Изучение ОРКСЭ в начальных классах как специфическая особенность 4-го года обучения Громова Любовь Анатольевна доцент, к.п.н. кафедры начального образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях города Братска в 2012 году.
Advertisements

Родительское собрание О комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Родительское собрание О комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Родительское собрание О комплексном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Распоряжение Правительства РФ от «Об утверждении плана мероприятий по введению ОРКСЭ во всех субъектах РФ»; - Приказ Минобрнауки РФ от
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и.
Основы религиозных культур и светской этики Нормативная база: Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Пр-2009 Распоряжением Председателя.
Основы религиозных культур и светской этики (орксэ)
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (ОРКСЭ)
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Особенности учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) Иванищева М.А., заместитель директора ИМДЦ г.Новотроицка.
Курс « Основы религиозных культур и светской этики » С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур.
«Основы религиозной культуры и светской этики». Почему изучения религиозных культур и светской этики должно быть включено в программу обучения общеобразовательной.
ФГОС Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Презентацию подготовила Колпащикова Людмила Михайловна,
Введение ОРКСЭ в МОУ «Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»
Министерство образования Московской области. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Московской области комплексного.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики - ОРКСЭ»
Введении учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Транксрипт:

Изучение ОРКСЭ в начальных классах как специфическая особенность 4-го года обучения Громова Любовь Анатольевна доцент, к.п.н. кафедры начального образования АСОУ 28 августа 2014 г.

курс ОРКСЭ Введен с 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. Пр-2009 и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.

Цель - развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Задачи: Понимание взаимосвязи содержания ОРКСЭ с содержанием предметов «окружающий мир», «литературное чтение», «изобразительное искусство», «музыка» в рамках первоначального представления о российской истории и культуре; Понимание значения нравственности, духовности, веры, религии в жизни человека, семьи и общества; Сформированность ценностных основ российской гражданской идентичности, включающих базовые национальные ценности: Россия, Отечество, родной край, семья, патриотизм, традиционные религии, образование, труд; Сформированность основ ценностного отношения к традиционной духовно-нравственной культуре своей семьи и народа. Сформированность основ уважительного отношения к согражданам вне зависимости от их отношения к религии и религиозной принадлежности.

Проблемы: denija_kursa_orkseh_v_obrazovatelnykh_uchrezhdenija kh_tisulskogo_rajona/ Недостаточная информационная и разъяснительная работа с родителями. Отсутствие у части родителей интереса к результатам усвоения курса. Методологические трудности, связанные с большим объемом нового содержания, которое должен освоить учитель. Остается открытым вопрос, нужно ли оценивать подготовку учащихся и их работу на уроке.

Федеральный перечень учебников по ОРКСЭ (выписка из Приложения к приказу Минобрнауки России от г. 253) Начальное общее образование: 4 класс - Основы религиозных культур и светской этики (предметная область) Основное общее образование: 5 класс - Основы духовно-нравственной культуры России (предметная область)

Место в учебном плане 4 класс - 34 часа по 1 уроку в неделю в течение года или 2 урока в одно полугодие. 5 класс – 17 часов по 1 уроку в неделю.

Формирование взаимопонимания и уважения у учеников, изучающих разные модули Образовательному учреждению рекомендуется не разделять учеников одного класса на группы на 1-м, 30-м и последующих уроках. Содержание 1-го и 30-го уроков - общее для всех модулей. На м уроках рекомендуется провести презентацию творческих работ учащихся перед одноклассниками и родителями. Это позволит каждому ученику узнать о тех духовных, этических традициях, которые изучали его одноклассники, будет способствовать формированию у него уважительного отношения к людям другого мировоззрения.

"Диалог культур во имя гражданского мира и согласия", Последние уроки могут быть отведены для проведения школьно- семейного праздника приуроченного к государственному празднику (например - Дню национального единства, 4 ноября). По усмотрению образовательного учреждения школьно-семейный праздник может быть проведен в рамках внеучебной деятельности.

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ОРКСЭ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 8 июля 2011 г. N МД-883/03 В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации,п. 3 статьи 27 которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

Светский характер комплексного курса ОРКСЭ В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Такое обучение может вести религиозная организация.статья 5

Светский характер комплексного курса ОРКСЭ не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудиоформате. В случае особой необходимости такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").пункт 5 статьи 3

Система оценки знаний по курсу ОРКСЭ В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).пунктом 3 статьи 15 Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.

Домашние задания - долгосрочные индивидуальные, подразумевают учебно-исследовательскую или проектную деятельность учащихся (каждый ученик в течение года выполнит одно из подобных заданий, предлагаемых учебниками и поурочным планированием) - учитель вместе с учениками имеет возможность выбирать и формировать из перечисленного собственный список. - учащиеся могут выполнять эти задания индивидуально или в группе, - задание может объединять и одноклассников, изучающих разные модули, - к выполнению могут быть (и это желательно) привлечены члены семей учеников.

Планируемые результаты: - личностные формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Регулятивные универсальные учебные действия Приоритетное внимание уделяется формированию способности ученика ставить личностно значимые цели и задачи, самостоятельно планировать их осуществление, искать и находить пути и средства их достижения, самостоятельно контролировать и оценивать свои действия, вносить необходимые изменения, осознавать результаты своей деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия - способность организовать и спланировать сотрудничество с учителем и сверстниками, - - опыт работы в неформальной группе, - - практическое освоение такого важного компонента нравственно- этической ориентации ученика начальной школы как научная этика.

Познавательные универсальные учебные действия приобретение опыта продуктивного поиска и практического применения информации в компьютерных и некомпьютерных источниках. потребность целенаправленного поиска дополнительной информации для самостоятельной познавательной деятельности; эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации, используют полученные знания для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных ситуациях проектирования и практической деятельности.

Информационная компетентность Это не только использование различных способов поиска в информационном пространстве Интернета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме информацию и анализировать изображения, звуки. - оценивать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных технологий. Оценка информации, с которой работает ребенок – особо востребованное в настоящее время качество личности. В современном мире, задыхающемся от усиливающегося потока информации, маленький человек нуждается в эффективной защите от вредных, ложных или избыточных знаний, которые могут нанести его психике непоправимый вред.

эмоциональное благополучие (чувство уверенности, защищенности)