ПРОЕКТ УРОКА Технологический подход. Технологический подход к построению обучения в целом – это технология построения учебного процесса или технология.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Advertisements

Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Цели урока Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Каким должен быть современный урок Учитель русского языка и литературы МБОУ Огудневской СОШ д.Огуднево ЩМР МО Смирнова Т.В.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Основные понятия Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели. Метод означает способ достижения цели, определенным.
Творческий подход в выборе методов обучения и воспитания Автор Чебан Наталья Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ5 Г.Воскресенска.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Транксрипт:

ПРОЕКТ УРОКА Технологический подход

Технологический подход к построению обучения в целом – это технология построения учебного процесса или технология обучения. Характерными чертами ее является программированное обучение – уточнение учебных целей и последовательная процедура их достижения, т.е. ориентация учебного процесса на четко сформулированные цели обучения Технологический подход к построению обучения в целом – это технология построения учебного процесса или технология обучения. Характерными чертами ее является программированное обучение – уточнение учебных целей и последовательная процедура их достижения, т.е. ориентация учебного процесса на четко сформулированные цели обучения

Рекомендуемый алгоритм проекта урока 1.Психолого-педагогическая характеристика класса, в котором проектируется урок; 2. Программа по географии, по которой работаем, УМК; 3. Название темы или раздела программы; 4. Название и номер урока (место урока в тематическом планировании темы и раздела программы); 5. Тип урока; 6. Цели и задачи урока; 7. Методы обучения; 8. Формы обучения и организации работы в классе; 9. Средства обучения; 10. Хронометраж урока; 11. Содержание и структура урока (план и ход урока); 12. Самоанализ урока; 13.Литература; 14.Приложения. 1.Психолого-педагогическая характеристика класса, в котором проектируется урок; 2. Программа по географии, по которой работаем, УМК; 3. Название темы или раздела программы; 4. Название и номер урока (место урока в тематическом планировании темы и раздела программы); 5. Тип урока; 6. Цели и задачи урока; 7. Методы обучения; 8. Формы обучения и организации работы в классе; 9. Средства обучения; 10. Хронометраж урока; 11. Содержание и структура урока (план и ход урока); 12. Самоанализ урока; 13.Литература; 14.Приложения.

Психолого-педагогическая характеристика класса Краткая характеристика класса пишется в произвольной форме. Содержит степень мотивированности учащихся класса к учению вообще и к изучению географии в частности, склонность их к определенному виду познавательной деятельности, уровень сформированности их общеучебных умений и навыков. Если есть возможность, привлекается школьный психолог. Именно этот пункт проекта заставляет учителя продумывать содержание урока, выбор методов и средств с учетом особенностей класса в целом и отдельных учеников.

Программа и УМК по географии для общеобразовательных учреждений, по которой работаете. Учебники, атласы, тетради, дополнительная информация. Оформление выполняется по всем правилам оформления литературы. Название урока, темы или раздела программы. Название урока – это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит изучению и обсуждению. Могут быть : заголовки-метафоры вопросительные заголовки заголовки, заимствованные из художественных текстов заголовки, освещающие знакомый факт под новым углом зрения заголовок-побуждение заголовок – скрытый план заголовок-стих заголовки-размышления Название урока, темы или раздела программы. Название урока – это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит изучению и обсуждению. Могут быть : заголовки-метафоры вопросительные заголовки заголовки, заимствованные из художественных текстов заголовки, освещающие знакомый факт под новым углом зрения заголовок-побуждение заголовок – скрытый план заголовок-стих заголовки-размышления Название темы и место урока в тематическом планировании и разделе программы. Должно быть приведено поурочное планирование и необходимые комментарии (значимость темы, новизна материала, сложность материала для учащихся)

Тип урока По основной дидактической цели изучение нового материала (одна цель); закрепление нового материала и ранее пройденного (одна цель); контрольный урок (одна цель); повторение и обобщению (две цели); повторение, закрепление и сообщение нового материала (комбинированный урок). По способу проведения беседа лекция семинар самостоятельная работа контрольная работа По этапам учебного процесса сообщение знаний, умений, навыков; повторение и проверка знаний по теме; обобщение изученного материала; проверка усвоения материала на основе творческих заданий; формирование умений применять полученные знания; комбинированный Тип урока По основной дидактической цели изучение нового материала (одна цель); закрепление нового материала и ранее пройденного (одна цель); контрольный урок (одна цель); повторение и обобщению (две цели); повторение, закрепление и сообщение нового материала (комбинированный урок). По способу проведения беседа лекция семинар самостоятельная работа контрольная работа По этапам учебного процесса сообщение знаний, умений, навыков; повторение и проверка знаний по теме; обобщение изученного материала; проверка усвоения материала на основе творческих заданий; формирование умений применять полученные знания; комбинированный

Цели и задачи урока ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ – РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧЕНИКА Цели обучения триедины: - образовательные, - развивающие, - воспитательные. ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ – РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ УЧЕНИКА Цели обучения триедины: - образовательные, - развивающие, - воспитательные.

Цели и задачи урока Цель – это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся. Приступая к формулировке целей, учитель изучает требования образовательного стандарта и программы; обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности школьников; определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику; выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность школьника в результатах обучения. Цели и задачи урока Цель – это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся. Приступая к формулировке целей, учитель изучает требования образовательного стандарта и программы; обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности школьников; определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику; выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность школьника в результатах обучения. Основные требования к постановке целей (задач): комплексность (образовательные, развивающие, воспитательные цели), диагностичность, ориентированность на результат, спроецированность на ученика. Основные требования к постановке целей (задач): комплексность (образовательные, развивающие, воспитательные цели), диагностичность, ориентированность на результат, спроецированность на ученика.

Цели Общая формулировка целей Образовательные Формирование знаний, умений, навыков. Формирование практических умений и навыков. Формирование целостности картины мира и осознание своего места в нем. Развивающие Развитие и совершенствование умений и навыков учебной практической и умственной) деятельности. Развитие познавательных процессов учащихся (память, речь, мышление, внимание воображение, восприятие) Развитие умений применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, отвлечение) Развитие воли, эмоций, интересов, способностей и дарований личности. Воспитательные Умственное воспитание Воспитание гражданственности Нравственное воспитание Трудовое воспитание Эстетическое воспитание Физическое воспитание

Образовательные (дидактические) цели: передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков; выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно-познавательной деятельности; проверка знаний по теме; обобщение изученного материала; проверка усвоения материала на основе творческих заданий; формирование умений применять полученные знания; развитие познавательной активности творческих способностей. Определить основную дидактическую цель – значит установить, чему в основном будет посвящен данный урок: изучению нового материала (одна цель); закреплению нового материала и ранее пройденного (одна цель); контрольный урок (одна цель); повторению и обобщению (две цели); повторению, закреплению и сообщению нового материала (комбинированный урок). Образовательные (дидактические) цели: передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков; выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно-познавательной деятельности; проверка знаний по теме; обобщение изученного материала; проверка усвоения материала на основе творческих заданий; формирование умений применять полученные знания; развитие познавательной активности творческих способностей. Определить основную дидактическую цель – значит установить, чему в основном будет посвящен данный урок: изучению нового материала (одна цель); закреплению нового материала и ранее пройденного (одна цель); контрольный урок (одна цель); повторению и обобщению (две цели); повторению, закреплению и сообщению нового материала (комбинированный урок).

Развивающие цели урока: К развивающим целям относят: развитие мышления, необходимого образованному человеку для функционирования в современном обществе; развитие элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки и т.п.); развитие навыков устной и письменной речи; развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности; развитие памяти; развитие эстетических представлений; развитие опыта творческой деятельности Развивающие цели урока: К развивающим целям относят: развитие мышления, необходимого образованному человеку для функционирования в современном обществе; развитие элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки и т.п.); развитие навыков устной и письменной речи; развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности; развитие памяти; развитие эстетических представлений; развитие опыта творческой деятельности

Воспитательные цели урока воспитание уважения к своей Родине; воспитание активной жизненной позиции, честности, порядочности; воспитание уверенности в своих силах; воспитание гуманизма и любви к прекрасному. Воспитательные цели урока воспитание уважения к своей Родине; воспитание активной жизненной позиции, честности, порядочности; воспитание уверенности в своих силах; воспитание гуманизма и любви к прекрасному. Постановка воспитательных целей осуществляется в рамках целостного подхода к процессу становления личности и охватывает все основные стороны воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экологическое, правовое, эстетическое и т.д. С позиции изучаемого материала следует выделять самое существенное. При любых условиях процесс воспитания учащихся на уроке не прерывается. Общая воспитательная цель на предметном уроке – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания. Общая воспитательная цель на предметном уроке – воспитание ценностей личного отношения к изучаемым знаниям и извлечение учениками нравственных ценностей из их содержания.

Общая цель – это воспитание творческой, самоответственной личности, стремящейся к самоорганизации и состоянию субъектности на всех этапах обучения

Задачи Формирование мотивации учебно- познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребностей в самообразовани и чувства долга и ответственности Формирование опыта (умений и навыков) познавательной деятельности, способности к творчеству, к принятию нестандартных решений, развитие мышления Развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных знаний, формирование мировоззрения, в освоении способов деятельности Формирование эмоционально ценностного отношения к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности, к самому себе Задачи умственного воспитания реализуются: 1. в учебном процессе в учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, культуры; 2. в процессе самообразования; 3. в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми; 4. в результате влияния средств массовой информации. Задачи умственного воспитания реализуются: 1. в учебном процессе в учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, культуры; 2. в процессе самообразования; 3. в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми; 4. в результате влияния средств массовой информации.

Задачи Формирование гражданского сознания: основ правовой, политической культуры, знаний истории своего края, Отечества и мировой цивилизации; философско- мировоззренческая подготовка Формирование гражданских чувств и качеств: патриотизма интернационализма чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое Отечество, отстаивать свои убеждения Формирование опыта и культуры гражданского поведения, социальной активности, умений и навыков организаторской и исполнительской деятельности Пути осуществления 1. Учебный процесс 2. Правовое и политическое просвещение 3. Самообразование 4. Использование потенциала СМИ 1. Разнообразная по содержанию внеучебная воспитательная работа 2. Участие в общественных делах школы 3. Семейное воспитание 1. Участие в деятельности детских и юношеских самодеятельных общественных организаций; выполнение общественных поручений

Задачи Формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка. Развитие нравственных чувств, таких как: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др. Формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла защищать добро и т.д.) Пути осуществления 1. Использование потенциала учебного процесса, особенно гуманитарных дисциплин 2. Нравственное просвещение во внеклассной работе с использованием воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, природоохранительных органов и т.д. 3. Формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в коллективной жизни, совместной деятельности и общении 4. Семейное воспитание, обеспечение взаимодействия семьи и учреждений общешкольного воспитания

Задачи Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие влияниям псевдокультуры; развитие мотивации ( потребностей, интересов) и способностей к художественно- творческой деятельности. Формирование способов художественно- творческой деятельности; поддержка одаренных детей; выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей. 1. Эстетическое воспитание и образование в учебной (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке,, изобразительному искусству, мировой и отечественной художественной культуре) и разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы 2. Приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т.п.

Задачи Формирование мотивации (потребности, интереса, чувства долга и ответственности) и позитивного эмоционально- ценностного отношения к труду как форме бытия и способу самореализации человека Формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, социального, профессионального и жизненного самоопределения Формирование опыта (способов) общественно- полезной, производительной деятельности; умения применять теоретические знания на практике; способности к творчеству Пути осуществления 1. Получение общеобразовательной подготовки; 2. Трудовое обучение при освоении образовательной области «технология»; 3. Внеклассная и внешкольная работы, включающие в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда, разнообразную по содержанию и формам групповую деятельность и общение; 4. Трудовая деятельность

Задачи Развитие потребности интереса, эмоционально- ценностного отношения к укреплению своего здоровья, к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом. Формирование знаний об анатомо- физиологических особенностях функционирования человеческого организма, о психических свойствах и процессах, основах гигиены, о мерах по безопасности жизнедеятельности. Развитие волевых и спортивно- физических качеств (сила, ловкость, выносливость, быстрота и т.п.), психической уравновешенности; способов физических и психических тренингов Пути осуществления 1. Получение общеобразовательной подготовки; 2. Физическое обучение при освоении образовательной области «физическая культура»; 3. Внеклассная и внешкольная работы, включающая просвещение, знакомство с современными видами спорта, профессиями и людьми, занимающимися вопросами физической культуры и спорта, гигиены, психического и физического здоровья человека, разнообразную групповую деятельность и общение; 4. Физические и психологические тренинги

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА Учителю важно продумать: какое содержание учебного материала будет усвоено уроке каким познавательным умением овладеют учащиеся какой прием будет отрабатываться какому личностному качеству будет уделено внимание Образовательная цель должна отражать те изменения в ученике, которые произойдут в процессе проведения урока, на уровне эмоционально- ценностной, познавательно-мировоззренческой и действенно-практической сторон личности

мотивационные задачи что учащийся прочувствует, чем заинтересуется, чего захочет, когнитивные задачи что учащийся поймет, о чем задумается, то осмыслит, поведенческие задачи какие навыки закрепит, какие умения приобретет, какие способности усилит. Цели и задачи урока включают развитие эмоционально- волевой (мотивационной), познавательно- мировоззренческой (когнитивной) и действенно- практической (поведенческой) сторон личности ребенка.

Методы обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. (Ю.К.Бабанский). Метод обучения – система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения. (И.Я.Лернер). Метод обучения – система регулятивных принципов и правил целенаправленной деятельности учителя и коллектива учащихся, реализуемых через сочетание методических приемов решения определенного круга дидактических задач. (М.И.Махмутов). Методы обучения – способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний, навыков и умений Методы обучения

1 группа: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. По источнику передачи и восприятия учебной информации По логике передачи и восприятия учебной информации По степени самостоятельнос- ти мышления обучающих По характеру управления учебной работой 1. Словесные: рассказ беседа лекция объяснение конференция дискуссия 2. Наглядные: иллюстрации демонстрации 3. Практические: опыты упражнения учебно- производит. труд 1. Индуктивные 2. Дедуктивные 1. Репродуктивные 2. Продуктивные: проблемные, проблемно- поисковые, эвристические и т.д. 1. Учебная работа под руководством учителя 2.Самост. работа учеников: работа с книгой выполнение письменных заданий лабораторная работа художественно- творческая работа работа в учебно- производственных мастерских и т.д. Методы обучения

2 группа: Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования долга и ответственности 1. Познавательные игры 2. Учебные дискуссии 3. Создание ситуаций занимательности 4. Создание ситуаций успеха, реализация воспитательного потенциала ситуации неуспеха, эмоциональных переживаний. 1. Формирование убеждения в социальной и личностной значимости учения 2. Предъявление требований 3. Упражнения в выполнении требований 4.Состязательность, поощрения, наказания. Методы обучения

3 группа: Методы контроля и самоконтроля в обучении Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля 1. Индивидуальны й опрос 2. Фронтальный опрос 3. Устные зачеты 4. Устные экзамены 5. Программирова нный опрос 6. Устный самоконтроль 1. Контрольные письменные работы 2. Письменные зачеты 3. Письменные экзамены 4. Программирован ные письменные работы 5. Письменный самоконтроль 1.Контрольно- лабораторные работы 2. Машинный контроль 3.Лабораторно- практический самоконтроль Методы обучения

Формы обучения Формы организации учебной деятельности и формы организации обучения Форма организации у.д. - это способ общения учителя и учащихся, организации в соответствии с числом обучаемых в классе. Формы организации обучения: урочная - лекция, семинар, практическая работа, урок-игра, эвристическая беседа, контрольная работа и внеурочная. По числу охвата школьников педагогом различают общеклассные, групповые, парные и индивидуальные формы организации познавательной деятельности. Форма организации работы в классе фронтальная групповая парная индивидуальная по вариантам.

Форма обуче- ния Краткая характе- ристика При каком содержа- нии учебного материала При каких особенност ях учеников При каких условиях При каких возможно стях учителя Обще- класс- ные Одновремен ное участие всех школьников в общей для всех учебной деятельно- сти под руко- водством учителя Материал сложен и требует общекласс- ных объяснений учителя Учащиеся еще не подготовле- ны к групповой и индивидуаль ной работе по данной теме. Все учащиеся класса одинаково подготовле- ны и могут работать в одном темпе. Нет дидактиче ских материало в для групповой и индивидуа льной работы и трудно их изготовить. Учитель не располагает временем для индиви- дуальной и групповой работы.

Груп- по- вые Предполага- ется сотруд- ничество нескольких человек, перед ними ставится конкретная учебно- понавательная задача. Работа в этом случае строится на принципе самоуправлени я и самоконтроля. По окончании работы, учитель ее оценивает. Материал доступен для групповой работы под руководст вом учителя и может быть дифферен цирован по объему и слож- ности. Учащи- еся подготов лены для группо- вой работы. Имеются дидакти- ческие материа- лы для группо- вой рабо- ты или их можно изгото- вить. Учитель распола- гает време- нем для организа ции группо- вой работы.

Пар- ные Они целе- сообразны в том случае, когда хорошо успевающий ученик выполняет функцию учителя, в процессе которой он не только научает слабого ученика, но и основательно закрепляет имеющиеся знания. Материал доступен для парной работы школьни- ков при направляю щей помощи учителя. Учащие- ся подго- товлены к парным формам работы на уроке. Имеют- ся ди- дактичес кие материа лы для парной работы или их можно изгото- вить без особых затрат. Учитель располага ет достаточ- ным количест- вом времени для организац ии парной работы.

Индивидуальные Учебное задание выполняетс я каждым учеником самостоя- тельно на уровне его подготовлен ности, возможносте й и способнос- тей. Материал доступен для индиви- дуальной работы школьников при направляю щей помощи учителя. Учащиеся подготов лены к индивиду аль-ной работы по этой теме. Имеются материал ы для индивид уаль-ной работы или можно их изготови ть без боль-ших затрат. Учитель располаг ает временем для органи- зации индиви- дуаль- ной работы.

К средствам обучения относят формы, методы, приемы и средства организации учебной деятельности (в широком смысле слова) В узком смысле – школьное оборудование (учебное оборудование, наглядные пособия, дидактические средства), применяемое в учебно-воспитательном процессе. Система средств обучения - множество взаимосвязанных средств обучения, предназначенных для решения учебно-воспитательных задач

Слово Образ Орудия и приспособления 1.«Живое» слово 2. Аудиозапись 3. Печатное слово 1. Иллюстрация 2. Макеты 3. Видеопродукция 4. Натуральные объекты 1.Здания, мебель, оборудование 2.ЭВМ, Аудиовидетехника 3.Лабораторно- техническое оборудование 4.Материалы, инструменты

Содержание урока Ход урока Обоснование деятельности учителя Прогнозируемая деятельность учеников что делаю?зачем делаю?что я хочу получить? Содержание урока, в котором присутствуют три позиции: собственно ход урока (что делаю?), обоснование деятельности учителя (зачем делаю?) и прогнозируемая деятельность учеников

Содержание урока Этапы урока и их содержа- ние Дидактиче ская цель и задачи (зачем делаю) Деятель- ность учителя (что делаю) Прогнози- руемая деятель- ность учащихся Планиру- емый результат Содержание урока, в котором присутствуют три позиции: собственно ход урока (что делаю?), обоснование деятельности учителя (зачем делаю?) и прогнозируемая деятельность учеников

САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом. Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников. Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке. Показать, как другие этапы работали на главный этап. Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата). Наметить перспективы совершенствования своей деятельности. Примерные вопросы для самоанализа Была ли достигнута цель урока? Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося? Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали? Как использовалось время урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной? Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили? Какие были недостатки в ходе урока и почему? Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить ?

САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом. Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников. Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке. Показать, как другие этапы работали на главный этап. Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального результата). Наметить перспективы совершенствования своей деятельности. Примерные вопросы для самоанализа Была ли достигнута цель урока? Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося? Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали? Как использовалось время урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной? Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили? Какие были недостатки в ходе урока и почему? Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?

ЛИТЕРАТУРА 1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, с. 2. Гирба Е.Ю. Мониторинг качества процесса педагогической деятельности. Учебно-методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива» – 152 с. 3. Игнатьева Г.А. Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике: Пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова. – Н. Новгород: ГОУ ДПО НИРО, – 376 с. 4. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, с. 5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1997, с Кульневич С.В., ЛакоценинаТ.А. Анализ современного урока. Ростов-на Дону: ТЦ «Учитель», ( и другие книги этих авторов ) 7. Скакун В.А. основы педагогического мастерства: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, – 208 с.