Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
3. Картель Картель – это объединение фирм, согласующих свои действия при установлении цен и объемов так, как если бы они были единой монополией.
Advertisements

Теория игр Теория игр. Теория игр – как метод анализа взаимодействия индивидов Дж. Фон Нейман и О.Моргенштерн «Теория игр и экономическое поведение» (1944)
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» к.э.н., доцент Карамова Ольга Владимировна.
Олигополия и олигопольное поведение 12 лекция. Вопросы: 1.Характеристика олигополии 2.Виды поведения олигополии 3.Модели олигополии 4.Выбор стратегии.
Рынки с ослабленной конкуренцией Олигополия. Олигополия. Сущность олигополии. Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое.
1 Тема 3. Вопрос 5. Ценовая конкуренция на олигополистических рынках.
Монополия и олигополия: анализ рыночных структур в современной экономике.
ТЕМА 9 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ФИРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОЛИГОПОЛИИ.
М ОДЕЛЬ Э ДЖУОРТА Редок Полина, студентка 1 курса, группы э 122 б.
ТЕМА 8. Олигополия и монополистическая конкуренция 8.1. Общая характеристика олигополии Модели олигополии Выбор стратегии поведения на рынке.
1 Тема 3. Олигополистические рынки: характеристика, виды, равновесие и стратегии конкуренции.
1 ТЕМА 9. НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИИ Вопреки тому что твердят экономисты, альтернативой монополии на крупном рынке является не свободная конкуренция, а.
Олигополия - 1 Модель Курно: классическая формулировка: сравнение с монополизированной и конкурентной отраслью модель Курно с большим числом фирм Модель.
Тема 3. Стратегическое взаимодействие на рынке олигополии: объяснение прибыли продавцов 1. Парадокс Бертрана 2. Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
Глава 3. Экономика фирмы 18. Фирма на рынке. Глава 3. Экономика фирмы Фирма на рынке Рыночные структуры.
ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ: ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРОДАВЦОВ 1.Парадокс Бертрана 2.Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
ТЕМА 8. Олигополия и монополистическая конкуренция 8.1. Общая характеристика олигополии Модели олигополии Выбор стратегии поведения на рынке.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Типы рыночных структур: Олигополия. Условия олигополии немногочисленность фирм в отрасли (в среднем 10, жесткая – 3-4 фирмы, мягкая (аморфная) – 6-8 фирм);
Транксрипт:

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор лекции: к.э.н., доцент кафедры Микроэкономика Карамова О.В.

Олигополия Олигополия

План лекции 1. Особенности олигополистического рынка 2. Нескоординированная олигополия 3. Картель 4. Картелеподобная структура

1. Особенности олигополистическо го рынка

Термин олигополия ввел Томас Мор в 1615 году в книге «Утопия» Означает – власть немногих oligos-несколько poleo- продаю, торгую (греческий)

Олигополия – это рыночная структура, в которой доминирует небольшое количество фирм, а вход в отрасль ограничен высокими барьерами

Основные черты

Немногочисленность фирм 1. Степень концентрации отрасли высокая Классическая олигополия – 3-4 фирмы Аморфная олигополия – 6-10 фирм

2. Большая доля выпуска каждой фирмы обеспечивает рыночную власть 3. Немногочисленность обуславливает взаимозависимость фирм – это главная черта олигополии.

Высокие барьеры входа в отрасль 1. Крупные размеры фирмы позволяют использовать положительный эффект от масштабов производства

2. «Преимущество первого хода» (first mover advantage) Взаимосвязанные инвестиции в трех направлениях: Крупное производство Крупная сбытовая сеть Профессиональный управленческий аппарат

Свойства продукта Недифференцированная олигополия Дифференцированная олигополия

Несовершенство информации Взаимозависимость фирм порождает субъективный фактор при оценке поведения конкурентов

Ex ante – предварительно Еx post - реализовано

У олигополии отсутствует заданная кривая спроса ex ante Сложность применения правила MR=MC Нет общей модели олигополии Критерий выделения модели олигополии– способ взаимодействия

Три типа олигополии 1. Нескоординированная олигополия 2. Сговор явный – картель 3. Сговор тайный – картелеподобная структура

Нескоординированная олигополия предполагает независимость действий фирм друг от друга в определении цены и объемов выпуска

Сговор явный - картель фирмы согласованно устанавливают цены и объем производства на уровне монополиста и делят между собой прибыль

Сговор тайный – картелеподобная структура «игра по правилам», когда фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов

2. Нескоординированная олигополия

Нескоординированная олигополия 1. Ценовая война 2. Модель равновесия Курно 3. Ломаная кривая спроса 4. Теория игр

Ценовая война Q P D MC=AC QCQC PMPM PCPC QMQM P1P1

Вывод: 1. Ценовоя война это цикл последовательного уменьшения цен с целью вытеснения конкурента с рынка 2. Это выгодно для потребителей и губительно для производителей

Демпинг

3. Снижение цены продолжается до уровня издержек 4. Демпинг – снижение цен ниже издержек и запрещено законом

О лигополия на примере рынка сотовой связи в России

Рынок сотовой связи 2003 г. ОАО «Мобильные Теле Системы» ОАО «Вымпел Ком» ОАО «Мега Фон »

Рынок сотовой связи 2005 г. ОАО «Мобильные Теле Системы» ОАО «Вымпел Ком» ОАО «Мега Фон »

Модель дуополии Курно Предложена Антуаном Огюстом Курно в 1838 году

Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца являются единственными производителями стандартизированного товара Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца являются единственными производителями стандартизированного товара

Допущения модели Курно: 1. Выпуск другого дуополиста - заданный 2. Действуют «с завязанными глазами»

Кривая спроса фирмы А в зависимости от фирмы Б P Q D1D1 MC=AC MR D2D2 MR 2 D3D3 MR

Комментарий: Фирма А вышла первой на рынок и выбрала позиции монополиста, ½ от объема конкурентного рынка В ответ на выход на рынок фирмы Б, фирма А вынуждена снизить объем производства

Если весь рынок будет занят фирмой Б, то фирме А придется остановить производство

Числовой пример модели Курно

Фирма АФирма Б P P Q Q D M= D A MC=AC Q C = MR M Q M = PMPM DБDБ MR P1P1

Фирма АФирма Б P P Q Q DADA MC=AC MR А QАQА PMPM DБDБ MR

Выпуск в шт. в месяц фирмы А = 1/2 Qc =1/2( Qc- 1/4Qc)= 3/8 Qc = 11/32 Qc = 43/128Qc Выпуск в шт. в месяц фирмы Б 75000=1/2(1/2Qc)= 1/4Qc 93750=1/2(Qc-3/8Qc) = 5/16Qc 98438= 21/64 QC 99609= 85/256Qc

Бесконечная геометрическая прогрессия ½ 3/8= 1/2-1/8 11/32 = ½-1/8-1/32 43/128= ½-1/8-1/32-1/128

Формула суммы членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии 1+r +r 2 + r 3 + … + r n +… = 1/(1-r) r< 1 Q A = 1/3 Qc

Вывод: Конечный равновесный выпуск каждой фирмы дуополии достигает 1/3 рынка

Общий рыночный выпуск в условиях дуополии равен 2/3 от конкурентного рынка

Равновесие Курно Кривые реакции ( реагирования)

QAQA QБQБ Кривая реагирования фирмы А Q A = f(Q Б ) Кривая реагирования Фирмы Б Q Б = f(Q А ) Равновесие Курно

Пересечение кривых реагирования показывает равновесие Курно. Это сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при котором нет стимулов к изменению решения

Выводы для нескоординированной олигополии:

Q M < Q Olig < Q C

Олигополия насыщает рынок больше, чем монополист, но меньше, чем конкурент

P C < P Olig < P M

Цены у олигополии ниже монопольных, но выше конкурентных, поскольку фирма обладает рыночной властью, но вынуждена считаться с конкурентами

Prof C < Prof Olig < Prof M

Суммарные прибыли олигополистов меньше монопольных, но больше конкурентных

Производя продукцию больше монополиста, олигополия вынуждена снижать цены и уменьшать прибыль

Ломаная кривая спроса

Свойства модели: 1. Объясняет жесткость, негибкость цен 2. Отражает не объективную ситуацию, а субъективную оценку

P Q P Q E>1 E

Комментарий: 1. Предположим, фирма выбрала цену и объем в точке А. 2. Если фирма начнет повышать цену, то соперники скорее всего за ней не последуют. Кривая спроса выше точки А эластичная.

3. Если фирма начнет снижать цены, то конкуренты вынуждены будут последовать за ней. Кривая спроса ниже точки А неэластичная.

4. Кривая предельного дохода MR имеет разрыв в точке излома кривой спроса

P Q P Q D C F MR Ломаная кривая спроса MСMС MС/MС/ MС // P/P/

Рост издержек: Рост издержек сдвигает кривую МС вверх Если рост издержек не очень большой, то сдвиг МС находится в разрыве MR и цены не изменяются

Рост издержек: Сильный рост издержек увеличивает цену до Р /

P Q P Q DMR Рост спроса D/D/ MC MR / Q/Q/

Вывод: В условиях нескоординированной олигополии фирмы проявляют отвращение к риску, поэтому в своем поведении исходят из вероятности наименее благоприятной реакции соперников Это объясняет жесткость цен

Стратегическое поведение и теория игр Анализ взаимодействия небольшого числа субъектов Стремление каждого к максимизации выигрыша Зависимость от поведения других игроков

Теории кооперативных и некооперативных игр Кооперативные игры изучают поведение группы игроков, максимизирующих общий выигрыш Теория лидировала до начала 70-х гг.

Теория некооперативных игр рассматривает поведение отдельных участников, которые максимизируют индивидуальные выигрыши

Prof. John Nash und Prof. Reinhard Selten zu Gast an der Universität zu Köln Здравствуйте, Ольга Владимировна! Я думала, беспокоить Вас или нет, но решила, что Вам будет интересно: В четверг я видела Джона Нэша и Рейнхарда Зельтена (по-настоящему!) Они приезжали в Кельн, чтобы рассказать о новостях в теории игр и экспериментальной экономике. Нэш отказался отвечать на вопросы про "Игры разума", а Зельтен сказал, что бихевиоризм умер (что, конечно, жаль). С уважением, Аня

Professor Dr. John Nash Universität Princeton

Джон Нэш Нобелевский лауреат 1994 года

Die Spieltheorie ist die Basis für die Analyse von Konflikten und Kooperation. Sie wird nicht nur in allen Bereichen der Wirtschaftswissenschaften angewendet, sondern auch in vielen Natur- und Geisteswissenschaften.

Игра доминирующих стратегий – «Дилемма заключенных»

Сюжет игры Оба сознаются - получают по 5 лет заключения Один сознается и всю вину перекладывает на другого, другой не сознается - соответственно 1 год и 10 лет соответственно Оба не сознаются – по 2 года

Стратегическая форма игры Множество игроков J={1,2} Множество допустимых стратегий S 1 ={C,H}, S 2 ={C,H} Матрица выигрышей

Заключенный 2 Заключенный 1 С ознаться Н е сознаться -2; -2 -5; ; -1 -1; -10

Парадокс игры «Дилемма заключенных» Равновесие доминирующих стратегий очевидно - (С,С) Появляется еще одно доминирующее равновесие – (Н,Н)

Условие нового доминирующего равновесия Согласованность действий Мешает взаимное недоверие Для выработки общей стратегии необходим способ принуждения

3. Картель

Картель – это объединение фирм, согласующих свои действия при установлении цен и объемов так, как если бы они были единой монополией

Картель – сговор явный. Запрещен законом

История создания ОПЕК Организация стран- экспортеров нефти (ОПЕК) была создана в 1960 году для координации нефтедобычи и контроля за мировыми ценами на сырую нефть, и оказания странам, входящим в организацию техническую и экономическую помощь.

ОПЕК – картель мирового масштаба Штаб-квартира ОПЕК первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия).

В настоящее время членами ОПЕК являются 12 стран: В этих странах сосредоточено около двух третей разведанных запасов нефти в мире. Страны ОПЕК поставляют на мировой рынок около 40% от общего объема мировых поставок нефти.

Страна Квота (01/07/05)Добыча (01/07) Возможность добычи Алжир 8941,3601,430 Ангола 1,9001,700 Эквадор Иран 4,1103,7003,750 Ирак 1,481 Кувейт 2,2472,5002,600 Ливия 1,5001,6501,700 Нигерия 2,3062,250 Катар Саудовская Аравия 10,0998,80010,500 ОАЭ2,4442,5002,600 Венесуэла 3,2252,3402,450 Всего 31,42230,45132,230

Страны ОПЕК, имеют возможность оказывать существенное влияние на предложение нефти в мире.

Стоимость добычи нефти в странах ОПЕК является одной из самых низких в мире

Представители Организации стран – экспортеров нефти регулярно проводят встречи для выработки единой позиции по изменению квот добычи нефти в целях изменения ее стоимости.

Принципы картельного соглашения 1. Соглашение между участниками по уровню цен и общему объему выпуска

Отрасль-картель Фирма-олигополия PP Q D S (MC Σ ) MR QCQC PCPC QMQM PMPM PMPM PCPC ATC MC MR=AR q*qCqC q OLIG A В КВОТА Q

Комментарий: Первоначальное равновесие в отрасли – квазиконкурентное при Р С и Q С После образования картеля равновесие в отрасли устанавливается как для монополиста Р М и Q М

Каждая фирма, входящая в картель стремиться максимизировать прибыль при q* - это приведет к падению цены на рынке до Р С и ниже Каждой фирме устанавливается квота q olig

Принципы картельного соглашения 2. Достигается соглашение о размерах квот или разделе рынка

3. Установление квот сопровождается торгом

4. Возможен метод размежевания рынка по территории, регионам

После получения квоты возникает соблазн двойного выигрыша – по монопольно высокой цене отвоевать большую часть рынка

5. Установление единой политики по отношению к поставщикам ресурсов, чаще всего профсоюзам

6. Создание механизма контроля за выполнением принятых решений

Специфика России в установлении синдикатов

Комментарий:Комментарий: Картель сохраняет полную коммерческую самостоятельность фирм Происходит только раздел рынка и установление общей цены

Синдикат - способ организации картеля, сохраняет только производственную самостоятельность фирм Происходит объединение сбытовой сети и создание монополиста в сфере реализации

Трест – способ организации картеля, лишает фирмы самостоятельности Происходит объединение не только сбытовой сети, но и производственной Трест является полной монополией

4. Картелеподобная структура

Тайный сговор-это негласное соглашение о ценах, разделе рынка и других способах ограничения конкуренции, которое преследуется законом

- Модель лидерства в ценах -Ценообразование по схеме «издержки плюс»

Лидерство в ценах Крупнейшая фирма действует как ценовой лидер Конкурирующие фирмы устанавливают ту же цену и делят оставшийся рынок

Лидер заранее информирует фирмы об изменении цен

Р Р Q Q Фирма - лидер Остальные фирмы D отрасли DLDL MR L MC L Q отр Q L РLРL РLРL MC=S F Q F 10000

Комментарий: Фирма лидер оценивает спрос отрасли и вычитает из него объем других фирм Получается кривая спроса лидера – «чистый спрос»

Фирма лидер определяет свои MR и MC и устанавливает цену P L Остальные фирмы устанавливают цену лидера и выбират свой объем Равновесие в отрасли достигается при Q L +Q F =Q D P=P L

Вывод: Модель лидерства в ценах создает в отрасли модель частичной монополии Прибыль ниже, чем у монополиста, но выше, чем в конкурентной среде

Ценообразование по схеме «издержки плюс» Фирмы отрасли ориентируются на примерно одинаковый нормальный процент прибыли Фирмы олигополии хорошо знают уровень издержек конкурентов

Если фирма начинает снижать уровень прибыли, то это принимается как «ценовая война»

Вначале рассчитывается средний уровень издержек. При их планировании обязательно предполагается неполная загрузка мощностей (75-80%) для возможности гибкого реагирования на изменение конъюнктуры рынка. Наибольший удельный вес имеют переменные издержки (VC). К их средней величине прибавляется определенный %, который включает средние постоянные издержки (AFC) и нормальную прибыль.P = AVC+%. Ценообразование по схеме «издержки плюс»

Оценка олигополии Традиционная точка зрения:Традиционная точка зрения: Олигополия – частный случай монополии, следовательно, она действует аналогично. Тайный сговор может привести к ситуации чистой монополии. Точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта:Точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта: Олигополии необходимы для достижения быстрых темпов НТП. Только крупные фирмы способны финансировать дорогостоящие НИОКР.

P= AVC(1+k)= AVC+ K AVC= AVC + AFC + Prof