Молодой семейный врач в качестве ученого. Реальность или фантастика? Кафедра семейной медицины СЗГМУ им И.И.Мечникова Проф. Фролова Е.В.
Закон о науке и научной деятельности Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью
Что такое «молодой ученый»? Молодой ученый - его возраст не должен превышать 35 лет (для кандидатов наук) или 40 лет (для докторов наук) Молодой ученый может быть признан участником Программы: - если его возраст не превышает 35 лет (для кандидатов наук) или 40 лет (для докторов наук); - если он работает в научной организации научным работником и его общий стаж работы научным работником составляет не менее 5 лет
Что такое научная специальность? Включает такие понятия, как кафедра, школа, специальная периодика, профессионализм исследователей По принципам научной дисциплины строится организация знания и система подготовки специалистов Любая научная дисциплина развивается, только проводя научные исследования
Научная специальность семейная медицина – общая врачебная практика Не существует в номенклатуре научных специальностей Существует предмет специальности, требующей научных исследований
Существуют ли специфические для общей практики области исследовательской деятельности?
Примеры научно-исследовательских тем для общей практики Наиболее частые поводы обращений в общую практику, прогноз течения заболеваний, распространенность состояний в амбулаторной стадии Эффективность скрининга и профилактических мер Критерии и способы оценки качества Развитие стандартов диагностики и лечения Сотрудничество с другими специалистами Развитие сестринского компонента общей практики
Примеры научно-исследовательских тем для общей практики Гериатрический пациент, психосоциальные и клинические особенности Отношения врач- пациент, семейные особенности, поведенческие проблемы, отношение семьи к болезни, значение социальной поддержки и влияние ее на развитие заболеваний Организационные проблемы общей практики Проблемы обучения врачей и персонала
Исследовательские задачи, поставленные EGPRN 1. Развитие и оценка оригинальных моделей (стратегий) общей практики 2. Поддержка сравнительных исследований в популяциях с различным культурным, социальным или географическим контекстом и системами здравоохранения 3. Поддерживать и продвигать проспективные исследования детерминант различных болезней и прогноза 4. Продвигать и поддерживать интервенционные исследования и рандомизированные контролируемые испытания, которые принимают во внимание такие аспекты, как предпочтения пациентов, полиморбидность, качество жизни, социальную среду 5. Поддерживать исследования, нацеленные на диагностические стратегии и принятие решений 6. Продвигать исследования, оценивающие эффективность и эффективность ежедневной клинической практики 7. Развивать и обеспечивать надежность инструментов и способов оценки результатов для использования в исследованиях общей практики
Специфика исследований в ОВП заключена в проблемах этой области, но не в методах Проблемы общей практики не решаются в клинике. Потому что они там не встречаются…
«Ненаучные» данные - это боль, стресс, беспокойство, радость, страдание, бессонница, страх… Это отношения врача и пациента, это проблема семьи и болезни, это жизнь но это может быть предметом качественного исследования
Качественные исследования Практически не проводятся в России Имеют собственную методологию, которая практически не изучается Результаты могут быть очень важными Не всегда требуют мощного финансирования
История исследовательской работы на кафедре семейной медицины С 1997 года 7 ученых- врачей общей практики, защитивших кандидатские диссертации 3 готовятся это сделать в ближайшее время
Темы исследований, выполненных или продолжающихся на кафедре семейной медицины И.А. Божков- врач общей практики, кандидат, а сейчас доктор медицинских наук (1998) Л.Н. Дегтярева- доцент кафедры, кандидат медицинских наук (1999) Баймурадов Ф.У. – кандидат медицинских наук 2002 г. И.Е. Моисеева – доцент кафедры, кандидат медицинских наук, 2003 Н.А.Гурина – в прошлом ассистент кафедры, кандидат медицинских наук 2009 Е.В.Регушевская, Phd Университета Тампере 2009 А.Н. Андрюхин –кандидат медицинских наук 2013
Продолжают работу Зеленуха Д.Н.- врач общей практики Корыстина Е.М. – врач общей практики Овакимян К.В.- врач общей практики
Научные проекты Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний – США, Айова; Преподавание общей врачебной практики (Норвегия) Управление качеством оказания помощи в первичной практике ( артериальная гипертензия) Финляндия Социальные детерминанты женского здоровья (Эстония, Финляндия) Сестринский компонент общей практики – Норвегия, Великобритания, США (Айова) Профилактика насилия в семье – Великобритания Улучшение качества жизни пожилого человека – Бельгия (ХРУСТАЛЬ) Депрессия у пожилых людей – США, Айова Эпидемиология ХОБЛ – Бельгия Опасное употребление алкоголя- Финляндия
Это не фантастика Научная деятельность молодых врачей общей практики – реальность Какие условия необходимы для этого?
Развивать навыки исследователя Обучение исследовательским навыкам должно стать неотъемлемой частью общей практики Врачи-наставники должны обязательно развивать эти навыки у своих подопечных Считают важным исследовательскую работу ВОП 100% Участвовали ранее в исследовательских проектах 33% Хотят участвовать и далее - 33% Хотят улучшить исследовательские навыки-53% Хотят быть исследователями 22% General practice research and research skill needs Attitudes of GP supervisors Jan Gartlan et al. Australian Family Physician Vol. 35, No. 12, December
Оценка отношений, знаний и навыков исследователей у резидентов Опрос резидентов об их отношениях к исследованиям и исследовательских навыках Необходим тренинг исследовательских навыков как обязательная часть программы в клинической ординатуре BMC Medical Education (2001) 1: /1/1
Клинические рекомендации необходимы. А исследовательские навыки? Семейные врачи имеют множество идей о необходимости развивать собственные клинические рекомендации Однако они расходятся во мнении о необходимости тренировки исследовательских навыков Только треть опрошенных считала, что такое обучение необходимо Только четверть опрошенных нуждалась в подобном обучении ( с их точки зрения) Family physicians attitudes toward education in research skills during residency Natalie Leahy CanFamPhysician2008;54:413-4.e1-5
Опрос на кафедре семейной медицины Основной исполнитель- клинический ординатор 2 года Павел Филинюк Консультанты: доцент А. К. Лебедев, бывший аспирант к.м.н. Таджибаев П.Д Респонденты: студенты, обучавшиеся на кафедре в течение года и клинические ординаторы первого и второго года Выборка сплошная, всего в опросе приняли участие 208 человек
Основной вопрос Хотят ли студенты и клинические ординаторы заниматься наукой в будущем? И если нет, то почему?
Некоторые результаты Большинство респондентов – 78,8%- были в возрасте лет, 50,7% респондентов – женщины 62,6 % имеют собственный источник доходов, но только 10,3 % им удовлетворены 70,4 % считают наиболее интересными областями научного знания клинические дисциплины 27,1 % не читают научную литературу 31,5 % предпочитают научные и медицинские журналы
Некоторые результаты 51,2 % участвуют в работе СНО 29,6 % имеют собственные научные публикации Но только 43,8% (или целых 43,8% ?) собираются в будущем профессионально заниматься наукой
Ответы респондентов Зарплата научного работника в РФ не соответствует сложности и престижности этой специальности (88,1%) Уровень российской науки не соответствует уровню зарубежной (87,2%)
Ответы респондентов Собираются заниматься наукой в будущем Не собираются заниматься наукой в будущем Хотели бы заниматься наукой за границей 65,733,8 Хотели бы, чтобы их дети в будущем занимались наукой 68,729,3 Считают, что заниматься наукой престижно 51,044,4 Считают, что занятие наукой должно приносить высокий материальный доход 81,8%16,2% Нуждаются в дополнительной информации о подготовке научных кадров 51,0%46,5% Имеют опыт работы в СНО52,5%42,9% Имеют собственные публикации 65,2%29,8%
«Что мешает заниматься научной деятельностью?» 9,4%-нехватка времени 6,4%-незаинтересованность государства в поддержке ученых 5,9%-финансовые трудности
«Что необходимо изменить для привлечения врачей в науку?» 25,6%-повысить зарплату научных сотрудников, улучшить обеспеченность необходимым научным оборудованием расширить возможность долгосрочного международного сотрудничества
«Что привлекает в занятии научной деятельностью?» 10,8% перспектива работы за рубежом 10,3%-творческий характер работы
Заключение Талантливых молодых клинических ординаторов, желавших заниматься наукой было и есть немало Недостаточно развита система подготовки научных кадров Проблемы со знанием статистики, научно-доказательной медицины, эпидемиологии Огромная проблема со знанием языка Только за последние несколько лет улучшился доступ к научной литературе достойного уровня