О новых методах увеличения эффективности сжигания топлив в двигателях внутреннего сгорания А.М. Старик Центральный Институт Авиационного Моторостроения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ЛЕКЦИЯ Цепные реакции с вырожденным разветвлением. 2. Цепные реакции с энергетическим разветвлением. 3. Цепные реакции с участием электрона. 4.
Advertisements

10.4 Топливо и его химические реакции при сгорании Для одного килограмма жидкого топлива, состоящего из углерода (С), водорода (Н) и кислорода (От) при.
Тема 8. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания и ГТ КЛАССИФИКАЦИЯ ДВС 8.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ДВС Все современные двигатели внутреннего сгорания.
Тепловые двигатели Выполнила Ч. Валерия 8 В класс.
Газовая эжекционная горелка ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Газовая эжекционная горелка предназначена для широкого спектра технологических процессов, связанных с использованием.
Презентация по физике : Выполнена : Тайновой М. В. Тайновой А. В. Учитель : Сергеева Елена Евгеньевна.
1 Перспективные технологии комплексного использования отходов: экономика и экология Перспективные технологии комплексного использования отходов: экономика.
1 ЛЕКЦИЯ 4. Элементарные процессы в плазме. Скорость протекания элементарных процессов. Сечение столкновений. Упругое взаимодействие электронов с атомами.
Форсуночно-горелочный модуль для схем «богато-бедного» и «бедно-бедного» управляемого горения ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Вихревое форсуночно-горелочное устройство.
Основные показатели работы камер сгорания ГТУ. Основные показатели работы камер сгорания Тепловая мощность камеры, кВт Тепловая мощность выражается количеством.
8.5. ЦИКЛЫ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК. Газотурбинные установки (ГТУ) имеют многие важные преимущества по сравнению с поршневыми двигателями. Газовые турбины.
ТЕОРИЯ ТУРБУЛЕНТНОГО ГОРЕНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К КАМЕРАМ СГОРАНИЯ ГТД Мингазов Б.Г. (КГТУ им. А.Н. Туполева)
Трехмерное математическое моделирование эффективности угольной ступени восстановления в системе трехступенчатого сжигания Докладчик: Сергеева А.И. Руководители:
ВТИ ЦИАМ СОВЕТ РАН ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ 1-Й НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ПРОБЛЕМАМ НИЗКОЭМИССИОННЫХ КАМЕР СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК.
Исследование спектра излучения плазмы в ВЧ эмиттере мощного атомарного инжектора Е.С.Гришняев, И.А.Иванов, А.А.Подыминогин, С.В. Полосаткин, И.В.Шиховцев.
Семинар на тему «Природные источники углеводородов и их переработка»
Вихревое малоэмиссионное горелочное устройство с многоступенчатой системой эжекции ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Вихревое горелочное устройство предназначено для.
Скорость химических реакций Разработка урока по химии 11 класс.
Кириллов А.М., учитель гимназии 44 г. Сочи. 1. Каким образом внутренняя энергия пар превращается механическую энергию тела Приведите примеры. 2. Что такое.
«РАЗРАБОТКА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГТУ НА ПРИРОДНОМ ГАЗЕ С УРОВНЕМ ЭМИССИИ NO x И CO<10 ppm» СВЕРДЛОВ Е.Д., ВЕДЕШКИН Г.К., ДУБОВИЦКИЙ А.Н., УСЕНКО Д.А., МАРКОВ.
Транксрипт:

О новых методах увеличения эффективности сжигания топлив в двигателях внутреннего сгорания А.М. Старик Центральный Институт Авиационного Моторостроения им. П.И. Баранова, Москва Семинар «Перевод транспорта на газомоторное топливо: проблемы и перспективы» 4 февраля 2014 г., Москва

Отделение 600 «Неравновесные физико-химические процессы в газовых потоках и в элементах реактивных двигателей» Создание кинетических модлей горения органических и неорганических топлив, включая углеводороды, авиационные керосины, комбинированные, синтетические и металлизированные топлива; Разработка методов расчета неравновесных физико-химических процессов в многокомпонентных и многофазных реагирующих системах, математическое моделирование процессов в перспективных реактивных двигателях и энергоустановках, Разработка методологии и проведение исследований по интенсификации горения и повышения эффективности сжигания органических и неорганических топлив и реализация новых принципов организации горения в реактивных двигателях и наземных энергетических установках; Исследование механизмов формирования загрязняющих атмосферу газообразных соединений и аэрозольных частиц при горении углеводородных топлив в воздухе, в камерах сгорания и в выхлопных струях реактивных двигателей и энергоустановок и разработка эффективных методов снижения эмиссии при горении органических и неорганических топлив; Исследование физико-химических процессов в кластерной и пылевой плазме и разработка методологии формирования наноструктур с заданными свойствами для производства новых материалов и новых топлив для аэрокосмической техники; Исследование физико-химических процессов при внешнем обтекании аэродинамических тел, движущихся со сверхзвуковыми скоростями, неравновесной плазмой и разработка новых методов управления аэродинамическими силами, тепловыми и эрозионными потоками; Разработка и реализация современных лазеро-оптических и спектральных методов диагностики неравновесных процессов в реагирующих средах, в том числе и процессов в камерах сгорания, в кластерной плазме и в выхлопных струях реактивных двигателей и проведение тонкого физического эксперимента. Старик А. М. проф., Д.ф.-м.н., начальник отделения

Кинетические модели горения различных топлив Углеводородные топлива: CH 4 – C 12 H 26 Синтетические топлива: CO+H 2, C n H m +H 2 Альтернативные топлива: криогенный метан, биотоплива Композитные топлива: бензин, дизельное топливо, авиационный керосин Модели формирования экологически опасных соединений NO x, CO x, So x,HO x, HNO y, органика, ионы Полиароматические углеводороды и сажевые частицы Сульфатные и органические аэрозоли Применение Камеры сгорания двигателей воздушного и наземного транспорта Энергетические установки и электростанции Выхлопные струи двигателей и энергоустановок Металлургия, цементная и химическая промышленность

квазиламинарная модель горения FLUENT эксперимент (PLIF) Поле концентрации радикала OH Поле температуры при горении метана с =1.37. CH 4 + воздух (CO:H 2 = 1:1) +воздух =1.37 =1.58 =2.74 T ex, K NO, ppm N 2 O, ppm CO, ppm CO 2, ppm Процессы в гомогенной камере сгорания Концентрации компонентов на выходе КС CO, ppmNO, ppmN 2 O, ppm эксперимент 01.2 расчет Сравнение с экспериментом (H 2 :CO=1:2)+воздух, =0.3

Применение газомоторного топлива (природного газа) в ДВС Преимущества: пониженная эмиссия NO, СО. СО 2 относительно большая безопасность относительная дешевизна Недостатки: повышенная эмиссия Н 2 О, НNO 2, НNO 3 более узкий диапазон устойчивого горения ( и по концентрации и по температуре) более жесткие условия воспламенения и меньшая скорость распространения пламени (всего 40 см/с при стехиометрии в нормальных условиях), что требует большего расхода топлива особенно при запуске двигателя и на малых оборотах Альтернатива: использование синтез-газа с повышенным содержанием Н 2 и смесевых топлив, например, С 3 Н 8 + Н 2, переход к НССI циклу

Особенности горения смесевых топлив (C 3 H 8 +H 2 ) Время задержки воспламенения смесевого топлива C 3 H 8 +H 2 в воздухе ( =1) в зависимости от начальной температуры T 0 при P=1 атм и различной доли H 2 в топливе. Доля H 2 в топливе C 3 H 8 +H 2 мольнаямассовая 0% 50%4% 80%15% 95%46% 100% При высокой температуре добавка H 2 ускоряет воспламенение, при низкой – замедляет. Добавка H 2 увеличивает скорость ламинарного пламени U n : в бедной смеси на ~15%, в стехиометрической и богатой смесях на 20-30%. Температура продуктов сгорания в богатых смесях увеличивается на K. Добавка 50% H 2 уменьшает концентрацию CO на 10-15% за счет уменьшения количества атомов углерода в смеси. Добавка H 2 в бедных смесях уменьшает концентрацию NO в продуктах сгорания на 10-15%. Сжигание более бедных смесей позволяет более чем вдвое уменьшить эмиссию NO и CO при сохранении мощности двигателя. Скорость ламинарного пламени и температура продуктов сгорания смеси C 3 H 8 +H 2 +воздух с долей H 2 в топливе 0 и 50% (T 0 =300 K, P=1 атм).

Использование разных топлив в двигателе внутреннего сгорания с циклом HCCI Момент воспламенения ign, мощность и удельный расход топлива АПД 912iS (заявлено производителем) и двигателя HCCI при частоте вращения коленчатого вала 5500 об/мин, коэффициенте избытка воздуха =1, 2, начальной температуре топливовоздушной смеси T 0 и степени сжатия C. топливоCT 0, K ign, град. Мощность, к Вт Уд. расход, г/к Втч АПД 912iS Фирма «Rotax» бензин ДвигательCH HCCIC3H8C3H =1 i-C 8 H n-C 10 H CH C3H8C3H i-C 8 H n-C 10 H CH =2 C3H8C3H i-C 8 H n-C 10 H Заменяя топливо в ДВС с циклом HCCI можно: уменьшить расход топлива, увеличить мощность двигателя, снизить эмиссию NO, CO Изменение температуры в цилиндре ДВС с циклом HCCI при использовании в качестве топлива различных углеводородов при различной начальной температуре, обеспечивающей одинаковый момент воспламенения (частота вращения коленчатого вала 5500 об/мин, коэффициенте избытка воздуха =1, степень сжатия C=16.5). Преимущества: Смесь сгорает очень быстро и практически полностью. Работает на бедных смесях (на 30% беднее, чем современные ДВС), что улучшает экологические характеристики (меньше концентрация NO и СО в выхлопе).

Неравновесные плазмохимические процессы с возбужденными частицами - основа будущих технологий сжигания органосодержащих смесей Возбуждение молекул приводит к значительному увеличению скоростей реакций при низкой температуре и таким образом позволит Повысить эффективность горения снизить энергозатраты и понизить температуру процесса и тем самым решить проблему перегрева обеспечить снижение эмиссии экологически опасных веществ заложить основу для создания нового класса высокоэффективных энергетических установок транспортного и стационарного применения

Возбуждение колебательных: H 2 (V), O 3 (V), H 2 O(V), CO(V),N 2 (V) и электронных: O 2 (a1), O 2 (b1) состояний молекул Расширение пределов воспламенения Уменьшение длины задержки воспламенения в до- и сверхзвуковых потоках Увеличение эффективности сжигания топлив (выделения химической энергии при горении) Управление скоростью формирования загрязняющих атмосферу компонентов Инициирование диффузионного и детонационного режимов горения в потоках Ускорение горения (увеличение скорости выгорания смеси) Управление процессами горения путем селективного возбуждения колебательных и электронных состояний реагирующих молекул (ДАН, 1994) Резонансное лазерное излучение Специально организованный электрический разряд e h

Нагрев среды вследствие воздействия термически равновесной плазмы: дуговой разряд, плазменный факел (Kato, R., and I. Kimura Numerical simulation of flame-stabilization and combustion promotion by plasma jets in supersonic air streams. 26th Symposium (International) on Combustion: Takita, K Ignition and flame-holding by oxygen, nitrogen and argon plasma torches in supersonic airflow. Combustion Flame 128(3): ) Генерация активных атомов и радикалов путем фотодиссоциации реагирующих молекул и их диссоциации электронным ударом: O, H, OH (Lucas, D., D. Dunn-Rankin, K. Hom, and N.J. Brown Ignition by excimer laser photolysis of ozone. Combustion Flame 69(2): Chintala, N., R. Meyer, A. Hicks, B. Bystricky, J. W. Rich, W. R. Lempert, and I. V. Adamovich Non- thermal ignition of premixed hydrocarbon-air and CO-air flows by nonequilibrium RF plasma. AIAA Paper ) Возбуждение колебательных и электронных состояний молекул: H 2 (v) - Даутов Н.Г., Старик А.М. О возможности ускорения горения смеси H 2 +O 2 при возбуждении колебательных степеней свободы молекул H 2 или O 2. Доклады АН т с O 2 (a 1 g ) - A.M. Старик, Н.С. Титова. Низкотемпературное инициирование детонационного горения газовых смесей в сверхзвуковом потоке при возбуждении молекулярного кислорода в состояние O 2 (a 1 g ). Доклады АН т с Методы управления горением Последний метод наименее энергозатратный с точки зрения инициирования горения: - 0,19 эв/молекулу для возбуждения колебаний O 2 (V=1) - 0,98 эв/молекулу для возбуждения молекулы O 2 в первое электронно-возбужденное состояние O 2 (a 1 g ) - 5,1 эв/молекулу для диссоциации молекулы O 2

Увеличение эффективности сжигания топлива в ДВС с компрессионным воспламенением Возбуждение молекул O 2 (a 1 g ) в оптимальный момент такта сжатия позволяет воспламенить смесь при меньшей начальной температуре, увеличить работу термодинамического цикла и уменьшить эмиссию экологически опасных соединений. При 5% O 2 (a 1 g ) от O 2 работа увеличивается на ~35%, эмиссия CO уменьшается на 40%, эмиссия NO – в ~5 раз. Выигрыш в работе цикла при возбуждении молекул O 2 в 5 раз больше, чем при диссоциации молекул O 2 и значительно (в 10 и более раз) больше энергии, требуемой для возбуждения (2.4 Дж). Возбуждение молекул O 2 позволяет уменьшить степень компрессии в цилиндре двигателя при сохранении мощности двигателя, что приводит к уменьшению эмиссии NO и CO и к увеличению ресурса двигателя. Возбуждение молекул O 2 позволяет обеспечить устойчивую работу при горении ультрабедных смесей, которое реализуется на низких оборотах и, кроме того, эффективно управлять процессом воспламенения (запуском двигателя) и снизить расход топлива.. Преимущества: Смесь сгорает очень быстро и практически полностью. Работает на бедных смесях (на 30% беднее, чем современные ДВС), что улучшает экологические характеристики (меньше концентрация NO в выхлопе). Недостаток: неустойчивая работа. Цель: улучшить процесс воспламенений и горения, улучшить экологические характеристики двигателя. Метод решения: возбуждение молекул O 2 электрическим разрядом или резонансным лазерным излучением Изменение концентрации NO в цилиндре ДВС при возбуждении и фотодиссоциации молекул O 2 Изменение температуры в цилиндре в зависимости от угла наклона коленчатого вала при различных значениях угла, при котором происходит возбуждение Введение 4% O 2 (a 1 g ) при разном b ex

ДВС с системой HCCI. Возбуждение O 2 (a 1 g ) При концентрации O 2 (a 1 g ) более 1% воспламенение наступает до момента максимального сжатия (до верхней мертвой точки) !!! Уменьшение температуры + O 2 (a1) При 5% O 2 (a1) от O 2 работа увеличивается на~35%; эмиссия CO уменьшается на 40%, эмиссия NO уменьшается в ~10 раз. Расчетно-экспериментальные исследования гг. Снижение степени ком- прессии, уменьшение начальной температуры, обеднение cмеси.

Предварительный реформинг углеводородов для обеспечения топливной экономичности Один из способов улучшения горения углеводородных топлив – использование продуктов пиролиза или частичного окисления (конверсии) таких топлив в синтез газ. Основные продукты конверсии – H 2 и CO (синтез газ). Состав синтез газа зависит от параметров смеси и типа углеводорода. Отношение H 2 /CO изменяется от 0.3 до 3. Синтез газ с большим содержанием H 2 имеет лучшие характеристики горения. В настоящее время исследуется возможность использования плазмохимических методов конверсии углеводородов в синтез газ [ Fridman, Kennedy, Plasma physics and engineering. N.Y. 2008; Shchedrin et al. AIAA , ]. Применяются различные методы конверсии: 1. Частичное окисление 2СН 4 +О 2 = 4Н 2 + 2СО H= 50kJ/mol 2. Паровая конверсия СН 4 + Н 2 О = 3Н 2 + СО H= -206kJ/mol 3. Сухая конверсия СН 4 + СО 2 = 2Н 2 + 2СО H= -247kJ/mol Задача – разработка методов, обеспечивающих наименьшие энергетические затраты и наибольший выход Н 2 при конверсии углеводородов при воздействии термически неравновесной плазмы. В Японии и Корее работают экспериментальные автобусы на синтез-газе, получаемом при реформинге углеврдородного топлива

Конверсия СН 4 или смеси СН 4 + Н 2 О в синтез газ: равновесный расчет CH 4 +H 2 O, T 0 =const, P 0 =1 атм=const, требуется подвод энергии CH 4 +O 2, H=const, P 0 =1 атм=const, не требуется подвода энергии CH 4 :O 2 :H 2 O=1.5:(1- ):, H=const, T 0 =1000 K, P 0 =1 атм=const, H 2 O добавляется вместо O 2 Добавляя Н 2 О в метан можно увеличить выход Н 2 и получить соотношение Н 2 :СО больше 3.5, но при этом трудно обеспечить процесс конверсии на приемлемой длине. Поэтому требуется применение термически неравновесной плазмы.

Плазмохимические методы организации горения: оценка эффективности предварительного реформинга топлива для обеспечения топливной экономичности CO H2 CO:H 2 = :54 = :64 = :70 Блок-схема моделирования процесса конверсии смеси CH 4 -O 2 в синтез-газ Состав синтез-газа, полученный в результате конверсии смеси CH 4 /O 2 в реакторе. Длина зоны индукции L in (см) в проточном реак- торе в зависимости от E/N при энерговкладе Е s =0.2 Дж/см 3. P 0 =1 атм, Т 0 =1000К, U in = 10 м/с, L=1 м. При больших нагрев газа не позволяет провести конверсию метана в синтез газ. Наибольшая эффективность конверсии метана в синтез-газ достигается в случае возбуждения молекул O 2 с E/N = (1÷2)×10 16 В·см 2 электронами разряда, а наименьшая – при простом нагреве кислорода (дуговой разряд). Сжигание синтез-газа позволяет уменьшить габариты камера сгорания. Для снижения массового расхода топлива при сохранении работоспособности продуктов сгорания необходимо, чтобы концентрация H 2 в синтез-газе в 2.5 и более раз превышало концентрацию CO. E/N10 16, Всм 2 =2 =3 =4 0 нет нет нагрев 91 нет Максимальный выход синтез-газа при конверсии метана реализуется при =3. Чем больше, тем больше доля водорода в синтез газе. (реформинг)

Вид ГРК с оптическими коллиматорами ОМА-спектрометров (а) и свечение плазмы (б). Смесь 5% O 2 /He; давление P = 760 Торр. Несамостоятельный разряд – как источник O 2 (a 1 g ) при субатмосферном давлении a) б) T e >T exc >T v >T 2 ~T [O 2 (a 1 g )]=4.5% от [O 2 ] при P 0 =0.2-1 атм Излучение O 2 (b 1 g + ) 762 нм (1), HeI нм (2) и OI нм (3) и нм (4) при P = 760 Торр в зависимости от тока I DC в смеси 1% O 2 /He. Спектр излучения газоразрядной плазмы в диапазоне нм (а) и фрагмент полосы излучения кинглетного кислорода (O 2 (b 1 g + X 3 g – ) (0,0) R- и P-ветви в области 762 нм (б). Смесь 5% O 2 /He, давление P = 760 Торр

17 Современные системы диагностики процессов в реагирующих потоках и в плазме Методы измерения температуры и концентрации газовых компонентов, кластеров и сажевых частиц: Когерентная антистоксова рамановская спектроскопия (КАРС) Лазерно-индуцированная флуоресценция Эмиссионная спектроскопия Ионная масс-спектрометрия Хромотография (2013) CH 4 + ВОЗДУХ ФОТО OH (ЛИФ)