Чему надо учить на самом деле: Умения как главное направление обучения предпринимательству Д-р Майкл Моррис, проф. кафедры предпринимательства им. Джорджа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Advertisements

Бизнес-резюме Содержание презентации и рекомендации по её заполнению.
Менеджмент и менеджер
Ваше Решение1 HR СИСТЕМА ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА.
КАК УЧИТЬ АНАЛИЗУ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ Майкл Моррис, Университет Флориды Алекс де Нобль, Сан-Диегский университет Рэй Смайлор, Техасский христианский университет.
Модель компетенций Описание задач и ожидаемых результатов работы Компетенции- способность действовать в соответствии со стандартами работы Описание поведения.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
21 ноября 2014 года ЛОГИКА РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «Специалист по управленческому консультированию»
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Техника проведения интервью по компетенциям. Интервью по компетенциям Для внутренней аттестации персонала в компаниях При подборе персонала извне.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
Постоянно действующий семинар учителей школы 599 Приморского района координатор проекта заместитель директора по УВР Антонян Н.М. Санкт-Петербург 2010.
НОУ СПО Челябинский юридический колледж Эффективность деятельности преподавателя в системе управления качеством образования Орлова И.Г., председатель ПЦК.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ у учащихся 7- х классов Методист экспертно - аналитического отдела ГАУ ДПО МЦКО Богданова.
Данилова Е.В. 1 Темы курса и УМК. Темы курса Данилова Е.В ( лекции ) 36 шагов CBR Group ( общее ознакомление ) Определение потребностей заказчика.
МВА «СТРАТЕГИЯ». Привычка быть первыми Программа МВА «Стратегия»: ожидания, результаты, процесс обучения.
МВА «Стратегия» ПРИВЫЧКА БЫТЬ ПЕРВЫМИ. Осень 2010 г – старт программы «нового поколения» Каждые 8 лет обновляются программы и курсы.
1 Разработка сбалансированной системы показателей (ССП) (лекция 10)
Транксрипт:

Чему надо учить на самом деле: Умения как главное направление обучения предпринимательству Д-р Майкл Моррис, проф. кафедры предпринимательства им. Джорджа и Лайзы Этеридж Университет Флориды Семинар по предпринимательству, Москва, 9 июля 2014 г. 1

Умение : общие сведения Умение : общие сведения Умение (компетентность) – это нечёткое понятие, которое помогает заполнить пробел между образованием и требованиями к кандидату на должность (Boon and van der Klink (2002) Обладать умениями – значит обладать качествами, необходимыми для умелого выполнения своих обязанностей (Burgoyne, 1988) Такая черта человека, которая стимулирует отменную работу (Hartle, 1995) Наблюдаемый образец поведения, который великолепные работники демонстрируют чаще, чем средние (Klein, 1996) 2 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Умение : общие сведения Умение : общие сведения Умения заключают в себе знания, навыки, отношение, ценности, поведение и свойства, которые необходимы людям, чтобы успешно выполнить свою работу (Bryant & Poustie, 2001) Они прямо соотносятся с показателями работы и могут быть измерены относительно стандартов (Bryant & Poustie, 2001) Можно сопоставить компетенцию (аспекты работы, которую человек может выполнить) и компетентность (поведение человека, лежащее в основе умелой работы) Умения неотделимы от видов деятельности и задач и образуют с ними взаимосвязь (Bergevoet, Mulder & Van Woerkum, 2005) 3 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Почему важны умения…Почему важны умения… «умение» – это фактор, допускающий гибкость при приспосабливании к многообразным и меняющимся организационным требованиям (Garman and Johnson, 2006) умение – это то, чему можно научиться и что можно развить (Klarus, et al., 1999) 4 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Умение в конечном счёте делать что?Умение в конечном счёте делать что? Способность воспринимать открывающуюся вокруг тебя перспективу и действовать сообразно ей Стремление добиться реализации перспективы, невзирая на имеющиеся силы и средства Умение созидать нечто из ничего Предпринимательство - это… 5 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

При каких условиях… опыт При каких условиях… опыт Ограниченное чувство контроля Одиночество Двусмысленность Уныние Стресс Свобода Возбуждение Неопределённость Ответственность Уверенность в себе Обучение Адаптация Дисциплина Перемена 6 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Разграничение умений Разграничение умений Две группы экспертов Три волны (сперва перечисление умений, затем их приоритизация, потом указание их характера: предпринимательские или управленческие) Компания «Сервей манки» (Survey Monkey) Определила в общей сложности 167 умений Разбила на две большие группы: управленческие и предпринимательские В конце концов вывела 13 ключевых предпринимательских умения 7 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Ключевые умения Ключевые умения Распознание перспективы Оценка перспективы Умение (пред)видеть будущее Творческое решение проблем Привлечение ресурсов со стороны/Умение обходиться своими средствами Смягчение риска и управление им Планирование/Моделирование, когда ничего нет Инновации: разработка нового продукта и концепции на основе ценности Создание сетей и управление ими Способность не упускать главного и при этом адаптироваться Ориентация на действия/Исполнение Цепкость/Упорство Способность учиться на опыте 8 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Различия между умениями Различия между умениями Управленческие Организация Создание коллектива и набор персонала Связь Составление бюджета Контроль Мотивация Планирование Направление Управление Оценка Предпринимательские Умение распознать перспективу Оценка перспективы Творческое решение проблем Привлечение ресурсов Партизанские навыки Смягчение риска и управление им Планирование, когда ничего нет Инновации с точки зрения ценности: продукты, услуги, процессы Создание соцсетей и управление ими Адаптация при сохранении концентрации Внедрение нового 9 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Мы занимаемся и тем и другим Мы занимаемся и тем и другим Развитие предпринимательских умений в бизнес-школе Развитие предпринимательских умений в рамках предпринимательской программы Для успеха в предпринимательском контексте нужно и то и другое, при этом относительная важность конкретного умения может варьироваться 10 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Измерительный подход Измерительный подход Измерение до и после с использованием шкал оценок Анализ портфеля проектов, основанных на опыте Собеседования по поведенческим событиям Учебная оценка в привязке к упражнениям Дневники или журналы учащихся Оценка соучеников Самооценка в конце программы Поведенческая оценка после окончания (см. также: Bird, 1995) 11 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Пример измерительного подхода с использованием шкал 148 пунктов в форме самоотчёта со шкалой; в основном, шкалы с 5-ступенчатой градацией типа шкалы Лайкерта (категорически согласен – категорически не согласен) Распознание перспективы: 10 пп., по Tang, Kacmar and Busenitz (2010) Оценка перспективы: 5 пп., по Tang, Kacmar and Busenitz (2010) Управление риском/смягчение риска: 9 пп., самостоятельная разработка на основе Cramera et al. (2002) и McMullen and Shepherd (2006) Умение увлечь своим видением: 8 пп. на основе Chen, Yao and Kotha (2009) Цепкость/упорство: 21 пп. от Duckworth and Quinn (2009) Творческое решение проблем: 12 пп. от Hmieleski and Corbett (2006) Привлечение ресурсов/умение обходиться своими силами: 15 пп. по Politis Winborg and Dahlstrom (2011) и Brush et al., 2001 Партизанские навыки: 2 пп., самостоятельно Сохранение концентрации при умении адаптироваться: 6 пп. по Haynie and Shepherd (2009) Жизнеспособность: 9 пп. по Sinclair and Wallson (2004) Эффективность: 11 пп. по Hodgkinson (1992) Создание и использование сетей: 18 пп. по Forret and Dougherty (2001) 12

Юстировка шкал Юстировка шкал Распознание перспективы, 6 пп., alpha= 0,809 Оценка перспективы, 5 пп., alpha: 0,875 Управление риском/смягчение риска, 5 пп., alpha: 0,745 Умение увлечь своим видением/видеть будущее: 6 пп., alpha: 0,827 Цепкость/упорство: 14 пп., alpha: 0,861 Творческое решение проблем/Изобретательность, 7 пп., alpha: 0,968 Привлечение ресурсов/умение обходиться своими силами, 8 пп., alpha: 0,931 Партизанские навыки, 2 пп., alpha: 0,752 Создание ценности в новых продуктах, услугах, бизнес-моделях: 15 пп., alpha: 0,949 Способность сохранять концентрацию и при этом адаптироваться, 6 пп., Alpha: 0,878 Жизнеспособность: 9 пп., alpha: 0,887 Эффективность : 4 пп., alpha: 0,895 Создание сетей/социальные навыки: 17 пп., alpha: 0,87 13

Пилотный проект: программа EESA (предпринимательство и реабилитация в ЮАР) 23 американских студента и 15 южноафриканских Крутой 6-недельный курс Консультирование предпринимателей, находившихся раньше в проигрышном положении Измерения до и после Улучшение по всем 13 умениям Существенные различия по следующим параметрам: Выявление перспективы Управление риском/Уменьшение риска Творческий подход к решению проблем/Изобретательность Привлечение ресурсов/Умение обходиться своими силами Партизанские навыки Создание ценности в новых продуктах, услугах, бизнес-моделях Жизнеспособность Сети/Социальные навыки 14

Установка стандарта Установка стандарта Оценка на основе критерия: показатели учащегося оцениваются относительно стандартов, установленных в отрасли или преподавательским составом Оценка на основе нормы: учащиеся оцениваются на основе сравнения с другими учащимися 15 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Установление норм Установление норм У нас нет норм Необходимо установить отправные точки Предлагаем поначалу оценивать слушателей относительно друг друга Со временем мы, возможно, разработаем эталоны на примере преуспевающих предпринимателей Но не имеют ли некоторые умения более важное значение для успеха в некоторых ситуациях? Мы в меньшей мере стараемся достичь какого-то абсолютного уровня в отношении умения – или в большей степени добиться улучшения по сравнению с тем, с чего слушатель начинал? Умение – это процесс непрерывного развития в течение жизни, а не катание на велосипеде: без практики оно уходит 16 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Примерный шаблон для шкал (Mertler 2001) Начинающий 1 Продолжающий 2 Умелый 3 Образцовый 4Баллы Comp #1 описание Comp #2 описание Comp #3 описание Comp #4 описание Общий балл = _______ Баллы в начале программы _______ Средний балл ________ 17

Освоение умения: как мы этому учим??? Знания и понимание: что необходимо знать о привлечении ресурсов Отношение/чувство и самосознание: что необходимо думать, полагать и чувствовать в отношении привлечения ресурсов? Навыки и поведение: что необходимо уметь делать в отношении привлечения ресурсов? Это всё итоги обучения Мы можем сделать больше не только в смысле передачи знаний, но и во всех трёх областях, особенно в той степени, в которой мы делаем акцент на обучении на опыте 18 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Каждое умение требует определения и уровня квалификации Определение: Что мы подразумеваем под умением? Уровень квалификации: Что учащийся должен уметь показать в смысле знаний, навыков, способностей и отношения по части умения, чтобы продемонстрировать, что он им овладел? 19 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Иллюстрация Пример: Управление риском Определение:Способность определять риски, сопровождающие предпринимательские действия, и систематически смягчать их. Уровень квалификации: 1. Понимание основных типов рисков 2. Умение определить главные риски, сопутствующие данному предпринимательскому действию 3. Умение приоритизировать риски на основе их величины и вероятности ущерба 4. Умение вырабатывать конкретные действия с целью: - разбивки риска на этапы - распределения риска - уменьшения риска 20 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Разложим на части в учебных целях Разложим на части в учебных целях Знания Характер риска и неопределённость Размер риска Категории риска Общие приёмы смягчения риска Отношение/ценности Готовность взять на себя умеренный уровень риска Уверенность, что с риском можно справиться Ощущение связи между уровнем риска и потенциальным доходом Поведение/навыки Умение оценивать риск Умение изолировать риск Умение снижать уровень риска 21 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Ещё одна иллюстрация Ещё одна иллюстрация Пример: Выявление перспективы Определение: Умение определять неопознанные или незаполненные пробелы во внешней среде, создавая нишу для нового продукта, услуги или процесса. Уровень квалификации: 1. Понимание общих источников деловой перспективы 2. Способность обозревать окружение, выявляя новые схемы и тенденции, недочёты конкурентов, неиспользуемые ресурсы и незакрытые потребности 3. Умение соединять нишу во внешней среде и конкретную целевую аудиторию, испытывающую некую потребность 22 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Разложим на части в учебных целях Разложим на части в учебных целях Знания Основные источники деловой перспективы Важнейшие виды перспективы Характер перспективы 4 способа выявления перспективы Понимание приёмов создания конкретной перспективы Отношение/ценности Любопытство: почему это происходит именно так? Сколько мы ставим за чуткость к перспективе Открытость к многообразным и меняющимся ситуациям Поведение/навыки Умение проводить ассоциации Умение ухватывать и удерживать приходящие в голову идеи Умение оценивать потребности клиентов Реакция на неудачу (например, потеря экспресс-презентации) Число созданных перспектив Новизна предлагаемых идей 23 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Обучение умениям…Обучение умениям… Лекции дайте определение каждому умению каждое проиллюстрируйте стратегии управления каждым из них примеры ссылки на другие умения и опорные пункты обучения повторение Обучение на опыте в аудитории Обучение на опыте вне класса 24 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Приобретение опыта… снова и снова (практика) Учебные ситуации Студенческие инкубаторы Группы внедрения Консультационные проекты для малого бизнеса Предпринимательский аудит Маркетинговые изобретения Творческие командировки (например, опыт магазина «Лоу») Моделирование Предприниматели в аудитории Собеседования с предпринимателями Уникальная интернатура Наставничество и «теневые» должности Ролевые игры (венчурные, семейные фирмы и т. д.) Бизнес-модели Бизнес-планы и конкурсы Проекты социального предпринимательства по месту жительства 25 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Обзор моего опыта и освоения умений, программа MSE, Комплексный экзамен: Д. Дак 26

Мой портфель (опыт)Мой портфель (опыт) Бизнес-план для сайта MyPlanet.com Бизнес-модель для компании Genius, LLC 4 маркетинговых изобретения для компаний Best Buy, Dominos, Hair Place и Bobs Quicklube Предпринимательский аудит для компании Infinite Energy Посетил 12 проведённых предпринимателями презентаций, принял одного предпринимателя Консультировал компанию GoPlaces, LLC (Gatornest) В инкубаторе основал компанию Duckfeet, LLC 2 консультационных проекта по развитию предпринимательства в ЮАР: Kaltshaglass и Silulo Technology Интернатура в компании Starter Space Участвовал в конкурсе «Большая идея», подготовил вечер Sweet Sixteen (Duckfeet, LLC) Взял официальное интервью у Уильяма (Билли) Бэда, основателя компании You Aint Seen Nothing, Inc. Подготовил ТЭО для модели франшизы клуба «Риск» 27 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

a) Дать определение выявлению перспективы b) Дать примеры перспектив, выявленных в ходе программы: Перспектива 1: объяснить и рассказать, как я её обнаружил Перспектива 2: объяснить и рассказать, как я её обнаружил Перспектива 3: объяснить и рассказать, как я её обнаружил c) Кратко изложить подходы, которыми вы постоянно пользуетесь в поисках новых деловых перспектив (например, выявление схем, заманчивые допущения, поиск недонасыщенных рынков и т. д.) Освоение умения: Выявление перспективы 28 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

a) Дайте определение понятию «партизанщины» b) Примеры партизанских приёмов, выработанных в ходе программы: Партизанское действие 1: объяснить и рассказать, как я его придумал Партизанское действие 2: объяснить и рассказать, как я его придумал Партизанское действие 3: объяснить и рассказать, как я его придумал c) Кратко изложить подходы, которыми вы постоянно пользуетесь, чтобы придумать новые партизанские приёмы; воспользуйтесь планом (например, взаимность, задействование недоиспользуемых ресурсов в моём районе, использование имеющихся ресурсов новаторским образом, обращение себе на пользу своего окружения, привлечение моей обширной сети) Освоение умения: партизанские навыки 29 ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ

Освоение умения: Управление риском a) Дайте определение «рассчитанному риску» b) Примеры приёмов управления риском, выработанных в ходе программы: Действие по смягчению риска 1: объяснить и рассказать, как я его придумал Действие по смягчению риска: объяснить и рассказать, как я его придумал c) Кратко изложить подходы, которыми вы постоянно пользуетесь, чтобы придумать новые способы управления рисками и их смягчения (например, поэтапность выхода на рынок, подрядчики, партнёрства, аренда вместо покупки, трудовые соглашения и т. д.) ПРЕДСТАВЛЯЙ > ВЕРЬ > СОЗИДАЙ УНИВЕРСИТЕТ ФЛОРИДЫ 30