Психотерапевтическая модель реабилитации пациентов с наркотической, алкогольной, игровой зависимостью.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические вопросы лечения и реабилитации. Психотерапевтические приемы направлены: Восстановление личностного и социального статуса больного с помощью.
Advertisements

Организация лечебно- реабилитационного процесса в наркологии. Московский НПЦ наркологии г. Заместитель главного врача по медицинской части Шипицын.
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» Профилактика аддиктивного поведения в.
Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения участников государственной ( итоговой ) аттестации.
Выприцких Юлия 403 группа «Химическая зависимость. Лекарственная зависимость». г. Магнитогорск 2010г.
Профессиональный стресс (ПС). Профессиональный стресс многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Из опыта работы психолога Центра ПМПС детей с трудностями в обучении и школьной дезадаптацией Хохловой С.В. МОУ лицей 5 г.Елец.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
ГУЗ «Тверской областной клинический наркологический диспансер» В.И.Честнова, В.В.Кочегуров, Я.М.Баркова.
Норма и отклонения в развитии ребенка 1.Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка. 2.Дефект. 3.Причины нарушения развития. 4.Факторы риска. 5.Виды.
Особенности формирования личности подростка и организация профилактической работы по потреблению психоактивных веществ.
Молодежь выбирает жизнь! Решай! Решай! Ищи! Ищи! Твори! Твори! Мечтай! Мечтай! Педагог-психолог Плахова О.Е.
Клинический (медицинский) психолог Специалист с высшим психологическим образованием по специальности «психология» и получивший дополнительную подготовку.
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Организация Школы инсульта в МСЧ 11 Заведующий отделением неврологии, врач- невролог Нечаев И.В.
Программа психолого – педагогического и медико - социального сопровождения предшкольной подготовки детей 5 – 6 лет в школе.
Автономная некоммерческая организация «Центр социально-психологической реабилитации онкологических больных и лиц групп риска «ВМЕСТЕ ПРОТИВ РАКА» Проект.
Транксрипт:

Психотерапевтическая модель реабилитации пациентов с наркотической, алкогольной, игровой зависимостью

Соматогенез Психогенез Социогенез Наследственная отягощенность Психическая отягощенность Нарушения структуры и функции семьи Психосоматический диатез Психопати- зация личности Нарушения социализации личности Сомато- формные расстройства Слабое Эго Размытая идентичность Коморбидные психосома- тические заболевания Личностное расстройство Соматоневро логические Осложнения психозы Психичес- кий дефек т инвалидизация Социальная дезадаптация Ноогенез зависимое поведение Психотерапевтическая модель реабилитации: синергетический подход Динамика ценностно-смысловых категорий

Адаптационный этап Биологический уровень предполагает назначение выявление преморбидных психических расстройств коморбидных состояний, а также симптоматическое лечение: купирование тревожно- агрипнического синдрома, патологического влечения к ПАВ, подбор долговременной психофармакотерапии Успешное прохождение пациентом программы начального этапа реабилитации соблюдение режима и правил отделения не менее 4 дней; Другим средством, повышающим резервные возможности организма, является внедрение регулярных занятий лечебной физкультуры.

Интеграционный этап (мишени, специфичные для индивидуально-психологических и личностных особенностей пациента) Мотивационный аспект. Здесь задачей служит преодоление отрицания болезни (анозогнозии), принятие болезни, формирование личностной установки на воздержание от психоактивных веществ. Это достигается путем прохождения ряда психообразовательных тренингов и мотивационных психотерапевтических групп, с использованием техник Проживание зависимости до конца, техник, направленных на осознание последствий зависимости во всех сферах жизни, самораскрытие в группе, получение обратной связи.

МЕДИЦИНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЦЕНТР «БЕХТЕРЕВ» Рабочая тетрадь УЧАСТНИКА РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ Ф.И.О._______________________________________________________ Часть 1. МОТИВАЦИЯ, СМИРЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ПОМОЩИ

Интеграционный этап (мишени, специфичные для индивидуально-психологических и личностных особенностей пациента) Аспект ограничение зависимости и формирование навыков совладания с патологическим влечением к ПАВ. На этом этапе пациенту необходимо признать в себе зависимую субличность («зависимое Я»), научиться распознавать ее проявления на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, овладеть навыками совладания с провоцирующими и стрессовыми состояниями. Пациент регулярно сдает домашние задания из второй части рабочей тетради «Психологические защиты»

Рабочая тетрадь УЧАСТНИКА РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ЧАСТЬ 2. Психологические защиты

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ЭТАП (МИШЕНИ, СПЕЦИФИЧНЫЕ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАЦИЕНТА) Аспект вскрытия глубинных или бессознательных феноменов Индивидуальная психотерапия, динамическая терапия отношение к лечению, типичные формы реагирования, личностные переживания, связанные эмоциональным насилием в семье Внутренний ребенок

Мишени в индивидуальной терапии «отчуждение» аддиктивной болезни недостаточность и дефицитарность защитных и копинг-механизмов низкая способность к рефлексии и заботе о себе индивидуально значимые, психотравмирующие переживания и нарушенные отношения с микросоциальным окружением дефекты характера

Дерево дефектов характера Гордыня Уныние Сверхчувствительность Обида Гнев Эгоизм Своеволие Идеализация перфекционизм Страх Лень Зависть Зависимости Расстройства личности Эмоциональное и физическое насилие

Нарушение самосознания самосознание рефлексия самонаблюдение самооценка саморегуляция непрерывность самочувствие аутентичность границы антиципация ретроспекция нозогнозия самоутверждение

Когнитивная терапия.Метакогнитивные процессы Рефлексию можно рассматривать как важный критерий психической зрелости, а ее формирование в процессе психотерапии - как развитие важнейшей способности, утраченной или несформированной в силу тех или иных неблагоприятных обстоятельств Самонаблюдения, соотнесения своего эмоционального состояния с внешними стимулами и прошлым опытом, умение взглянуть на ситуацию глазами другого и описать его внутреннее состояние. Система домашних заданий. Дневник автоматических мыслей. Фокусы дня. Итоги недели

Рабочая тетрадь УЧАСТНИКА РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ Рабочая тетрадь УЧАСТНИКА РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ЧАСТЬ 3. Психологические особенности зависимости

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ЭТАП ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ (ДУХОВНЫЙ) АСПЕКТ Проработка таких экзистенциальных категорий как «выбор, вина, ответственность, свобода, смысл жизни». Выход на духовный аспект зависимости. Один раз в неделю проводится тематически- ориентированная экзистенциальная группа и лекции по духовности.

Сеттинг индивидуально-психологических мишеней Ежедневные динамические группы: пациент проходит минимум 45 сессий за курс стационарной реабилитации + индивидуальные сессии 2 раза в неделю+ тренинги (коммуникативные и развивающие)+ когнитивно- поведенческие группы и группы сдачи домашних заданий

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ЭТАП (психотерапевтические мишени, специфичные для клинической ситуации ) СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Он охватывает работу с семейной системой (выявление и коррекция созависимых форм внутрисемейного взаимодействия), тренингах коммуникации, уверенности в себе и пр. Семейный договор, семейная психотерапия, мультисемейные группы, тренинг компетентности, тренировка социальных и межличностных ролей являются эффективными инструментами социального развития пациентов Реабилитационной программы.

Завершение интеграционного этапа психотерапии в стационаре Задачи Созависимые отношения Самоуважение Границы безопасности Срыв и рецидив Семейный договор Амбулаторный этап или длительная реабилитация Итоговая работа

Мишени, специфичные для психотерапевтического процесса Балинтовская и супервизорская группы для профилактики профессионального сгорания Примерами мишеней такого типа могут быть феномены, отражающие особенности участия в психотерапии пациента (избегание, пассивность, «отчуждение» аддиктивной болезни), психотерапевта (созависимость, степень директивности) или контрперенос.

Амбулаторная постлечебная программа ( года) или 6 месячная программа загородного реабилитационного центра длительного пребывания с последующей ресоциализацией в течение 3-6 месяцев. Профессиональное психотерапевтическое сопровождение пациента (членов его семьи) на этапе ремиссии

Катамнез За период с августа 2011 по август 2012 года 143 пациента прошли стационарный этап комплексной психотерапевтической программы в реабилитационном отделении МЦ «Бехтерев» ( от 45 до 120 суток). Из них: Умерло вследствие рецидива употребления ПАВ - 2 пациента Возобновили употребление ПАВ после непродолжительного воздержания (до 6 месяцев) -33,6% Имели неполную годовую ремиссию (употребляли алкоголь или энергетические напитки) - 7% Имеют устойчивую ремиссию в течение года - 58 %

Заключение Убедившись в том, что предмет зависимости (игра, наркотик) обусловлен скорее синергетикой факторов и не влияет на тактику лечения, интегрируем подходы ленинградской (санкт-петербургской) школы психотерапии с инновационными технологиями Карвасарский Б.Д.