ГЛАВА 17: ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ ­­­­­­­­­­ DANCE MOVEMENT THERAPY. A HEALING ART ТАНЦЕВАЛЬНО - ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Николаева Анна, 10 «б» Руководитель: Смирнова О.М.
Advertisements

«Использование dans-терапии для гармонизации детско-родительских отношений» Министерство образования и науки Республики Марий Эл ГОУ Республики Марий Эл.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Влияние семьи на становление личности подростка Влияние семьи на становление личности подростка.
Усовершенствованная модель здоровья - модель Аллен (Модель Мак Гилла)
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
широкое распространение ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон в производственной и общественной жизни;
Средняя общеобразовательная школа 574 с гимназическими классами Значение мимики и жестов в общении Автор проекта: Иванова Ирина, 4 класс Руководитель проекта:
Кулаков С.А. Методологические аспекты клинической супервизии.
Определение малой группы. Малая группа есть - «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи.
Готовность ребёнка к обучению в школе. «Готовность к школе психологическая» (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребёнку.
Ученицы:Пургиной Татьяны МБОУ СОШ 32 5 класса «Б».
«Родительская любовь. Какая она?» Родительское собрание Презентацию подготовила Петухова А.А., классный руководитель 5-7 класса МБОУ СОШ 23 п. Лиинахамари.
МЕНЕДЖМЕНТ. Взаимосвязь конфликта и стресса
Прогнозирование и предупреждение социальных конфликтов «Любая система разрушается изнутри неуправляемыми конфликтами.»
Kazakhstan Health Technology Transfer and Institutional Reform Project Орвилл Адамс Содействие профессиональному развитию.
5 класс – новый этап в жизни детей. 5-й класс - это: Изменение условий обучения (учителя- предметники и разные кабинеты вместо одного учителя и своего.
Как по-настоящему любить своего ребенка. Хотя любовь в глубине души испытывают почти все родители, сложность состоит в том, чтобы выразить эту любовь.
Подготовила студентка 1 курса СДО 13 группа Земскова Валерия Тамбов 2018.
Транксрипт:

ГЛАВА 17: ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ ­­­­­­­­­­ DANCE MOVEMENT THERAPY. A HEALING ART ТАНЦЕВАЛЬНО - ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ. ИСКУССТВО ИСЦЕЛЯТЬ FRAN J. LEVY ED.D., M.S.W., A.D.T.R

ВВЕДЕНИЕ В психиатрии в течении столетия было обнаружено, что не все люди могут использовать вербальный язык или выражать свои чувства через него. То есть, для некоторых людей мысли и чувства являются или могут быть обработаны наиболее полно лишь будучи телесно выраженными. Нередко это встречается в работе с психиатрическими пациентами, которые были госпитализированы, потому что другие люди не смогли общаться с ними "на их языке". Marian Chace можно считать первооткрывателем этого направления, она первой начала прямое общение с психиатрическими пациентами при помощью танца в 1940-х годах. Другие первооткрыватели, в частности, Schoop и Rosen начали работать с этой группой в начале 50-х. Сегодня больницы и общественные психиатрические клиники на всей территории США признают танцевальную терапию, и включили ее в общую лечебную программу пациентов психиатрических больниц. Ниже приведен обзор литературы, посвященный данной группе пациентов.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (ТЕРАПЕВТ/ ПАЦИЕНТ) Терапевтические отношения между терапевтом и пациентом являются неотъемлемой частью танцевальной терапии с любыми людьми. С госпитализированными психиатрическими пациентами установление такой связи может быть тяжелым процессом, особенно для молодых танцевальных терапевтов. Susan Sandel (1980) – бывшая студентка Chace, и важный специалист в этой области, считает, что без самоанализа, супервизии и взаимной поддержки, молодые терапевты более склонны чувствовать разочарование, неуверенность в себе и эмоциональное истощение.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ТЕРАПЕВТА Susan Sandel утверждает, что сложный процесс, с практически незаметным продвижением. В ответ на это начинающие танцевальные терапевты не редко начинают действовать оборонительным и/или компенсаторным образом, чтобы защититься от чувства гнева и отчаяния. Такую реакцию Sandel считает естественной и подчеркивает необходимость личной терапии для танц-терапевта для само- сохранения. Тем не менее, Sandel предупреждает, как важно молодому терапевту понять что эти механизмы могут быть определяющими в терапевтической ситуации.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ТЕРАПЕВТА Например, терапевт может видеть некоторые проблески в поведении, которые он/она могут принимать за изменения и в дальнейшем преувеличить важность этого поведения. Опасность здесь заключается в том, что терапевт может думать, что пациент способен на большее, чем есть на самом деле. Эти ожидания часто возникают как частичная защита от разочарования и фрустраций, но в свою очередь это может привести к чувству уныния и гнева при регрессии.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ТЕРАПЕВТА Поскольку в танцевальной терапии терапевт и пациент двигаются вместе, что включает в себя тесный физический контакт, то выстраивание глубоких эмоциональных связей является необходимой частью лечения. В то время, как глубокая эмпатия и приятие пациента может дать представление о его внутреннем мире она так же может оставить чувство дезориентации и истощения у танцевального терапевта. Со всеми этими реакциями необходимо разбираться для того, чтобы танцевальный терапевт оставался эффективным.

«ХОРОШАЯ» И «ПЛОХАЯ» МАТЬ Одно из переносных чувств которое может возникать с пациентами с диагнозом шизофрения, рассматривается как «хорошая» и «плохая» мать. В своей работе Sandel приводит примеры и обсуждает результаты этого контр переносного феномена.

ЧУВСТВЕННЫЙ ВКЛАД ТЕРАПЕВТА Сэндл верила что пациенты с шизофренией интуитивно осознают тот чувственный вклад терапевта который он вкладывает в свои движение и терапевтический танец а так же чувство уязвимости терапевта когда он сомневается в эффективности танцевальной терапии как инструмента лечения. Терапевту необходимо остерегаться оборонительных оправданий и\или осознавать их и делать видимым то поведение которое вызывает неуверенность в себе или стеснение возникающее при переносных чувствах.

ТРУДНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ТЕРАПЕВТОВ Joan Lavender's (1977) описала в своей работе с Ником трудности с которыми сталкивается начинающий терапевт стараясь использовать искусство терапевтически. На протяжении описания всей своей работы с этим пациентом, Lavender подчеркивала важность давать процессу танца разворачиваться естественно, а так же зависимость пациента от комфорта танцевального-терапевта в двигательных отношениях.

ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВА И СЕПАРАЦИИ / ИНДИВИДУАЦИИ Joan Naess (1982) рассматривает связь между пациентом и терапевтом связывая их с этапами развития предложенными в теории объектных отношений. Хотя эти этапы не всегда очевидны, она считает, что понимание развития может помочь разобраться в интенсивных чувствах возникающих в двигательном взаимодействии как и у пациента так и у терапевта.

ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВА И СЕПАРАЦИИ / ИНДИВИДУАЦИИ Sandel (1982) находит многочисленные примеры в литературе по танцевальной терапии когда терапевты формировали симбиотическое присоединение с пациентами Гораздо меньше внимания было уделено, отмечает она, в терапевтических отношениях с пациентами на стадии сепарации и индивидуации. Ссылаясь на работу Kestenberg, Mahler, и Spitz она постулирует, что так же, как различные материнские стили необходимые на разных этапах развития ребенка, различные терапевтические стили необходимы на разных этапах развития пациента.

ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВА И СЕПАРАЦИИ / ИНДИВИДУАЦИИ Однако, поскольку развитие профессии танцевального терапевта начиналось в основном в работе с шизофреническим пациентами, многие "классические" методы танцевальной терапии, пишет Sandel, рождаются от симбиотических потребностей этих пациентов но эти методы могут быть менее эффективны или даже вредны, когда они используется с пациентами, находящимися не в симбиотической стадии развития.

ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВА И СЕПАРАЦИИ / ИНДИВИДУАЦИИ Такие методы, как структура круга и непрерывные синхронное движения могут блокировать автономные эксперименты пациентов. И вместо того что обычно обозначается "хорошей" танцевально терапевтической сессией с пациентами с хронической шизофренией, когда группа синхронно движется в кругу это может указывать на чрезмерную "зависимость, желание соответствовать, и апатию " в других группах.

ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВА И СЕПАРАЦИИ / ИНДИВИДУАЦИИ Для того чтобы облегчить сепарацию\индивидуацию, Sandel (1982) выдвигает следующие предложения: Техника смены лидерской роли между пациентами, идеально подходит для укрепления автономии пациента. Важность личного пространства была также отмечена, Sandel (1973), которая подчеркивает, что терапевт должен реагировать на потребности пациента в расстоянии после периодов близости.

ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВА И СЕПАРАЦИИ / ИНДИВИДУАЦИИ Bovard-Taylor и Draganosky (1979) также писали о важности личного пространства в развитии терапевтических отношений и терапевтического процесса. Они внесли следующие предложения : 1) позволять пациенту / клиенту почувствовать, что он может контролировать пространство; 2) быть чувствительным к изменениям; 3) быть внимательным к недопониманиям, 4) выражать личные пространственные предпочтения 5) отвечать устно или невербально на признаки комфорта или дискомфорта.

ПРОБЛЕМЫ ПРОСТРАНСТВА И СЕПАРАЦИИ / ИНДИВИДУАЦИИ Работа Arlynne Stark со случаем Джея подробно описана в книге

ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Групповая работа с психиатрическими пациентами разворачивается вокруг взаимодействия между членами группы, а также отношений танцевального терапевта с каждым пациентом и с группой в целом. Хелен Lefco работа с группой из шести подростков психиатрических пациентов в стационаре частной клинике Lefco применяла только две структуры, круг и разминки дальше шла за группой

ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Работа Lefco является уникальной в том, что она проводилась на небольшой группе в частной клинике которая располагалась на ферме, где пациенты и персонал жили вместе как семья, в небольших трейлерах. В этой клинике, наркотическая и шоковая терапия не являлась частью лечения пациентов. Это существенно отличалось от работы других танцевальных терапевтов в некоторых больницах, чьи клиенты находились на медикаментозном лечении и шоковой терапии. Это было препятствием на пути процесса танцевальной терапии, потому что часто пациентами оказывались таким вялым, что их энергии уже не хватало для движения или самовыражения.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ГРУППОВОЙ СЕССИИ David Johnson и Susan Sandel (1977) разработали систему которая называется Структурный анализ двигательной сессии (САДС\SAMS), который возникла из их работы со взрослыми психиатрическими пациентами в танцевальной и театральной групповой терапии Они описывают SAМS и как " словарь групповых событий и как метод анализа различных аспектов функционирования группы»

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ГРУППОВОЙ СЕССИИ SAМS помогает терапевту иметь удобные описательные рамки для размышлений о своем терапевтическом вмешательстве» SAМS содержит 46 структурных видов, которые разделены на группы Task ("наблюдение моделей действий а так же звуковых моделей для группы в целом"), Space \ Пространство ("особые типы отношений которые возникают между членами группы, т. е. групповое формирование»), и Role \ роль ("определенный шаблон формальных ролей, которые возникают в групповой деятельности")

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ГРУППОВОЙ СЕССИИ «SAМS имеет потенциал для проведения исследований, но пожалуй главной и непосредственной пользой для танцевальной и драма терапии является то что SAМS может использоваться в качестве системы для наблюдения за группой и размышлении о том как они функционируют. Мы убеждены, что SAМS помог нам улучшить наше клиническое виденье, и это, безусловно, помогло нам обсуждать более понятно, то что происходит в наших сессиях. SAМS может так же дать ценные знания для обучающихся терапевтов, а так же может быть использован при отработке своих навыков в качестве ведущего группы. Так как SAМS обращает внимание на сбои происходящие в потоке сессии, он может помочь терапевту определить, когда такие сбои начинают происходить, и решить, как с ними поступать...»

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ГРУППОВОЙ СЕССИИ Johnson, Sandel, и Bruno (1984) использовали SAМS в танцевально-двигательной групповой терапии сравнивая три типа клиентов: пациенты с диагнозом шизофрения пациенты с расстройствами характера, и норма Все три группы по-разному реагировали на недифференцированную структуру и гибкость в правилах присущую «классической» танцевально-двигательной групповой терапии.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ГРУППОВОЙ СЕССИИ гипотеза Пациенты с диагнозом шизофрения, которые, как правило, "имеют трудности в поддержании ясности... границ своего мышления и межличностных отношений» (р. 417) будут показывать более высокий уровень активности в танцевально- двигательной терапевтической сессии с менее дифференцированной структурой и задачами. Пациенты с расстройствами характера, которые, как правило, имеют "жесткие, негибкие границы эго" показывают более высокий уровень активности в сессиях с четкой дифференциацией и структурированными задачами. Люди в норме, которыми были посвящены большинство предыдущих исследований, будут активно участвовать в обоих типах структуризации сессии. Просматривая видеокассеты с использованием SAМS результаты совпали с ожиданиями.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ГРУППОВОЙ СЕССИИ Группа пациентов с расстройствами характера отвечала на менее дифференцированные сессии отказом действовать, "провоцируя терапевта устанавливать пределы " (р. 426), или вступали в конфликты друг с другом. Они не хотели, держаться за руки или оставаться в круге. По мнению авторов, это поведение были мотивированы страхами пациентов перед слиянием и их беспокойство по поводу близости. Пациенты с шизофренией становились более тревожными в более дифференцированных сессиях. Правила пугали их, в то время как пациенты с расстройствами характерами сами создавали новые правила. В обычных группах казалось что больше всего участников волновало то, что от них ожидается. Хотя им было более скучно в менее дифференцированных сессии, они не нарушали их порядка.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ГРУППОВОЙ СЕССИИ Другое исследование Johnson, Sandel, и Eicher (1983), где предметом исследования было то какой стиль ведения группы использует танцевальный и какой эффект это вызывает.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ГРУППОВОЙ СЕССИИ Они отметили то что в роли танцевального терапевта в качестве лидера группы, в обязанности терапевта входят различные управленческих функций, в том числе: 1) поддержание внешней границы группы; 2) усреднение уровня сложности задач в группе; 3) контроль групповых взаимодействий 4) терпимость к двусмысленности и неопределенности.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ГРУППОВОЙ СЕССИИ Используя SAМS, авторы проанализировали реакции трех групп пациентов на стили трех танцевальных терапевтов и обнаружили соотношение между диагностируемыми категориями и предпочтениями в стилях ведения групп. Результаты соответствовали исследованиям 1984 года, рассмотренным выше

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ГРУППОВОЙ СЕССИИ Они пришли к выводу, что эффективность групповой танцевальной терапии может быть повышена за счет глубокого понимание танцевальным терапевтом своего личного стиля управления группой и его влияния на различные типы пациентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В целом, танцевальная терапия с госпитализированными психиатрическими пациентами фокусируется на воссоздании образа тела, содействии взаимодействиям, общению и самовыражению. Эти цели совпадают с теми физическими, социальными и эмоциональными целями, с целями которые описывали основатели танцевальной терапии начиная с 40 хх годов. Доклад и перевод подготовила: Шелковникова Мария