Современные детские сады в России: возможности и перспективы Шмис Т.Г., к.п.н., MEd, специалист в области образования Всемирного банка Москва, 10 июня.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эффективность программ государственной системы дошкольного образования: финансирование и образовательная среда Тигран Шмис, cтарший специалист по вопросам.
Advertisements

Программа совместной работы Ханты – Мансийского автономного округа – Югра и Всемирного банка: от архитектуры детских садов к модернизации содержания раннего.
Организация предметно- пространственной среды в дошкольной организации в соответствии с проектом ФГОС.
Требования к развивающей предметно - пространственной среде.
ProPowerPoint.ru Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении.
Развивающая предметно- пространственная среда в соответствии с ФГОС ДОУ.
Предметно-пространственная развивающая среда – основа реализации образовательной программы дошкольного образования.
Мастер-класс: «Организация предметно-развивающей среды в связи с введением ФГОС» МДОУ детский сад общеразвивающего вида 226.
РМО заместителей заведующих и старших воспитателей МБДОУ от года Тема: О новой законодательной базе в сфере образования: ФГОС дошкольного образования:
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Развивающая предметно- пространственная среда По ФГОС.
Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии ФГОС.
Работу выполнила: воспитатель первой категории Карташова Т.М.
* муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 96 * комбинированного вида «Алёнушка» Развивающая предметно-пространственная.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ДС 174 Старший воспитатель. Приказ Минобрнауки России N 1155
Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в ДО «Светлячок» ГБОУ гимназии 1515.

1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Транксрипт:

Современные детские сады в России: возможности и перспективы Шмис Т.Г., к.п.н., MEd, специалист в области образования Всемирного банка Москва, 10 июня 2014

План Почему это важно Ограничения в развитии инноваций Существующие возможности Связь архитектуры и содержания 2

Больше активного пространства Чем больше активного пространства приходится на ребенка, тем больше свободы для творчества, меньше конфликтов, выше уверенность в себе (Presсott, 1967; White and Stoecklin, 2003, Maxwell, 2007). 3 Четыре типа пространств доступ к которым позитивно влияет на уверенность в себе (Maxwell, 2007): (a) места для взаимодополняющих активностей, (b) поддерживающие места, (c) доступ к большим пространствам (внутри и вне помещений), и (d) доступ к местам самообслуживания (напр. туалеты)

Свобода действия в среде как приоритет Включенность (agency) и самоконтроль (executive function) выше, при большей возможности проявления инициативы, самостоятельного участия в создании условий (Bagby et al, 2012). 4

Экономика образования Отдача от инвестиций в образозвание наиболее высокая на ранних возрастах (от 0 до 6) (Heckman & Carneiro, 2003) 5

Среда это третий учитель/воспитатель Концепция среды как третьего учителя предложена программой Реджио Эмилья. В ней физическая среда становится третьим учителем маленького ребенка после родителей и воспитателя(Gandini, 1998). Дети учатся во взаимодействии со средой и с другими людьми. 6

Эффекты академических и всеобъемлющих подходов в дошкольном образовании 7 Какой из подход с наибольшей вероятностью улучшит следующие результаты ребенка Академический (Academic) Всеобъемлющий (Comprehensive) IQ баллыХ Мотивацию к учебе Х Грамотность и счетХ Креативность Х Самостоятельность Х Специфические знанияХ Уверенность в себе Х Общие знания Х Инициативность Х Краткосрочные результатыХ Долгосрочные результатыХХ Источник: OECD 2013, Pianta et al., 2010; Eurydice, 2009; Laevers, 2011; Schweinhart and Weikart, 1997.

Регулирующие условия в России 8 Мин ОбрНауки ФГОС Рос Строй СНИП Экономика = неэффективно Развивающие пространства = 2,5 кв.м. Согласованность норм = низкая

Универсальный подход ориентированный на ребенка 99 Мин ОбрНауки ФГОС Рос Строй СНИП Экономика = эффективно Развивающие пространства = до 9 кв.м. в тех же пространствах Согласованность норм = высокая

История вопроса - проблемы Российские детские сады снаружи выглядят красиво, а внутри – традиционно

В существующих проектах есть большой потенциал для улучшения среды и сокращения стоимости строительства БОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА, СОКРАЩЕНИЕ ПЛОЩАДИ И ЗАТРАТ НА 20% + ИНТЕРЕСНЫЕ И ГИБКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ

История вопроса - проблемы Создаются просторные, но мало используемые помещения Для каждого вида занятий создается отдельное помещение

От традиционного к новому: Инновации требуют отхода от правил 13

Датские детские сады в разные годы 14 Изолированные комнаты Типовые решения Современная среда с 1995

Коридор становится местом общего пользования Цель: интенсивное многоцелевое использозвание, гибкость ИГРОВАЯ ИСП-Е КОРИДОРА : НИЗКОЕ ТЕАТР СПОРТЗАЛ ИГРОВАЯ ИСП-Е : НИЗКОЕ ИСП-Е: ВЫСОКОЕ ОБЩАЯ ПОЛЕЗНАЯ ПЛОЩАДЬ : 500 м 2 ОБЩАЯ ПОЛЕЗНАЯ ПЛОЩАДЬ : 400 м 2 БОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА, СОКРАЩЕНИЕ ПЛОЩАДИ И ЗАТРАТ НА 20% + ИНТЕРЕСНЫЕ И ГИБКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ ИСП-Е: НИЗКОЕ ИСП-Е : ВЫСОКОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕСТО ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ : ТЕАТР / СПОРТЗАЛ

16

Гибкие пространства 1 Полностью закрыто Гибкие пространства 1 Полностью закрыто

Гибкие пространства 2 То же помещение открытое для активности большей группы Гибкие пространства 2 То же помещение открытое для активности большей группы

Гибкие пространства 3 Еще более открытое пространство Гибкие пространства 3 Еще более открытое пространство

- 51% 4700 кв.м. ~3000 кв.м. Активное пространство на 1 ребенка 2.5 кв.м. ~9 кв.м.. Общее пространство здания Размер детского сада: возможности при проектировании детского сада на 220 мест 20

на 40% больше Стоимость места на ребенка в разных странах 21 Доллары США СШ А Редж ио Эмил ья (Итал ия) Дан ия Самар ская область Чува шска я Респ убли ка Респ убли ка Саха (Яку тия) ХМА О- Югра Ниже город ская область Респу блик а Тата рстан Сред няя по РФ Сред няя по Казах стан Стройка Стоимост ь места 10K to 30K ~20K От 13,8 K до 29K 17K27K36K18.7K33K 25.8K Ru 848K 12.2K Ru 390K Рекостру кция Стоимост ь места 14.5K14.2 K 9.2K

кв.м.3000 кв.м. Сценарий Снижение потребления Σ экономии (RUR) Отопление Электричество Высокий 70%30%37,837,96051,485,000 Средний 50%20%26,533,64436,104,000 Низкий 30%10%15,229,32720,722,000 Размер детского сада и энерго-эффективность: возможности при проектировании детского сада на 220 мест

23 Физическое развитие

24 Утро обычного мальчика в разных детских садах –> 6 км. Или 500 м.

Безопасность: важность в мелочах 25

Безопасность: важность в мелочах 26

Проект в Якутии: Перемены в настоящем ~ 47 отдельных помещений, 50 кв. м. игровой – 3 групповых

Проект в Якутии: Перемены в настоящем ~ 32 отдельных помещения, 87 кв. м. игровой – 4 групповых

29

30

31

32

Связь архитектуры и педагогики Открытая архитектура Новые педагогические практики 33 Новое качество среды и новое образозвание для развития

Связь с ФГОС ДО Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. … 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; … 4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; … 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 34

Возможности 1. ФГОС ДО заложил основу для современной среды в детских садах России. 2. Новый Сан ПиН. Первый шаг к открытой среде. Принцип групповой изоляции требует гармонизации с современными технологиями. 3. Противопожарная безопасность: Оценка пожарных рисков – возможность моделирования рисков и применения гибких подходов к проектированию, создание и оценка новых практик 4.Еврокоды: новые технологии строительства. 5.Еврокоды: новые материалы (дерево, быстровозводимые конструкции) 6. Трансформация среды – в дошкольной группе и из группы в начальную школу. 35

Рекомендации по современному проектированию в рамках проектов Всемирного банка Декларируемые в рекомендациях принципы «никаких коридоров», «общего пространства», «амфитеатра», «компактной формы», «противопожарной перемычки» имеют право на существозвание, подлежащее обоснованию в каждом конкретном случае (Академия ГПС МЧС РФ); ДОУ в деревянных несущих конструкциях проектировать одноэтажными, с изоляцией общего пространства конструкциями из материалов группы НГ (Академия ГПС МЧС РФ); В Федеральном законодательстве нет прямых запретов на реализацию предложенных проектных решений (ФГБУ ВНИИПО МЧС РФ). 36

Данные по гармонизации российских и международных стандартов по пожарной безопасности Всего стандартов в области пожарной безопасности в Российской Федерации 236 Полностью гармонизировано с европейскими (EN) и международными (МЭК, ИСО) стандартами 52 Гармонизированы частично по основным подходам и положениям 45 Подлежат гармонизации

Возможно ли построить открытый детский сад в России? 38

Открытые вопросы Изменение среды и изменение педагогики? Новые ограничения? 39

40 Спасибо за внимание! Тигран Шмис –

Анализ факторов, определяющих время начала эвакуации Время года Кол-во воспитателей Время начала эвакуации с учетом работоспособности систем СОУЭ в зависимости от уровня противопожарной подготовки воспитателей для каждой возрастной группы детей. мин: Младшая группа Средняя группа Старшая группа СОУЭ функционирует СОУЭ не функционирует СОУЭ функционирует СОУЭ не функционирует СОУЭ функционирует СОУЭ не функционирует Неуд.Уд.Неуд.Уд.Неуд.Уд.Неуд.Уд.Неуд.Уд.Неуд.Уд. Лето 13,12,45,14,42,41,74,43,72,11,44,13,4 22,11,44,13,41,71,03,73,01,60,93,62,9 31,81,13,83,11,50,83,52,81,40,73,42,7 Осень- весна 114,513,816,515,810,09,312,011,38,27,510,29,5 27,87,19,89,15,54,87,56,84,63,96,65,9 36,05,38,07,34,33,66,35,63,62,95,64,9 Зима 123,522,825,524,816,015,318,017,313,012,315,0 14, 3 212,311,614,313,68,57,810,59,87,06,39,08,3 39,08,311,010,36,35,68,37,65,24,57,26,5 Накиды -звание одеял 14,94,26,96,23,62,95,64,93,12,45,14,4 23,02,35,04,32,31,64,33,62,01,34,03,3 32,11,44,13,41,71,03,73,01,60,93,62,9 41

42 Подготовка изменений к Федеральному закону 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Основные направления дальнейшего совершенствования национальной системы технического регулирования в области пожарной безопасности Внесение изменений в действующие своды правил и стандарты, разработка новых сводов правил и стандартов Актуализация перечней стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»