Болонский процесс и модернизация системы высшего образования в Европе Обеспечение качества образовательного процесса Каленик Татьяна Кузьминична Доктор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные возможности использования IKT в когнитивной таксономии.
Advertisements

Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации К.п.н. Батрова Ольга Фридриховна.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Основные понятия компетентностного подхода и уровни сформированности компетенций магистров. Вып. студент группы ПМБС 11 Хубиев Р.Х.
1 Овчинникова И. Г. Корнещук Н. Г дескрипторов 1) базовые знания в различных областях 2) профессиональные знания 3) информационно - аналитические.
Образовательная программа «Международный бизнес» Государственный университет управления Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Никитаева А.Ю. Проектное обучение в университете : задачи, особенности, модели управления.
Связь с НРК и разработкой национальных квалификаций Европейская рамка квалификаций – ЕРК.
Рамка квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования Могенс Берг Глава Рабочей Группы по Болонскому Процессу Страсбург, декабря 2006.
Компетенция: структура, уровни сформированности, особенности оценивания Рягин С.Н., зав. каф. педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., профессор.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Транксрипт:

Болонский процесс и модернизация системы высшего образования в Европе Обеспечение качества образовательного процесса Каленик Татьяна Кузьминична Доктор биологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член Международной академии наук экологии, безопасности и жизнедеятельности и Российской академии медико- технических наук, Зав. кафедрой биотехнологии продуктов из животного сырья и функционального питания, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета

Проект TEMPUS –TEMPUS PL-TEMPUS-SMHES «Разработка квалификационных рамок в сфере наук о питании в российских вузах - DEFRUS» подписан между Исполнительным Агентством по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре, действующим от имени Европейской Комиссии, и Варшавским университетом наук о жизни, Республика Польша. Период работы: – гг. Цель: разработка квалификационной рамки в сфере наук о питании для бакалавриата, магистратуры, PhD. Задачи: проведение сравнительного анализа существующих стандартов и методологий разработки квалификационных рамок в сфере наук о питании; разработка квалификационных рамок в сфере наук о питании для бакалавриата, магистратуры, PhD; проведение обучающих курсов по разработке и внедрению новых учебных программ по наукам о питании согласно европейским стандартам.

Координатор проекта: Варшавский университет наук о жизни (Республика Польша)

Участники ЕС: Ягеллонский университет (Республика Польша) Болонский университет (Италия) Дублинский технологический институт (Ирландия) Политехнический институт г. Коимбра (Португалия) Университет природных ресурсов и наук о жизни (Австрия) Ассоциация ISEKI

Участники РФ: Министерство образования и науки РФ Московский государственный университет пищевых производств Федеральный институт развития образования Московский государственный университет прикладной биотехнологии Российская технологическая платформа «Пища для жизни» Омский государственный аграрный университет Микояновский мясоперерабатывающий завод Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий Кемеровский технологический институт пищевой промышленности Саратовский государственный аграрный университет

Рабочая группа Дальневосточного федерального университета Руководитель: Каленик Татьяна Кузьминична Коллектив: Супрунова Ирина Анатольевна Грищенко Владимир Владимирович Дубняк Яна Викторовна Королёва Татьяна Борисовна Захаренко Екатерина Михайловна Кравченко Марина Владимировна

Основные положения Сорбонской декларации Повышение международной прозрачности программ и признание квалификаций посредством постепенной конвергенции в направлении общей рамки квалификаций и циклов обучения Содействие мобильности студентов и преподавателей на Европейском пространстве и их интеграции в европейский рынок труда Разработка общей системы степеней для уровня бакалавра, магистра и докторанта

В Болонской декларации министры выразили намерение: Внедрить систему понятных и сопоставимых степеней Внедрить систему, основанную на двух основных циклах Сформировать систему зачетных единиц Поддерживать мобильность студентов, преподавателей, научных и административных работников Продвигать европейское сотрудничество в области обеспечения качества Продвигать развитие европейского измерения в высшем образовании

Пражское коммюнике особо подчеркивает три направления Болонского процесса Развитие обучения в течение всей жизни Участие университетов и студентов Повышение привлекательности Европейского пространства высшего образования

Берлинское коммюнике придало Болонскому процессу дополнительный импульс и сформулировало приоритеты на ближайшие 2 года: Развитие систем обеспечения качества на уровне университетов, а также на национальном и Европейском уровнях Реализация системы двух циклов Признание степеней и периодов обучения, включая автоматическую и бесплатную выдачу приложения к диплому для всех выпускников начиная с 2005 года Разработка всеобъемлющей рамки квалификаций для Европейского пространства высшего образования Включение в Болонский процесс уровня доктора наук в качестве третьего цикла Содействие усилению связей между Европейским пространством высшего образования и Европейским пространством научных исследований

В Бергенском коммюнике был расширен круг приоритетов на 2007 год, которые стали включать в себя: Усиление социального измерения и преодоление препятствий для мобильности Внедрение Стандартов и руководства по обеспечению качества, как это было предложено в отчете ENQA Разработка национальных рамок квалификаций, соответствующих принятой Рамке квалификаций для Европейского пространства высшего образования Создание предпосылок для гибких траекторий обучения в высшем образовании, включая признание ранее полученного образования

В лондонском Коммюнике министры: Одобрили создание Европейского реестра обеспечения качества (EQAR) Договорились о завершении разработки к 2010 г. национальных рамок квалификаций в соответствии с принятой Рамкой квалификаций Европейского пространства высшего образования Договорились о предоставлении информации о действиях государств по устранению препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей Обязались внедрять национальные стратегии социального измерения, включая планы действий и меры по оценке их эффективности, и отчитываться о выполнении Приняли стратегию Европейского пространства высшего образования в глобальном контексте

Коммюнике Лёвена/Лувена-ля-Нёв отражает договоренности по следующим вопросам: Каждая страна должна установить измеримые цели для расширения участия в высшем образовании в целом и, в особенности, тех социальных групп, участие которых признано недостаточным, к концу следующего десятилетия К 2020 году как минимум 20% выпускников в Европейском пространстве высшего образования должны пройти период обучения или практику за рубежом Обучение в течение всей жизни и возможность трудоустройства выпускников - важные миссии высшего образования Обучение, ориентированное на студентов, должно быть целью реформирования образовательных программ

Коммюнике, принятое в Будапеште/Вене содержит следующие договоренности: Просить Рабочую группу по реализации Болонского процесса разработать меры по содействию реализации направлений Болонского процесса, включающие в том числе такие формы, как взаимное обучение, стажировки и иные мероприятия, направленные на интенсификацию обмена информацией. Усилить политический диалог и сотрудничество с партнерами во всем мире.

Стратегические задачи высшего образования Стратегические сферы EHEA Социальная ответственность Трудоустраиваемость Обучение в течение жизни Равенство доступа к получению высшего образования Уменьшение социального разрыва Обеспечение равных возможностей получения качественного образования на основе социальной сплоченности Обеспечение первичного значимого трудоустройства Сохранение рабочего места на протяжении длительного времени Возможность передвижения на рынке труда Гибкость и многообразие обучения Возможность обучения в разное время в разных местах Признание предшествующего обучения Расширение участия в системе высшего образования Сближение системы высшего образования в разных вузах и разных странах Приобретение студентами общих навыков и компетенций, профессиональных знаний и пониманий, востребованных на рынке труда Повышение ценности высшего образования в социально- экономической сфере

Влияние демографических процессов на развитие системы высшего образования Развитие демографических процессов, влияющих на систему высшего образования Старение населения развитых стран Европы Увеличение спроса на услуги высшего образования Недостаточность бюджетных средств на удовлетворение спроса в высшем образовании Изменение демографической структуры в странах Европы Внедрение программы обучения в течение жизни Повышение возможностей коммуникационно- информационных технологий Пути решения проблемы

Совершенствование системы высшего образования в ответ на развитие глобализационных процессов Изменение системы высшего образования в ответ на развитие процессов глобализации Расширение автономии вузов Повышение эффективности сотрудничества с бизнесом и работодателями Привлечение альтернативных механизмов финансирования вузов Согласование квалификаций с требованиями рынка труда Тесная связь образовательных программ с результатами проводимых научных исследований Совершенствование системы управления вузами

Интеграционные процессы высшего образования

Модель диверсификации системы высшего образования Творческая и высокоинновационная область привлекательного партнера в глобальном обществе знаний Пространство высшего образования Цель Диверсификация системы высшего образования Парадигма исследование-образование- инновации Использование коммуникационно- информационных технологий при разработке новых форм высшего образования Развитие форм предоставления образовательных услуг Совершенствование миссий и профилей вузов Совершенствование номенклатуры востребованных и сопоставимых степеней высшего профессионального образования Переход к рынку высшего образования «без границ» Функционирование в условиях образовательного пространства знаний на основе междисциплинарного подхода при опоре на непрерывно меняющиеся инновационные технологии и результаты научных исследований

Модель процесса модернизации системы высшего образования Концептуальные принципы - Совместимость и сопоставимость системы на основе разнообразия структур - Обеспечение качества образования - Привлекательность высшего образования для международного сообщества Цель Наращивание научного интеллектуального и культурного потенциала Модернизация системы высшего образования Задачи Повышение совместимости и сравнимости систем высшего образования в разных странах Всеобщее принятие трехцикловой системы высшего образования с дополнительной подсистемой промежуточных квалификаций Совершенствование и повсеместное внедрение системы ECTS. Создание Европейского регистра агентств по обеспечению качества и принятие соглашения о введении квалификационных структур по результатам обучения БАЗИС - Институциональная автономия вузов - Обеспечение качества на основе подотчетности - Устойчивость финансирования - Современная оснащенность вузов

Квалификационные уровни и пути их достижения Квалификацион- ные уровни Пути достижения квалификации соответствующего уровня 1 уровень Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии общего образования не ниже начального общего 2 уровень Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе образовательного учреждения или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже основного общего 3 уровень Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до 1 года или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже среднего (полного) общего или начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования на базе основного общего образования 4 уровень Начальное профессиональное образование с получение или на базе среднего полного общего образования и практический опыт или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до 1 года и дополнительные профессиональные образовательные программы), практический опыт 5 уровень Среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования, практический опыт 6 уровень Как правило, бакалавриат В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт 7 уровень Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт 8 уровень Послевузовское образование (программы, ведущие к получению степени кандидата наук и/или практический опыт) Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт 9 уровень Послевузовское образование (в том числе степень кандидата наук и практический опыт или степень доктора наук и практический опыт) и/или дополнительное профессиональное образование или Практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом, межотраслевом, международном уровне

Дескрипторы НРК РФ (начало таблицы) Уровни Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 1 уровень Действия под руководством. Индивидуальная ответственность Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации. Применение простейших фактологических знаний с опорой на обыденный опыт. Получение информации в процессе краткосрочного обучения (инструктажа) на рабочем месте или краткосрочных курсов 2 уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности только при решении хорошо известных задач. Индивидуальная ответственность Решение типовых практических задач. Выбор способа действий из известных по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения Применение фактологических знаний с опорой на практический опыт. Получение информации в процессе профессиональной подготовки 3 уровень Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности только при решении хорошо известных задач или аналогичных им. Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи. Индивидуальная ответственность Решение типовых практических задач. Выбор способов действий из известных на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий с учетом условий их выполнения Применение практико- ориентированных профессиональных знаний с опорой на опыт. Получение информации в процессе профессиональной подготовки

Дескрипторы НРК РФ (продолжение таблицы) Уровни Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 4 уровень Деятельность под руководством, сочетающаяся с самостоятельностью при выборе путей ее осуществления из известных. Планирование собственной деятельности и / или деятельности других, исходя из поставленных задач. Наставничество. Ответственность за решение поставленных задач Деятельность, предполагающая решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. Выбор путей осуществления деятельности из известных. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний и информации, их получение в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта. 5 уровень Самостоятельная деятельность. Постановка задач в рамках подразделения. Участие в управлении выполнением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения Деятельность, предполагающая решение практических задач на основе выбора способов решения в различных условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний, полученных в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. 6 уровень Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и/или подчиненных. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности Синтез профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации.

Уровни Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 7 уровень Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной)с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе, инновационных) Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности 8 уровень Деятельность под руководством, сочетающаяся с самостоятельностью при выборе путей ее осуществления из известных. Планирование собственной деятельности и / или деятельности других, исходя из поставленных задач. Наставничество. Ответственность за решение поставленных задач Деятельность, предполагающая решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. Выбор путей осуществления деятельности из известных. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний и информации, их получение в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта. 9 уровень Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов. Создание и синтез новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Управление содержанием информационных потоков. Дескрипторы НРК РФ (окончание таблицы)

Таксономия Блумма Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня 1. Знание Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до целостной теории. - воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. 2. Понимание Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. 3. Применение Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях. 4. Анализ Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных. 5. Синтез Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи. 6. Оценка Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Пример классификации общих компетенций Компетенции Общие Инструментальные компетенции - базовые знания в различных областях, на базе профессиональных знаний; - умение проведения анализа и синтеза; - способность к организации и планированию; - тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; - письменная и устная коммуникация на родном языке; - знание иностранного языка; - элементарные навыки работы на компьютере; - навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников); - решение задач; - принятие решений Системные компетенции - способность применять знания на практике; - навыки проведения исследований; - способность учиться; - способность адаптироваться к новым ситуациям; - способность порождать новые идеи (креативность); - лидерство; - понимание культур и обычаев других стран; - способность работать самостоятельно; - разработка и управление проектами; - инициативность и предпринимательский дух; - забота о качестве; - стремление к успеху Межличностные компетенции - способность к критике и самокритике; - работа в команде; - межличностные навыки; - способность работать в междисциплинарной команде; - способность общаться со специалистами из других областей; - принятие различий и многокультурности; - способность работать в международной среде; - приверженность этическим ценностям ; Профессионально- специализированные

Схема процедуры идентификации профессиональных компетенций Идентификация профессиональных компетенций в рамках профилей обучения Идентификация профессиональных компетенций в рамках профилей обучения Анализ индикаторов Анализ индикаторов Идентификация на основе самонаблюдения Идентификация на основе самонаблюдения Метод анкетирования Метод анкетирования Сбор информации Анализ и структурирование информации Предварительное формирование компетенции с учетом ограничений Предварительное формирование компетенции с учетом ограничений Сравнительный анализ предварительного списка компетенций, результатов анкетирования и требуемого уровня компетенции Составление анкет студентов преподавателей выпускников работодателей Анкетирование Обработка результатов анкетирования Обработка результатов анкетирования Утверждение профессиональных компетенций на научно- методическом совете Апробация выработанных профессиональных компетенций и корректировка