Метод проектов на уроках информатики Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 62» Швецова Е. П., учитель информатики
Цель преподавания информатики – подготовка информационно грамотного человека к жизни в современном мире
Научить никого нельзя, можно только научиться Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию.
Типология проектов 1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные (прикладные).
2. По признаку предметно- содержательной области: монопроекты (выполняется на материале конкретного предмета), межпредметные проекты (интегрируется смежная тематика нескольких предметов). надпредметные
3. По количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые.
4. По продолжительности проекта: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
Метод проектов на уроках пропедевтического курса информатики
Цель изучения информатики на пропедевтическом уровне Формирование основ научного мировоззрения. Развитие мышления школьников Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования
Проект «Мозайка» Тип проекта: индивидуальный, творческий, краткосрочный, межпредметный. Цель: развитие творческого потенциала учащихся. Учебно-педагогическая задача: нарисовать «поле» из правильных шестиугольников и используя различные цвета заливки создать рисунок. Предметно-содержательная область: информатика, ИЗО, геометрия. Длительность: один урок
Тиранов Павел
Кочнев Игорь
Новиков Симеон
Изумрудова Алиса и Коноплева Настя
6 класс. Проект «Мозайка» Тип проекта: индивидуальный, творческий, краткосрочный, межпредметный. Цель: развитие творческого потенциала учащихся. Учебно-педагогическая задача: используя меню готовых форм создать рисунки. Предметно-содержательная область: информатика, ИЗО, геометрия. Длительность: один урок
Меню готовых форм
Тиранов Павел
Петухова Катя
Проект «Самопрезентация» Тип проекта: индивидуальный, творческий, краткосрочный. Цель: развитие творческого потенциала учащихся. Учебно-педагогическая задача: используя возможности программы Microsoft PowerPoint создать презентацию о себе, своей семье и своих увлечениях. Предметно-содержательная область: информатика. Длительность: 2-3 урока Работы: Вихрева Даша, Петухова Катя Вихрева Даша Петухова Катя
Метод проектов на уроках базового курса информатики
Этот курс, ориентирован на обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки школьников по информатике.
Проблемы: недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся; низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах); динамичность развития содержания курса информатики.
Программное обеспечение информационных технологий.
Проект «Генеалогическое древо» Тип проекта: индивидуальный, творческий, межпредметный, средней продолжительности. Цель: отработка навыков работы в текстовом редакторе, контроль Учебно-педагогическая задача: Собрать и систематизировать материал об истории своей семьи. Представить этот материал в удобном для восприятия виде, используя инструменты текстового редактора. Предметно-содержательная область: информатика Длительность: 2 урока Работы: Осипов Артем, Леонтьева Татьяна Осипов Артем Леонтьева Татьяна
Проект «Применение электронных таблиц при решении математических задач» Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный, межпредметный Цель: отработка навыков работы в электронных таблицах, практическое применение полученных знаний. Учебно-педагогическая задача: решить графически уравнение, неравенство, систему уравнений, систему неравенств Предметно-содержательная область: информатика и математика Длительность: 4 урока
Решение уравнений x=0 ху 1 у ,50,711, ,51,220,5 11,410 1,51,58-0,5 21,73 2,51,87-1, ,52,12-2,5 42,24-3 4,52,35-3,5 52,45-4
Решение неравенств ху ,55, ,5-1, ,5-6, ,5-9, ,5-10, ,5-9, ,5-6, ,5-1, ,55,75 210
-62 -5,91,31 -5,80,64 -5,7-0,01 -5,6-0,64 -5,5-1,25
(-5,7;0,7) 0,5-1,25 0,6-0,64 0,7-0,01 0,80,64 0,91,31 12
Решение систем уравнений
Моделирование.
Проект «Паркет» Тип проекта: индивидуальный, прикладной, межпредметный, краткосрочный. Цель: отработка навыков работы в графическом редакторе, показать практическое применение полученных знаний. Учебно-педагогическая задача : используя инструменты графического редактора разработать эскиз паркета. Предметно-содержательная область: информатика. Длительность: один урок.
Проект «Резьба по дереву» Тип проекта: индивидуальный, прикладной, межпредметный, краткосрочный. Цель: отработка навыков работы в графическом редакторе, показать практическое применение полученных знаний. Учебно-педагогическая задача : используя инструменты графического редактора создать эскиз узора для резьбы по дереву. Предметно-содержательная область: информатика, резьба по дереву. Длительность: один урок.
Проект «Открытка» Тип проекта: индивидуальный, творческий, краткосорочный Цель: отработка навыков работы в текстовом редакторе. Учебно-педагогическая задача: используя инструменты текстового редактора красиво оформить поздравление. Предметно-содержательная область: информатика Длительность: один урок Примеры Данилов Алексей, Лукина Ирина Данилов Алексей Лукина Ирина
Проект «Разбор предложения» Тип проекта: индивидуальный, прикладной, краткосрочный, межпредметный Цель: отработка навыков работы в текстовом редакторе Учебно-педагогическая задача : используя инструменты текстового редактора, составить схему предложения, которая показывает главные и воторостепенные члены, а также связи слов. Предметно-содержательная область: информатика, русский язык Длительность: один урок Пример
Техническое обеспечение информационных технологий
Проект «Носители информации». Тип проекта: практико-ориентированный, индивидуальный, средней продолжительности. Цель: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать практическое применение изученного материала Учебно-педагогическая задача: используя данные компьютерных магазинов о ценах на различные носители информации (дискеты, диски, флеш-память) оценить себестоимость хранения 1 Мб информации на различных носителях и степень надежности различных носителей информации. Предметно-содержательная область : информатика Длительность: один урок.
Проект «Мой компьютер» Тип проекта: групповой, практико- ориентированный, долгосрочный. Цель: проверить качество знаний учащихся по теме «Устройство ПК», показать практическое применение изученного материала. Учебно-педагогическая задача: используя рекламные объявления из газет, прайс-листы компьютерных фирм, определить исходя из своих интересов, наиболее подходящую конфигурацию ПК. Обосновать свой выбор. Предметно-содержательная область: информатика Длительность: на протяжении изучения темы
Метод проектов на уроках в старших классах
Дополнительные возможности использования метода проектов большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК; изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности; формируется круг учащихся, предполагающих связать своё дальнейшее обучение с информатикой; в силу своих возрастных особенностей, учащиеся старших классов более расположены к исследовательской и самостоятельной деятельности. Им хочется доказать свою индивидуальность, независимость и многогранность. учащиеся старших классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.
Данная деятельность направлена на достижение следующих целей формирование основ научного мировоззрения; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией; подготовкой учащихся к последующей профессиональной деятельности; овладение информационными технологиями, как необходимым условием перехода к системе непрерывного образования.
Проект «Кроссворд» Тип проекта: практико-ориентированный, индивидуальный, межпредметный, краткосрочный. Цель: используя навыки работы со шрифтами и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов. Учебно-педагогическая задача: создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре. Предметно-содержательная область: информатика и любой другой образовательный предмет. Длительность: два урока Работы: Шамонтьев Илья, Коновалов Михаил, Зимина Ира и Титова Марина Шамонтьев Илья Коновалов Михаил, Зимина Ира и Титова Марина
Проект «Социологический опрос». Тип проекта: исследовательский, групповой, долгосрочный, межпредметный Цель: отработка навыков сбора информации путем проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью электронных таблиц, построение диаграмм, создание презентаций. Учебно-педагогическая задача: провести социологический опрос учащихся старших классов на интересующую тему, создать бланки вопросов и ответов, обработать полученные результаты с помощью электронных таблиц и оформить их в виде презентации Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности. Длительность: учебная четверть Работы: Зимина Ира и Титова Марина, Зимина Ира и Титова Марина,
Проект «База данных «Континенты»» Тип проекта: парный, практико-ориентированный, долгосрочный, межпредметный Цель: изучение системы управления базами данных, ее инструментов и возможностей. Учебно-педагогическая задача: разработать базу данных, в которой будут собраны сведения о географических объектах, обеспечить возможность удобного просмотра и ввода данных, разработать критерии поиска интересующих объектов в базе данных, обеспечить возможность печати различных видов документов на основании созданной базы данных Предметно-содержательная область: информатика, география Длительность: 1,5 четверти Работы: Коновалов Михаил Коновалов Михаил
Проект «База данных «Туристическое агенство»» Тип проекта: парный, практико-ориентированный, долгосрочный, межпредметный Цель: изучение системы управления базами данных, ее инструментов и возможностей. Учебно-педагогическая задача: разработать базу данных, в которой будут собраны сведения о туристических маршрутах, обеспечить возможность удобного просмотра и ввода данных, разработать критерии поиска интересующих объектов в базе данных, обеспечить возможность печати различных видов документов на основании созданной базы данных Предметно-содержательная область: информатика, Длительность: 3 урока Работы: Зимина Ира и Титова Марина Зимина Ира и Титова Марина
Проект «Моделирование биоритмов» Тип проекта: парный, практико- ориентированный, краткосрочный, межпредметный. Цель: отработка навыков работы в электронных таблицах, практическое применение полученных знаний Учебно-педагогическая задача: используя электронные таблицы проанализировать индивидуальные биоритмы, спрогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для различного вида деятельности, исследовать совместимость людей по биоритмам. Предметно-содержательная область : информатика, биология Длительность: 1 урок
Проект «Моделирование движения тела под действием силы тяжести» Тип проекта: парный, практико-ориентированый, краткосрочный, межпредметный Цель: отработка навыков работы в электронных таблицах, практическое применение полученных знаний Учебно-педагогическая задача: исследовать движение тела, брошенного под углом к горизонту, подобрать начальные значения скорости и угла бросания так, чтобы брошеннок тело попало в цель. Предметно-содержательная область: информатика, физика Длительность: 1 урок Работы: Зимина Ира и Титова Марина Зимина Ира и Титова Марина
Резюме Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, общее интеллектуальное развитие, интерес к предмету.