Инновационное развитие в электроэнергетике Директор по направлению «Экология и энергоэффективность» ЗАО «АПБЭ», координатор ТП «МРЭ» О.А. Новоселова III.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
Advertisements

ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Генеральный директор И.С. Кожуховский 15 июня 2012 г. Всероссийское совещание по вопросу.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
Разработка программы инновационного развития ОАО «Холдинг МРСК» Москва, 2010 ОАО «Холдинг МРСК» Начальник Департамента технического развития и регулирования.
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Подходы к организации государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
Руководитель проектной группы по развитию возобновляемых источников энергии ЗАО «АПБЭ» А.В. Конев Золотое кольцо, 10 сентября 2008 г. Агентство по прогнозированию.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Государственный комитет Республики Карелия по развитию информационно-коммуникационных технологий Стратегия развития информатизации Республики Карелия Дмитрий.
План совместных действий Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Санкт- Петербурга по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую,
1 "Инновационный потенциал российского распределительного электросетевого комплекса" г. Москва, 29 ноября 2011 г. Распределенная генерация, как элемент.
Транксрипт:

Инновационное развитие в электроэнергетике Директор по направлению «Экология и энергоэффективность» ЗАО «АПБЭ», координатор ТП «МРЭ» О.А. Новоселова III Ежегодная конференция «Электроэнергетика России. В ожидании новых шагов» , Лондон

Мировые тренды в электроэнергетике В прогнозах развития мировой энергетики на ближайшие 3-5 лет есть элементы неопределенности. Существует потребность в инновационном развитии как средстве адаптации к изменяющимся условиям и сохранении конкурентоспособности. 2 Революция на рынке газа: избыток газа на рынке, сланцевый газ, СПГ, низконапорный газ, интенсивное развитие газовой генерации Системный технологический апгрейд: технологии, которые вступят в стадию массового использования в следующие 10 лет связаны с Smart Grid, накопителями энергии, ВИЭ Роль государства: дилемма «совершенной» энергополитики - «свободный рынок или управляемая структура» пока не разрешена Стремительное развитие распределенной генерации и ВИЭ: тенденция само балансирования регионов, потенциальное снижение роли магистральных сетей Постуглеродное общество: планы по сокращению объемов выбросов CO2 в 2020 году и достижению низко углеродного потенциала в энергетике уже к 2030 году Трансформация городов: ресурсоэффективность и экологичность, интеллектуализация инфраструктур, переход городского и личного транспорта на электротягу Синдром «Фукусимы»: «отказ» от атомной энергетики

Решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям Протокол от (В.В. Путин) «О программах инновационного развития и технологической модернизации субъектов естественных монополий и крупных государственных компаний» Утверждены: 1.«Положение о порядке мониторинга разработки и реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием» 2.«Порядок формирования перечня технологических платформ» Образована Рабочая группа по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере Протокол от (В.В. Путин) Утвержден перечень технологических платформ (28 платформ), в число которых вошли 5 платформ в сфере энергетики, в т.ч. ТП «Малая распределенная энергетика» Координатором ТП «Малая распределенная энергетика» утверждено ЗАО «АПБЭ», Сокоординаторами - ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и НП «Торфяное и биоэнергетическое общество» Заседание Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от В.В. Путин: «Правительство утвердило стратегию инновационного развития России до 2020 года. За предстоящие 10 лет доля инновационной продукции в промышленном производстве России должна вырасти с нынешних 4,5–5% до 25–30%. Расходы на НИР и НИОКР к 2020 году также должны практически в 2 раза увеличиваться – до 2,5–3%.» Основными механизмами реализации инновационной политики названы инновационные программы развития компаний с госучастием, технологические платформы и территориально-промышленные кластеры. 3

Протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от (В.В. Путин) Увязку программ инновационного развития компаний с их стратегиями развития, инвестиционными программами и финансовыми планами; Разработку плана о участию в деятельности технологических платформ по приоритетным для компании направлениям технологического развития; Представителям государства в компаниях (Перечень поручений Президента Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. Пр-307) обеспечить: обеспечить утверждение программ инновационного развития. Срок – сентябрь 2012 г. Представителям государства в компаниях ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Зарубежнефть», ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем», ОАО Корпорация «Московский институт теплотехники» и др. Совместно с Минобрнауки России (А.А. Фурсенко), Минпромторгом России (Д.В. Мантуровым), Минфином России (А.Г. Силуановым) и Минрегионом России (В.Ф. Басаргиным) представить в Правительство Российской Федерации предложения по критериям и порядку определения территориальных кластеров, а также осуществлению мер государственной поддержки развития территориальных кластеров, в том числе при реализации государственных программ Российской Федерации. Срок – апрель 2012 г. Минэкономразвития России (Э.С. Набиуллиной) 4

Инновационная система в электроэнергетике: опыт РФ 5 Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию Институты развития: Сколково, ВЭБ, Роснано, РВК Общая координация Отраслевая координация Кооперация компаний Минэкономразвития Минэнерго Минобрнауки Минпромторг Инновационные кластеры Технологические платформы Программы инновационного развития Департаменты инновационного развития отраслевых министерств Отраслевая наука, НИОКР- подразделения предприятий

Инновационная система в электроэнергетике: уровни управления 6 Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию Минэкономразвития Минэнерго Минобрнауки Минпромторг Инновационные кластеры Технологические платформы Программы инновационного развития Инновационные подразделения предприятий Уровень общей координации Уровень отраслевой координации Уровень кооперации предприятий/гос. институтов Институты развития: Сколково, ВЭБ, Роснано, РВК Функция обеспечения Уровень инновационной деятельности компаний

Программы Инновационного Развития В настоящее время 47 крупнейших компаний с государственным участием (перечисленных в поручении Президента Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. Пр-307) утвердили свои программы инновационного развития. Анализ представленных программ показал, что их реализация должна оказать существенное влияние на модернизацию российской экономики. Согласно утвержденным программам предусматривается значительное увеличение расходов на НИОКР (примерно на 230 млрд. руб. к 2013 г. по сравнению с 2010 г., при этом 40% этого прироста будет обеспечено за счет внебюджетных средств, а 60% – за счет средств федерального бюджета). В целом, за годы расходы на НИОКР должны удвоиться (рост 206% по отношению к 2010 г.) и к 2013 г. они превысят 446 млрд. руб. Это составит 47% от прогнозируемых расходов на НИОКР в России в 2013 г. и должно обеспечить около 62% их прироста за 2011 – 2013 годы. Планируется рост производительности труда на 16,2% за гг. (к уровню 2011 г.) и энергоэффективности на 6,3-7%, что превысит средние параметры по экономике. 7 Назначение программы инновационного развития – определение целей и задач инновационного развития предприятия, перспективных направлений исследований и коммерциализации новых технологий, а также целевых показателей инновационного развития, ключевых мероприятий и направлений сотрудничества Крупнейшие российские компании в области электроэнергетики утвердили ПИР: ОАО «ФСК ЕЭС» ОАО «СО ЕЭС» ОАО «Русгидро» Холдинг МРСК РАО ЭС Востока ОАО «Иркутскэнерго» ГК «Росатом» ОАО «Интер РАО ЕЭС»

Нормативная база разработки Программы инновационного развития 8 Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 января 2011 года (Пр-307), от 25 декабря 2009 года (7) Решение Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (Протокол 4 от 3 августа 2010 года): Положением о порядке мониторинга разработки и реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий Рекомендации по разработке программ инновационного развития Методические материалы Минэкономразвития России по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (утверждены распоряжением Минэкономразвития России от г. ЗР-ОФ) Бизнес-стратегия ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»Концепция программы инновационного развития ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» (выдержки из Инвестиционной программы ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС») По материалам ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»

Понятие инновационного развития 9 освоению новых технологий разработке и выпуску инновационных продуктов инновациям в управлении а также любая иная деятельность, имеющая своей целью разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, модернизацию существующих технологий, инновационное развитие ключевых отраслей промышленности Российской Федерации Под инновационным развитием компании понимается деятельность по: Значительное улучшение показателей производственной деятельности компании (до мирового уровня) Улучшение потребительских свойств продуктов/услуг. Создание новых продуктов/услуг Устойчивый рост добавленной стоимости предприятия Инновации направлены на: Формирование замысла Разработка Подготовка к практической реализации (внедрение) Распространение инновации (ЧАСТО ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ДРУГОГО ПРОЦЕССА!) Жизненный цикл инновации: По материалам ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»

Ключевые факторы развития электроэнергетики 10 1Старение инфраструктуры и снижение надежности централизованной системы электроснабжения. При этом не решена проблема мобилизации финансов для модернизации гиперконцентрированной и централизованной энергосистемы 2Ожидается рост электропотребления на 2-3% в год. Потребители предъявляют новые требования к качеству и бесперебойности поставок энергии («цифровой спрос»), к информационной прозрачности и управляемости энергоснабжения 3Рост городов усугубляет проблемы их энергоснабжения. Выставляются новые требования размещения объектов под землей, экологичности объектов и пр. 4Сохраняется сильный тренд по усилению межсистемных связей и глобализации энергетических систем, в тоже время ожидается «лавинообразное» развитие малой распределенной генерации 5Сегодня - приоритет энергоэффективность, завтра будет приоритет экологическая эффективность (Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. 889) 6Цены на энергоресурсы характеризуются повышенной волатильностью. На рынке газа России будет наблюдаться избыток предложения в перспективе до 2020 года. Переход к нетбэк – 2018 год. Рынок угля будет характеризоваться неопределенностью 7Развитие технологий в России происходит медленно. Мало промышленных решений, базирующихся на основе современных технологий. Разрушена научная и производственная и экономическая инфраструктуры для развития инновационных технологий, разорваны связи между оставшимися элементами науки и производства, незначительное количество высокотехнологичных компаний 8На фоне общемирового тренда развития ВИЭ, в России прогнозируется незначительное развитие ВИЭ, их доля в топливно-энергетическом балансе России к 2030 г. составит около 3% По материалам ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»

Совершенствование бизнес процессов «Умная» компания 11 Системы "Интернет- Эквайринга" Потребител и услуг Производственные активы компании Интеграция систем расчета с СУ верхнего уровня Бизнес- процессы Система документооборота СУ материально- техническим снабжением Виртуализации и модульных (Blade) серверов в АСУ Моделирование электрических режимов энергосистем Автоматизированные системы анализа и автоматизации бизнес- процессов (ARIS) Системы биллинга Финансы ПО по анализу и управлению финансовыми рисками ПО по оценке кредитоспособности контрагентов ИТ-система Внешнее окружение Онлайн сервисов для клиентов на сайте компании Мобильные измерительные лаборатории Центр получения и обработки информации CRM-системы Системы корпоративной видеоконференцсвязи «Умная» компания – это компания, в которой: Выстроен прозрачный процесс управления с наименьшими издержками времени, человеческих и финансовых ресурсов, Выстроено интерактивное взаимоотношение с внешнем окружением Выстроена обратная связь с пользователями продуктов и услуг Оптимизация информационной логистики

Модель «Энергоэффективность+» Модель «Новая парадигма» В среднесрочной перспективе будут одновременно реализовываться обе модели при существенном доминировании модели «Энергоэффективность+» Развитые страны и крупнейшие энергокомпании выбирают на долгосрочную перспективу стратегию перехода к модели «Новая парадигма» После 2020 года 2011 год Модели развития электроэнергетики* 12 * Энергетический форсайт (видение будущего энергетики). Автор: Княгинин В.Н., Фонд ЦСР «Северо-Запад»

Стратегия инновационного развития ОАО «ФСК ЕЭС» 13 «Умная энергетика» «Централизованная (большая) энергетика» Инерционный сценарий – реакция на вызовы, задаваемые длительным по времени пролангированием модели «Централизованная энергетика» Инновационный сценарий – ориентирован на функционирование ОАО «ФСК ЕЭС» в рамках модели «Большая энергетика» с подготовкой перехода к модели «Умная энергетика» «Умная энергетика» включает в себя: Все виды генерации, участвующие в обеспечении регулирования качества поставляемой энергии и надежности функционирования энергосистемы; Любые типы потребителей, присоединенные к сети и принимающие участие в регулировании качества электроэнергии и надежности функционирования энергосистемы; Сети различного напряжения и функционального назначения, имеющие возможность изменения параметров и топологии сети по текущим режимным условиям; Совокупность поставщиков и потребителей сосредоточенных на одной территории и объединенных электрическими сетями рассматриваются как виртуальные объекты - энергетические кластеры; Систему управления с полномасштабным информационным обеспечением для управления и контроля за состоянием системы и ее элементов. По материалам ОАО «ФСК ЕЭС»

Ключевые задачи - направления программы инновационного развития ОАО «ФСК ЕЭС» 14 Разработка концепции ИЭС ААС Разработка концепции ИЭС ААС Разработка и испытание новых технологий Комплексные пилотные проекты создания интеллектуальной сети Коммерциализация новых технологий Разработка новых услуг на энергетических рынках Развитие, модернизация и повышение энергоэффективности ЕНЭС Развитие, модернизация и повышение энергоэффективности ЕНЭС Совершенствование бизнес- процессов и внедрение новых методов управления Развитие системы инновационной деятельности Формирование производственной базы для модернизации По материалам ОАО «ФСК ЕЭС»

Технологические платформы в энергетике Коммуникация и активизация усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно- правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития. 15 Цель формирования технологических платформ: Малая распределенная энергетика (ЗАО «АПБЭ») Экологически чистая тепловая энергетика высокой эффективности (ОАО «ВТИ») Интеллектуальная энергетическая система России (ФГУ «Российское энергетическое агентство») Перспективные технологии возобновляемой энергетики (ОАО «Рус Гидро») ТП в энергетике Решением заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям (Протокол от 01 апреля 2011 г. 2) утвержден перечень Технологических платформ, в который вошли 5 платформ в сфере энергетики. Координаторами ТП «Малая распределенная энергетика» утверждены ЗАО «АПБЭ», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и НП «Торфяное и биоэнергетическое общество»

Технологические платформы: концепция инструмента Стратегической целью создания технологических платформ является формирование механизма повышения эффективности и конкурентоспособности экономики Российской Федерации путем государственно-частного партнерства на основе координации усилий науки, государства, бизнеса и потребителей. 16 «Технологическая платформа» - коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития. Цель формирования технологических платформ

ТП «Малая распределенная энергетика» Цель Структурная перестройка российской энергетики путем перехода от однотипного развития энергетики как жестко централизованной системы с преобладанием крупных источников генерации к разнообразию типов и форм в соответствии с особенностями конкретных потребителей, конкретных локальных условий развития и требованиями государственной политики по повышению энергетической эффективности России. Ожидаемые результаты внедрение малых когенерационных установок при одновременной модернизации систем теплоснабжения использование местных энергоресурсов и ВИЭ внедрение новых технологий МРЭ – газификации, водородной энергетики, новых типов двигателей повышение надежности энергообеспечения снижение капитальных затрат в строительстве, связанных с объектами энергетической инфраструктуры Потребители МРЭ Потенциальная зона применения МРЭ – потребители децентрализованной зоны, более 60% территории России, около 20 миллионов человек населения, важнейшие транспортные коридоры, приграничные и прибрежные районы, перспективные районы добычи полезных ископаемых, территории Дальнего Востока, Крайнего Севера и Арктической зоны России. 17 На к ТП МРЭ присоединилось 160 организаций – участников, ожидается дальнейшее увеличение числа участников ТП

Формирование Технологических платформ 18 Преимущества подхода ТП 1. Платформа объединяет интересы и инновационные усилия 5 сторон (в т.ч. удобная форма ГЧП) 2. Эффективный инструмент для четкого выбора направления развития инноваций в стране, развитие «прорывных» технологий» 3. Интеграция науки и образования в бизнес- среду 4. Открытость и гибкость ТП, в т.ч. синергия от взаимодействия между различными ТП

Основные направления деятельности Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике Выполнение работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности РФ, разработка Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности Обеспечение реализации экологической политики в постреформенной электроэнергетике Разработка стратегических прогнозно-аналитических документов отрасли Сбор статистических данных, формирование и ведение баз данных об основных фактических и прогнозных показателях электроэнергетики, в т.ч. по экологии - Сценарные условия развития электроэнергетики; -Корректировка Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., - Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года - Прогнозный баланс на гг. - Сценарные условия развития электроэнергетики; -Корректировка Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., - Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года - Прогнозный баланс на гг. Подготовка информационно- аналитических продуктов (докладов, аналитических материалов) о состоянии развития отрасли В Совет директоров АПБЭ входят представители органов государственной власти и инфраструктурных организаций В Совет директоров АПБЭ входят представители органов государственной власти и инфраструктурных организаций 19 АПБЭ

Предпосылки активного развития малой распределенной энергетики в России 20 Сверхцентрализованность российской электроэнергетики. Доля малой генерации составляет ~ 2,5% от общего объема производства электроэнергии Преобладание монопроизводства (производство электроэнергии на крупных электростанциях, производство тепла на котельных в малых и средних городах и поселках), малое использование технологий когенерации (в США и Великобритании – 80%) (от общего объема выработки тепловой энергии); Снижение эффективности производства в сфере «большой» энергетики и рост цен на электро- и теплоэнергию; Появление эффективных технологий малой генерации

21 Малая распределенная энергетика в программах развития крупных энергокомпаний 21 Малая распределенная энергетика становится важным направлением бизнеса крупных энергокомпаний (ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «РАО ЭС Востока») и отражена в Программах инновационного развития В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 823 от 17 октября 2009 г. «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» регионы РФ должны ежегодно разрабатывать и утверждать схемы и программы перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации, включая схемы теплоснабжения муниципальных образований Малая распределенная энергетика, когенерация – важнейшее направление этих программ Протокол совещания у зам. Министра энергетики А.Н. Шишкина от ТП/ п.9 «Рекомендовать энергокомпаниям ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «Газпром энергохолдинг», ОАО «РАО ЭС Востока» реализовать в 2011 году по 2-3 пилотных проекта в сфере малой распределенной энергетики и представить отчеты о результатах в Минэнерго России»

22 Технологии ТП «Малая распределенная энергетика» 22 Высокое качество и экономическая эффективность энергоснабжения Снижение топливных рисков и затрат, тарифов на энергоснабжение Повышение коэффициента полезного использования топлива – до 80-90% Увеличение использования потенциала ВИЭ до 50-70% по выработке энергии Энергоснабжение мобильных и изолированных потребителей, автономных устройств и т.п.

23 Примеры организаций, внедряющих технологии МРЭ МРЭ ГК «Доминанта» Проектирование и строительство: дизельных, ГПЭСи ГТЭС мощностью до 200 МВт, энергоцентров, котельных мощностью до 500 МВт. ГК «БПЦ» Использование микро- турбин и ГТУ в автономном энергоснабжении ЗАО «Карбоника – Ф» Разработка технологий газификации местных топливных ресурсов ГК «Энергомаш» Производство котельного оборудо- вания, турбин, турбогенераторов, вспомогательного оборудования ООО «Теплонасосные системы» Внедрение тепловых насосов и когенерационных установок ОАО «УК «ОДК» Производство ГТУ и электростанций на их основе с номинальной мощностью от 2,5 МВт НП «Торфяное и биоэнергетическое общество» Разработка и применение технологий производства энергии с использованием местных видов топлива ОИВТ РАН Разработка технологий водородной энергетики ГК «Бристоль» Комплексные проекты строительства мини-ТЭЦ, резервного электроснабжения ФТИ им. А.Ф. Иоффе Рахработка технологий применения роторно-лопастных двигателей внешнего сгорания

Протокол заседания Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере (от 15 ноября 2011 г. 43-АК) 24 совместно с органами исполнительной власти Ярославской области, г. Санкт-петербурга и Кемеровской области, а также ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «Рус Гидро», ОАО «ОДК», ОАО «Силовые машины» обеспечить разработку программ развития инновационных кластеров; Проработать и представить в Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минпромторг России, Минобрнауки России предложения по вопросам формирования и развития кластеров, развития прорывных технологий энерготехнологических комплексов. Рекомендовать ЗАО «АПБЭ»:

Инновационные производственные кластеры в электроэнергетике 25 Назначение инновационного кластера – локализация инновационных производств и разработок в отдельно взятом районе и их встраивание в мировую систему разделения труда Предпосылки создания кластера: 1. Высокотехнологичное ядро с сильными конкурентными позициями 2. Возможность достраивания технологических цепочек 3. Наличие образовательных и исследовательских центров г.Санкт-Петербург, кластер «Энергомашиностроение и интеллектуальные энергетические системы» Ярославская область. Кластер «Энергетическое машиностроение и двигателестроение» Кемеровская область, кластер «Комплексная переработка угля и техногенных отходов»

Проекты инновационных кластеров в электроэнергетике 26 Показатели Кластер Ярославской области Кластер Санкт- Петербурга Кластер Кемеровской области Объем выпускаемой продукции кластера в 2010 г., млрд. руб Оценка объема выпускаемой продукции кластера в 2025 г., млрд. руб Необходимая поддержка кластеров из федерального бюджета, млрд. руб Инновационный кластер Ярославской области «Энергетическое машиностроение и двигателестроение» 2. Инновационный кластер Санкт-Петербурга «Энергомашиностроение и интеллектуальные энергетические системы» 3. Инновационный кластер Кемеровской области «Комплексная переработка угля и техногенных отходов» (Протокол заседания Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере от 15 ноября 2011 г. 43-АК)

Основные проекты по развитию кластера 1. Разработка и освоение серийного производства конкурентоспособной газотурбинной установки мощностью свыше 110 МВт (НПО «Сатурн») 2. Создание газотурбинного энергетического агрегата на основе разрабатываемого ОАО «Сатурн-Газовые турбины» газотурбинного двигателя наземного применения мощностью до 50 МВт (НПО «Сатурн») 3. Разработка ПГУ средней мощности (26 МВт), ориентированной на решение задач ЖКХ малых и средних городов, традиционно ориентированных на теплоснабжение от множества котельных (ОАО «ЯГК») 4. Проект «Малая комплексная энергетика» - создание благоприятных условий для частных инвестиций в модернизацию малой энергетики, запуск не менее 6 пилотных региональных проектов (ОАО «УК ОДК», ОАО «ЯГК») 5. Трансфер зарубежных технологий компании Capstone по производству микротурбин в Ярославской области («БПЦ Энергетические Системы») 6. Организация совместного серийного производства когенерационных энергоустановок (Energywold GmbH, ОАО «ЯГК») 7. Организация новых сборочных площадей для сборки агрегатов малой и средней мощности по программам ТЭК, ГАЗПРОМ (НПО «Сатурн») 27

Участники кластера Ярославский государственный технический университет Группа компаний «Сим-Росс» Объединенная двигателестроительная корпорация 28 Производственные предприятия Научно – исследовательские и образовательные структуры Проектные и инновационно- внедренческие организации Органы государственной власти и госкорпорации Технологические платформы ТП «Малая распределенная энергетики» Администрация Ярославской области «БПЦ Инжиниринг» ТП «Перспективные технологии возобновляемой энергетики» ТП «Экологически чистая тепловая энергетика» ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» ГК «РОСТЕХНОЛОГИИ» Институты развития Роснано, ВЭБ, Сколково, РВК Ярославский государственный университет им. Демидова Ярославская торгово-промышленная палата ОАО «Тутаевский моторный завод» ОАО «Сатурн- Газовые турбины» ОАО «Автодизель» ЗАО «Турборус» ОАО «НПЦ Недра» ООО «Яррегионгаз» ООО «Дизель Парк» ОАО «Ярославская генерирующая компания» ОАО «ТГК 2» ГУП ЖКХ ЯО «Яркоммунсервис» ОАО «МРСК- Центра» ОАО «НПО «Сатурн» ООО «Энерджи Волд-Ярославль» ОАО «Ярославский индустриальный парк» Рыбинская государственная авиационная технологическая академия Инженерный центр энергетической и экологической эффективности

Выводы Важнейшими задачами инновационной политики в энергетике на современном этапе являются: 1. Утверждение и внедрение инновационных программ крупных энергокомпаний и холдингов; 2. Программы инновационного развития госкомпаний должны быть увязаны с инновационными проектами и финансовыми планами, интегрированы в «бизнес-стратегию»; 3. Развитие технологических платформ в энергетике, вовлечение в указанный процесс представителей науки, бизнеса, финансовых институтов; 4. Развитие территориальных кластеров в энергетике с вовлечением предприятий энергомашиностроения, двигателестроения, крупнейших предприятий отрасли, органов местного самоуправления. 29

30 Спасибо за внимание!