Организация предметно-пространственной развивающей среды «Художественно – творческой» области Черепанова Наталья Михайловна Педагог дополнительного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема по самообразованию: Подготовила доклад Воспитатель Протасова Анна Анатольевна.
Advertisements

Автор проекта: Шорникова Галина Владимировна Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ ЦРР – детский сад 30 «Солнышко» г. Вязники, Владимирской обл.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.»
Ломтева Елена Юрьевна, воспитатель МДОУ детского сада 17 Образование: высшее, Образование: высшее, ЯГПУ, по специальности организатор – методист дошкольного.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 74 – детский сад комбинированного вида Методическое объединение для воспитателей по теме:
Легко ли быть волшебником. Вводная презентация воспитателя.Автор Хрулева Вера Александровна
Повестка дня: 1. Вступительное слово заведующего. Выполнение решений предыдущего педагогического совета. Заведующий - Ж.В. Демина 2. Актуальность нетрадиционных.
Подготовила: Воспитатель группы 13 Куркина Юнна Георгиевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – Детский.
Воспитатели: Позднякова Елена Евгеньевна Евсеева Надежда Викторовна.
Выступление на районном педагогическом чтении «Золотые россыпи». Тема: «Развитие творческого воображения у детей на материале нетрадиционной технике рисования».
В основу умственного развития наших детей положены все те же наши "три кита": богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода и самостоятельность.
Изобразительный материал-условие развития творческой деятельности дошкольников Педагог доп. образования ГОУ СОШ 2115 Елена Валентиновна Потапова.
По материалам вебинара Автор: Родина Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования.
«Роль развивающей предметно- пространственной среды в развитии творческих способностей, познавательно-эстетических и культурно-коммуникативных потребностей.
Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные методы изобразительной деятельности Автор: Козлова Надежда Владимировна Воспитатель.
Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования Выполнила воспитатель Палькина Галина Васильевна.
Выполнила Ветошкина Татьяна Павловна воспитатель I квалификационной категории МАДОУ «Детский сад 78 «Теремок» комбинированного вида» г. Великий Новгород.
Введение новых стандартов образования приоритетными направлениями определило формирование предметных и метапредметных компетенций, ведущими из которых.
В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит"
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида 10» Поддержка детской инициативы при организации образовательной.
Транксрипт:

Организация предметно-пространственной развивающей среды «Художественно – творческой» области Черепанова Наталья Михайловна Педагог дополнительного образования МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад 13» г.Кунгур 2013

Не требует особых доказательств утверждение о том, что самые ценные и прочные знания добываются ребенком самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Однако мы, педагоги-практики, часто недооцениваем значимость самостоятельной исследовательской познавательной деятельности ребенка и, обучая детей конкретным навыкам, часто лишаем их шанса сделать собственное открытие. Родители же детей, в свою очередь, считают себя вправе ограничивать исследовательскую деятельность малыша многочисленными запретами («не лезь», «не тронь», «не рви», «отойди», «положи на место») и не вниманием к детским вопросам, полагая, что какие-то вещи ребенку знать ёще рано. Изучая эти проблемы, ученые пришли к выводу о том, что нереализованная исследовательская деятельность оборачивается беспомощностью человека при столкновении с жизненными трудностями, а если потребность в исследовательской деятельности остается неудовлетворенной, это может привести к тяжелым расстройствам нервной системы. Поэтому от современного образования требуется целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениями навыкам исследовательского поиска, подготовка ребенка к исследовательской деятельности.

Попробуем рассмотреть развивающую предметно-пространственную среду, как поисковое «поле» ребенка. Это среда, в которой ребенок ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Цель: Создание условий для развития исследовательского интереса ребенка через организацию предметно-развивающей среды Задачи: Организовать развивающую предметно – пространственную среду в группе, включающую разнообразные компоненты художественно- творческого комплекса. Создать педагогические условия для самореализации творческого поиска и развития личностных качеств детей. Оборудовать центр изобразительного творчества различными художественными материалами для удовлетворения потребностей детей в продуктивных видах деятельности и развития познавательного интереса

Предметно-развивающую среду в группе целесообразно проектировать в виде художественно-творческого комплекса, выступающего как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, экспериментирования и исследовательского интереса каждого ребенка. Развивающее пространство художественно-творческого комплекса можно представить как единую цепь мини-центров (мини-сред) на примере трех компонентов художественно-творческого комплекса, которые призваны обогащать детей широким спектром эстетических впечатлений, создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

Одним из компонентов художественно-творческого комплекса может стать мини-центр «Мастерская маленького волшебника», который насыщен многообразием современного художественного материала и оборудования. Это всевозможные цветные карандаши и фломастеры, акварель и гуашь, цветные мелки, пастель и уголь, а также восковые свечи, разнообразные печатки – поролоновые, из пенопласта и других материалов, ватные палочки, разные виды кистей, заостренные палочки, разнообразные пластичные материалы, разные виды бумаги, ткани, другие всевозможные инструменты для исследования свойств художественных материалов. Доступность и свобода выбора здесь дают возможность каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизведанное.

Вот так, проводя собственные исследования, наблюдая и экспериментируя, делая при этом собственные суждения и умозаключения, ребенку естественно и легко постигать новое, действуя подобно ученому, нежели получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

Другим компонент художественно-творческого комплекса может являться мини- центр «Островок чудесных превращений», который дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в изобразительном искусстве, воплощая в жизнь свои творческие замыслы в виде готовых образов. Так, изучая рельефы засушенного листика, окунув его в краску, ребенок открывает для себя, какие необыкновенные отпечатки он оставляет на листе. И если потрудиться, можно изобразить великолепный пейзаж или узор. Разрисовка камешков и природных материалов причудливых форм в подходящие образы таит в себе поистине неисчерпаемые возможности интеллектульно-творческого развития ребенка. Очень важно, чтобы ребенок научился самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

В мини-центре «Я – дизайнер маленькие первооткрыватели делают первые успехи, приобретая личный опыт дизайн-деятельности», который оснащен разнообразным, полифункциональным материалом. Все материалы и оборудование находятся в полном распоряжении детей. Здесь дети учатся резать, прокалывать, нанизывать, измерять, конструировать, моделировать и т.д. Материалы и оборудование размещены таким образом, чтобы дети могли развернуть совместную деятельность или играть и трудиться самостоятельно. Художественно-творческая деятельность в мини-центре «Я – дизайнер» удовлетворяет желание ребенка что-то изменить, преобразовать, дополнить и украсить, сделать это своими руками. Это одновременно мастерская и лаборатория, выставка и игровая комната!

Хочется отметить, что особую ценность для детских исследований и экспериментирования, а, следовательно, и для творческого развития ребенка, имеют «никому не нужные предметы». Это обычно - лоскутки тканей, бумага разной фактуры и цвета, кусочки дерева, коры, опавшие листья, камешки, кусочки кожи, пряжа, пуговицы и многие другие «ценные» предметы. Такие предметы на самом деле обычно служат источником новых замыслов и одновременно материалом для проведения исследований. А с помощью природного материала (крупы, семена, плоды, ягоды и т.д.), выкладывая его в свободном порядке на пластилиновой форме, можно великолепно декорировать поднос, стаканы, любое изделие из пластичного материала. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

Педагогу в группе необходимо тонко, чутко направлять неповторимую индивидуальность каждого ребенка, его особый изобразительный стиль. Свободно передвигаясь по группе, наблюдать за детьми; если необходимо – дать совет, задать наводящие вопросы, иногда показать образец действий, направляя деятельность детей, помочь творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта, помочь в размещении работы на так называемой лестнице успеха. Расположить ее лучше на удобном для рассматривания месте, лучше на стене рядом с произведениями известных художников.

Наблюдая за детьми в изобразительной деятельности на пути формирования их исследовательской активности, можно сделать вывод, что группу можно разделить на три подгруппы: 1 подгруппа (немногочисленная). Это любознательные дети, которые заинтересованно и упорно работают в самых разнообразных мини-центрах при минимуме стимулирующих влияний со стороны взрослого. Их поисковая, интеллектуальная активность высокая. Этих детей необходимо продвигать в своем развитии путем обогащения содержания мини-центров. 2 подгруппа (большая часть детей в группе). Эти дети, быстро изучив содержимое мини-центра, в скором времени теряют к нему интерес, отходят и переключаются на свои дела и занятия. Эти дети с трудом могут организоваться для самостоятельной поисковой деятельности. Здесь необходима помощь в создании дополнительных стимулов, формировании личной мотивации у ребенка для того, чтобы активизировать его исследовательский интерес. Не надо бояться экспериментировать и придумывать интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску. Вот некоторые из них: Путем моделирования из разнообразных цветных геометрических фигур разного размера изобразить то, что кроме тебя никто придумать не может. Изготовить коллаж из картинок, вырезанных из старых детских журналов, а картинки разрезать на фигурки разных форм. Коллаж можно поворачивать как угодно, можно давать ему разные названия в зависимости от того, кто какие образы видит в изображении. Далее ребенок действует охотно, заинтересованно, удивляясь собственным открытиям. 3 подгруппа. Эти дети и вовсе не проявляют интереса к новому. Для них гораздо важнее продолжать катать машинку, бегать друг за другом. Для таких детей нужна особая, усиленная работа, требующая больших творческих усилий, буквально «высшего пилотажа» со стороны педагогов и психологов.

А в общем предметно-развивающая среда в виде художественно-творческого комплекса должна быть организованна таким образом, что имеющиеся в помещении мебель и оборудование «пригодны» к трансформациям различного рода. И не только переставляются с места на место, а часто «превращаются» в нечто иное, приобретая в сознании детей совсем другие функции. Роль воспитателя состоит в том, чтобы поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка, самыми разными способами стремиться развить у него независимость, изобретательность, творческую инициативу, демонстрировать детям образец творческого поведения, научить детей уважать собственный и чужой труд. Итак, накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в изобразительной деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями развивающей предметно-пространственной среды. Но необходимо помнить: не среда воздействует на ребенка (по убеждению современной педагогики), а важность, ценность и необходимость процесса взаимодействия ребенка и среды, когда дети свободно осваивают и изменяют её в деятельности, развивают свои интересы, обусловленные этими изменениями. Очень важна здесь роль педагога, который создает ситуации взаимодействия ребенка со средой, в которых он проявляет стремление активно пробовать и открывать, преобразовывать и изобретать, приобретает ценный опыт исследовательского поведения.