Красноярск, 2008 Научная библиотека СибГТУ Создание многоуровневой системы обучения пользователей информации в библиотеке университета Создание многоуровневой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проекты библиотеки. Банк знаний ученого – исследователя; Создание интеллектуальной продукции; Электронная библиотека.
Advertisements

Электронные ресурсы университетской библиотеки: организация, продвижение, обслуживание Директор НБ ЮУрГУ Бургер Ирина Петровна.
Объять необъятное: как библиографической службе помогать университету? Из опыта работы библиографического информационного центра Научной библиотеки Томского.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ.
Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание в практике работы в практике работы центральной городской библиотеки им. Горького г. Ростова на Дону.
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ – ОТНОШЕНИЯ К НОВЫМ СЕРВИСАМ БИБЛИОТЕКИ По материалам исследования Мац Любовь Викторовна Никитина Ольга Викторовна Моисеев Сергей Игоревич.
ЭБС – альтернатива традиционному учебному фонду вузовской библиотеки? Плюсы и минусы. Директор библиотеки филиала ДВФУ в г. Уссурийске Соловьёва Е.Д.
На примере деятельности информационно- библиографического отдела Владимирской областной научной библиотеки.
«Новые ориентиры развития вузовской библиотеки в информационно- образовательной среде региона» Федореева Л.В., председатель методического объединения вузовских.
Электронные ресурсы в Казанском университете: анализ использования и опыт продвижения Лексина Юлия Анатольевна, заведующая научно- библиографическим отделом.
Мы идем в ногу со временем!. Программный комплекс ИРБИС – современное средство поиска информации в НТБ СГТУ Дружелюбный и знакомый «оконный» интерфейс.
Информационно-ресурсный центр как средство формирования информационной компетентности педагогических работников Г.В. Добышева, методист МБУ «ЦРО», г. Нижневартовск.
Роль информационно-библиотечного центра (медиатеки) МОУ СОШ 12 в развитии учительского потенциала.
Информационно-библиотечный центр Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Новые технологии в работе Информационно- библиографического отдела Самарской ОУНБ п о продвижению чтения в молодежную научную среду.
Цели библиотечно-информационной деятельности университета 1.Преобразование библиотеки в современный интегрированный информационный комплекс. 2.Повышение.
Формирование условий для профессионального самоопределения учащихся через специализацию в рамках профильного обучения. Отработка механизмов взаимодействия.
БИБЛИОТЕКА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА «Вузовская библиотека – это лицо университета» Президент Российской Федерации Д.А. Медведев.
Удмуртский Государственный Университет НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Изучение качества библиотечно- информационного обслуживания студентов в НБ УдГУ Попова С. Л.
Информационно-ресурсный центр Ташкентского промышленного профессионального колледжа Обслуживание всех категорий пользователей в Информационно- ресурсном.
Транксрипт:

Красноярск, 2008 Научная библиотека СибГТУ Создание многоуровневой системы обучения пользователей информации в библиотеке университета Создание многоуровневой системы обучения пользователей информации в библиотеке университета Коморовская Т.В., директор НБ СибГТУ, Красноярск

Информационная культура Информационная культура – составная часть общей культуры, мировоззрения человека, представляющая собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение профессиональных и непрофессиональных потребностей в информации. Информационная компетентность Информационная компетентность - способность человека применять и совершенствовать свои знания и умения посредством использования информационно- коммуникационных технологий для целей информационного самообеспечения любых видов деятельности.

Информационная компетентность Информационная компетентность (ИК)– ключевая компетентность личности в условиях перехода к обществу знаний. Взаимосвязь (взаимовлияние)ИК и ИР библиотеки. Проблемы формирования ИК у различных категорий пользователей; Оценка и мониторинг ИК.

Структурная модель электронных ИР НБ СибГТУ

ЭР собственной генерации

Электронная библиотека Путеводитель «Интернет- ресурсы» Полнотекстовые коллекции в составе ЭК «Опыт русского лесоводства» «Труды сотрудников СибГТУ» в т.ч. авторефераты диссертаций Электронная библиотека

Реферативные журналы ВИНИТИ Norma CS «Нормативно-техн. документы» Приобретенные ресурсы

Ресурсы временного доступа On-line По подписке «Электронная библиотека диссертаций» РГБ БД компании «East View Publications» БД журналов Оксфордского университета Свободного доступа Коллекция журналов «Cell Press» БД ИЭПП «Института Экономики Переходного Периода» УИС «РОССИЯ» БД НЭБ E-libraru.ru Другие БД

Компакт-диски Библиографические БД ИНИОН РАН Российская Национальная Библиография Авторефераты и диссертации Российский сводный каталог Полнотекстовые Обучающие иностр. языкам Обучающие работе с комп. программами Учебники, учеб. пособия Справочные Энциклопедии, словари Биографические и др. справочники Приложения к книгам, журналам Другие (тестовые, игровые, отраслевые и др.) Коллекция БД «EBSCO» Приобретенные компакт-диски

Аспекты проблемы эффективного использования ИР Организация ИР. Продвижение ИР, продуктов и услуг на их основе. Обучение пользователей. Обучение и мотивация персонала; Анализ эффективности использования ИР, планирование улучшений.

Компоненты системы обучения пользователей Формы обучения: курсовое обучение студентов в рамках учебного процесса; повышения квалификации преподавателей, аспирантов; разовое обучение - семинары, тренинги, презентации, индивидуальное и групповое консультирование. Методы обучения: групповой, индивидуальный, самостоятельная работа пользователей.

Компоненты системы обучения пользователей Информационно-методическое сопровождение обучения. Мотивация обучения. Мониторинг и оценка эффективности.

Цели обучения Формирование (углубление) представлений об информационной культуре и информационной компетентности специалиста. Углубление знаний об информационных ресурсах общества, электронных и традиционных ресурсах НБ СибГТУ.

Цели обучения Освоение рациональных приемов самостоятельного ведения поиска и систематизации данных в соответствии с целевыми ориентациями и профессиональными информационными потребностями; Совершенствование знаний и навыков в области аналитико-синтетической переработки информации (её оценка, анализ/синтез, сохранение и преобразование).

Результаты тренингов гг. Тренинги проведены на 49 из 53 кафедр. Обучено преподавателей 392 чел. (70% штатного состава). Повысилась эффективность использования ЭР: среднее число обращений к ЭК в месяц возросло в 2,7 раза, к сайту НБ в 3,6, количество внутренних пользователей ЭР библиотеки в 2 раза. В 2 раза увеличилось число пользователей виртуального читального зала диссертаций РГБ, на 34 % выросли обращения к ЭРЖ. Отмечен интерес к дополнительным сервисным (виртуальным) услугам: заказ изданий, виртуальные выставки, справочная служба.

Соотношение внешних и внутренних пользователей в гг. (данные статистики с сайта )

Программа обучающего семинара для преподавателей и аспирантов 1. Электронные ресурсы библиотеки для науки и образования. 2. Электронный каталог: многоаспектные технологии поиска информации в программной среде ИРБИС-64 (локальный каталог и Web ИРБИС) - тренинг. 3. Электронная библиотека: комплексная информационная система по использованию электронных документов (тренинг).

Программа обучающего семинара для преподавателей и аспирантов 4. Web-сайт библиотеки СибГТУ в информационно-образовательном пространстве вуза. 5. Электронный реферативный журнал (ЭРЖ) по отраслям: лесное хозяйство, химическая промышленность и др. (тренинг). 6. БД нормативно-технических документов NORMA CS (тренинги).

Программа обучающего семинара для преподавателей и аспирантов 7. Поисковые возможности справочно- правовой системы «Консультант Плюс» (тренинг). 8. Сетевые информационные ресурсы в области гуманитарных наук. Профессиональная информация в Интернет. 9. Сетевые информационные ресурсы в области естественных и технических наук. Профессиональная информация в Интернет.

Методы мониторинга информационной компетентности пользователей Статистические: анализ традиционной библиотечной статистики, посещаемости различных страниц библиотечного сайта, анализ обращений к ресурсам библиотеки с кафедральных компьютеров и др.; Социологические: анкетирование, интервьюирование, блиц-опросы, on-line опросы посредством web-сайта

Социологическое исследование: «Электронная информация: Ваш выбор ?!» гг. Использование ЭИ: 77 % используют в равной степени электронную и печатную информацией, 19% не используют электронную информацию вообще, 4 % отдают предпочтение только электронной информации. Причины неиспользования ЭИ: 22 % респондентов связывают с отсутствием навыков информационного поиска; 23% отметили недостаточное количество компьютеров в библиотеке; 21% ограничение времени работы; 8% –отсутствие полных текстов документов.

Оценка навыков (умений) самостоятельного информационного поиска Умеют самостоятельно вести поиск - 65% респондентов; Считают навыки по поиску недостаточными и хотели бы научиться – 17%; Владеют навыками, но не используют их в работе – 16%.

Удовлетворенность результатами информационного поиска ЭИ полностью удовлетворены результатами поиска ЭИ – 22 %; удовлетворены частично – 47 %; не удовлетворены или затруднились с ответом – 25 %; не ответили на вопрос – 6%.

Оценка уровня собственной информационной компетентности оценивают уровень компетентности как высокий или удовлетворительный – 62 %; нуждаются в консультационной поддержке или обучении – 17%; затруднились с ответом или не используют ЭИ – 16 %; нет ответа – 5 %.

Оценка необходимости помощи библиотечного специалиста- консультанта оценивают как необходимую (обязательную) – 24 %; оценивают как желательную (существенно экономит время) – 64%; нет ответа – 12%.

Источники получения информации об ИР и мероприятиях НБ от сотрудников библиотеки, преподавателей, студентов - 57% тренинги, презентации, другие формы обучения – 27%; реклама библиотеки – 36 %; Web-сайт библиотеки – 21%. (допускался выбор нескольких вариантов ответов)

Контактная информация: Коморовская Татьяна Васильевна тел. :(3912) Благодарю за внимание! за внимание!