1. Как правило, настроение у меня очень хорошее 2. Мое настроение легко меняется от незначительных причин 3. У меня настроение портится от ожидания возможных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Письмо - обращение к близким самым дорогим людям, моим родителям Письмо - обращение к близким самым дорогим людям, моим родителям !
Advertisements

Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Тест Филлипса Ребята, вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен? а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем. 2. Вы сами можете.
ДЛЯ БУДУЩИХ И УЖЕ РАБОТАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ И ВСЕХ, КТО ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ, БЫЛО БЫ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО ПРОВЕРИТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ.
«ШКОЛА ДЛЯ ВОЖАТЫХ» Советы для начинающих. Образ вожатого Хороший вожатый. Кто это?
Жить в гармонии с собой. Для того чтобы стать счастливым, человеку необходимо научиться жить в гармонии с внешним миром, самим собой, найти идеальный.
Тревожные дети В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный.
Стресс- это реакция нашего организма на любое предъявленное ему требование. Жить без стрессов не может никто, но разумному поведению в стрессовой ситуации.
Гнев – что это такое? одна из самых частых человеческих эмоций это копия чужого поведения моментальная реакция на отдельное событие.
Наши ошибки в воспитании детей Общешкольное родительское собрание МКОУ «Усть-Волчихинская СШ»
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Внутренний мир дошкольника – коррекция педагогического взгляда. Методические рекомендации.
Подготовила: педагог-психолог Прихолмской МКОУ «СОШ 4» Алёшина М.В.
Педагогическая рефлексия как основа профессионального и личностного роста учителя … Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное.
Я уже не ребенок! ДОРОГИЕ МАМА И ПАПА, Я расту, во мне что-то меняется, мне очень важно, чтобы вы меня понимали и помогали мне взрослеть. Моё отношение.
Транксрипт:

1. Как правило, настроение у меня очень хорошее 2. Мое настроение легко меняется от незначительных причин 3. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе 4. Мое настроение зависит от общества, в котором я нахожусь 5. У меня почти всегда плохое настроение 6. Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия 7. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного 8. У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим 9. У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев 10. Малейшие неприятности сильно огорчают меня 11. Периоды очень хорошего настроения сменяются у меня периодами плохого настроения 12. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Я хорошо сплю, а сновидениям значения не придаю 2. Сон у меня богат яркими сновидениями 3. Перед тем, как уснуть, я люблю помечтать 4. Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем 5. Я сплю мало, но встаю бодрым; сны вижу редко 6. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения 7. У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают мучительно тоскливые сновидение 8. Бессонница у меня наступает периодически без видимых причин 9. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час 10. Если меня что то расстроит, я долго не могу уснуть 11. Я часто вяжу разные сны то радостные, то неприятные 12. По ночам у меня бывают приступы страха 13. Мне часто снится, что меня обижают 14. Я могу свободно регулировать свой сон Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Мне трудно проснуться в назначенный час 2. Просыпаюсь я с неприятной мыслью, что надо идти на работу или на учебу 3. В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие безо всякой причины с утра угнетен и уныл 4. Я легко просыпаюсь, когда мне нужно 5. Утро для меня самое тяжелое время суток 6. Часто мне не хочется просыпаться 7. Проснувшись, я нередко еще долго переживаю то, что видел во сне 8. Периодами я утром чувствую себя бодрым, периодами разбитым 9. Утром я встаю бодрым и энергичным 10. С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером 11. Нередко бывало, что проснувшись, я не мог сразу сообразить, где я и что со мной 12. Я просыпаюсь с мыслью, что сегодня надо будет сделать 13. Проснувшись, я люблю полежать в постели и помечтать Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Мое желание выпить зависит от настроения 2. Я избегаю пить спиртное, чтоб не проболтаться 3. Периодами я выпиваю очень охотно, периодами меня к спиртному не тянет 4. Люблю выпить в веселой и хорошей компании 5. Я боюсь пить спиртное, потому что опьянев, могу вызвать насмешки и презрение 6. Спиртное не вызывает у меня веселого настроения 7. К спиртному я испытываю отвращение 8. Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги 9. Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии 10. Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам 11. Спиртные напитки меня пугают 12. Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир 13. Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушать компанию Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Половое влечение меня мало беспокоит 2. Малейшая неприятность подавляет у меня половое влечение 3. Я предпочитаю жить мечтами о подлинном счастье, чем разочаровываться в жизни 4. Периоды сильного полового влечения чередуются у меня с периодами холодности и безразличия 5. В половом отношении я быстро возбуждаюсь, но быстро успокаиваюсь и охладеваю 6. При нормальной семейной жизни не существует никаких половых проблем 7. У меня сильное половое влечение, которое мне трудно сдерживать 8. Моя застенчивость мне очень сильно мешает 9. Измены бы я никогда не простил 10. Я считаю, что половое влечение нельзя сдерживать, иначе оно мешает плодотворной работе 11. Наибольшее удовольствие мне доставляет флирт и ухаживание 12. Я люблю анализировать свое отношение к половым проблемам, свое собственное влечение 13. Я нахожу ненормальности в своем половом влечении и стараюсь бороться с ними 14. Считаю, что половым проблемам не следует придавать большого значения Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Люблю костюмы яркие и броские 2. Считаю, что одетым надо быть всегда прилично, потому что встречают 'по одежке' 3. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой 4. Люблю одежду модную и необычную, которая невольно привлекает взоры 5. Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось 6. Люблю одеваться так, чтобы было к лицу 7. Не люблю слишком модничать, считаю - надо одеваться как все 8. Часто беспокоюсь, что мой костюм не в порядке 9. Об одежде я мало думаю 10. Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за мой костюм 11. Предпочитаю темные и серые тона 12. Временами мне хочется одеться модно и ярко, временами своей одеждой не интересуюсь Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Нехватка денег меня раздражает 2. Деньги меня совершенно не интересуют 3. Очень огорчаюсь и расстраиваюсь, когда денег не хватает 4. Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку отдать мне будет трудно 5. Я очень аккуратен в денежных делах и, зная неаккуратность многих, не люблю давать в долг 6. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить 7. Я всегда стараюсь оставить деньги про запас на непредвиденные расходы 8. Деньги мне нужны только для того, чтобы как- нибудь прожить 9. Стараюсь быть бережливым, но не скупым, люблю тратить деньги с толком 10. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг 11. Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь, периодами все пугаюсь остаться без денег 12. Я никогда никому не позволяю ущемлять меня в деньгах Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Очень боюсь остаться без родителей 2. Я считаю, что родителей надо уважать, даже если хранишь в сердце против них обиды 3. Люблю и привязан, но бывает сильно обижаюсь и даже сержусь 4. В одни периоды мне кажется, что меня слишком опекали, в другие - укоряю себя за непослушание и причиненные родным огорчения 5. Мои родители не дали мне того, что необходимо в жизни 6. Упрекаю их в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью 7. Очень люблю (любил) одного из родителей 8. Я люблю их, но не переношу, когда мною распоряжаются и командуют 9. Очень люблю мать и боюсь, что с ней что-нибудь случится 10. Упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) родителей 11. Они меня слишком сильно притесняли и во всем навязывали свою волю 12. Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими 13. Я считаю себя виноватым перед ними Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды 2. Хорошо себя чувствую с тем, кто мне сочувствует 3. Для меня важен не один друг, а дружный хороший коллектив 4. Я ценю такого друга, который, умеет меня выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить 5. О друзьях, с кем пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых 6. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей 7. Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы 8. Я легко завязываю дружбу, но часто разочаровываюсь и охладеваю 9. Я предпочитаю тех друзей, которые внимательны ко мне 10. Я сам выбираю себе друга и решительно бросаю его, если разочаровываюсь в нем 11. Я не могу найти себе друга по душе 12. У меня нет никакого желания иметь друга 13. Периодами я люблю большие дружеские компании, периодами избегаю их и ищу одиночества 14. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями 15. Люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов / способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой ( со своим подсознанием ) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Я окружен глупцами, невеждами и завистниками 2. Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня 3. В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие периоды они меня тяготят 4. Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих 5. Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого 6. Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока 7. Легко схожусь с людьми в любой обстановке 8. Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание к себе 9. Я быстро чувствую хорошее или недоброжелательное отношение к себе и также отношусь сам 10. Я легко ссорюсь, но быстро мирюсь 11. Я часто и подолгу размышляю, правильно или неправильно я что- нибудь сказал или сделал в отношении окружающих 12. Людное общество меня быстро утомляет и раздражает 13. От окружающих я стараюсь держаться подальше 14. Я не знаю своих соседей и не интересуюсь ими 15. Мне часто кажется, что окружающие подозревают меня в чем-то плохом 16. Мне приходилось терпеть от окружающих много обид и обманов и это всегда настораживает меня 17. Мне часто кажется, что окружающие смотрят на меня, как на никчемного и ненужного человека Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов / способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой ( со своим подсознанием ) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Я отношусь настороженно к незнакомым людям и невольно опасаюсь зла с их стороны 2. Бывает, что незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию 3. Я избегаю новых знакомств 4. Незнакомые люди внушают мне беспокойство и тревогу 5. Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что говорят о нем люди 6. Я никогда не доверяюсь незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав 7. Если незнакомые проявляют интерес ко мне, то и я с интересом отношусь к ним 8. Незнакомые люди меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык 9. Я охотно и легко завожу новые знакомства 10. Временами я охотно знакомлюсь с новыми людьми, временами ни с кем знакомиться не хочется 11. В хорошем настроении я легко знакомлюсь, в плохом - избегаю знакомств 12. Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов / способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой ( со своим подсознанием ) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива 2. В одиночестве я чувствую себя спокойнее 3. Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей 4. Периодами мне лучше среди людей, периодами предпочитаю одиночество 5. В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником 6. В одиночестве я скучаю по людям, а среди людей быстро устаю и ищу одиночества 7. Большей частью я хочу быть на людях, но иногда хочется побыть одному 8. Я не боюсь одиночества 9. Я боюсь одиночества и тем не менее так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве 10. Я люблю одиночество 11. Одиночество я переношу легко, если только оно не связано с неприятностями Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов / способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой ( со своим подсознанием ) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Я мечтаю о счастливом будущем, но боюсь неприятностей и неудач 2. Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным 3. Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим 4. В будущем меня больше всего беспокоит мое здоровье 5. Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы 6. Не люблю много раздумывать о своем будущем 7. Мое отношение к будущему часто и быстро меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным 8. Я утешаю себя тем, что в будущем исполнятся все мои желания 9. Я всегда невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем 10. Мои планы на будущее я люблю разрабатывать в малейших деталях и во всех деталях стараюсь их осуществить 11. Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту 12. Я живу своими мыслями и меня мало волнует, каким в действительности окажется мое будущее 13. Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами - мрачным Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов / способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой ( со своим подсознанием ) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но периодами начинаю их бояться и избегать 2. Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит 3. Я люблю перемены в жизни - новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг 4. У меня бывают моменты, когда я жадно ищу новые впечатления и новые знакомства, но бывает, когда я избегаю их 5. Я сам люблю придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все 6. Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает 7. Не люблю всяких новшеств, предпочитаю раз установленный порядок 8. Я боюсь перемен в жизни: новая обстановка меня пугает 9. Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее 10. Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов / способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой ( со своим подсознанием ) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи 2. Периоды, когда я активно борюсь с неудачами, чередуются у меня с периодами, когда у меня от малейших неудач опускаются руки 3. Неудачи приводят меня в отчаяние 4. Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, которое я изливаю на невинных 5. Если случается неудача, то я всегда ищу что же я сделал неправильно 6. Неудачи вызывают у меня протест и негодование и желание их преодолеть 7. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным 8. При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться 9. Бывает, что малейшие неудачи приводят меня в уныние, но бывает, что серьезные неприятности я переношу стойко 10. Неудачи меня пугают, и я прежде всего виню самого себя 11. Неудачи меня не задевают, я не обращаю на них внимания 12. При неудачах я еще больше мечтаю о свершении своих желаний 13. Я считаю, что при неудачах нельзя отчаиваться Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов / способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой ( со своим подсознанием ) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду на риск 2. Я много раз взвешиваю все 'за' и 'против' и все никак не решаюсь рискнуть 3. Мне не до приключений, а рискую я только, если к этому принуждают обстоятельства 4. Я не люблю приключений и избегаю риска 5. Я люблю мечтать о приключениях, но не ищу их в жизни 6. Временами я люблю приключения, и часто рискую, но временами приключения и риск становятся мне не по душе 7. Приключения я люблю только веселые и те, что хорошо кончаются 8. Я специально не ищу приключений и риска, но иду на них, когда это требует мое дело 9. Приключения и риск меня привлекают, если в них мне достается первая роль 10. Бывает, что риск и азарт меня совершенно опьяняют Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов / способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой ( со своим подсознанием ) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Я могу идти впереди других в рассуждениях но не в действиях 2. Я люблю быть первым в компании, руководить и направлять других 3. Я люблю опекать кого-либо, кто мне понравится 4. Я всегда стремлюсь учить людей правилам и порядку 5. Одним людям я нехотя подчиняюсь, другими командую сам 6. Периодами я люблю 'задавать тон', быть первым, но периодами мне это надоедает 7. Я люблю быть первым там, где меня любят, бороться за первенство я не люблю 8. Я не умею командовать другими 9. Я не люблю командовать другими - ответственность меня пугает 10. Всегда находятся люди, которые слушаются меня и признают мой авторитет 11. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной бы следовали другие 12. Я охотно следую за авторитетными людьми Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов / способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой ( со своим подсознанием ) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Я не слушаю критики и возражений и всегда думаю и делаю по-своему 2. Слушая возражения и критику, я ищу доводы в свое оправдание, но не всегда решаюсь их высказать 3. Возражения и критика меня особенно раздражают, когда я устал и плохо себя чувствую 4. Критика и осуждения в мой адрес лучше равнодушия и пренебрежения ко мне 5. Не люблю, когда меня критикуют и когда мне возражают - сержусь и не всегда могу сдержать свой гнев 6. Когда меня критикуют или мне возражают, это меня сильно огорчает и приводит в уныние 7. От критиков мне хочется убежать подальше 8. В одни периоды критику и возражения переношу легко, в другие - очень болезненно 9. Возражения и критика меня очень огорчают, если они резкие и грубые по форме, даже если они касаются мелочей 10. Я не слышал еще справедливой критики в свой адрес или справедливых возражений моим доводам 11. Я стараюсь правильно реагировать на критику 12. Я убедился, что критикуют обычно только для того, чтобы тебе напакостить или самим выдвинуться 13. Если меня критикуют или мне возражают, мне всегда начинает казаться, что другие правы, а я нет Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов / способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой ( со своим подсознанием ) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Я слушаю наставления только тех, кто имеет на это право 2. Я охотно слушаю те наставления, которые касаются моего здоровья 3. Не выношу, когда меня опекают и за меня все решают 4. Я не нуждаюсь в наставлениях 5. Я охотно слушаю того, кто, знаю, меня любит 6. Я стараюсь слушать полезные наставления, но это не всегда у меня получается 7. Временами все наставления пролетают мимо моих ушей, и по временам я ругаю себя за то, что не слушал их раньше 8. Совершенно не переношу наставлений, если они даются начальственным тоном 9. Я внимательно слушаю наставления и не противлюсь, когда меня опекают 10. Я охотно слушаю те наставления, что мне приятны, и не переношу тех, что мне не по душе 11. Я люблю, когда обо мне заботятся, но не люблю, чтобы мною командовали 12. Я не решаюсь прервать даже вовсе никчемные для меня наставления или избавиться от ненужного для меня покровительства 13. Наставления вызывают у меня желание делать все наоборот 14. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов / способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой ( со своим подсознанием ) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Когда правила и законы мне мешают, это вызывает у меня раздражение 2. Всегда считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти 3. Логически обоснованные правила стараюсь соблюдать 4. Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов 5. Ужасно не люблю всякие правила, которые меня стесняют 6. Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила и законы, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за недисциплинированность 7. Всякие правила и распорядок вызывают у меня желание нарочно их нарушать 8. Правила и законы я всегда соблюдаю 9. Всегда слежу за тем, чтобы все соблюдали правила 10. Часто упрекаю себя за то, что нарушаю правила и не строго соблюдаю законы 11. Я стараюсь соблюдать правила и законы, но это не всегда мне удается 12. Строго следую тем правилам, которые считаю справедливыми, борюсь с теми, которые считаю несправедливыми Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов / способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой ( со своим подсознанием ) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. В детстве я был робким и плаксивым 2. Очень любил сочинять всякие сказки и фантастические истории 3. В детстве я избегал шумных и подвижных игр 4. Я был как все дети и ничем не отличался от своих сверстников. 5. Периодами мне кажется, что в детстве я был живым и веселым, периодами начинаю думать, что был очень непослушным и беспокойным 6. Я с детства был самостоятельным и решительным 7. В детстве я был веселым и отчаянным 8. В детстве я был обидчивым и чувствительным 9. В детстве я был очень непоседливым и болтливым 10. В детстве я был таким же как сейчас: меня легко было огорчить, но легко успокоить и развеселить 11. С детства я стремился к аккуратности и порядку 12. В детстве я любил играть один или смотреть издали, как играют другие дети 13. В детстве я больше любил беседовать со взрослыми, чем играть со сверстниками 14. В детстве я был капризным и раздражительным 15. В детстве я плохо спал и плохо ел Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов / способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой ( со своим подсознанием ) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Любил вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять или сходить в кино 2. Сильно переживал замечания и отметки, которые меня не удовлетворяли 3. В младших классах любил школу, потом она стала меня тяготить 4. Периодами любил школу, периодами она мне начинала надоедать 5. Не любил школу, потому что педагоги относились ко мне несправедливо 6. Школьные занятия меня очень сильно утомляли 7. Больше всего любил школьную самодеятельность 8. Любил школу, потому что там была веселая компания 9. Стеснялся ходить в школу: боялся насмешек и грубости 10. Очень не любил физкультуры 11. Посещал школу регулярно и всегда активно участвовал в общественной работе 12. Школьная обстановка меня очень тяготила 13. Старался аккуратно выполнять все задания Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов / способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой ( со своим подсознанием ) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

1. Мне не хватает холодной рассудительности 2. Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность и вялость 3. Я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем 4. Я не виновен в том, что возбуждаю зависть у других 5. Мне не хватает усидчивости и терпения 6. Считаю, что я ничем не отличаюсь от большинства людей 7. Мне не хватает решительности 8. Я не вижу у себя больших недостатков 9. В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дурного настроения мне кажется, что мне не хватает то одного, то другого качества 10. Я слишком раздражителен 11. Другие находят у меня крупные недостатки, я считаю, что они преувеличивают 12. Я страдаю от того, что меня не понимают 13. Я чрезмерно чувствителен и обидчив Для каждой ТН посчитать количество выборов/способов достижения результата Нет выборов – тупик Один выбор - состояние робота Два выбора - конфликт с самим собой (со своим подсознанием) Три выбора - минимум свободы Более шести выборов - оптимум

Для каждой ТН посчитать количество выборов / способов достижения результата Для утверждения, которое мне нравится Для утверждения, которое мне совершенно не нравится Нет выборов – тупик х х Один выбор - состояние робота х х Два выбора - конфликт с самим собой ( со своим подсознанием ) х х Три выбора - минимум свободы х х Более шести выборов - оптимум х х

УПРАЖНЕНИЯ С ВЫРАЖЕННОЙ ДЕПРОГРАММИРУЮЩЕЙ КОМПОНЕНТОЙ

В этом упражнении вы научитесь изменять неприятные воспоминания. Эта техника работает наилучшим образом с теми проблемами, которые можно отнести к разряду повседневных и которые имеют среднюю интенсивность. Просмотрите фильм о проблемной ситуации. Сначала вспомните о каком-нибудь затруднении, которое возникает с каждым из нас каждый день. Например, вспомните какой-нибудь момент времени, когда вы были чем-то расстроены или у вас что-то не получалось. Выберите вполне конкретное и реальное событие из своего прошлого. Думая об этом событии, обратите внимание на те образы и звуки, которые приходят к вам в голову, и просмотрите весь фильм об этом событии от начала до конца. Сделав это, обратите внимание на свои ощущения. Подберите музыкальное сопровождение. Сейчас подберите такую мелодию, которая совершенно не соответствовала бы тем чувствам, которые возникли у вас при просмотре этого фильма. Вероятно, ваше воспоминание навевает очень серьезные и тяжелые мысли. Так что выберите что-нибудь легкое и игривое, как в цирке или мультфильме. Одним нравятся живые танцевальные мелодии, другие предпочитают серьезную классическую или оперную музыку, подобную увертюре Вильяма Телля, больше известную как музыку к старому радио и телесериалу «Одинокий рейнджер». Просмотрите фильм с музыкой. Когда вы подберете музыкальное сопровождение, пусть оно начнет звучать в вашей голове, в то время как вы будете мысленно просматривать свой фильм. И пусть мелодия не прекращается до самого конца фильма. Проверьте результаты. А теперь снова перемотайте фильм к самому началу. Просмотрите его уже без музыки и обратите внимание на то, как изменилась ваша реакция на это воспоминание. Как изменились ваши ощущения? Для одних инцидент становится забавным или даже смешным. У других неприятные ощущения значительно ослабеют или по крайней мере оказываются нейтральными. Если ваши новые ощущения все-таки вас не удовлетворяют, попробуйте какое-нибудь другое музыкальное сопровождение к фильму, пока не найдете то, которое сработает для вас.

Вспомните какую-нибудь проблемную ситуацию. Вспомните еще одну в некоторой степени тревожную ситуацию или же затруднение, с которым вам приходится сталкиваться каждый день. Чем больше вы будете работать с такими ситуациями, которые часто повторяются в вашей жизни, тем быстрее изменения, совершенные вами с помощью НЛП, будут проникать в вашу жизнь. Если у вас еще остались какие-то неприятные ощущения после выполнения первого упражнения или же они изменились не настолько сильно, насколько вам хотелось бы их изменить, то вернитесь снова к предыдущей ситуации. Увидьте себя в кадре фильма. Быстро просмотрите в своей памяти выбранное вами событие, как будто это фильм, но на этот раз выберите один единственный момент, подобно кадру из фильма, который лучше всего характеризует весь этот случай в целом. Разглядывая выбранный кадр, обратите внимание на то обстоятельство, видите ли вы в нем самого себя, того более молодого себя, в то самое время, когда происходило это событие, как будто вы разглядываете свою фотографию, сделанную в то время. Если вы не видите себя в кадре, начните просто мысленно выходить из остановленного вами кадра, мысленным взглядом осматривая зафиксированную на нем сцену, пока не увидите в ней самого себя, того более молодого в той самой одежде, которую вы носили тогда. Посмотрите на все это как посторонний наблюдатель. Вставьте эту картину в раму. Удерживая в голове этот образ, представьте себе ту раму, в которую вам хотелось бы его поместить. Какую раму вы предпочитаете: круглую, прямоугольную, а может быть овальную? Каких размеров должна быть эта рама и какого цвета? Быть может, это будет современная стальная рамка, а возможно и старинная позолоченная рама с резными украшениями и изображениями воркующих голубей. Выбрав раму, установите музейное освещение. Превратите картину в живописный портрет или художественную фотографию. Попробуйте превратить полученное изображение в художественное произведение. Пусть это будет фотография, выполненная таким мастером, как Анзель Адамс, или портрет, написанный рукой Ренуара или Ван Гога. Теперь возьмите это произведение и поместите в ряду других картин своей воображаемой частной коллекции картин. Проверьте результаты. Отвлекитесь на минуту… Глубоко вдохните. Теперь снова подумайте о той ситуации, которая обычно доставляла вам неприятности. Вероятно, ваши ощущения уже изменились. Если этого не произошло, повторите это упражнение, использовав новую рамку и новый стиль живописного или фотографического исполнения портрета, пока не найдете тот вариант, который вызовет необходимые вам изменения ощущений.

Вернитесь назад в прошлое. Вспомните, как, будучи маленьким ребенком, вы достигали буквально фантастических результатов в учебе. И теперь, если вы мысленно поместите себя в воображаемую машину времени, то сможете мысленно перенестись в ту далекую пору своего детства. Просто претворитесь на миг, что вы оказались в такой волшебной машине времени, и представьте себе, что вы возвращаетесь к тому счастливому времени в своем детстве, когда вы могли поразительно быстро усваивать огромное количество новых знаний. На краткое мгновение представьте себе, как все это тогда выглядело. Обратите внимание, что люди вокруг вас вдруг стали очень большими, и вам приходится смотреть на них снизу вверх. И вокруг вас происходит так много замечательных вещей. Оцените свои способности к обучению. Вы активно и увлеченно учитесь. Вы познаете огромное количество различных вещей и, прежде всего, язык. Каждый день вы узнаете от 15 до 30 новых слов. Вы осваиваете сотни грамматических правил, даже не отдавая себе в этом отчет. И эта способность к обучению все еще живет в вас. Откройте в себе таланты. Ваш мозг насчитывает около 15 миллиардов клеток, которые все вместе напоминают мерцающие огоньки тысячи городов. Ваши уши способны различить 1600 частот в промежутке от 20 до Герц. Ваши глаза могут улавливать воздействие одного единственного светового фотона. А волокон вашего зрительного нерва передают больше информации от 132 миллионов палочек и колбочек, чем самая мощная в мире оптическая компьютерная система. Более 300 миллионов мельчайших воздушных пузырьков в ваших легких обеспечивают кислородом 100 триллионов клеток вашего тела. 206 костей и 656 мышц вашего тела образуют гораздо более функционально разнообразную систему, чем любая искусственная. И все эти и многие другие непревзойденные способности функционировать и обучаться могут быть использованы самыми разнообразными способами. У вас не хватит ни сил, ни времени, чтобы перечислить все свои способности их слишком много. Создайте цельный образ. А сейчас, когда вы мысленно представили себе свои способности к обучению, вы можете составить общее представление о такого рода способностях в целом в виде яркого образа своей нервной системы системы функциональных возможностей, не имеющих себе равных в известной нам части Вселенной. И если когда-нибудь у вас возникнут сомнения в собственных способностях претворить в жизнь собственную миссию, этот образ всплывет перед вами как воплощение всех ваших талантов, превращая возникшие сомнения в уверенность в собственных силах.

Выберите нейтральную ситуацию. Выберите контекст, не связанный ни с чем серьезным, например, случайную встречу с товарищем или с незнакомым человеком в публичном месте. В качестве альтернативы вы можете предложить своему другу выполнить это упражнение вместе с вами, сидя спиной к спине. Результат этого упражнения будет более убедительным, если ваш партнер не будет знать заранее о том, что вы собираетесь сделать. Попытайтесь подстроиться. Разговаривая со своим партнером, обратите внимание на темп и тон его речи. Отвечая ему, постарайтесь постепенно приблизить темп и тон своего голоса к соответствующим характеристикам голоса собеседника, и сделайте их как можно более похожими. Оцените, как протекает ваше общение: легко ли передается информация? Возникает ли у вас ощущение раппорта? Попробуйте отстроиться. После нескольких минут такой плавной беседы измените свой голос, чтобы по темпу и по тону он стал сильно отличаться от голоса собеседника. Оцените, какое влияние оказало это изменение на качество вашей беседы. Вернитесь к подстройке. Снова вернитесь к подстройке к голосу своего собеседника и заметьте, как быстро вам удастся восстановить раппорт, обеспечивающий плавное течение беседы.

I. Ассоциация Физиология. Воспроизведите физиологию ассоциации. Наклонитесь слегка вперед, посмотрите по сторонам, ощутите свое тело и внутреннюю готовность к движению и готовность среагировать на любое изменение в обстановке, которое может произойти в следующий момент. Ассоциируйтесь с приятным воспоминанием. Теперь подумайте о каком-нибудь приятном воспоминании и потратьте некоторое время на то, чтобы полностью ассоциироваться с ним, вновь мысленно оказаться внутри той ситуации, глядя вокруг себя своими собственными глазами, видя то, что видели тогда, слыша вновь те же самые звуки и испытывая те же самые приятные ощущения, которые возникли в той ситуации. Повторите шаг 2. Воспроизведите в своей памяти еще несколько приятных воспоминаний одно за другим, сохраняя физиологию ассоциации. Выберите приятные воспоминания из самых разных контекстов: работа, игра, дом, занятия спортом, что-нибудь чувственное, удовлетворение от полученных результатов, признание со стороны окружающих и т.п. Ассоциируйтесь с каждой из них как можно полнее, чтобы вновь получить удовольствие от тех приятных ощущений. Попросите свое подсознание ассоциироваться только с позитивным. Закройте глаза и попросите свое подсознание накапливать в себе положительный опыт, автоматически ассоциируясь со всеми положительными воспоминаниями всякий раз, когда вы будете вызывать их у себя в памяти. Заметьте, что практически во всех случаях это будет мудрым решением, которое поможет вам взять от жизни гораздо больше и сделает вас более подготовленным к неизбежным встречам с многочисленными трудностями, которые готовит для вас жизнь. Уделите некоторое время, чтобы убедиться в том, что высказанная вами просьба услышана и на нее дан положительный ответ. Сделайте паузу и расслабьтесь. II. Диссоциация Физиология диссоциации. Воспроизведите физиологию диссоциации. Откиньтесь на спинку стула и почувствуйте, как ваши плечи расслабленно опустились. Пусть ваш подбородок слегка приподнимется, и голова откинется немного назад. Почувствуйте, как постепенно замирают все движения в вашем теле, и оно становиться неподвижным. Диссоциируйтесь от неприятного воспоминания. Подумайте об умеренно неприятном воспоминании и потратьте некоторое время на то, чтобы полностью диссоциироваться от него. Увидьте себя в этом воспоминании со стороны, как будто в кино или на экране телевизора. Может оказаться полезным сделать это кино черно-белым или отодвинуться от воображаемого телевизора подальше, а также сделать изображение не совсем отчетливым и слегка расплывчатым. Если у вас возникают какие-то трудности, представьте себе, что вы смотрите на этот образ сквозь толстую стенку из органического стекла. Насладитесь этим ощущением постороннего наблюдателя, сохраняющего при всем при том ощущение заинтересованности и любопытства. Повторите шаг 2. Вспомните еще несколько умеренно неприятных ситуаций, взяв их из самых различных контекстов: неприятные случаи на работе, дома, во время игры, когда вы наедине или в присутствии других людей, разочарования и досадные ошибки и т.п. Полностью диссоциируйтесь от каждого из этих воспоминаний по очереди, вновь возвращаясь к ощущениям заинтересованного и любопытного, но отстраненного наблюдателя. Попросите свое подсознание ассоциироваться только с позитивным. Закройте глаза и попросите свое подсознание научиться автоматически диссоциироваться от всех неприятных воспоминаний всякий раз, когда вы будете воспроизводить их в своей памяти, отдавая себе отчет в том, что практически во всех случаях это будет мудрым решением, которое поможет вам взять от жизни гораздо больше и сделает вас более подготовленным к неизбежным встречам с многочисленными трудностями, которые готовит для вас жизнь. Уделите некоторое время, чтобы убедиться в том, что высказанная вами просьба услышана и на нее дан положительный ответ.

Неприятное воспоминание. Подумайте об умеренно неприятном воспоминании и превратите его в фильм, если даже вы вспоминаете его по-другому. Просматривая и прослушивая этот фильм, обратите внимание на возникающие при этом неприятные ощущения. Просмотрите этот фильм от начала до конца. Прокрутите фильм в обратном направлении. Войдите в этот фильм в самом последнем его кадре и прокрутите весь фильм назад, сделав его цветным, только сделать это необходимо очень быстро, буквально за полторы секунды. Это будет похоже на то, как будто вы оказались внутри сцены, и время очень быстро побежало назад. Если потребуется, повторите это два или три раза. Проверьте результат. Теперь снова просмотрите тот же самый фильм, который вы просматривали на шаге 1 и обратите внимание, какие ощущения он вызывает у вас сейчас.

Хотя этот прием хорошо работает с весьма интенсивными страхами и фобиями, мы настоятельно рекомендуем вам на этапе изучения приема использовать ситуации с ощущениями умеренной интенсивности. Ситуация страха. Уделите минуту тому, чтобы подумать о ситуации, которая вызывает у вас умеренно сильные ощущения страха. Это может быть какой-нибудь напряженный разговор, выступление перед публикой или любая другая ситуация, заставляющая вас испытывать страх. Следует убедиться в том, что вы действительно можете получить доступ к той части вашей личности, которая является источником этого страха. Кинотеатр. Теперь мысленно представьте себе, что вы сидите в большом зале кинотеатра. Увидьте себя на экране в неподвижном кадре, отражающем тот момент, который непосредственно предшествовал появлению у вас самой первой реакции страха. (Если вы не можете вспомнить самый первый случай появления этой реакции, остановитесь на случае наиболее интенсивного ее проявления.) Выйдите из своего тела. Представьте себе, что вы покидаете свое тело и мысленно перемещаетесь в будку киномеханика, из которой вы можете видеть себя, сидящего в зале, и себя на экране. (В случае страха высоты можно не подниматься в будку киномеханика, а просто переместиться на несколько рядов кресел назад.) Оставайтесь в этой будке до тех пор, пока вам не скажут выйти из нее. Просмотрите фильм. Глядя на себя в зале, который смотрит на ваше изображение на экране, начните прокручивать черно-белый фильм о том, что произошло с вами в той ситуации страха, и понаблюдайте за самим собой, проживающим эту ситуацию на экране. Продолжайте смотреть этот фильм из будки киномеханика до тех пор, пока фильм не дойдет до того момента, когда травмирующее переживание останется позади и вы сможете сказать, что тот вы, которого вы видите на экране, находится в безопасности. В этот момент остановите фильм и превратите его в неподвижный кадр, на котором вы будете видеть себя, находящегося в безопасности и оставившего травмирующую ситуацию позади. Прокрутите фильм назад. Выйдите из будки киномеханика, войдите в неподвижный кадр на экране и проживите всю ситуацию в обратном порядке, сделав изображение цветным и запустив время назад, представив себе, например, что вас тянет назад гигантский пылесос. Сделайте это очень быстро, буквально за полторы секунды. Повторите этот шаг еще несколько раз, если посчитаете необходимым. Когда закончите, встаньте со своего места уже не в воображении, а реально и немного подвигайтесь. Встряхните руками и сделайте глубокий вдох и выдох. Проверка. А теперь снова подумайте об этой ситуации и обратите внимание на свою реакцию. Мысленно оцените силу вашего страха по шкале от 1 до 10, где 10 соответствует наиболее интенсивной реакции. Если вы оцениваете оставшуюся после выполнения упражнения реакцию выше, чем в 2 бала, повторите весь процесс снова, тщательно выполняя каждый шаг.

Конфликтная ситуация. Подумайте о вполне конкретной ситуации средней сложности, в которой у вас возникли разногласия или конфликт с другим человеком. Я-позиция. Просмотрите фильм об этой ситуации со своей собственной точки зрения. Представьте себе, что вы снова переживаете ту же самую ситуацию, глядя вокруг себя своими собственными глазами и переживая то, что действительно тогда произошло. Обратите внимание на то, что вы тогда слышали и ощущали, на все детали, которые можете вспомнить. Когда вы дойдете до конца этого эпизода, перемотайте фильм к самому началу конфликтной ситуации. Изучите своего собеседника. Остановив фильм в самом начале и включив «паузу», присмотритесь к своему собеседнику. Обратите внимание на то, как он дышит, на его позу, выражение лица, манеру двигаться и говорить, интонации и темп речи, на всю ту невербальную информацию, которая может подсказать вам, что переживает этот человек. Вы можете также вспомнить весь свой опыт общения с ним, все, что вы знаете о том, что ему нравится и что не нравится, его отношение к различным вопросам, его прошлое всю ту информацию, на основании которой вы можете составить представление о нем как о личности. Войдите в позицию другого человека. Пусть ваше сознание покинет ваше тело и займет позицию вашего собеседника, или, глядя из-за его плеча, начнет видеть и слышать то, что видит и слышит он. Начните подстраиваться к тому, что ему нравится и что не нравится, к его личной истории, проговаривая про себя: «Я человек, который…», и далее называйте все характеристики и особенности этого человека, о которых вам известно. Позвольте своему сознанию войти внутрь его тела, воспроизвести его позу и движения и все невербальное поведение, которое вы заметили раньше. По мере того, как вы все больше становитесь этим человеком, почувствуйте, что он может ощущать. Просмотрите фильм с позиции другого человека. А теперь просмотрите снова тот же самый фильм, на этот раз разглядывая ситуацию с позиции своего собеседника. Как теперь вы воспринимаете конфликтную ситуацию, находясь на месте собеседника? Какие чувства вызывает она у вас? Какие при этом возникают у вас желания, надежды и страхи? Каковы ваши позитивные намерения и как вы собираетесь справиться с возникшим затруднением? Каким вы находите свое собственное поведение в глазах своего собеседника? Что еще вы можете сказать о переживаниях этого человека? Вернитесь в Я-позицию. Пусть ваше сознание снова вернется в ваше собственное тело. Уделите столько времени, сколько вам потребуется, чтобы полностью вернуться в самого себя, после этого откройте глаза, оставив все элементы личности другого человека в его образе.

Конфликтная ситуация. Вернитесь к той же самой конфликтной ситуации, с которой вы работали в предыдущем упражнении. Я-позиция. Снова войдите в Я-позицию в этой ситуации. На этот раз нет необходимости просматривать весь фильм до конца, если вы смогли полностью вернуться в эту ситуацию. Позиция другого человека. Войдите в позицию другого человека точно так же, как вы делали это раньше. И снова нет необходимости просматривать весь фильм до конца, если вам удалось полностью превратиться в своего собеседника в той ситуации. Займите позицию наблюдателя. Сейчас переместитесь в позицию, находясь в которой вы сможете отчетливо видеть и слышать как себя, так и своего собеседника. Убедитесь в том, что этот наблюдатель находится на одинаковом расстоянии как от первого, так и от второго. Проверьте также, что расположение наблюдателя позволяет ему видеть глаза обоих лиц на одном с собой уровне. Просмотрите фильм с позиции наблюдателя. Просмотрите весь фильм, наблюдая и прислушиваясь к происходящей в нем ситуации с позиции наблюдателя, как будто вы видите этих двух человек впервые. С этой нейтральной позиции внимательно понаблюдайте за всем, что происходит с этими людьми. Обратите особое внимание на то, как действия одного вызывают ответное поведение и ощущения другого, и наоборот. Исследуйте все, что поддается вашему изучению с позиции наблюдателя. Как вы чувствуете себя в этой позиции, наблюдая это взаимодействие?

Уделите каждому шагу этого упражнения столько времени, чтобы выполнить предложенное задание аккуратно, легко, комфортно и в наиболее удобном для вас темпе. Выделите ключевой образ. Подумайте о том времени в своей жизни, когда вы особенно несправедливо относились к самому себе и когда у вас была низкая самооценка. Вспомните тот период своей жизни совсем недавний или наоборот очень далекий когда низкая самооценка помешала вам предпринять шаги, необходимые для достижения желанных целей. То время, когда вы оказались неспособными проявить лучшие свои способности. Вы можете также подумать о какой-нибудь будущей ситуации, одна мысль о которой вызывает у вас ощущение беспомощности и тоски. Позвольте себе еще раз пережить это состояние, мысленно вернувшись в связанную с ним ситуацию, увидев то, что видели тогда, услышав связанные с этой ситуацией звуки и ощутив вызванные ею ощущения. Пусть неприятные ощущения, которые вы ассоциируете с этим временем, станут даже еще более интенсивными. И по мере того, как эти ощущения становятся сильнее, выделите ту часть своего тела, в которой эти ощущения проявляются наиболее отчетливо. Теперь, когда вы стали осознавать эти ощущения, вы можете также начать замечать те образы, которые возникают перед вашим мысленным взором. Осознайте, что вы видите в связи с выделенными вами ощущениями. У возникшего перед вашими глазами образа может быть вполне определенный смысл, а может и вовсе не быть никакого смысла. В любом случае просто отметьте для себя, что вы видите. Обратите внимание также и на то, что вы при этом слышите: чужой или ваш собственный голос, который тоже вносит свой вклад в создание неприятных ощущений. Временно отложите в сторону этот неприятный образ и звучащие вместе с ним звуки. Отвлечение. Чтобы отвлечься от этого переживания, произнесите вслух свой телефонный номер. А теперь, просто развлечения ради, отвлекитесь на минутку и попытайтесь назвать вслух номер своего телефона, только на этот раз уже в обратном порядке. Создайте ресурсный я-образ. Сейчас потратьте минуту или две на то, чтобы создать прямо перед собой образ самого себя, такого, каким вы хотите выглядеть, когда разрешите проблему, снижающую вашу самооценку. Это будущий «вы», «вы», который идет на несколько шагов впереди вас, «вы», который уже знает, как справиться с проблемой, которая вас беспокоит. Этот будущий «вы» уже решил эту проблему теми методами, которые еще только ждут вас впереди. И этот «вы» знает также, что вас ждет впереди успех в этом деле, потому что он уже это прошел. Это тот самый «вы», который прошел все то, что прошли вы, но только немного больше. Он думает о вас с любовью и добротой и знает, что у вас все закончится успешно. Посмотрите на этот образ «замечательного себя» большой, яркий, цветной образ, расположенный прямо перед вами и изображающий вас, обладающим всеми теми ресурсами, которые необходимы, чтобы справиться со сдерживающей вас проблемой. Это «вы», имеющий в своем запасе множество различных вариантов и методов, позволяющих справиться с любыми проблемами, которые вы могли видеть на неприятном образе. Убедитесь в том, «замечательный вы» это не идеальный образ, и в нем есть здоровая доля юмора. И самое главное, чтобы вы ощущали мощное притяжение к этому образу. Глядя на себя в этом образе, вы испытываете сильное желание стать таким, как он. Если вы не ощущаете мощного притяжения со стороны образа «замечательного себя», потратьте столько времени, сколько вам понадобится для того, чтобы сделать этот образ более реальным, более убедительным, более похожим на то, кем вы хотите стать. Вы можете сделать это, используя самые различные субмодальности. Например, вы можете сделать образ больше, ярче, более цветным и подвижным. Еще один способ создания притягивающего образа состоит в том, чтобы задать себе следующий вопрос: «Если бы образ «замечательного меня» приобрел огромную притягательную силу, на что он был бы похож?» Этот вопрос «А что если?» немедленно поможет вашему мозгу создать более привлекательный образ «замечательного себя». И теперь, когда вы ощущаете мощное влечение к тому, чтобы стать похожим на свой будущий образ, обратите внимание на то, что этот «замечательный вы» говорит: «Я прекрасно себя чувствую», и его голос звучит вполне искренно и убедительно. И слова «я прекрасно себя чувствую» проникают в вашу голову и начинают кружиться в ней и вокруг нее. Прислушайтесь к словам, вращающимся вокруг вашей головы... создающих слабое эхо, как будто ваша голова находится внутри большого золотого колокола. И слушая эти слова «я чувствую себя прекрасно», позвольте приятным ощущениям начать распространяться по всему вашему телу, проникая в каждую его клеточку. Расширение ресурсного я-образа. А теперь возьмите образ «замечательного себя» и поместите его внутрь сверкающей точки, парящей в пространстве прямо перед вами. Позвольте этой сверкающей точке внезапно распуститься и начать становиться все больше и больше до тех пор, пока ваш образ не приобретет привычных размеров и вы не увидите «замечательного себя»... прямо перед собой... большим, ярким и цветным. И вы услышите, как «замечательный вы» говорит искренно и убедительно: «Я чувствую себя прекрасно»... и эти слова начинают кружиться вокруг вашей головы, как будто ваша голова находится внутри большого золотого колокола, и вы начинаете ощущать, как приятные ощущения проникают в ваше тело. А теперь представьте себе пустой экран, подобный экрану в кинотеатре. Повторите эту процедуру несколько раз, пока она не превратится в автоматическую последовательность действий.

Поместите точку с ресурсным я-образом в центр ключевого образа. Поместите сверкающую точку в центр ключевого образа, который вы обнаружили на первом шаге. Замените ключевой образ новым образом (переключите их). А сейчас по мере того, как неприятный образ становится более темным, уменьшается в размерах и распадается на мелкие кусочки, сверкающая точка, содержащая «замечательного вас», мгновенно увеличивается в размерах и становится более яркой до тех пор... раз!.. и образ «замечательного вас» заполняет весь экран, заслоняя собой неприятный образ, так что теперь вы можете видеть перед собой только образ «замечательного себя». И в то время как вы видите этот образ самого себя большой, яркий и цветной прямо перед собой и слышите, как он говорит: «Я чувствую себя прекрасно»... вы слышите эти слова, вращающиеся вокруг вашей головы, и слабое эхо... как будто ваша голова находится внутри большого золотого колокола... и вы позволяете приятным ощущениям проникать во все клеточки вашего тела. Увидьте пустой экран. Представьте себе пустой экран, как будто вы сидите в кинотеатре и смотрите на пустой экран перед началом фильма. Повторите десять раз. Повторите шаги 4-6 немного быстрее. Вновь поместите сверкающую точку в центр неприятного образа. И по мере того, как неприятный образ становится более темным, уменьшается в размерах и распадается на мелкие кусочки, сверкающая точка, содержащая «замечательного вас», мгновенно увеличивается в размерах и становится более яркой до тех пор... раз!.. и образ «замечательного вас» заполняет весь экран, заслоняя собой неприятный образ, так что теперь вы можете видеть перед собой только образ «замечательного себя». И в то время как вы видите этот образ самого себя большой, яркий и цветной прямо перед собой и слышите, как он говорит: «Я чувствую себя прекрасно»... вы слышите эти слова, вращающиеся вокруг вашей головы, и слабое эхо... как будто ваша голова находится внутри большого золотого колокола... и вы позволяете приятным ощущениям проникать во все клеточки вашего тела. После этого вы видите перед собой такой же пустой экран, какой вы видите в кинотеатре перед началом фильма. Повторите весь этот процесс еще четыре раза, с каждым разом все быстрее и быстрее. После этого повторите еще при раза, обращая особое внимание на то, чтобы воспроизводить пустой экран в промежутках между повторениями. И наконец, повторите еще два раза с максимально возможной скоростью. Когда вы делаете переключение действительно быстро, возможно, вы не успеваете осознать сами сменяющие друг друга образы. Десятикратное повторение оказывается более чем достаточным для большинства людей. Однако некоторым хватает и двух повторений, в то время как другим может потребоваться двадцать повторений. А сколько раз потребуется вам, чтобы больше не испытывать этих неприятных ощущений? Размножение ресурсного я-образа. Поскольку самооценка является объективным и благосклонным выражением вашей личности, которое оказывает влияние на весь ваш субъективный опыт, вы сможете значительно усилить воздействие позитивного образа самого себя, если будете видеть его повсюду: в прошлом, настоящем и будущем. Вообразите себе, что вы можете физически взять в свои руки образ «замечательного себя». Просто протяните руки и возьмите его. И когда вы коснетесь его, он засияет и от него во все стороны начнет распространяться тепло. Теперь размножьте этот образ, сделав тысячи копий «замечательного себя», сложив их один за другим подобно колоде карт, сияющих и цветных. После этого оставьте один из этих образов прямо перед собой, а остальные возьмите и подбросьте их высоко вверх. Смотрите, как эти образы «замечательного вас» начинают падать и располагаться вокруг вас в виде концентрических кругов, так что вы можете видеть их во всех направлениях так далеко, насколько хватает глаз... в своем прошлом, настоящем и будущем. Представьте себе, как эти образы круг за кругом, ряд за рядом заполняют все окружающее вас пространство и как вы слышите их добрые, искренне любящие вас голоса, сливающиеся в стройно звучащий хор: «Я чувствую себя прекрасно». И вы можете позволить приятным ощущениям проникнуть в ваше тело и распространиться по нему. Проверьте свою работу. Теперь, когда вы уже повторили этот прием несколько раз, очень важно проверить свою работу. Поэтому задержитесь на минуту и обратите внимание на то, какие ощущения возникают у вас, когда вы пытаетесь восстановить первоначальный неприятный ключевой образ. Если вам не удается восстановить неприятные ощущения или же вам трудно вновь увидеть неприятный образ, значит вы добились успеха.

Критика. Начните с воспоминаний о недавнем случае, когда вы болезненно реагировали на критику и вам не понравилась собственная реакция. Выберите случай, когда критика была не слишком серьезной, чтобы легче освоить данный прием. Вернитесь мысленно в тот момент, который непосредственно предшествовал возникновению проблемной ситуации. Позиция наблюдателя. Увидьте себя перед тем, как прозвучали критические замечания вашего собеседника, и как только этот «другой вы» осознает, что прозвучала критика, понаблюдайте за тем, как «другой вы» диссоциируется. Когда «другой вы» начинает воспринимать критику, вы можете представить себе, как он выходит из своего тела или выстраивает вокруг себя воображаемую защиту в виде толстого прозрачного щита из оргстекла, чтобы чувствовать себя защищенным. Может оказаться весьма полезным представить себе, как звучащие слова критики отпечатываются на поверхности воздушного шарика из мультфильма. Фильм, содержащий критику. Посмотрите, как «другой вы» просматривает подробный фильм, в котором отражается основное содержание услышанной им критики, чтобы понять ее суть. Если «другой вы» получил слишком мало информации, чтобы ясно представить ее в фильме, пусть он попросит критика сообщить дополнительную информацию, чтобы полностью понять, о чем тот говорит. Фильм о ваших переживаниях. Теперь, когда «другой вы» уточнил для себя точку зрения критика на ситуацию и как он ее воспринимает, посмотрите, как «другой вы» создает фильм о том, что по вашему мнению происходило в той же самой ситуации, и затем сравнивает свой фильм с представлениями критика. Сравните эти два фильма. Совпадают ли эти два фильма? Они могут совпадать, совпадать лишь частично либо совершенно не совпадать. В конце концов это две различные позиции восприятия. Если они не совпадают, пусть «другой вы» задаст вопросы критику, чтобы получить дополнительную информацию. Ведь «другому вам» необходимо понять суть услышанной критики. Выберите способ реагирования. Основываясь на результатах сравнения, которое произвел «другой вы», пусть он выберет подходящую реакцию. Существует множество различных способов реагирования, зависящих от обстоятельств и степени совпадения этих двух фильмов. Он может сказать: «Извините», или: «Я хотел лишь сообщить вам о своей заинтересованности», или: «С моей точки зрения это выглядит совсем по-другому». А может отреагировать и так: «Это интересный взгляд на произошедшее», или: «Вероятно, я мог бы сделать это по-другому», или даже: «Большое спасибо вам за то, что вы поделились со мной своим мнением». Посмотрите, как он выбирает наиболее подходящую в данной ситуации реакцию и дает понять своему собеседнику, что он очень внимательно относится к его словам. Глядя на то, как вы реагируете на критику, обратите внимание на ту реакцию, которую вы получаете в ответ. Вы можете попробовать изменить то, что «другой вы» говорит и как он это говорит, и вносить такие изменения до тех пор, пока результат не покажется вам удовлетворительным. Планирование будущего. Хотите ли вы изменить свое поведение, опираясь на ту информацию, которую вы только что получили. Если да, то увидьте себя в аналогичных ситуациях в будущем, реализуя в них новой поведение. Этот процесс будет программировать вас на то, чтобы в будущих ситуациях этого типа новое поведение возникало у вас автоматически. Повторите несколько раз. Чтобы лучше закрепить ваши реакции, отдельно просмотрите две или три будущие ситуации, в которых вы скорее всего столкнетесь с критикой в свой адрес и в которых вам хотелось бы реализовать новые способы реагирования. Повторите шаги 1-6 этого упражнения в каждой из этих ситуаций, чтобы эта последовательность действий стала совсем автоматической. Интеграция. Когда вы закончите, в буквальном смысле протяните руки и возьмите ту свою часть, которая научилась новым стратегиям поведения внутрь своего тела, чтобы весь процесс оценки и реагирования на критику стал теперь частью вашей личности.