Культура Древней Руси Автор презентации: учитель истории МОУ СОШ 19 г.Твери Ефремова Лариса Вячеславовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русь в XI – XII веках. 5. Культура Руси X – начала XIII века.
Advertisements

6 класс. * 1. Наследие восточных славян. * 2. Достижение соседей Руси. * 3. Влияние Византии.
МОУ СОШ 11 Белоглинского района с. Белая Глина Культура Древней Руси История России. 6 класс Учитель истории и обществознания: Переверзева И.Ю.
Культура и искусство Древней Руси. Фольклор Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой.
Культура киевской Руси
Культура Киевской Руси Сложилась на основе: 1. Древних традиций восточных славян; 2. Заимствований у соседних народов: хазар, булгар, печенегов, финно-
МБОУ « Экономический лицей » г. Новосибирск Культура Древней Руси История России. 6 класс Учитель истории и обществознания : Безлюдная С. А.
ЭКСПОЗИЦИЯ « Культура Древней Руси ».
Культура Древней Руси X-XII веков Культура – все достижения человечества Презентация выполнена учителем истории ГБОУ СОШ 1194 Аникиной Н.С.
Культура Руси X – начала XIII века 10 класс. История.
ПРИМЕЧАНИЕ Чтобы изменить изображение на этом слайде, выберите рисунок и удалите его. Затем нажмите значок "Рисунки" в заполнителе, чтобы вставить изображение.
Культура Древней Руси 9-12 века Prezentacii.com Портал готовых презентаций Prezentacii.com Портал готовых презентаций.
Презентация к уроку по истории (6 класс) на тему: Культура Древней Руси 6 класс
Культура Древней Руси. Письменность Кирилл и Мефодий 863 г. – создание азбуки.
Культура Киевской Руси Выполнила: Ю.Ю.Алехина учитель ИЗО и МХК МОУ СОШ51 Магнитогорск 2007г.
Проверь себя : Оцени себя : Менее 5 – « 2» 5-7 – «3» 8-9 – «4» 10 – «5» ДЗАКБИЖВГЕ Антоненкова Анжелика Викторовна, учитель истории.
Овчинников Иван 4 класс. Летопись (иногда называют летописец) это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или.
Культура Древней Руси. Древнерусская культура впитала в себя и культурные достижения проживавших в составе Руси народов и окружающих ее народов.
Фольклор в Древней Руси Выполнила: Востренкова Лиза, 10 А класс.
Культура Древней Руси Д/З: § 7, читать, вопросы 1,2, пересказ, § 8, читать, Р/Т 1-5.
Транксрипт:

Культура Древней Руси Автор презентации: учитель истории МОУ СОШ 19 г.Твери Ефремова Лариса Вячеславовна

Образование Уже в первой половине XI века известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. В древнерусских школах изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам. В 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Уже в первой половине XI века известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. В древнерусских школах изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам. В 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях.

Берестяная грамота О грамотности населения свидетельствуют так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей, оставленные явно случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах. Видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. О грамотности населения свидетельствуют так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей, оставленные явно случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах. Видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой.

Славянская азбука Создание славянской азбуки связывается с именами византийских монахов Константина (в монашестве Кирилла)и его брата Мефодия. Их называют «солунские братья» ( по городу Солуни, современный город Салоники). Создание славянской азбуки связывается с именами византийских монахов Константина (в монашестве Кирилла)и его брата Мефодия. Их называют «солунские братья» ( по городу Солуни, современный город Салоники).

Древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита - кириллицу и глаголицу. Кириллический алфавит, более легкий и удобный, вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян. Древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита - кириллицу и глаголицу. Кириллический алфавит, более легкий и удобный, вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.

Основными центрами книжности были монастыри и соборные церкви, при которых существовали специальные мастерские переписчиков. Здесь не только переписывались книги, но и велись летописи, создавались оригинальные литературные произведения, переводились иностранные книги. Одним из ведущих центров был Киево- Печерский монастырь.В XI веке на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг. Основными центрами книжности были монастыри и соборные церкви, при которых существовали специальные мастерские переписчиков. Здесь не только переписывались книги, но и велись летописи, создавались оригинальные литературные произведения, переводились иностранные книги. Одним из ведущих центров был Киево- Печерский монастырь.В XI веке на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг.

Литература Переводная Богословская Богословская Жития святых Жития святых Библейская история Библейская история Исторические хроники Исторические хроники Отечественная «Слово» «Слово» «Хожения» «Хожения» «Поучения» «Поучения»

Литература Древнейшими из сохранившихся литературных произведений являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославовича 1073 и 1076 годов. Древнейшими из сохранившихся литературных произведений являются «Остромирово Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославовича 1073 и 1076 годов.

Переводная литература Хорошо известны в Киеве были сочинения римских и византийских богословов- Иоанна Златоуста, Григория Богослова, жития святых, предания о героях библейской истории. Встречаются хроники, излагающие историю мира, а также великолепный перевод знаменитой книги Иосифа Флавия "История Иудейской войны". Хорошо известны в Киеве были сочинения римских и византийских богословов- Иоанна Златоуста, Григория Богослова, жития святых, предания о героях библейской истории. Встречаются хроники, излагающие историю мира, а также великолепный перевод знаменитой книги Иосифа Флавия "История Иудейской войны".

Большой популярностью пользовались «Хождение Богородицы по мукам», сказания, связанные с именем библейского царя Соломона и другие. Большой популярностью пользовались «Хождение Богородицы по мукам», сказания, связанные с именем библейского царя Соломона и другие.

Отечественная литература Наиболее знаменитым сочинением является "Слово о Законе и Благодати", написанное первым русским митрополитом Илларионом в гг. XI века. "Слово" направлено против притязаний Византии на культурное и политическое превосходство в Восточной Европе. Наиболее знаменитым сочинением является "Слово о Законе и Благодати", написанное первым русским митрополитом Илларионом в гг. XI века. "Слово" направлено против притязаний Византии на культурное и политическое превосходство в Восточной Европе.

Самым выдающимся произведением литературы Киевской Руси является знаменитое "Слово о полку Игореве". В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. "Слово о полку Игореве" свидетельствует о высоком патриотизме его автора, сумевшего подняться над интересами своего княжества до высоты общерусских интересов. Самым выдающимся произведением литературы Киевской Руси является знаменитое "Слово о полку Игореве". В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. "Слово о полку Игореве" свидетельствует о высоком патриотизме его автора, сумевшего подняться над интересами своего княжества до высоты общерусских интересов.

Летописи - памятники исторического повествования Древней Руси; один из основных жанров древнерусской литературы, повествование велось по годам (рассказ каждого года начинался словами "В лето..." - отсюда название летопись) Повествование в летописи было двух типов: собственно погодные записи - сообщения о событиях, и летописные рассказы - описания событий, с конкретными деталями, диалогами. Летописи - памятники исторического повествования Древней Руси; один из основных жанров древнерусской литературы, повествование велось по годам (рассказ каждого года начинался словами "В лето..." - отсюда название летопись) Повествование в летописи было двух типов: собственно погодные записи - сообщения о событиях, и летописные рассказы - описания событий, с конкретными деталями, диалогами.

Повесть временных лет Летописи исторических событий начали вестись в Киеве, по-видимому, уже в конце 10 века. Однако летопись как жанр возникла в годы княжения Ярослава Мудрого ( ). «Повесть временных лет» наиболее ранняя из дошедших до нас древнерусских летописей начала XII века. Была составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Летописи исторических событий начали вестись в Киеве, по-видимому, уже в конце 10 века. Однако летопись как жанр возникла в годы княжения Ярослава Мудрого ( ). «Повесть временных лет» наиболее ранняя из дошедших до нас древнерусских летописей начала XII века. Была составлена монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом. Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом.

ФОЛЬКЛОР Былины Былины Сказки Сказки Песни Песни Плачи Плачи Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки Загадки Загадки

В древности создавались календарно-обрядовые песни, в соответствии с сельскохозяйственными работами. Песни входили в весенние, летние, осенние и зимние обряды, поскольку люди верили, что их действия и заклинания будут услышаны могучими силами матери-Земли, Солнца, Воды, небесных светил. В древности создавались календарно-обрядовые песни, в соответствии с сельскохозяйственными работами. Песни входили в весенние, летние, осенние и зимние обряды, поскольку люди верили, что их действия и заклинания будут услышаны могучими силами матери-Земли, Солнца, Воды, небесных светил. В Древней Руси события, связанные с рождением человека, вступлением в брак, его смертью, отразились в прекрасных народных песнях. Наиболее развитым был обряд русской свадьбы. Также были распространены плачи-причитания: "причет", "вопль", "голошение". В Древней Руси события, связанные с рождением человека, вступлением в брак, его смертью, отразились в прекрасных народных песнях. Наиболее развитым был обряд русской свадьбы. Также были распространены плачи-причитания: "причет", "вопль", "голошение".

К Х веку относится возникновение нового эпического жанра – героического былинного эпоса. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основе их лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописи. К Х веку относится возникновение нового эпического жанра – героического былинного эпоса. Былины – устные поэтические произведения о прошлом. В основе их лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославовича – воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в летописи.

Большинство былинных сюжетов связано со временем княжения Владимира Святославовича – временем единства и могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевниками. Но истинный герой былинного эпоса не князь Владимир, а богатыри, олицетворявшие народ. Любимым народным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, мужественный воин- патриот, защитник «вдов и сирот». Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича. Большинство былинных сюжетов связано со временем княжения Владимира Святославовича – временем единства и могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевниками. Но истинный герой былинного эпоса не князь Владимир, а богатыри, олицетворявшие народ. Любимым народным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, мужественный воин- патриот, защитник «вдов и сирот». Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича.

Ювелирное искусство

Зернь Зернь Скань Скань Чернь Чернь Перегородчатая эмаль Перегородчатая эмаль

Зернь. Золотые и серебряные изделия украшались ажурными или напаянными на металлический фон узорами из золотых или серебряных зернышек.. Золотые и серебряные изделия украшались ажурными или напаянными на металлический фон узорами из золотых или серебряных зернышек.

Скань Если рисунок делался их тонкой золотой или серебряной проволочки, свитой в веревочку, то такая техника называлась «скань» ( от славянского глагола «съкати» - скручивать) Если рисунок делался их тонкой золотой или серебряной проволочки, свитой в веревочку, то такая техника называлась «скань» ( от славянского глагола «съкати» - скручивать)

Рисунок напаивался на изделие с помощью невидимого припоя, секрет которого был утерян. Восстановить его смогли только в ХХ веке. Рисунок напаивался на изделие с помощью невидимого припоя, секрет которого был утерян. Восстановить его смогли только в ХХ веке.

Чернь На серебряное изделие наносилась особая смесь, все это обжигалось и на металле оставался черный рисунок, прочно сплавленный с основой. Древнее искусство черни по серебру и золоту возникло в X в. в Чернигове На серебряное изделие наносилась особая смесь, все это обжигалось и на металле оставался черный рисунок, прочно сплавленный с основой. Древнее искусство черни по серебру и золоту возникло в X в. в Чернигове

Перегородчатая эмаль На поверхность изделия напаивались золотые перемычки, образующие ячейки, они заливались цветной эмалью и обжигались. На поверхность изделия напаивались золотые перемычки, образующие ячейки, они заливались цветной эмалью и обжигались.

Обычно ювелирные изделия сочетали в себе несколько способов украшения: и скань, и зернь, и иногда эмаль. Обычно ювелирные изделия сочетали в себе несколько способов украшения: и скань, и зернь, и иногда эмаль.

Изобразительное искусство Фрески Фрески Мозаика Мозаика Иконопись Иконопись Книжная миниатюра Книжная миниатюра

Задача изобразительного искусства – «воплотить слово», то есть показать вероучение в образах, дать возможность читать священную историю по изображениям. Обычно в храмах самые светлые места – алтарь и подкупольное пространство – украшались мозаиками, а нефы и хоры – фресками.

Иконопись

Икона Владимирской Божьей Матери По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. На Русь привезена в начале XII века. По церковному преданию, её написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. На Русь привезена в начале XII века.

Святой Георгий Храмовая икона Георгиевского собора Юрьева монастыря Великого Новгорода (XIIвек) Храмовая икона Георгиевского собора Юрьева монастыря Великого Новгорода (XIIвек) Одним из самых почитаемых и любимых в Древней Руси святых был великомученик Георгий, военачальник в Каппадокии, принявший в 303 году при Диоклетиане смерть за Христово учение. Георгий считался покровителем военного сословия, и его культ изначально сложился в княжеско-дружинной среде, но постепенно почитание святого стало на Руси общенародным. Одним из самых почитаемых и любимых в Древней Руси святых был великомученик Георгий, военачальник в Каппадокии, принявший в 303 году при Диоклетиане смерть за Христово учение. Георгий считался покровителем военного сословия, и его культ изначально сложился в княжеско-дружинной среде, но постепенно почитание святого стало на Руси общенародным.

Спас Нерукотворный Новгород (XII век) Новгород (XII век) Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя города Эдессы Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. От этого образа Спасителя первым и получил исцеление Авгарь,заболевший проказой. Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя города Эдессы Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. От этого образа Спасителя первым и получил исцеление Авгарь,заболевший проказой.

Архангел Гавриил (Ангел Златые власы) Предположительно е гг. XII в. Предположительно е гг. XII в. Характерной особенностью этой иконы являются волосы Ангела, выполненные сусальным золотом, поэтому иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало Характерной особенностью этой иконы являются волосы Ангела, выполненные сусальным золотом, поэтому иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало

Мозаика

Ниже - мозаика Причащен ие, Ниже - мозаика Причащен ие,

В конхе апсиды главного храма Киевской Софии находится огромное изображение Богоматери- Оранты, называемое Нерушимой стеной. В конхе апсиды главного храма Киевской Софии находится огромное изображение Богоматери- Оранты, называемое Нерушимой стеной.

а под ней идет пояс мозаичных изображений отцов церкви в рост. а под ней идет пояс мозаичных изображений отцов церкви в рост.

В куполе, в кругу, находится погрудное изображение Вседержителя, поддерживаемого четырьмя архангелами, из которых сохранился только один. В куполе, в кругу, находится погрудное изображение Вседержителя, поддерживаемого четырьмя архангелами, из которых сохранился только один.

Палитра смальт, применявшихся в мозаичной живописи киевских храмов XI в., насчитывала 72 различных вида смальты, в число которой входило 8 видов кубиков, представлявших собой натуральные природные минералы. Палитра смальт, применявшихся в мозаичной живописи киевских храмов XI в., насчитывала 72 различных вида смальты, в число которой входило 8 видов кубиков, представлявших собой натуральные природные минералы. Отличавшаяся богатством цветовых оттенков палитра смальт киевского Софийского собора и собора бывшего Михайловского монастыря, принадлежавшая XI столетию, состояла из 80 различных смальт, приготовленных и выплавленных в мастерской, находившейся в Киеве. Отличавшаяся богатством цветовых оттенков палитра смальт киевского Софийского собора и собора бывшего Михайловского монастыря, принадлежавшая XI столетию, состояла из 80 различных смальт, приготовленных и выплавленных в мастерской, находившейся в Киеве.

В В парусах, под куполом, находится изображение евангелиста Марка, а в простенках окон барабана фрагментарно сохранившиеся фигуры апостолов. На западном пилястре восточных столбов сохранилось изображение Благовещение. В подпружных арках имеется несколько мозаичных медальонов с погрудными изображениями Христа и святых, принадлежащих к циклу сорока мучеников. Кроме того, в ряде мест собора сохранились мозаичные декоративные украшения в виде орнаментов. В В парусах, под куполом, находится изображение евангелиста Марка, а в простенках окон барабана фрагментарно сохранившиеся фигуры апостолов. На западном пилястре восточных столбов сохранилось изображение Благовещение. В подпружных арках имеется несколько мозаичных медальонов с погрудными изображениями Христа и святых, принадлежащих к циклу сорока мучеников. Кроме того, в ряде мест собора сохранились мозаичные декоративные украшения в виде орнаментов. Древнерусская мозаичная живопись ХXII вв. может быть подразделена на два вида: высокохудожественные мозаики пола, фрагментарно сохранившиеся до наших дней в ряде храмов этой эпохи в Киеве, Чернигове и других древнерусских городах Киевской Руси, а также в Новгороде Великом, и мозаичную живопись, украшавшую стены, своды и купола древнерусских храмов ХХII вв. и дошедшую до нас в виде ансамбля мозаик киевского Софийского собора ( гг.), фрагментов мозаик Златоверхого собора Михайлов-ского монастыря в Киеве (60-е гг. XI в.) и фрагментов мозаичной росписи новгородского Софийского собора ( гг Древнерусская мозаичная живопись ХXII вв. может быть подразделена на два вида: высокохудожественные мозаики пола, фрагментарно сохранившиеся до наших дней в ряде храмов этой эпохи в Киеве, Чернигове и других древнерусских городах Киевской Руси, а также в Новгороде Великом, и мозаичную живопись, украшавшую стены, своды и купола древнерусских храмов ХХII вв. и дошедшую до нас в виде ансамбля мозаик киевского Софийского собора ( гг.), фрагментов мозаик Златоверхого собора Михайлов-ского монастыря в Киеве (60-е гг. XI в.) и фрагментов мозаичной росписи новгородского Софийского собора ( гг

Фрески

Книжная миниатюра Распространение письменности, появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры имеются в "Остромировом Евангелии" ( ), где помещены изображения трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур евангелистов и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие. Распространение письменности, появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры имеются в "Остромировом Евангелии" ( ), где помещены изображения трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур евангелистов и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие.

Зодчество До конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими систему крестово-купольного храма, основу которой составлял квадрат, расчленённый четырьмя опорами - на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой До конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими систему крестово-купольного храма, основу которой составлял квадрат, расчленённый четырьмя опорами - на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой

Русская культура была подчинена единому стилю - стилю, отдаленным аналогом которого может быть указан романский стиль на западе и юге Европы, а более близким- стиль, господствовавший в Византии и странах ее культурного влияния. Русская культура была подчинена единому стилю - стилю, отдаленным аналогом которого может быть указан романский стиль на западе и юге Европы, а более близким- стиль, господствовавший в Византии и странах ее культурного влияния.

Десятинная церковь Первая каменная постройка - многоглавая (пять или семь глав) церковь Успения Богоматери, прозванная Десятинной, потому что князь Владимир отдал десятую часть своих доходов на устроение этого храма. Он был построен в гг. греческими мастерами. Как и все храмы Киева XI в., Десятинная церковь была возведена из плинфы (плоского квадратного кирпича) в традициях византийского зодчества. Вот только плинфу здесь использовали особую – светло-жёлтую и необычно тонкую (всего два с половиной - три сантиметра). Первая каменная постройка - многоглавая (пять или семь глав) церковь Успения Богоматери, прозванная Десятинной, потому что князь Владимир отдал десятую часть своих доходов на устроение этого храма. Он был построен в гг. греческими мастерами. Как и все храмы Киева XI в., Десятинная церковь была возведена из плинфы (плоского квадратного кирпича) в традициях византийского зодчества. Вот только плинфу здесь использовали особую – светло-жёлтую и необычно тонкую (всего два с половиной - три сантиметра).

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В г.г. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо- Преображенский собор- самый "византийский", по мнению специалистов, храм Древней Руси, самый древний из дошедших до наших дней в своём былом облике. Он был возведён из плинфы и необработанного камня, редкими рядами вкрапленного в кладку. Храмы тогда не штукатурили, и кирпичный орнамент, выполненный с помощью чуть розоватого раствора из-за добавленного в него толчёного кирпича, помимо нарядности придавал храму неповторимую лёгкость.. В г.г. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо- Преображенский собор- самый "византийский", по мнению специалистов, храм Древней Руси, самый древний из дошедших до наших дней в своём былом облике. Он был возведён из плинфы и необработанного камня, редкими рядами вкрапленного в кладку. Храмы тогда не штукатурили, и кирпичный орнамент, выполненный с помощью чуть розоватого раствора из-за добавленного в него толчёного кирпича, помимо нарядности придавал храму неповторимую лёгкость.

Софийский собор в Киеве Вершиной южнорусского зодчества ХI в. является Софийский собор в Киеве(что значит Премудрости Божьей ) - огромный пятинефный храм, построенный в г.г. греческими и русскими мастерами. София Киевская, возведенная на высоком берегу Днепра, блестела свинцовыми куполами, которые составляли пирамидальную композицию. У западных углов собора были выстроены лестничные башни- асимметричные и могучие, они усиливали монументальную торжественность храма, подчеркивая его особую роль в государстве Вершиной южнорусского зодчества ХI в. является Софийский собор в Киеве(что значит Премудрости Божьей ) - огромный пятинефный храм, построенный в г.г. греческими и русскими мастерами. София Киевская, возведенная на высоком берегу Днепра, блестела свинцовыми куполами, которые составляли пирамидальную композицию. У западных углов собора были выстроены лестничные башни- асимметричные и могучие, они усиливали монументальную торжественность храма, подчеркивая его особую роль в государстве

Софийский собор в Новгороде

Спас Златоверхий На рубеже XI-XII вв. недалеко от храма Святой Софии был воздвигнут собор, посвящённый Архангелу Михаилу, который войдёт в историю русского народа под именем Златоверхий. Древнюю церковь постигнет трагическая участь - Михайловский собор, переживший все пожары и войны предшествовавших веков, взорвут в 30 е гг. XX столетия, чтобы освободить место для монумента, который так и не будет никогда по строен. На рубеже XI-XII вв. недалеко от храма Святой Софии был воздвигнут собор, посвящённый Архангелу Михаилу, который войдёт в историю русского народа под именем Златоверхий. Древнюю церковь постигнет трагическая участь - Михайловский собор, переживший все пожары и войны предшествовавших веков, взорвут в 30 е гг. XX столетия, чтобы освободить место для монумента, который так и не будет никогда по строен.