Триадология Тема лекции: Учение св. Афанасия Великого Духоборчество и полемика с ним.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Триадология Тема лекции: Учение св. Афанасия Великого Духоборчество и полемика с ним.
Advertisements

Триадология Тема лекции: Тринитарные споры IV столетия: Учение св. Афанасия Великого Духоборчество и полемика с ним
Триадология Тема лекции: Терминологическая проблема троичного богословия IV века.
ВНИМАНИЕ! Чтобы не прервать анимацию, не переходите к следующему слайду пока не увидите знак «мыши» в правом нижнем углу.
Христианство.
Понятие личности как основания человеческого в человеке.
Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным.
ПРАВОСЛАВИЕ В РОССИИ. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
Православное вероучение 1. Вероучение 2. Священное Предание 3.Таинства.
Триадология Тема лекции: Терминологическая проблема троичного богословия IV века.
Что такое личность?
Христианская церковь в раннее средневековье. Вспомните! Что такое христианство? Что такое христианство? Во что верят христиане? Во что верят христиане?
ВНИМАНИЕ! Чтобы не прервать анимацию, не переходите к следующему слайду пока не увидите знак «мыши» в правом нижнем углу.
Равносильность уравнений. Определение: Два уравнения называются равносильными, если их множества решений равны Два уравнения называются равносильными,
ХРИСТИАНСТВО. ХРИСТИАНСТВО САМАЯ КРУПНАЯ МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ КАК ПО ЧИСЛЕННОСТИ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ, КОТОРЫХ ОКОЛО 2,3 МЛРД, ТАК И ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ РАСПРОСТРАНЁННОСТИ.
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
Презентация к уроку (4 класс) по теме: Презентация к уроку "Православное учение о человеке"
Триадология Тема лекции: Терминологическая проблема троичного богословия IV века
Владимир Соловьев родился 16 января 1853 года в семье знаменитого русского историка и профессора Московского университета Сергея Соловьева. По совету.
Транксрипт:

Триадология Тема лекции: Учение св. Афанасия Великого Духоборчество и полемика с ним

Арианство Александрийский пресвитер Арий (256, Ливия? – 336, Константинополь) 1. Богом в собственном смысле слова является лишь Отец: Сын отличен от Него по Своей Сущности. 2. Сын сотворен по воле Отца «из ничего». 3. Сын сотворен как высшее орудие для создания мира и как посредник в отношениях между Богом и абсолютно чуждой Ему тварью. 4. Святой Дух сотворен непосредственно Сыном и в свою очередь является для Сына инструментом в деле творения вселенной.

Св. Афанасий Великий Архиепископ Александрийский (ок ), секретарь, а затем преемник епископа Александра. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К 350 году он остался единственным православным неарианским епископом в восточной половине Римской империи.

Александрийские христиане Широкие массы христиан в египетской столице так энергично поддерживали своего Предстоятеля, что имперские войска часто не могли совладать с мощными демонстрациями александрийцев, протестовавших против навязываемых им арианствующих епископов.

Египетское монашество Кроме того, св. Афанасий успешно использовал в своей борьбе наиболее своеобразный элемент египетского христианства – монашество. Уже в 338 году преподобный Антоний три дня провел в Александрии, чтобы выразить свою поддержку православному папе. В годах монахи предоставили св. Афанасию надежное укрытие, откуда тот вел дальнейшую борьбу против арианства.

Термин «единосущие» во-первых, единство нескольких участников в совместном обладании каким-либо предметом, во-вторых, может выражать и совместное участие единичных людей или вещей в некоем общем состоянии: единство убеждений, единство по крови, по национальному признаку. Термин составной его первая часть «Ómoj», может обозначать два понятия:

Термин «единосущие» Вторая составляющая термина тоже может пониматься по- разному: в зависимости от того, какой смысл вкладывается в первую его половину. Здесь возможны три варианта. Во-первых, «усия» может обозначать некое вещество, из которого состоит определенный тип предметов. Скажем, единосущными в таком случае оказываются все серебряные или медные монеты монеты, сделанные из определенного материала. Подобное понимание единосущия мы обнаруживаем у Тертуллиана. Во-вторых, под сущностью можно понимать совокупность неких признаков по роду, по типу, по виду общих для определенного количества людей или предметов. Само понятие «человек» составляет сущность Павла, Иоанна, Тимофея. В этом смысле Павел, Иоанн и Тимофей единосущны друг другу. При таком понимании слова «сущность» («oÙs…a») термин «единосущие» («ÐmooÚsioj») обозначает равенство или одинаковость по существенным свойствам, тождество качественных характеристик. Такое значение термина ближе всего к учению о Троице Святых Каппадокийцев.

Термин «единосущие» Свт. Афанасий предлагает третий вариант понимания термина «единосущие» («ÐmooÚsioj»). «Сущность» («oÙs…a») может обозначать еще и вполне конкретное бытие, которое мыслится как нумерически единое. Это некая неповторимая сущность, не умножаемая, существующая только в одном экземпляре. Каждое из Лиц Пресвятой Троицы обладает абсолютно и всецело одним и тем же существующим в единственном числе бытием Божественной сущностью, которая Каждому из Них принадлежит полностью и совершенно. Каждое из Лиц обладает всей полнотой Божественной сущности, а не какой-либо ее частью или ее степенью. Обладая одной и той же сущностью, одним и тем же бытием, Лица Св. Троицы единосущны, а значит и равны по Своему Божественному достоинству.

«ÐmooÚsioj» («единосущие») и «ÐmoioÚsioj» («подобосущие»). одновременно с термином «ÐmooÚsioj» («единосущие») в IV в. в христианском богословии активно используется и внешне по написанию очень сходное с ним слово «ÐmoioÚsioj» («подобосущие»). Согласно преданию многие арианствующие епископы на I Вселенском Соборе, будучи недовольны использованием в Никейском Символе веры термина «ÐmooÚsioj» («единосущие»), подписывая соборное вероопределение, незаметно вставили в него лишнюю йоту («i»), тем самым коренным образом изменив его смысл.

Недостаточность понятия «подобосущие» Во-первых, термин «подобный по сущности» может обозначать лишь сходство некоторых признаков, в чем-то близких друг другу, а в чем-то и нет. Во-вторых, он может обозначать поверхностное сходство, только во внешних чертах. Например, братья - близнецы похожи друг на друга, но хотя они и подобны, все-таки это разные люди, отличающиеся один от другого обособленностью своего. Свт. Афанасий считает, что допустимо говорить о подобии только как об абсолютном подобии по природе или по сущности. Но и тогда этот термин свт. Афанасия не устраивает, ибо не выражает идеи единства Отца и Сына. Ведь Сын, по свт. Афанасию, не отделим от сущности Отца.

Духоборчество (македонианство) и полемика с ним Это движение получило свое название по имени константинопольского архиепископа Македония (+360). Духоборцы отрицали Божественное равенство Святого Духа Сыну и Отцу. Некоторые из арианствующих, вроде последователей Василия Анкирского, постепенно вплотную приблизившись к исповеданию равенства Отца и Сына, вместе с тем оказались не готовы признать равночестность Им Духа Святого. Очень сильна была еще доникейская тенденция в пневматологии, рассматривавшая Святого Духа как Лицо подчиненное и придававшая Ему скорее энергийный, чем личностный характер.

Окончательно арианство и македонианство были побеждены на II Вселенском Соборе в Константинополе в 381 г.

Второй Вселенский Собор В то же время даже и здесь так и не прозвучало четкого наименования Святого Духа Богом, что дало повод свт. Григорию Богослову сетовать на то, что Собор не внес определения о единосущии Святого Духа в свое вероопределение. Тем не менее все формулировки Собора о Святом Духе опосредованно подтверждают учение о единосущии Духа Отцу и Сыну.