( от лат. постепенное усиление ) – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая часть заключает в себе усиливающее ( реже уменьшающее) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже ослабевание) производимого ими впечатления. Градация Подготовила Чумакова Елизавета, ученица 8 «Г» класса
Не жалею, не зову, не плачу... Не жалею, не зову, не плачу... С. Есенин ( )
Жалобный, жалостный, каторжный вой. Жалобный, жалостный, каторжный вой. М. Цветаева М. Цветаева ( )
Пришел, увидел, победил. Пришел, увидел, победил. Цезарь (100 до н. э. – 44 до н. э.
В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов. В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов. А. Грибоедов (1790 или )
И где-ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? И где-ж Мазепа? Где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? А. Пушкин ( )
В заботе сладостно- туманной не час, не день, не год уйдет. В заботе сладостно- туманной не час, не день, не год уйдет. Е. Баратынский ( )
На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция… я поднялся не по трем- четырем примощенным ступенькам, но по сотням или даже тысячам их-неуступным, обрывистым, обмерзлым. А.Солженицын А.Солженицын ( )
Не то, что мните вы, природа не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык. Не то, что мните вы, природа не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.Тютчев ( )
Но чернеют пламенные дали не уйти, не встать и не вздохнуть. Но чернеют пламенные дали не уйти, не встать и не вздохнуть. А. Блок ( )
Все грани чувств, все грани правды стерты: В мирах, в годах, в часах. Все грани чувств, все грани правды стерты: В мирах, в годах, в часах.
Насвистывает сначала из «Роберта», потом: «Не шей ты мне, матушка», а наконец ни се ни то. Насвистывает сначала из «Роберта», потом: «Не шей ты мне, матушка», а наконец ни се ни то. Н. ГОГОЛЬ ( )
Впечатление градации усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто анафорой. Впечатление градации усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто анафорой.анафорой
Люблю тебя капризною мечтой, Люблю тебя всей силою души, Люблю тебя всей кровью молодой, Люблю тебя, люблю тебя, спеши! Люблю тебя капризною мечтой, Люблю тебя всей силою души, Люблю тебя всей кровью молодой, Люблю тебя, люблю тебя, спеши! К. Бальмонт ( )