром». С 2010 года в соответствии с поручением Правительства предприятиям концерна «Беллесбумппром» передается в аренду лесной фонд с правом ежегодной заготовки древесины из лесосечного фонда в объеме около 1600 тыс. м 3 по таксовой стоимости, что составляет почти 20 % установленной расчетной лесосеки. Аренда лесов предприятиями концерна «Беллесбумпром», которые осуществляют лесопользование по фиксированной таксовой стоимости, ставит их в более привилегированные условия по доступу к сырью по сравнению с другими представителями лесного бизнеса. Активно развиваются арендные отношения в области охотхозяйства. 16

Реорганизована сметно-бюджетная система финансирования лесохозяйственного производства. На смену пришла смешанная форма финансирования, включая поступления от собственных средств, от продажи леса на корню (лесной доход) и субсидии государства (бюджетные средства – в условиях дефицита спелых насаждений и частично регулируемого ценообразования). С 2005 года плата за лесное пользование (лесной доход) остается в распоряжении лесного хозяйства и направляется на финансирование мероприятий по ведению лесного хозяйства. По решению правительства с 2012 года введен механизм аккумулирования на специальном счету Минлесхоза РБ финансовых средств для финансирования строительства лесохозяйственных дорог за счет отчислений от сумм лесного дохода. 17

В соответствии с «Программой повышения эффективности работы деревообрабатывающих производств (цехов) Министерства лесного хозяйства на 2007–2010 гг.» проведена реструктуризация цехов на 55 производственных площадях лесхозов. Указом Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2009 г. было делегированно право ведения лесного хозяйства ОАО «Витебскдрев», к которому присоединены ГЛХУ «Бешенковичский лесхоз» и «Городокский лесхоз» с площадью лесного фонда около 200 тыс. га. ОАО «Витебскдрев» обязуется выполнять полный объем мероприятий согласно лесоустроительному проекту без привлечения бюджетного финансирования. Данная новация требует проверки временем, особенно с позиции экологических интересов общества и целостного развития отрасли. В рамках государственной программы развития лесного хозяйства Республики Беларусь на гг. в порядке эксперимента на базе шести лесхозов (по одному в каждой области) будут отработаны возможные варианты совершенствования действующей системы управления лесным хозяйством с учетом разделения лесохозяйственной и лесопромышленной(лесозаготовки и деревообработки) деятельности. К 2015 году планируется создать 180 обособленных структурных подразделений. 18

1. Продолжают совмещаться в рамках одной организации функции государственного управления лесами и функции хозяйствования в лесу. 2. Присутствует фрагментарность и неполнота перестройки рыночно-ориентированной системы функционирования лесохозяйственных учреждений в связи: – частичной либерализацией рынка продажи древесины, вызванной необходимостью финансовой поддержки низкорентабельных и неконкурентоспособных предприятий лесного сектора страны, а также социальной поддержкой низкодоходных слоев населения; – незначительным объемом субконтрактных отношений, основанных на условиях оказания услуг лесхозам. 19

20

2.1. Миссия, стратегическая цель и стратегические задачи развития лесного хозяйства Стратегию развития лесного хозяйства структурируют: миссия лесного хозяйства, стратегическая цель и стратегические задачи развития лесного хозяйства. Миссия лесного хозяйства – устойчивое воспроизводство лесных ресурсов в системе удовлетворения разнообразных потребностей настоящего и будущих поколений, формирование имиджа Республики Беларусь как страны высокой экологической и национальной культуры, обеспечение социально- экономической инфраструктурой развитие сельской местности, повышение социальной ответственности лесного хозяйства за зеленую архитектуру белорусской земли. Стратегическая цель развития лесного хозяйства – формирование высокопродуктивных и устойчивых лесов, многоцелевой и комплексной системы хозяйствования на основе роста общей и профессиональной культуры работников лесного хозяйства, повышения его экономической самостоятельности и доходности в условиях перехода национальной экономики к ценностям постиндустриального общества и опережающего инновационного развития сферы услуг. 21

22

1. Система финансирования 2. Система субконтрактных отношений 3. Система лесного налогообложения 4. Система инфроструктурно ориентированного развития лесного хозяйства 5. Направления инвестиций 23

Совершенствование механизма финансирования лесного хозяйства Разделение функций лесоуправления и функций хозяйствования в лесу обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в отрасли. Одни финансовые потоки выражают интересы института лесоуправления и формируются на основе рентного лесного дохода и бюджетного финансирования. Другие финансовые потоки связаны с коммерческой деятельностью субъектов хозяйствования, имеющих своей целью получение прибыли и дохода, и формируются на основе системы контрактов. Материальная основа финансовых потоков института лесоуправления – расчетная лесосека и уровень ее безубыточности, трансакции, связанные с лесопользованием (арендные отношения и т.п.). Материальная основа финансовых потоков субъектов хозяйствования – реализуемая на рынке продукция и различные виды производственных услуг. 24

Основные направления развития субконтрактных отношений В настоящее время объем субконтрактных отношений в лесном хозяйстве Беларуси является незначительным: на условиях оказания услуг заготавливается % древесины от общего объема заготовок. Первоочередное развитие субконтракции в лесном хозяйстве Беларуси целесообразно осуществлять в области лесозаготовок на основе привлечения сторонних организаций, имеющих лицензии на проведение лесозаготовительных работ. У государственных организаций целесообразно оставить функции сбыта конечной продукции и услуг лесного хозяйства. 25

Совершенствование системы лесного налогообложения Процесс становления лесного налогообложения связан с необходимостью решения проблемы безубыточности лесного хозяйства. Наиболее приемлемым для Республики Беларусь является лесной налог, имеющий налогооблагаемой базой объем заготовленной древесины (при достижении безубыточной лесосеки). Постоянным и главным источником финансирования экологических функций леса за счет дохода всего общества может стать специальный экологический налог (СЭН), который необходимо ввести одновременно с переходом лесного хозяйства на самофинансирование. Специальный экологический налог, как и собственно лесной налог, на этапе перехода лесхозов к самофинансированию целесообразно аккумулировать в централизованном фонде развития лесного хозяйства, специально созданном при Министерстве лесного хозяйства Республики Беларусь. 26

Инфраструктурно ориентированное развитие лесного хозяйства Инфраструктурное развитие лесного хозяйства определяет процесс предоставления им разнообразных услуг для удовлетворения социальных и экологических потребностей человека и общества в целом. С позиции удовлетворения социально- экологических потребностей общества бюджетное финансирование (как дополнительное) необходимо сохранить до тех пор (даже при достижении безубыточной лесосеки), пока не будет введен в жизнь на нормативно-правовой основе новый источник финансирования инфраструктурных услуг лесного хозяйства (например, специальный экологический налог). 27

Приоритетные направления инвестиционной деятельности Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности в лесном хозяйстве Республики Беларусь являются: строительство лесохозяйственных дорог, техническое перевооружение лесохозяйственного, лесозаготовительного и деревообрабатывающего производств, создание и развитие инфраструктуры по заготовке и доставке древесного топлива в республике и развитие инфраструктуры охотничьего хозяйства. 28

3.1. Общие положения Обобщая опыт разработки и реализации сценариев развития лесного хозяйства во многих странах (Германия, Польша, Финляндия, Украина), а также опираясь на предложения белорусских ученых и практиков наиболее приемлемы для условия Беларуси, на наш взгляд организационные модели, которые обеспечивают: целостность системы лесоуправления и ее финансовую независимость от хозяйственной деятельности в лесу; развитие субконтрактных отношений на конкурсной основе между собственником ресурсов (заказчиком) и исполнителем (подрядчиком) лесозаготовительных и (или) лесохозяйственных работ; формирование системы комерческих отношений с ориентацией на правовладения государством конечной продукции из его ресурсов; недопущения злоупотреблений ресурсного характера со стороны специального лесопользователя, независимо от его ведомственной принадлежности. 29

30

31

Третья модель При благоприятном развитии по одной из вышеназванных моделей могут быть созданы необходимые предпосылки для осуществления коренной реорганизации системы управления лесным хозяйством и перехода от отраслевого к функциональному типу управления. Функциональному типу управления (третья модель) адекватна новая организационная структура (Рис. 4): 1. Государственное (национальное) лесное агентство. Основная функция – государственный контроль и государственное управление лесами. Акцент – на экологию и экономику. 2. Белорусское государственное лесное предприятие (Белгослес). Основная функция – хозяйственное управление лесами и лесными ресурсами. Низовое звено – лесхоз (как система лесничеств). Акцент – на экономику и экологию. 3. Белорусская лесная компания. Функционирует на основе государственно-частного партнерства. Основная функция – хозяйствование в лесу. Акцент – на экономику. 4. Общественный орган. Основная функция – общественный контроль. Акцент – на баланс интересов. 32

33

При построении новой стратегии развития лесного хозяйства Беларуси рекомендуется учитывать: – принцип разделения функций управления лесами и хозяйственной деятельности в лесу, выражающий паритет социально-экономических интересов собственника ресурсов леса и коммерческих интересов лесопользования; – принцип государственно-частного партнерства, определяющий наиболее эффективные условия решения эколого-экономических проблем развития лесного хозяйства; – принцип либерализации и контрактации отношений лесного бизнеса, основанный на сочетании рыночных интересов и интересов устойчивого (экологоориентированного) лесопользования; – принцип ведущей роли интересов страны (интересов населения): меры лесной политики должны быть адекватны социально- экономическим процессам, протекающим внутри страны с сильным акцентом на местные условия (интересы) и региональные особенности национальной культуры; – принцип финансовой самостоятельности лесоуправления и субъектов хозяйствования. Финансовая самостоятельность, в отличие от самофинансирования, не исключает на определенном этапе развития лесного хозяйства бюджетное финансирование, обусловленное историческими и (или) экономическими причинами. 34