«Мысль не рождается, не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими смыл» М. М. Бахтин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическое сопровождение внедрения ФГОС НПО/СПО третьего поколения Фейгина Э.Е., кафедра профессионального образования СПБ АППО, доцент 16 марта 2012.
Advertisements

LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине (профессиональному модулю) Методический семинар.
«Организация самостоятельной работы студентов при реализации компетентстного подхода к обучению» руководитель отдела методического сопровождения реализации.
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 7 Нормативно-методическое обеспечение реализации ФГОС 3+ по профессиям.
Цифровые образовательные ресурсы ЦОР это сложный информационный объект, выводимый с помощью мультимедийного проектора на экран, т. е. это объект, существующий.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Современные требования к формированию УМК дисциплин Заседание краевого методического объединения г.
Рейтинговая накопительная система (РНС): реализация воспитательного потенциала То, что не оценивается отметкой, является неважным.
Аудиторная Внеаудиторная Разработала: Кузнецова В.В. Самостоятельная работа.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
Преподаватель высшей категории Гнетова Светлана Николаевна Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное образовательное.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Особенности организации самостоятельной работы студентов по заочной форме обучения Воробьева В. М., зав. заочным отделением ЯрИПК.
Смотр-конкурс на лучший УМК ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
С ОСТАВ И СТРУКТУРА УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФГОС.
Транксрипт:

«Мысль не рождается, не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими смыл» М. М. Бахтин

Учебная цель В результате данного учебного занятия Вы систематизируете свои представления об структуре и содержании КМО; согласуете свои представления об основаниях, которые могут быть положены в основу проектирования современного КМО систематизируете свои представления о направлениях развития КМО

Термины Комплексное методическое обеспечение (КМО) Учебно-методический комплекс (УМК)

КМО Комплексное методическое обеспечение (КМО) включает планирование, разработку и создание оптимальной системы средств нормативного, учебно-методического обеспечения, обучения и контроля и является частью научно-методического обеспечения профессионального образования Основной целью КМО является создание условий для реализации требований образовательных стандартов профессионального образования, совершенствование содержания образования, развитие учебно-методического обеспечения образовательного процесса и достижение необходимого качества подготовки рабочих и специалистов. Разработка КМО позволяет: осуществить систематизацию нормативных документов, методических материалов и средств обучения; развивать творческого потенциала педагогических коллективов; интенсифицировать образовательный процесса в учреждениях профессионального образования и др.

УМК Учебно-методический комплекс (УМК) является системой дидактических средств обучения по конкретным учебным предметам и курсам, создаваемой в целях достижения требований образовательных стандартов Учебно-методический комплекс это система взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, проектируемых в соответствии с учебной программой и выбранным дидактическим процессом, достаточных для реализации целей и содержания образовательного стандарта

Сравним КМОУМК оптимальная система средств нормативного, учебно-методического обеспечения, обучения и контроля и является частью научно- методического обеспечения профессионального образования система дидактических средств обучения по конкретным учебным предметам и курсам, создаваемой в целях достижения требований образовательных стандартов

Структура методического обеспечения учебного процесса Учебник (учебное пособие) Рабочая тетрадь Хрестоматия Задачник Дидактические материалы Книга для учителя Контрольно-диагностические материалы Учебник (учебное пособие) Рабочая тетрадь Хрестоматия Задачник Дидактические материалы Книга для учителя Контрольно-диагностические материалы Основные компоненты УМК Основные компоненты УМК Вспомогательные информационные ресурсы по предмету Вспомогательные информационные ресурсы по предмету Словари Справочники Книги для чтения Пособия для подготовки к итоговой аттестации Учебно-наглядные пособия Интернет-поддержка Научно-популярная литература Развивающие и дидактические игры Интернет Энциклопедии Коллекции видео- и фотоматериалов СМИ: TV, газеты, журналы и др. Пособия для поступающих в вузы … Научно-популярная литература Развивающие и дидактические игры Интернет Энциклопедии Коллекции видео- и фотоматериалов СМИ: TV, газеты, журналы и др. Пособия для поступающих в вузы … Дополнительные информационные ресурсы Дополнительные информационные ресурсы стандарт

Структура комплексного учебно-методического обеспечения учебного процесса

Традиционный состав УМК

КМО 1.Нормативно-правовое обеспечение деятельности кабинета: Паспорт кабинета; Календарно - тематический план; Рабочая программа дисциплины; Примерная программа дисциплины; Документы по охране труда. 2. Комплект методических материалов по разделам и темам дисциплин: Рекомендации к лабораторным и практическим занятиям; Планы, технологические карты, лекции; Задания для самостоятельной работы (по темам); Дидактический материал для закрепления нового материла. Комплексное методическое оснащение дисциплины 1. Нормативный комплект 1.1 Паспорт кабинета 1.2 Календарно-тематический план 1.3 Примерная программа 1.4 Рабочая программа 2. Методический комплект по темам дисциплины 2.1 Раздаточный материал по теме 2.2 Рекомендации к лабораторным и практическим работам 2.3 Материалы для закрепления и проверки знаний по теме (текущий контроль) 2.4 Методические указания по использованию оценочной системы (если используется не пятибалльная система оценки знаний)

КМО 3. Комплект методических материалов по контролю знаний и умений: Контрольные задания; Перечень вопросов и типовых задач, включаемых в экзаменационные материалы; Перечень литературы, нормативно - технической документации, наглядных пособий, технических средств, необходимых для проведения экзамена. Комплексное методическое оснащение дисциплины 3. (5) Методический комплект для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 3.1 Перечень литературы и других информационных источников, рекомендуемых к изучению 3.2 Тематика и методические рекомендации по реферативной работе 3.3 Тематика и методические рекомендации по составлению докладов 3.4 Методические рекомендации по другим видам самостоятельной работы студентов

КМО 4. Индивидуальные методические разработки преподавателей: Учебные пособия, методические рекомендации, планы и проекты открытых уроков, презентационные материалы и др.; Методические разработки педагогов. 5. (3) Методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. (методические рекомендации) Комплексное методическое оснащение дисциплины 4. (3) Методический комплект входного контроля знаний (для общеобразовательных дисциплин ) 4.1 Методические рекомендации по проведению входного контроля базовых знаний за курс основного общего образования 5. (3) Методический комплект итогового контроля знаний и умений студентов 5.1 Контрольные работы 5.2 Перечень вопросов и типовых задач, включаемых в экзаменационные билеты (промежуточная аттестация) 5.3 Перечень литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий и технических средств, используемых при проведении экзамена

КМО 6. Методический комплект (курсовое и дипломное проектирование ): Рекомендации по выполнению курсовых и дипломных проектов, нормоконтролю; Тематика проектов; Перечень литературы, нормативно-технической документации, рекомендуемой к использованию при выполнении проектов; Образцы проектов; Программа ГАК (междисциплинарный экзамен, дипломный проект, работа). 6. Методический комплект по курсовому проектированию (если предусмотрено учебным планом) 6. 1 Тематика курсовых проектов 6.2 Перечень литературы, нормативно- технической документации, технических средств и оргтехники, рекомендуемых к использованию при выполнении курсовых проектов 6.3 Методические рекомендации и требования по выполнению курсовых проектов 6.4 Образцы курсовых проектов 7. Методический комплект по междисциплинарному экзамену МДЭ) и дипломному проектированию (ИГА) 7.1 Тематика дипломных проектов 7.2 Перечень литературы, нормативно- технической документации, технических средств и оргтехники, рекомендуемых к использованию при выполнении дипломных проектов 7.3 Методические рекомендации и требования по выполнению дипломных проектов 7.4 Перечень теоретических вопросов, практических заданий и профессиональных

1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности мастерских: Паспорт мастерских; Календарно- тематический план; Перечень учебно- производственных работ; График производственной ( профессиональной) практики; Документы по охране труда. 2. Комплект методических материалов по производственной ( профессиональной) практике - практики для получения первичных профессиональных навыков: Инструкционно - технологические карты; Образцы по темам перечня учебно - производственных работ; Планы занятий; Задания для самостоятельной работы; Дидактический материал для закрепления; Кино – материалы.

3. Комплект методических материалов по контролю знаний и умений: Контрольные задания по изделиям; Индивидуальные методические разработки преподавателей; Учебные пособия, методические рекомендации, планы и проекты открытых занятий, презентационные материалы и др.; Новаторские разработки и мастеров производственного обучения. 4. Методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, для подготовки студентов к выполнению дипломных проектов 5. Методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, для подготовки к выполнению дипломных проектов

Для кого предназначены учебно- методические материалы материалы для студента График учебного процесса; График проведения контрольных работ, зачетов, экзаменов; Раздаточные материалы и рекомендации к лабораторным и практическим работам; Рабочие тетради; Положения Программы ГАК общие материалы Учебники; Пособия; Задачники; Учеб.планы; дидактические материалы; Учебно - методическое обеспечение занятия; Другие источники информации. материалы для преподавателя Ф ГОС СПО; Примерные программы Рабочие программы Методичеcкие разработки; Должностные инструкции; Локальные акты; Программы ГИА

Методическая документация, разрабатываемая преподавателями в рамках должностных обязанностей Рабочие программы дисциплин. Календарно-тематический план. Экзаменационные вопросы (тесты итогового контроля). Планы занятий (технологические карты). Билеты опроса и закрепления. Тесты (входной, текущий, итоговый контроль). Дидактический раздаточный материал. Методические указания по проведению занятий. Методические указания по проведению практических и лабораторных работ. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы Методические указания по выполнению домашнего задания (по необходимости).

Требования к подготовке и оформлению учебно- методической документации Подготовка рабочей учебно-методической документации планируется из расчета полного обеспечения ею всех учебных программ по видам занятий. Перечень, объем, виды и сроки подготовки учебно- методической документации фиксируются в планах методической службы учреждения. Рабочая учебно-методическая документация печатается в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится в документах методической службы, второй у автора.

содержание УМК учебной дисциплины нормативная документация учебно- методическая документация средства обучения учебно- методическая литература учебно- наглядные пособия технические средства обучения и ПО средства контроля средства контроля на бумажных носителях (тесты, к.р., задания и т.п.) технические средства контроля (компьютерные контролирующие программы) содержание УМК учебной дисциплины нормативная документация учебно- методическая документация средства обучения учебно- методическая литература учебно- наглядные пособия технические средства обучения и ПО средства контроля средства контроля на бумажных носителях (тесты, к.р., задания и т.п.) технические средства контроля (компьютерные контролирующие программы)

Рабочие программы дисциплин. Календарно- тематические планы. Экзаменационные материалы (тесты, вопросы, билеты и т.д.) Планы уроков (технологические карты). Тесты (входной, текущий, итоговый контроль). Дидактический раздаточный материал. Материалы к обязательной контрольной работе. Методические указания по проведению лабораторно – практических работ. Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине. Материалы к программе ГИА (междисциплинарному экзамену, дипломному проекту (работе). Методические рекомендации к курсовому и дипломному проектированию. (курсовой работе (проекту), дипломной работе (проекту) Учебно-методический комплекс дисциплины. Папка (портфолио) преподавателя. Учебно-методическая документация, разрабатываемая преподавателем в рамках должностных обязанностей в ТК 14 г. Москвы

Определение норм времени для методической работы преподавателей: Методическое пособие ч. Наглядное пособие ч. Создание презентации – 20 ч. Подготовка материалов к открытому уроку 1020 ч. Создание видеофильмов 20 ч. Подготовка материалов для участия в городских конкурсах -10 ч. И т.д.

Но ме р гра фы Наименование графы Максимальн ый балл Что учитывается 2 Паспорт кабинета 3 Наличие или своевременность разработки паспорта (при отсутствии типового) и его качество 3 Инвентаризация 5Сохранность, соответствие описи и наличие оборудования и мебели. 4 Состояние кабинета 10Санитарное состояние, систематизация УМК 5 КТП10Своевременность сдачи, качество 6 Методические разработки (одна разработка) 10 Содержание, оформление, рецензия, объем, актуальность 7 Учебное пособие 30 (одно уч.пособие ) Содержание, оформление, рецензия, объем, актуальность 8 Раздаточный материал 10Содержание(ксерокопия, собственная разработка) и оформление 9 Экзаменационные билеты 5Своевременность разработки, наличие согласований и утверждений 10 Тесты 20Содержание, оформление, рецензии, объем, актуальность Критерии оценки методической работы преподавателя Цель. Определить «Методический балл» преподавателя

Но ме р гра фы Наименование графы Максималь ный балл Что учитывается 10 Тесты 20 Содержание, оформление, рецензии, объем, актуальность 11 Наглядные пособия 20 Макет или стенд-до 15 баллов, действующая модель 20 баллов 12 Рейтинг 20 Своевременное и аккуратное ведение журналов учебных занятий. Выполнение графика консультаций. 15 Применении ПК30 Подготовка к уроку - 10 баллов; лабораторная, практическая работа - 10 баллов 13 Технологизация образования 10Степень освоения технологии обучения и применение на практике 14 Другое 15Другие инновации 15 Самостоятельная работа студентов 35 Применение различных видов самостоятельной работы: а) аудиторная - 15 баллов; б) внеаудиторная - 20 баллов 16 Внеклассные мероприятия 25 Вид мероприятия (вечер, КВН, олимпиада, конкурс и др.), а также количество участников 17 Открытый урок-20Качество урока, его актуальность 18 Другое 30 Учитываются прочие виды работ (публикации, выступления, участие в конкурсах и соревнованиях вне колледжа и др.) Критерии оценки методической работы преподавателя Цель. Определить «Методический балл» преподавателя

структурные компоненты образовательной системы В условиях внедрения ФГОС структурные компоненты наполняются новым содержанием Цель Методы, (как учить?) Содержание (чему учить?) Средства Формы

Сфера профессиональной деятельности КХПРОФСТАНДАРТ Сфера образования Дидактическая модель Цели Ученик Процесс Содержание Педагог Комп. п.Деятел.п.ЛОП Модул. п

Какие сложности (затруднения) сегодня испытывают педагоги (мастера) при разработке КМО?

Недостатки учебной литературы Педагоги отмечают, что: существующие учебные пособия и учебники, особенно ёмкие, плохо читаются; привычно рекомендуемая обязательная учебная литература читается студентами наспех или просматривается, а дополнительная просто игнорируется, ее трудно найти; учебные группы все более разнородны, многие обучающиеся не знают многого из того, что должны бы были знать, так как пришли из разных образовательных учреждений; учебники во многом оторваны от жизни и не годятся для обучения;

учебная литература перегружена теоретической и устаревшей информацией и т.д. В этой связи назрела необходимость создания практикоориентированного учебного материала, раздаточного материала, позволяющего учащимся (студентам) в ходе коротких занятиях схватывать суть изучаемого содержания, а педагогу более индивидуализировать учебный процесс.

Как учащиеся относятся к учебной книге Не умеют работать с книгой Фактически не читают учебники С интересом рассматривают иллюстрации Не носят на занятия

Что говорят студенты Учебники скучны Материал однообразен Мало картинок Трудно читать и учить материал по учебнику (много лишнего) Я в этом году еще не открывал учебник, хватает конспектов и т.д.

Какой учебник нужен студенту Не толстый Со схемами и иллюстрациями Простой Электронный (с понятной навигацией)

Стереотипы восприятия учебной литературы В образовании в связи с рынком новинок сложилось два стереотипа. Во-первых, это стереотип «быстро устаревающих книг», который стал критерием их отбора, а в результате многие фундаментальные издания оказались «отодвинутыми» на периферию сознания. Во-вторых, - это стереотип «компиляторства», который очень сильно проявляется в обучении, особенно тогда, когда преподаватель хочет «дать всё лучшее» из лучших учебников и учебных пособий, причём именно новых. Т.е. гонится за синей птицей. Но не всегда такой подход оправдывает себя. В последнее время возник ещё и стереотип стандартизации учебного процесса, который проявился в результате необходимости упорядочить разнородный учебный процесс. Сегодня один и тот же учебный предмет в разных ОУ изучают по разным учебникам.

Большое число педагогов оказались в растерянности от того, и пытаются адаптировать имеющиеся УМК к новым подходам в образовании.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КМО

Масштаб модификации КМО Уровень педагога Уровень методического объединения Уровень образовательного учреждения Уровень региона Уровень страны

Дисциплина Электронный конспект лекций Учебные пособия Методические рекомендации Материалы для зачета /экзамена Информатизация УМК

Студент Контрольные работы Практические работы Рефераты, сообщения, курсовые работы Конкурсные работы Информатизация УМК

Создание учебно-методических материалов нового поколения информационный образовательный ресурс (ИОР) Инновационный учебно- методический комплекс (ИУМК) информационные источники сложной структуры (ИИСС)

Направления формирования УМК нового поколения Развитие нецифровых учебно- методических комплексов Создание инновационных учебно- методических комплексов

Развитие нецифровых учебно- методических комплексов

Инновационный учебно- методический комплекс (ИУМК) Под ИУМК понимается полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно- коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов.

ИУМК должен : Ориентировать педагога на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, обеспечивать системное внедрение и активное использование ИКТ в учебном процессе ОУ.

Инновационный учебно- методический комплекс (ИУМК) Проект НФПК "Информатизация системы образования".

При разработке ИУМК необходимо учитывать как существующие варианты технического оснащения образовательных учреждений, так и перспективные, предоставлять вариативные методики организации обучения. Требования к разработке ИУМК

ИИСС может иметь следующую структуру:

В качестве ИИСС могут рассматриваться следующие цифровые образовательные ресурсы: цифровые образовательные ресурсы, по одной или нескольким конкретным темам (разделам); учебные модули, которые помогли бы учащимся познакомиться с исследовательским аспектом определенной науки; специализированные энциклопедии; комплекты материалов, построенные по хронологическому принципу (ленты времени); виртуальные лаборатории или их циклы, моделирующие важнейшие изучаемые явления; сложные учебные интерактивные модели

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ ИНТЕРНЕТ- ОБУЧЕНИЯ

многообразие используемых в педагогической теории и практике терминов ( терминология не установилась) Электронные учебники (ЭУ); Электронный учебный курс (ЭУК); Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК); Программные средства учебного назначения (ПСУН); Электронные обучающие средства; Электронные образовательные ресурсы; Электронная обучающая программа; Электронный репетитор; Автоматизированная обучающая система (АОС); Сетевой учебно-методический и информационный комплекс (СУМИК). Несмотря на многообразие терминов, они отражают один и тот же объект (будем в дальнейшем называть его учебно- методическим комплексом - УМК),

УМК УМК (в данном контексте) определяется как обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющую теоретический материал, обеспечивающую тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, обеспечивающую информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.

Отличия электронных от традиционных УМК Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого; Возможность построения простого и удобного механизма навигации; Развитый поисковый механизм; Возможность встроенного автоматизированного контроля усвоения знаний; Возможность адаптации изучаемого материала в уровню знаний студента; Возможность интерактивного взаимодействия между студентами и элементами учебника; Возможность включения специальных фрагментов, моделирующих течение технологических процессов; Возможность включения аудиофайлов и видеофрагментов; Полномасштабное мультимедийное оформление учебника.

При разработке УМК необходимо руководствоваться определенными принципами. классические педагогические принципы, а именно: Научности; Доступности; Учебности; Наглядности; Систематичности и последовательности; Связи теории с практикой.

При разработке УМК необходимо руководствоваться определенными принципами. И в тоже время приходится считаться с новыми принципами: Учетом психофизических особенностей обучаемых; Психологической и педагогической эргономичности; Функциональной полноты (открытая система); Приоритетности стратегии обучения (предъявление учебной информации, контроль…); Принципом мотивационной и активностной обеспеченности; Принципом универсальности применения (самостоятельная работа, инструмент преподавателя….) Принципом модульности построения. К этим принципам в последнее время добавляется и принцип унификации и стандартизации.

Базовый состав учебно-методического и информационного комплекса Введение к курсу (автор, аннотация) Программа учебной дисциплины Учебная информация Руководство по изучению комплекса Хрестоматия (электронная библиотека курса) Академический календарь Контрольный блок (тесты, темы семинары, практические задания, проекты, кейсы, экз.вопросы) Глоссарий и список сокращений и аббревиатур Заключение

Дополнительный состав учебно-методического и информационного комплекса (дидактические аксессуары УМК) Коллекция работ студентов (проекты, рефераты, …) Часто задаваемые вопросы с ответами Пакет анкет (для знакомства с потенциальными учащимися и начального уровня знаний по предмету (теме), итоговая анкета для оценки курса и преподавателя) Эпиграфы к модулям учебного материала Тексты психологического настроя Практикум с примерами решений («решебник») Трудоемкость изучения (разделов, тем) Предлагаемый состав можно рекомендовать для разработки УМК, пригодного для общего среднего образования, ВПО, СПО и дополнительного профессионального образования и переподготовки, причем как для поддержки очного учебного процесса, так и дистанционного обучения, реализуемого вообще без очного контакта.

Литература Рубин Ю.Б. E-learning в России: от хаоса к глубокому укоренению //Высшее образование в России. 3, Андреев А.А. Введение в интернет – образование – М.: Логос, Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников. –Астрахань Из-во «ЦНТЭП», с Вуль В.А. Электронные издания.-СПб: «БХВ-Петербург»,2003 Горлушкина Н.Н. Педагогические программные средства.Под ред М.И.Потеева – СПб:СПБ ГИТМО (ТУ), с. Использование ИКТ в дистанционном образовании. Спец курс /пер. с англ/ М.Мур, Л.Блэк и др.-М.: ИД «Обучение-Сервис, с. Информатизация образования: направления, средства, технологии. Под общ. ред. С.И. Маслова. –М.: Изд. МЭИ, с. Можаева Г.В., Тубалова И.В. Как подготовить мультимедиа курс?/ Под ред. В.П. Демкина-Томск: Изд-во ТГУ, с. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации-М. Агентство «Издательский сервис», с. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании-М.:ИЦ «Академия», с. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга-М.: Логос, МГУП, 2000,-255 с. Андреев А.А. Основы интернет-обучения -М.: Эл изд. на CD, 2006.