«Лексикон обучающихся 5-9 классов нашей школы». Выполнила: Ученица МБОУ Олонской СОШ Яковлева Анастасия Сергеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Творческая работа учащихся по литературе (7 класс) по теме: Исследовательская работа по русскому языку"Лексикон учащихся моей школы"
Advertisements

«Лексикон современных школьников».. Цель исследования: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной.
Из истории слов… «Сленг» в речи подростков…. В речи людей, окружающих меня, преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы. Что же.
Тема проекта «Лексикон учащихся 8-11 классов нашей школы»
Тема исследовательского проекта: «Лексикон учащихся 8-11 классов МОСШ п.Сосновка» Автор проекта: Чвалун Антон Сергеевич Класс 7 Научный руководитель проекта:
1 Русский язык – национальный язык русского народа. На русском языке говорят 138 млн. человек, проживающих на территории России (99,4 %), по данным Всесоюзной.
Объект исследования - речь подростков, учащихся 6 «а»класса. Предмет исследования- - жаргонизмы в речи подростков.
Урок этики. Хорошо или плохо употреблять жаргонные слова? Никандрова Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Гусь-Хрустального района.
Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть чистые,
Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть чистые,
Наш язык – важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… Д.С. Лихачёв.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ ученицы 7 «А» класса: Землякова Дарья, Кошкина Ксения, Загидуллина Алина. РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель русского языка и литературы Медведева.
Выполнила:Роот Анна, ученица 3 класса МКОУ «Оглухинская сош» Учитель: Рябоха Т.Г. Школьные прозвища.
МОУ Видновская средняя общеобразовательная школа 7 Проектная работа по русскому языку Работу выполнили ученицы 6 «б» класса Фокина Ирина и Ткачева Анастасия.
Проект Исследовательский Авторы проекта: Лазарева Н.В.; Будз А.М.; Ломакина М.И.; Коваленко Н.В.; Зацепина Н.А.; Бурматова М.Г. Павлюченко Л.Л.
Речевой этикет как показатель культуры общения Тема:
Жаргон в устной речи современных школьников Работу выполнили : Румак Алена и Бородина Анастасия. Ученицы 6 « Г » класса Школы 25 г. Перми. Руководитель.
«Почему мы так говорим или «крутая речь?» Автор: Гапон Ксения, ученица 4 А класса МБОУ СОШ 6 Руководитель: Шелест ЕВ., учитель начальных классов.
Молодёжный сленг и культура речи Молодёжный сленг и культура речи Автор: Попов Сергей, учащийся 8б класса МКОУ Мокроусовская СОШ 1 Руководитель: Погадаева.
Тема проекта «Лексикон учащихся 8-11 классов нашей школы» Образец работы 10 класса выполнила Тен Людмила Степановна.
Транксрипт:

«Лексикон обучающихся 5-9 классов нашей школы». Выполнила: Ученица МБОУ Олонской СОШ Яковлева Анастасия Сергеевна

Актуальность: ограниченная лексика распространена среди школьников, однако её происхождение недостаточно представлено в школьных учебниках русского языка; молодёжный сленг и жаргонизмы – явления, которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом; исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистическое знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой; работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодёжному сленгу, а также выявить причины использования обучающимися подобной лексики.

Цель исследования: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса обучающихся нашей школы.

Гипотеза: в речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм - часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Так ли это?

Область исследования: жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника Объект исследования: устная речь обучающихся нашей школы

Задачи проекта: Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика- диалектизмы и профессионализмы в речи обучающихся; Определить понятия "жаргон" и "сленг; Провести социологическое исследование среди обучающихся среднего звена школы с целью определения : круга наиболее употребительных жаргонных слов; частоты употребления жаргонизмов; причин употребления школьниками жаргонизмов. Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах; Систематизировать материал; Сделать выводы по теме исследования.

Этапы исследования изучение научной литературы, подбор теоретического материала; проведение анкетирования, обработка результатов; написание проекта; создание компьютерной презентации. Методы исследования метод сбора информации; сбор лексики; анкетирование; анализ, сравнение; статистические исследования.

употребляется свободно, неограниченно не вошло в состав свободно употребляемой лексики Общеупотребите льная лексика Профессио- нальная лексика Диалект- ная лексика Жаргонная лексика ЛЕКСИКА Если слово в современном русском языке

Причины редкого употребления диалектизмов школьниками: диалектизмы- это лексика старшего поколения, людей пожилого возраста; в наши дни использовать диалектизмы неактуально, смешно и «старомодно». Примеры диалектизмов: курчата (цыплята), кошелка (корзина), цибарка( ведро), буряк ( свекла), дите (ребенок) и др.

Что такое сленг? Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Молодёжный сленг это социальный диалект людей в возрасте лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.

Практические исследования Вопросы анкеты для обучающихся: Что такое молодежный сленг? Знаешь ли ты слова молодежного сленга? ( да, нет) Да-28 чел. Нет -4 чел Используешь ли ты эти слова в своей речи? часто- 21 чел., редко-6 чел., никогда- 5 чел. Напишите известные вам жаргонные слова.

Части тела грабли, заготовки (руки), пачка, башня (голова), зенки, бельма (глаза), варежка (рот), локаторы (уши); Слова, обозначающие людей по профессии училка (учительница), водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (милиционер); Бытовая техникаящик, телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка (DVD);

Слова, обозначающие людей по родству предки, родичи, родоки (родители), папан, папка (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья), братуха, браток (брат), мен (парень) Учеба домашка (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрошка Продукты питания хавка, хавать, хавчик, жрачка (еда), магаз, магазик (магазин), столовка (столовая) Деньгибабки, бабло, баксы, штука классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно, отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(очень простое)

Глаголы отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), пришить, забить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать); Транспортмотик, мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, пятнадцатка (модели автомобилей Слова, обозначающие людей по их качеству характера крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара, тормоз, шестерка, дятел, козел, чмо, дылда, корова

С какой целью используется сленг в речи?

Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?

Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

Стараетесь ли вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

Вывод: гипотеза, которую я выдвигала, верна- в речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. Наша задача- учит уместно использовать ограниченную лексику в соответствии с ситуацией общения. Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики, надо хорошо знать нормы литературного языка- нормы произношения, ударения, словоизменения.

Список использованной литературы: С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989 В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант). Л.И. Скворцов. Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., О.Л.Соболева. Справочник школьника классы. Русский язык/ М.: АСТ В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, Материалы Интернет