Государственное управление как система. Правовое и организационное обеспечение государственного управления в современной России Вопросы 1. Понятие государственного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Президент Российской Федерации Президент России является Главой государства. Избирается на 6 лет всенародным голосованием. Согласно действующей Конституции,
Advertisements

Исполнительная власть и государственное управление.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕPАЦИИ.
Система управления Российской Федерации Выполнила ученица МОУ СОШ с УИОП 11а класса Мотовилова Анастасия.
Организация государственного управления Студент: Алексей Федосов Группа : ЮП-16.2.
Политическая система РФ.
Интерактивная лекция РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ «ТВОЙ ВЫБОР – ТВОЁ БУДУЩЕЕ»
Направление подготовки Регионоведение России Квалификация (степень) выпускника магистр 2012.
Закон и власть Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу. Луций Сенека Младший Д/з: § 10 (34), глава 8 Конституции РФ.
Органы государственной власти РФ. центральные, региональные местные. центральные, региональные местные.
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ: ВОЙНИЧ Б.Л. ГРУППА Ю-240 ПРОВЕРИЛ: АНДРЕЕВ А.В.
Ветошкин С.А., начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления аппарата Законодательного Собрания Пермского края.
Что такое исполнительная власть? Термин отражает представления Дж.Локка – одного из создателей теории разделения властей: «Король должен находиться под.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Тема: Основы теории государства П Л А Н: 1.Понятие, признаки и функции государства; 2.Органы государственной власти; 3.Форма правления; 4.Форма государственного.
Материал подобрал : Жаринов Н. В., учитель истории и обществознания МБОУ « Васильчуковская СОШ » г. Политическая система РФ.
Интерактивная лекция РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статьи 9, 10 Статья 10 Государственная власть в Российской Федерации осуществляется.
Осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия Осуществляется строго в соответствии с законодательством Осуществляется в определенном,
Политическая система РФ Учитель истории и обществознания Аникина Е.Н. МОУ Ундоровский общеобразовательный лицей 2010.
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Транксрипт:

Государственное управление как система. Правовое и организационное обеспечение государственного управления в современной России Вопросы 1. Понятие государственного управления. Особенности государственно-управляющих воздействий. 2. Организация и правовое обеспечение государственного управления в РФ.

Вопрос 1. Понятие государственного управления. Особенности государственно-управляющих воздействий. Государственное управление – это сознательное воздействие всех государственных институтов на деятельность общества, его отдельные группы, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.

Субъект государственного управления – государственные институты, т. е. организации специальных групп людей, наделенные необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующие от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм. Объект государственного управления – общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность.

Государственное управление как процесс включает в себя: анализ конкретной ситуации, объекта; выбор целей; планирование стратегии и действий по достижению выбранных целей; информирование управляемого объекта; организацию деятельности; координацию деятельности; мотивацию и стимулирование; регулирование в рамках разработанной стратегии; контроль; оценку достигнутых результатов.

В теории государственного управления сложились три основных подхода к формулированию основных ценностей государственного управления: правовой подход; политический подход; менеджеристский (управленческий) подход.

Согласно правовому подходу ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Согласно политическому подходу в качестве ценности государственного управления выступает максимально лучшее воплощение воли народа. Согласно менеджеристскому подходу основными ценностями государственного управления являются эффективность, экономичность и результативность.

Качество государственного управления обозначает степень соответствия деятельности государственных служащих ключевым ценностям государственного управления.

Ценности правового подхода при оценке качества государственного управления Верховенство права – наличие справедливых законов и действенная защита прав человека Равенство и недискриминация – равный подход ко всем гражданам

Ценности политического подхода при оценке качества государственного управления Участие – участие граждан в процессе принятия государственных решений, как непосредственное, так и через институты гражданского общества Оперативность – быстрота реагирования власти на запросы общества Ориентация на консенсус – использование механизмов посредничества и иные способы для достижения общего согласия при принятии решений в интересах всех членов общества

Ценности менеджеристского подхода при оценке качества государственного управления Результативность и эффективность – органы государственной власти производят результаты, которые удовлетворяют общественные ожидания, наилучшим способом используя при этом имеемые ресурсы

Универсальные ценности при оценке качества государственного управления Прозрачность государственной власти – степень доступности граждан к информации о деятельности органов государственной власти Подотчетность институтов государственной власти – ответственность перед обществом за свои действия

Структура государственного управления как системы институциональная подсистема; нормативно-правовая подсистема; коммуникативная подсистема; функционально-структурная подсистема; профессионально-кадровая подсистема; профессионально-культурная подсистема; научно-технологическая подсистема

Институциональная подсистема – важнейший элемент системы госуправления, характеризующаяся наличием организационно- структурированной системы институтов власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Нормативно-правовая подсистема – это сложная система с собственными элементами, важнейшими из которых являются: совокупность правовых норм и требований, регулирующих организацию и порядок деятельности органов государственной власти и управления, а также совокупность норм и методов правового воздействия государственных органов на общественную среду.

Коммуникативная подсистема определяет управленческие отношения, официальные (юридически урегулированные) и неофициальные (деловые и неформальные) связи субъектов управления между собой по горизонтали и вертикали, их взаимодействие с общественными институтами, организациями, гражданами, т.е. такая коммуникация, без которой нормальное функционирование системы государственного управления невозможно.

Функционально-структурная подсистема – это функциональная структура системы органов государственного управления, различающихся в управленческих функциях по предмету, содержанию, способу и объему воздействия.

Профессионально-кадровая подсистема определяет в качестве одного из наиболее важных элементов системы государственного управления наличие в институтах власти и управления квалифицированных, профессиональных кадров, способных правильно и своевременно использовать нормативно- правовые установки, достижения науки в практической функционально- управленческой деятельности.

Профессионально-культурная подсистема характеризует профессиональную культуру управленцев как важную составляющую системы государственного управления. Культура управленцев это субъективный фактор управления, определенное слияние интеллекта и действий. Это совокупность и характер профессиональных знаний, образцов административной этики, социально-политических ценностей и правовых норм, исторического опыта и современных гуманистических ориентаций, а также реальное поведение их носителей.

Сущность научно-технологической подсистемы заключается в том, что научная проработка и современная технологизация государственного управления позволят избежать стихийности и хаотичности в управлении, придать ему характер целеустремленности и динамичности, обеспечить высокий уровень управленческой эффективности.

Функции государственного управления 1. Институциональная 2. Регулятивная 3. Целеполагающая 4. Функциональная 5. Идеологическая

Формы государственного управления – это отработанные практикой устойчивые способы фиксации функциональной организации и совокупности оптимальных приемов и методов, с помощью которых субъектом управления достигаются поставленные цели. Выделяют два блока форм государственного управления: правовой и организационный.

К правовому блоку форм относится: издание нормативных правовых актов и индивидуальных (административных) актов, заключение договоров, принятие государственных программ, регистрация, лицензирование, применение различных административных мер и др. Формы организационного блока включают в себя принятие государственно значимых решений по стратегическим и тактическим вопросам, определение путей и средств их реализации, принятие оперативных мер воздействия при возникновении тех или иных нестандартных ситуаций. Для выработки оптимальных вариантов решения той или иной государственно значимой проблемы проводятся сессии, заседания, совещания, конференции, экспертизы, консультации и согласования, а также другие мероприятия.

Под методами государственного управления понимаются официальные способы властного воздействия государственных органов на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц в пределах их компетенции и в установленном порядке.

Классификация методов государственного управления В зависимости от средств управляющего воздействия различаются методы: административно- правовые, организационные, политические, экономические, социальные, информационные, идеологические и социально-психологические. По характеру воздействия: демократические, авторитарные, принудительные, манипуляционные, мобилизационные, партисипативные (привлечение работников к принятию решений). По результатам воздействия: революционные и реформаторские, инновационные и консерваторские.

Принципы формирования системы государственного управления Принцип разделения властей – предполагает разделение государственной власти на три независимые ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Впервые был сформулирован французским мыслителем Ш. Монтескьё ( ) в 1748 г.

Принцип комплементарности – предполагает точное соответствие всех элементов системы государственного управления друг другу, равномерное распределение всех властных полномочий

Принцип субсидиарности – подразумевает, что управление должно осуществляться на возможно более низком уровне, когда это целесообразно и эффективно. Впервые принцип был сформулирован и введен Маастрихтским договором в 1992 году.

Принцип суверенности – предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства. Государственный суверенитет (от французского souverainete – верховная власть) – это важнейшее неотъемлемое свойство государства, выражающее верховенство, независимость, полноту, исключительность и единство государственной власти данной страны.

Принцип демократизма – предполагает участие населения в принятии решений государственного значения. Принцип гомогенности – предполагает соответствие и подчиненность регионального законодательства федеральному, чем обеспечивается единство государства и всеобщая подчиненность всех институтов власти Конституции.

Вопрос 2. Организация и правовое обеспечение государственного управления в РФ. Институты, осуществляющие государственное управление в масштабе Российской Федерации 1) Президент РФ (глава государства); 2) Федеральное Собрание РФ (парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации РФ (верхняя) и Государственной Думы РФ (нижняя) – орган законодательной власти); 3) Правительство РФ (орган исполнительной власти); 4) федеральные министерства, службы, агентства; 5) система судебных органов (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ – органы судебной власти).

Должность Президента России была учреждена 24 апреля 1991 г., а первый президент был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. В соответствии с Конституцией РФ президент является главой государства, символом верховной власти. Он занимает особое место в системе органов государственной власти и не входит напрямую ни в одну из ее ветвей. Порядок выборов Президента РФ установлен Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».

Президент РФ – Путин Владимир Владимирович

Штандарт и знак Президента Российской Федерации

Главная страница сайта Президента РФ

Федеральное Собрание РФ – парламент Российской Федерации является высшим представительным и законодательным органом России. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства всех субъектов Российской Федерации, а Государственная Дума выражает интересы всех граждан РФ независимо от их места жительства, а также политических партий, имеющих всероссийский статус.

Председатель Совета Федерации РФ – Матвиенко Валентина Ивановна

Здание Совета Федерации ФС РФ ( г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 26)

Идет заседание Совета Федерации РФ

Главная страница сайта Совета Федерации ФС РФ

Председатель Государственной Думы РФ – Нарышкин Сергей Евгеньевич

Здание Государственной Думы РФ (г. Москва, ул. Охотный ряд, д. 1)

Нагрудные знаки и удостоверения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Главная страница сайта Государственной Думы РФ

Правительство РФ является высшим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство большинством сфер и отраслей управления и обеспечивающим общее экономическое, социально-культурное развитие страны. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Председатель Правительства РФ – Медведев Дмитрий Анатольевич

Здание Правительства РФ (г. Москва, Краснопресненская набережная, д. 2)

Главная страница интернет-портала Правительства РФ

Министерство РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. В настоящее время в РФ насчитывается 20 федеральных министерств, 35 федеральных служб, 24 федеральных агентства.

В настоящее время судебная система РФ включает в себя федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Российской Федерации. Единство судебной системы обеспечивается соблюдением всеми судами установленных законом правил судопроизводства, обязательного исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу, финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого правосудия в соответствии с федеральным законом.

Председатель Конституционного суда РФ – Зорькин Валерий Дмитриевич

Здание Конституционного суда РФ (г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь, д. 1)

Председатель Верховного суда РФ – Лебедев Вячеслав Михайлович

Здание Верховного суда РФ (г. Москва, ул. Поварская, д. 15)

Председатель Высшего Арбитражного суда РФ – Иванов Антон Александрович

Здание Высшего Арбитражного суда РФ (г. Москва, Малый Харитоньевский переулок, д. 12)

Специализированные органы государственного управления РФ прокуратура РФ; Счетная палата РФ; Центральный банк РФ; Центральная избирательная комиссия РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ.

Генеральный прокурор РФ – Чайка Юрий Яковлевич

Здание Генеральной прокуратуры РФ (г. Москва, ул. Б. Дмитровка, д. 15 а)

Председатель Счетной палаты РФ – Степашин Сергей Вадимович

Счетная палата РФ (г. Москва, ул. Зубовская, д. 2)

Председатель Центрального банка РФ – Игнатьев Сергей Михайлович

Центральный банк РФ (г. Москва, ул. Неглинная, д. 12)

Председатель Центральной избирательной комиссии РФ – Чуров Владимир Евгеньевич

Центральная избирательная комиссия РФ (г. Москва, Большой Черкасский переулок, д. 9)

Уполномоченный по правам человека в РФ – Лукин Владимир Петрович

Эмблема Уполномоченного по правам человека в РФ

Под правовым обеспечением государственного управления в России понимается разработка и издание нормативно-правовых актов, направленных на регулирование и совершенствование деятельности органов власти, принимающих участие в государственном управлении.

Нормативно-правовые акты, которые в настоящее время регламентируют государственное управление в Российской Федерации Конституция РФ Федеральные конституционные законы Федеральные законы Указы Президента РФ Постановления Правительства РФ Судебные решения Нормативно-правовые акты субъектов РФ

Выводы по теме: 1. Являясь по своей природе социальным явлением, государственное управление представляет собой сознательное воздействие всех государственных институтов на деятельность общества, его отдельные группы, в котором реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества. Оно обладает присущими ему структурой, функциями и принципами. 2. Организация государственного управления как системы включает в себя совокупность государственных институтов (Президент РФ (глава государства); Федеральное Собрание РФ; Правительство РФ; министерства, службы, агентства; система судебных органов), которые принимают непосредственное участие в управлении Российской Федерации. Для упорядочения их деятельности были разработаны и приняты нормативно- правовые акты, которые составили законодательную основу государственного управления РФ.

Вопросы для самоконтроля 1. Сформулируйте определение государственного управления. 2. Как соотносятся понятия «управление» и «регулирование»? 3. В чем проявляется системный характер государственного управления? 4. Охарактеризуйте структуру государственного управления как системы. 5. Что понимается под качеством государственного управления?

6. Дайте характеристику функциям государственного управления. 7. Перечислите формы и методы государственного управления. 8. Назовите принципы государственного управления и дайте им краткую характеристику. 9. Какие органы власти РФ принимают участие в государственном управлении? Охарактеризуйте их. 10. Что включает в себя правовое обеспечение государственного управления в России? 11. Назовите основные нормативно-правовые акты, лежащие в основе государственного управления в РФ.

Тест для закрепления знаний по теме: «Государственное управление как система. Правовое и организационное обеспечение государственного управления в современной России»

1. Что выступает в качестве субъекта государственного управления? А) государственные институты; Б) общественные организации; В) бизнес-структуры.

2. К какому подходу относятся такие ценности государственного управления как эффективность, экономичность и результативность? А) правовому; Б) политическому; В) менеджеристскому.

3. Какое понятие обозначает степень соответствия деятельности государственных служащих ключевым ценностям государственного управления? А) профессионализм государственных служащих; Б) результативность деятельности государственных служащих; В) качество государственного управления.

4. Какая из перечисленных ниже подсистем не входит в структуру государственного управления? А) институциональная; Б) религиозная; В) профессионально-кадровая.

5. К какой подсистеме структуры государственного управления относится совокупность правовых норм, регулирующих деятельность органов государственной власти? А) институциональной; Б) правовой; В) функционально-структурной.

6. В чем заключается сущность регулятивной функции государственного управления? А) в создании системы норм и законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов; Б) в формировании общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства; В) в разработке и реализации действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.

7. К какой форме государственного управления относится издание нормативно- правовых актов? А) правовой; Б) организационной; В) идеологической.

8. Одним из принципов формирования системы государственного управления является принцип комплементарности. Что он подразумевает? А) точное соответствие всех элементов системы государственного управления друг другу, равномерное распределение властных полномочий; Б) обособление муниципальной власти от федеральной; В) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

9. Какой из перечисленных ниже субъектов не принимает участие в государственном управлении современной России? А) Федеральное собрание РФ; Б) Русская Православная Церковь; В) Конституционный Суд РФ.

10. Кто был избран первым Президентом России? А) М. С. Горбачев; Б) Б. Н. Ельцин; В) В. В. Путин

11. Из каких палат состоит парламент России – Федеральное Собрание РФ? А) Совета Союза и Совета Национальностей; Б) Сената и Палаты представителей; В) Совета Федерации и Государственной Думы

12. Какую из ветвей государственной власти олицетворяет Правительство РФ? А) законодательную; Б) исполнительную; В) судебную

13. Кто из перечисленных ниже должностных лиц в настоящее время возглавляет Конституционный суд РФ? А) Зорькин В. Д.; Б) Лебедев В. М.; В) Иванов А. А.

14. Какой специализированный орган государственного управления РФ осуществляет функцию финансового контроля? А ) Генеральная прокуратура РФ; Б) Счетная палата РФ; В) Центральный банк РФ

15. Какова главная цель правового обеспечения государственного управления в России? А) организация подготовки и принятия управленческих решений; Б) идеологическое обоснование принятых решений в области государственного управления; В) разработка и издание нормативно- правовых актов, направленных на регулирование и совершенствование деятельности органов власти, принимающих участие в государственном управлении.

Правильные ответы 1 – А; 2 – В; 3 – В; 4 – Б; 5 – Б; 6 – А; 7 – А; 8 – А; 9 – Б; 10 – Б; 11 – В; 12 – Б; 13 – А; 14 – Б; 15 – В.

Критерии оценки правильных ответов – 5; правильных ответов – 4; 11 правильных ответов – 3; 10 правильных ответов и менее – 2