Работа с источником На преодоление каких дефицитов направлена лекция? 4 Примитивное отношение к источнику как к источнику информации (Исследование как.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа с источником. Определение источника Основная мысль: различение между источниками и исследовательской литературой создается только исследовательской.
Advertisements

Работа с источником. План занятия 4 Теоретическая часть. Проблемы определения источника. Соотношение источника с материалом / предметом / проблемой /
Работа с источником На преодоление каких дефицитов направлена лекция? 4 Примитивное отношение к источнику как к источнику информации (Исследование как.
Работа с источником На преодоление каких дефицитов направлена лекция? 4 Примитивное отношение к источнику как к источнику информации (Исследование как.
Работа с источником. План занятия 4 Теоретическая часть. Проблемы определения источника. Соотношение источника с материалом / предметом / проблемой /
Даже если Вы еще не знаете свою тему, полезным может быть предположить, что Вы ее уже знаете и ее остается только уточнить. Определить, что получается.
Работа с источником. План занятия 4 Резюме лекции от «Тема» как визитная карточка исследователя. Теория – как результат и свидетельство рефлексии.
Работа с источником Вопросы, на которые можно попробовать найти ответ в лекции: 4 Что писать, когда непонятно, что писать? – С чего начать? – Как начать.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Написание эссе Карпенко И.А. к.филос.н, доцент философского факультета НИУ-ВШЭ.
Эссе в российской программе Сочинение-рассуждение (эссе на публицистическую тему) в курсах русского языка и литературы Часть С в ЕГЭ (русский язык, обществознание)
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Автор: Семкова Наталья Владимировна – учитель истории, I категория, МКОУ «СОШ 10» г. Нижняя Салда, Свердловской области 2012 год.
Орликов И.Б., кафедра ЭУП НТИ (ф) УрФУ им. Б. Н. Ельцина 1 VII открытая Олимпиада Готовим ответы в форме мини-эссе.
Определяешь проблему, формулируешь тему работы Знакомишься с литературой по данной проблематике Определяешь методы исследования Собираешь собственный материал.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Транксрипт:

Работа с источником На преодоление каких дефицитов направлена лекция? 4 Примитивное отношение к источнику как к источнику информации (Исследование как методически обоснованное знание vs. информация на тему) 4 Страх чистого листа (как начать писать исследовательскую работу) 4 Отсутствие структуры / плана исследовательской работы

План занятия 4 Проблемы определения источника. Соотношение источника с материалом / предметом / проблемой / явлением / данными. Соотношения источника и исследовательской литературы (внимание! : определение ниже будет отличаться от Эко и К-Б-У). –Следующие из понимания источника правила работы с ним. –«Источник» и «метод». 4 Разбор статьи («Прощай, великая актриса!»; Е. Вайцеховская, «Спорт-Экспресс», 24 августа 2004 г.). Работа с источником как фиксация «протокола впечатлений». 4 Трансформация «протокола впечатлений» в «базу знаний». От источника к проблеме, и от проблемы – к источникам. – Кейс «Восприятие Германии в русской культуре XIX века (на материале публицистики)» (

4 Источник, проблема и предмет должны соотноситься между собой так, чтобы: – исследование не сводилось к пересказу источников, – проблему можно было раскрыть на материале предлагаемых источников (или, чтобы источники в достаточной мере отражали состояние предмета, если тема скорее описательная).

Источник как «срез» материала. «Рентгеновский снимок», по которому делаются умозаключения Мнения других врачей о диагнозах и рекомендациях Исследовательская литература Мнения самих больных, знахарей, академиков- гуманитариев Обыденное знание Диагнозы и рекомендации Аналитическая конструкция Протоколы измерения температуры Источники Показания градусниковДанные Температура больныхПредмет / материал Здоровье пациентовПроблема

Соотношение источника и литературы Основная мысль: различение между источниками и исследовательской литературой создается только исследовательской позицией. Пример: диплом о живописи В. Кандинского. Тексты самого Кандинского и его современников чаще всего будут источниками, но иногда – могут использоваться в качестве литературы.

Исследовательская литература Отличается от источника тем, что к ней относятся по- другому. 4 Выражает разные точки зрения, но причины этой разности Вы не должны реконструировать. Достаточно указать: я думаю «а», Мелетинский – «б», Лотман – «в». 4 Высказывания других исследователей – необходимое, но иллюстративное приложение к собственной работе (необходимое, т.к. удостоверяет принадлежность к кругу специалистов и ориентирует читателя на то, чего ему ждать). 4 Главная возможная польза: начать там, где другие остановились. 4 Главное преступление – плагиат. Бывает не только сознательный!

4 Почему источник и исследовательскую литературу опасно путать? 4 Потому что, если Вы понимаете «источник» как «источник информации», это считается компиляцией, отсутствием анализа и т.п.

Таким образом, источники существуют не сами по себе. Они создаются определенным исследовательским отношением Два главных правила: А А = А

Два главных правила: Не воспроизводить источник (= не пересказывать его, не дублировать) Не фантазировать, не разрешать себе говорить от имени источника того, что нужно Вам

А А Вы обязаны что-то делать с источником. Найти что-то, что не говорится прямым текстом; то, что неясно всякому, кто смотрит на текст. Способы инициирования нового: Сопоставить несколько источников; Применить методологию: кривое, увеличительное, цветное … стеклышко; Переструктурировать источник В любом случае: задача продемонстрировать результат работы, изменение. Отсюда – склонность всех контролирующих инстанций настаивать на формулировке проблемы – указании на то, где именно искать изменение, производимое дипломником или диссертантом.

А = А Если заявляешь конкретный источник, то подписываешься под обязательством истолковать все, что в нем есть, и не можешь закрывать глаза на то, что тебе не удобно. Пример. Диплом: «Понятие жанра и монтажа в теориях конструктивистов, Фрейденберг и Лотмана». В «Структуре художественного текста» Лотман превозносит «жанр» как ключевую культурологическую категорию. В «Культуре и взрыве» Лотман считает, что «жанр» - понятие иллюзорное. Т.е. при такой формулировке темы с этим нарушением придется разобраться: –объяснить, почему Лотман так эволюционировал и разочаровался в понятии жанра; – сменить тему: добавить слова «у раннего Лотмана»; – признаться в том, что какая-то проблема осталась открытой. Найти противоречие – меньше, чем его решить, но больше – чем не найти его там, где оно есть.

Импликации необходимости подозрения к источнику Первое правило – источник не очевиден и нуждается в том, чтобы его обрабатывал профессионал. Продолжение существования «уликовой парадигмы» - исследователь пишет детектив, в котором наличное и искомое расходятся. Второе правило – смотреть на источник по возможности пристально. Не должно быть информации, которая не дает ничего. Отсюда еще два следствия: –Источник (диплом) «как свиная туша» - не дает отходов (У. Эко). –Очень важно умение видеть в источнике не только ответы на уже сформулированные вопросы, но и новые проблемы и аспекты.

Практическое упражнение Анализ статьи Е. Вайцеховской о поражении С. Хоркиной на Олимпийских играх в Афинах («Спорт-Экспресс», 24 августа 2004 г.) О чем говорит этот текст? (как может называться диплом/статья, одним из источников для которой может послужить данная заметка) («женщина там, где соревнуются дети» «артикулирование систем, вводящих справедливость, параллельную спортивной» / «возможность продолжать симпатизировать проигравшей спортсменке» «гендерная проблематика в спортивной прессе» / «стратегии конструирования мнения читателя»)

Мои варианты (направления анализа статьи): 1. Что случилось в Афинах. На помосте и во время пресс-конференции. 2. «Наши» и американцы. Государственно- патриотическая или нейтрально-либеральная риторика. Позиция «Спорт-Экспресса». 3. Психология Хоркиной. А. Драма. Б. Саморепрезентация. 4. Автор статьи Елена Вайцеховская (что важно – также олимпийская чемпионка 1970-х по водным видам спорта). Создание собственной значимости («остановилась возле меня», «косноязычный соотечественник»); вычитывание качеств по определениям (Вайцеховская).

Мои варианты (направления анализа статьи): 5. Система моральных норм, и вообще нормативность в статье. «Как должен себя вести проигравший олимпийский чемпион»? 6. Стратегии создания в тексте статьи правильного мнения. Устройство газетного высказывания: воображаемые, искаженная и истинная реальности. Средства создания позиции – расстановка голосов («истинная Хоркина», «Нью-Йорк таймс»). 7. Гендерная проблематика («женщина среди детей»). Дополнительные источники как способ работы с текстом (включение нового освещения): 1) продолжение статьи; 2) статьи в МК; 3) статьи в «Нью-Йорк таймс»; 4) обсуждение в Интернете.

Если я пишу диплом «Российская спортивная пресса 2000-х» 1. Фактура (история спортивных событий) 2. Мир человеческих взаимоотношений 1.Мораль, предлагаемый образец 2.Психология 3.Представление о себе? 4.Гендерная тематика 3. Дискурс спортивной прессы 1.Средства преподнесения «правильного» мнения 2.Политическая позиция Спорт-Экспресса

Каждая из выделенных тем – требует перепрочтения источника с точки зрения нового выбранного ракурса. Основные возражения против настолько свободного подхода к темам: Нет твердых оснований для анализа; Слишком банальными будут результаты. Однако – банальность выводов позволяет делать их, не опасаясь.

Плюс – наиболее банальные и скучные суждения вы потом сможете выкинуть Поскольку последовательно записать все, что приходит в голову во время чтения источника (ни в коем случае не путая при этом «голоса» источника, исследовательской литературы и свой собственный) – только первый этап исследования. За ним следуют, в частности: расположение этих наблюдений в логическом порядке, анализ того, по каким принципам и исходя из каких интересов, осуществлялась подборка наблюдений, риторически корректное и выигрышное описание результатов работы.

Трансформация «протокола впечатлений» в «базу знаний». От источника к проблеме, и от проблемы – к источникам. Кейс «Восприятие Германии в русской культуре XIX века (на материале публицистики)» ( I. Выписки из статей II. Выписка из статьи (Данилов Н.П. Будущность России…) + протокол впечатлений IIа. О чем оказались впечатления (Данилов Н.П. Будущность России…) III. «База знаний I». «Впечатления» из «протокола впечатлений» обобщены по рубрикам (названия столбцов) IV. «База знаний II» / поиск оглавления работы. Столбцы становятся строками («порциями смысла»), источники – столбцами, высказывания источников – «порциями материала» V. Переход к запчасти своего текста

I. Выписки из статей 4 В 1866 г. в Петербурге вышла небольшая книга, принадлежавшая перу безвестного публициста Н.П. Данилова (Данилов Н.П. Будущность России в зависимости от современного развития вопросов русско- польского и русско-немецкого, путем национальной политики русского правительства и патриотической деятельности русских граждан. СПб., 1866). Автор объявлял главным врагом России и славянства Германию. Опасны и «прежняя наша Дульсинея – Германия», и «своеземные противники неразрывного единства России», прежде всего остзейские немцы; опасно постоянное вмешательство Австрии и Пруссии в славянские дела, их стремление помешать разрешению польского вопроса, поссорить поляков с Россией, их поощрение антирусских настроений в Западном крае; опасно стремление немцев к онемечиванию Остзейского края. 4 «Немецкое племя» стало главным противником России еще после 1866 г., а теперь, когда завершается объединение «германской породы», она примется «онемечивать славян прусскими мерами», и славянство может пасть ее жертвой, если не предпримет ответных действий (Фадеев Р.А. Мнение о восточном вопросе по поводу последних рецензий на «Вооруженные силы России». СПб., 1870, с. 5)

II. Выписка из статьи (Данилов Н.П. Будущность России…) + протокол впечатлений 4 В 1866 г. в Петербурге вышла небольшая книга, принадлежавшая перу безвестного публициста Н.П. Данилова (Данилов Н.П. Будущность России в зависимости от современного развития вопросов русско-польского и русско-немецкого, путем национальной политики русского правительства и патриотической деятельности русских граждан. СПб., 1866). –Патриотизм – безусловный приоритет, и для правительства, и для населения –? – кто такие «русские граждане» 4 Автор объявлял главным врагом России и славянства – - естественный союзник России (заметим – не то, что включает русских / Россию в себя; Россия и славянство – на равных) 4 Германию. Опасны и «прежняя наша Дульсинея – Германия» – «прежняя наша Дульсинея – Германия» - а) ироническое снижение образа; б) «мы» уже хорошие, потому что ее (незаслуженно) любили как Дон Кихот; в) хоть и Дульсинея, а уже «прежняя» 4, и «своеземные – - использование, а то и выдумывание русскозвучащих слов 4 противники неразрывного единства России», – очевидно, национальная империя – нормально 4 прежде всего остзейские немцы; опасно постоянное вмешательство Австрии и Пруссии в славянские дела, их стремление помешать разрешению польского вопроса, поссорить поляков с Россией, –Польша (а как, кстати, Силезия?) – часть славянского мира (интересы России к австрийской и прусской Польше, и интересы «немцев» к русской Польше корректны неодинаково?) 4 их поощрение антирусских настроений в Западном крае; опасно стремление немцев к онемечиванию Остзейского края. –Напрашивается вопрос о соотношении государственных и этнических границ в понимании «немцев» (а значит, и русских, поляков и пр.)

IIа. О чем оказались впечатления (Данилов Н.П. Будущность России…) Картина (политического и культурного) мира, в котором существуют Россия и Германия Патриотизм – безусловный приоритет, и для правительства, и для населения ? – кто такие «русские граждане» очевидно, национальная империя – нормально Славянство - естественный союзник России (заметим – не то, что включает русских / Россию в себя; Россия и славянство – на равных) Соотношение этнического, политического и культурного. национальность автора / редколлегии Польша (а как, кстати, Силезия?) – часть славянского мира (интересы России к австрийской и прусской Польше, и интересы «немцев» к русской Польше корректны неодинаково?) Напрашивается вопрос о соотношении государственных и этнических границ в понимании «немцев» (а значит, и русских, поляков и пр.) Возможность добровольного самоотождествления (например, немцы решают быть русскими)? Внешние влияния на восприятие Германии в русской прессе Теоретические источники Очевидно, в том числе и немецкий романтический национализм, с к. XVIII в. и Tugendbundа Какие-то современные немецкие теоретические тексты? Какое образование было у Данилова и у других авторов? Зависимость от политической конъюнктуры 1866 – год победы Пруссии в австро-прусской войне. Германская империя близится. С другой стороны, книга Данилова вышла в 1866, а не была написана Цели и средства высказывания «прежняя наша Дульсинея – Германия» - а) ироническое снижение образа; б) «мы» уже хорошие, потому что ее (незаслуженно) любили как Дон Кихот; в) хоть и Дульсинея, а уже «прежняя» «своеземные» - использование, а то и выдумывание русскозвучащих слов Естественно, являются ли все эти (про Дульсинею) смыслы сознательно вложенными Даниловым или предпосылками его мышления – пока вопрос

Таблицы III. «База знаний I». «Впечатления» из «протокола впечатлений» обобщены по рубрикам (названия столбцов) IV. «База знаний II» / поиск оглавления работы. Столбцы становятся строками («порциями смысла»), источники – столбцами, высказывания источников – «порциями материала» V. Переход к запчасти своего текста См. по адресу: sistike_XIX.doc

Задание по теме «Работа с источником» (выслать – до 10 октября) 1. КОМПАКТНЫЙ ИСТОЧНИК. Выберите источник, самостоятельный анализ которого Вы будете представлять. Источник должен быть ОЧЕНЬ маленьким. Если текст – до 4000 знаков, т.е. 1-2 страницы. Если фильм – минут. Если изображение – одно, максимум два изображения. 2. О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ? Напишите ВСЕ, что Вам приходит в голову по поводу выбранного Вами источника (и в связи, пусть весьма свободной, с выбранной Вами темой). Работа считается сделанной, когда в голову пришло не меньше одной-двух страниц текста, а лучше тезисов. 3. ОПТИМАЛЬНЫЙ ЛОГИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК. Пришедшие Вам в голову тезисы на денек отложите, а потом посмотрите на них свежим критическим взглядом, лучше всего, как учили КБУ, как на «доску объявлений» (с. 157). Расположите свои тезисы в правильном порядке, т.е. с соблюдением логической иерархии (выраженной при помощи многоуровневой нумерации), и, возможно, связок между разными наблюдениями или их блоками. В качестве образца можно оттолкнуться от упражнения по статье Вайцеховской, или от примера из проекта по истории идей / истории кинематографа (текст, подвергнутый анализу см. здесь).примераздесь

Напоследок: соотношение с пониманием К-Б-У и Эко Источники (то, что анализируется) Литература (то, что иллюстрирует) Первого порядка 2-го порядка (обобщения) 3-го порядка (обобщения обобщений) Рефлексивные Наивные

Соответственно, предложения КБУ о чтении источников вполне разумны 4 Три вида чтения источников: 1) несфокусированное чтение (поиск вопроса для изучения); 2) ответ на имеющийся вопрос; 3) проверить и поддержать ответ. 4 Вычитывать (из второстепенных источников): 1) модели аргументации; 2) формы анализа; 3) риторические действия, применяемые специалистами в вашей области. –«Читать ради проблемы, аргументации, фактов» 4 Поиск в источниках стандартных «противоречий» (КБУ, 88 – 90), наличие стандартных вопросников (КБУ, 60 – 63) и т.п. 4 Но не забывайте, что Ваша задача: предъявить не ответ, а работу (ответ гласил бы: «голос мне был: против Хоркиной был судейский заговор». Или наоборот. А Ваша работа ценна не угадыванием, а аргументацией, и квалифицируется именно аргументация)