Образовательный процесс должен соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка [Дошкольное воспитание: 10-2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ Выполнила: Смирнова Ирина Евгеньевна, воспитатель.
Advertisements

Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Учебный блокБлок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятель - ная деятельность детей Основная форма – занятие ( в соответствии с расписанием.
Организация образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГТ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ» Татьяна Владимировна Булкова старший.
Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ Для конструирования оптимальной.
Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТОП Для конструирования оптимальной модели образовательного процесса в соответствии.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ Подготовила: Сафронова Т.П. Старший воспитатель МДОУ Сортавальского.
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса в дошкольном образовании Требования к образовательной программе ДОУ.
Logo Составила старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 67» Энгельсского.
Муниципальное учреждение «Методический кабинет» Ртищевского муниципального района Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса (согласно.
ДОУ « Солнышко » Организация работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
Кириллова Ирина Владимировна заместитель заведующей по ВМР.
МАДОУ ЦРР ДС 482 Структурное подразделение Педагогический совет 3 «Обновление содержания организации работы педагогов в самостоятельной и совместной деятельности.
«Планирование с учетом современных требований» год Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад 369» г. Перми Шуваева.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Комплексно-тематический принцип моделирования и планирования образовательного процесса Заведующий МБДОУ «Детский сад 55» Бардасова С.Н.
Транксрипт:

Образовательный процесс должен соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка [Дошкольное воспитание: г., г., г., Л.Свирская «Ты меня понимаешь?»]

Принцип интеграции образовательных областей Интеграция содержания – состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса

Образовательный процесс должен основываться на комплексно- тематическом принципе

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОЛЖЕН: Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости ; Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости ; Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности; Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности; Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей. Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Основные модели организации образовательного процесса в ДОУ (по Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой) Учебная модель Комплексно-тематическая модель Предметно-средовая модель (2 варианта)

Учебная модель Учебная модель. (в 60-х годах внедрена в дошкольное образование Т. Усовой ) Характеристика: Образовательный процесс в ДОУ строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеет свою логику построения. Позиция взрослого – учительская, регламентаторская: инициатива и направление деятельности детей принадлежит педагогу. Модель рассчитана на жесткое программирование и отбор методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно- урочной форме. Построение предметной среды направлено на обслуживание занятия, поэтому наблюдается строгое зонирование и насыщенность групп «учебными пособиями». Модель технологична, доступна педагогам с любым уровнем подготовки, не требует от педагога творческих усилий, поэтому привлекательна для практиков. Все незапланированные «выбросы» детской активности считаются помехой образовательному процессу

Предметно-средовая модель Образовательное содержание не вносится воспитателем, а непосредственно проецируется на предметную среду вокруг ребенка. Предполагается, что ребенок свободно действуя в специально созданной предметной среде «вычерпывает» из нее образовательное содержание 1-й вариант 2-й вариант Предметная среда складывается из специально созданных материалов, которые автодидактичны, сами направляют активность ребенка в определенное русло, провоцируют пробы и фиксируют ошибки Предметная среда включает материалы, необходимые для свободной детской деятельности и зонируется по ее видам. Предметный материал наталкивает ребенка на новые формы активности и стимулирует возникновение новых замыслов, упражнение в тех или иных умениях.

Предметно-средовая модель Предметно-средовая модель. Характеристика: Содержание образовательного процесса непосредственно проецируется на предметную среду. Позиция взрослого –организатор: активность минимальна, педагог специально разрабатывает либо подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы, фиксирует ошибки ребенка (классический пример – система М. Монтессори). Модель ограничивает образовательную среду только специально отобранным материалом, необходимым для проведения образовательного процесса, что приводит к сужению горизонтов развития ребенка. Делается ставка на саморазвитие ребенка в процессе обучения, при этом активность ребенка не ограничивается, дети свободны в выборе деятельности. Модель технологична, не требует педагогического творчества.

Комплексно-тематическая модель Комплексно-тематическая модель. Характеристика: В основу образовательного процесса ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Позиция взрослого – приближенная к партнерской: тема реализуется в различных видах детской деятельности (организуется «проживание» ее ребенком), это вынуждает взрослого выбрать более свободную позицию, приближенную к партнерской. Набор тем на год самостоятельно определяет педагог, это придает всему образовательному процессу некую систематичность. Модель не ограничивает образовательную среду только специально отобранным материалом, организация предметно-развивающей среды предполагает педагогическое творчество. В целом образовательный процесс направлен скорее на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Недостаток – большая доля субъективности при определении тем. Данная модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре, творческому и профессиональному потенциалу воспитателя, так как самостоятельный отбор тем, приведение их в систему, организация соответствующей предметно- развивающей среды являются довольно сложными процессами.

Конструирование оптимальной модели образовательного процесса с учетом новых требований При конструировании оптимальной модели образовательного процесса с учетом ФГТ следует учитывать основные особенности моделей-прототипов – их слабые и сильные стороны. Возможно использование положительных характеристик предметно-средовой и комплексно-тематической моделей: Ненавязчивая позиция взрослого; Использование разнообразных видов детской деятельности; Обращение к детской активности и создание содержательно- смыслового поля, которое позволяет избежать резкого разделения времени, которое ребенок проводит в детском саду на учебное и время присмотра Использование приемов, повышающих детскую активность; Возможность свободного выбора предметного материала детьми.

Комбинированная модель (по Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой) Содержание блоков «Сборная» (комбинированная) модель 1 блок 2 блок 3 блок Принципы учебной модели (организация по учебным предметам) Принципы комплексно- тематической модели Принципы предметно- средовой модели (организация среды по традиционным видам деятельности) Роль воспитателя Взрослый занимает учительскую позицию, предъявляет учебные задачи, регламентирует деятельность детей Взрослый – партнер- инициатор, при этом он не обязывает детей действовать, но предлагает ее Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивает развивающую среду для свободной деятельности детей. Достоинства Разнообразие форм взаимодействия взрослого с детьми большие возможности для развития детей

Традиционная модель организации образовательного процесса в ДОУ (до введения ФГТ) Учебный блок Блок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Занятия, как основная форма организации образовательной деятельности (в соответствии с сеткой занятий) Режимные моменты, в ходе которых решаются образовательные задачи ( утренний прием, прогулка, организация питания, подготовка ко сну и др.) Созданная педагогом предметно- развивающая среда (уголки, зоны и др.)

Модель организации образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Непосредственно образовательная деятельность детей. Основные формы организации: игра, экспериментирование, проектная деятельность, решение педагогических и проблемных ситуаций, беседа, наблюдение и т.д. Свободная деятельность детей в условиях, созданной воспитателем предметно-развивающей среды, обеспечивающей каждому ребенку свободный выбор деятельности по интересам и позволяющей взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Решение образовательных задач в ходе режимных моментов. Основные формы организации: игра, решение педагогических и проблемных ситуаций, ситуативный разговор, наблюдение, совместная деятельность тематического характера и т.д. Специально организованная воспитателем деятельность, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (общественно-полезный труд и т.д.)

Принципиальные отличия традиционной модели от модели с учетом ФГТ исключение учебного блока (но не процесса обучения!); изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков; увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который теперь входит не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов, но и непосредственно образовательная деятельность; изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»

Образовательная деятельность осуществляется: в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); в ходе режимных моментов; в процессе самостоятельной деятельности детей; при взаимодействии с семьями детей по реализации основной образовательной программы ДОУ.

Структура образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ Состоит из трех блоков: Совместная партнерская деятельность взрослого и детей. Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с семьями воспитанников. Первые два блока являются основными и составляют каркас для образовательного процесса с детьми всего дошкольного возраста (3 – 7 лет); а для детей младшего и среднего возраста являются единственно возможным вариантом.

Общий объем образовательной нагрузки В расчет общей нагрузки входит как НОД, так и ОД, осуществляемая в ходе режимных моментов. Допустимый максимальный объем образовательной нагрузки определяется ДОУ самостоятельно с учетом: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан Пин); Федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования; типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений; рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; специфических условий в которых осуществляется образовательный процесс в ДОУ (климатических, национально- культурных, демографических и др.)

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения детьми программы и решения конкретных образовательных задач.

Совместная деятельность общая мотивация; общая цель; единое пространство взаимодействия участников; разделение единого процесса на связанные действия; взаимодействие между участниками (взаимосвязи, взаимозависимости); последовательность действий в соответствии с целью; необходимость в управлении процессом (управленческая деятельность); наличие единого результата.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) В соответствии с возрастом детей, наличием приоритетных направлений образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса рекомендуется учитывать следующие параметры: общий объем НОД в неделю; продолжительность периодов непрерывной НОД; количество периодов непрерывной НОД в течение дня; распределение периодов непрерывной НОД в течение дня (1-я и 2- я половина дня); перерывы между периодами непрерывной НОД; Основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной НОД в течение дня, недели и их чередование; Образовательные области, задачи которых решаются в каждый из периодов непрерывной НОД; Формы работы через которые осуществляется НОД.

Специфика дошкольного образования «Обучение дошкольников по сути своей является процессом «усвоения» содержания в различных видах детской деятельности» (Д.Б. Эльконин). Новая типология видов детской деятельность (по ФГТ): Игровая Двигательная Продуктивная Чтение худ. Литературы Познавательно-исследовательская Коммуникативная Трудовая Музыкально-художественная

Формы организации непосредственной образовательной деятельности (по видам детской деятельности) Виды детской деятельности Примерные формы организации детей Двигательная Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Спортивные праздники Спортивные игры Соревнования и др. Игровая Сюжетные игры Режиссерские игры Игры с правилами и др. Продуктивная Работа мастерских по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Чтение худ. литературы Чтение Обсуждение Разучивание Игры-инсценировки Игры- драматизации

Формы организации непосредственной образовательной деятельности Виды детской деятельности Примерные формы организации детей Познавательно- исследовательская Экспериментирование Реализация проектов Экскурсия Беседы Наблюдения и др. Коммуникативная Сюжетные игры Режиссерские игры Игры с правилами и Труд др. Трудовая Все формы организации труда Работа мастерских по изготовлению продуктов детского творчества Музыкально-художественная Использование всех видов театра Праздники Развлечения и др.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова) Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения) Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (главное условие для этого – соответствующая организация рабочего пространства) Открытый временной конец занятия (каждый ребенок работает в своем темпе)

Основной вывод. Вопрос: К чему должны в соответствии с новыми требованиями стремиться практики? Ответ: К замене привычного разделения «игра – учебное занятие» на более психологичную и соответствующую возрасту структуру «игра + родственные ей виды детской деятельности».

Планирование работы воспитателя с учетом ФГТ План работы воспитателя – основной отчетный документ педагога Суть планирования – заблаговременное, рациональное распределение материала каждой темы, определение соответствующей системы методов обучения и учебных средств План педагогической работы определяет конкретные задачи, формы и методы работы с детьми на определенный отрезок времени

Требование к планированию педагогической работы Планирование должно обеспечить логику построения всей воспитательно-образовательной работы с детьми Планирование должно обеспечивать целостность воспитательно-образовательного процесса в группе Планирование должно предусматривать постепенное усложнение содержания, методов и форм организации детей с учетом их достижений

Основные изменения в планировании работы воспитателя после введения в действие ФГТ См. «Управление ДОУ» г.

I. Комплексно – тематическое планирование Комплексно – тематическое планирование – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития и образовательным областям.

Принципы календарно – тематического планирования Тема выбирается воспитателями самостоятельно или заимствована из примерной общеобразовательной программы. Рациональность – определение способов и форм организации образовательного процесса, в пределах определенного времени и получить качественный результат – усвоение материала детьми. Тема выступает как сообщаемое знание, представляется в эмоционально – образной форме, где интегрируются задачи из разных образовательных областей и способствуют формированию в сознании ребенка целостной картины мира.

Четыре основных темообразующих фактора Воспитатель самостоятельно определяет и корректирует темы на год, исходя из требований ООП ДО (перечисленные ниже факторы могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса в группе) 1. Первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления, общественные события, праздники) 2. Второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественной литературе, увиденные в художественных или мультипликационных фильмах

Четыре основных темообразующих фактора 1. Третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Внесение в группу предметов ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающими интерес и исследовательскую активность детей. 2. Четвертый фактор –события, происходящие в жизни группы детей, которые какое-то время удерживают их интерес. Корни таких событий, как правило, лежат в сложившихся традициях жизни группы или провоцируются средствами массовых коммуникаций ( например: увлечение детей фигурками динозавров)

Алгоритм комплексно- тематического планирования Распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов: Планирование тематического периода (неделя, месяц и т.д.) Выделить задачи работы с детьми Определить содержание образовательного материала. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми. Подготовить оборудование и внести изменения в предметно-развивающую среду (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр, панорам)

Выбирается тема, рассчитанная на 2-4 недели; Все остальные занятия, а также другие формы образовательной работы продолжают выбранную тему; Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации домашних заданий; Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

Планета Земля. Страны и континенты. Мир людей.

ЧЕЛОВЕК И МИР ВОКРУГ НЕГО (создание информационного поля)

Оперативное (календарное)планирование работы воспитателя Алгоритм действий педагога: Выделить из программы и сформулировать цели и задачи развития детей на временной тематический период. Отобрать педагогическое содержание с учетом интеграции образовательных областей. Выделить события временного периода, определить основные формы организации детско-взрослой деятельности, итоговые мероприятия Спланировать педагогическую деятельность на каждый день в течение тематического периода. Запланировать подготовку оборудования и внесения изменений в предметно-развивающую среду (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр, панорам, игровых макетов) Организовать процесс обсуждения результатов проживаний с детьми событий тематического периода, подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении. Фиксировать результаты освоение детьми образовательных задач.

Варианты планирования работы воспитателя (автор – Н.А. Короткова) Неделя месяца События в окружаю щем мире Познават ельно- исследов деят-сть (Что это? Как? Почему?) Предметн ый материал (смоделир ованные события) Продукти вная деятельно сть (Не сделать ли нам? Как это сделать?) Художест венные тексты (воображ аемые события) Детские увлечения

Варианты планирования работы воспитателя (ГДОУ 69 г. Санкт-Петербург ) День недели/ дата Образов ательна я область Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организ ация ПРС для самосто ятельно й деятель ности (центры активно сти, все помеще ния группы) Взаимод ействие с родител ями, социаль ными партнер ами (театры, музеи, спортив. и худ. школы) Непосредственная образовательная деятельность Образов деят-сть в реж. момента х груп- ая подгруп индивид

Примерная форма планирования НОД (с детьми 3-4 года) Дата/день недели/ время Основные виды деятельност и Интеграция образовател ьных областей Формы организаци и детей понедельник двигательнаяФК Коммуник Социализ Безопасн Игровая беседа с элементами движений Игровые упражнения п/игры Чтение х/л Коммуник Социализ Чтение Ситуативный разговор Чтение

Примерная структура планирования воспитательно- образовательной работы на день Режим Интегра ция образов ательны х областе й Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организ ация развива ющей среды для самосто ятельно й деятель ности детей Взаимод ействие с родител ями/соц иальны ми партнер ами Группова я подгрупп овая Индивид уальная Образов ательная деятельн ость в режимн ых момента х

Планирование и организация самостоятельной деятельности детей Самостоятельная деятельность детей – это свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Организация такой деятельности требует создания особой развивающей среды (предусмотреть наличие технологических карт деятельности детей, символов- напоминаний, маршрутных листов, карточек)

Схема развития любого вида детской деятельности (концепция Л.С. Выговского) 1. Совместная партнерская деятельность со взрослыми 2. Совместная деятельность со сверстниками 3. Самостоятельная деятельность детей

При формировании самостоятельной деятельности ориентироваться на педагогические ситуации и учитывать следующий алгоритм: 1 этап – обеспечение через систему задач, поставленных педагогом перед ребенком, настрой на самостоятельную деятельность (на уровне знаний) 2 этап – включение ребенка в самостоятельную деятельность через систему задач (на уровне понимания смысла усвоенного ранее материала) 3 этап – переход ребенка на уровень осуществления самостоятельной деятельности (на уровне анализа, синтеза и оценки усвоенного материала

Цели каждого этапа формирования самостоятельной деятельности 1 этап – формирование у детей умений выделять во внешней среде то, что от них требуется, на основе заданного педагогом алгоритма и системы заданий. 2 этап – формирование умений реконструировать структуру и содержание ранее усвоенной информации, умения решать стандартные задачи на основе заданного педагогом алгоритма и системы заданий. 3 этап – формирование творческой деятельности, умения устанавливать новые связи и отношения между предметами и явлениями, генерировать новые идеи и решать нестандартные задачи на основе системы заданий.