МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ из опыта работы МБДОУ «Детский сад 138 «Дюймовочка»
ЗАПРОС Педагогу- психологу ДОУ Гончаровой М.А. разработать систему мониторинга достижений воспитанников дошкольных групп на основе программы «Успех». Администрация
УСПЕХ Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Авторский коллектив: Доронова Т.Н., канд.пед.наук, Березина Н.О., канд. мед.наук, Бурлакова И.А., канд. псих.наук, Веракса Н.Е., доктор псих.наук, Герасимова Е.Н., доктор пед.наук, Гогоберидзе А.Г., доктор пед.наук, Каменская В.Г., доктор псих.наук и др.
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Показатели развития: интегративные качества; необходимые умения и навыки. Возрастные группы: вторая младшая (3-4 года); средняя (4-5 лет); старшая (5-6 лет); подготовительная (6-7 лет).
Оценка частоты проявлений: часто – 2 балла; иногда - 1 балл; крайне редко – 0 баллов. Уровни развития: высокий; средний; низкий. Сводные таблицы фиксации полученных данных: развития основных интегративных качеств; овладения необходимыми умениями и навыками.
Часть 1. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ 1) Пояснение. Читая приведенные ниже характеристики интегративных качеств, отметить нужное количество баллов в зависимости от частоты их проявления: *часто – характеристика устойчиво сформирована и не зависит от внешних обстоятельств; *иногда – периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации; *редко – характеристика не сформирована, ее проявление носит случайный характер. 2) Таблица характеристик. 3) Таблица определения общего уровня развития основных интегративных качеств. Часть 2. ОВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ 1) Пояснение. Показатели развития определяются на основе данных наблюдений и индивидуальных диагностических заданий. 2) Таблица характеристик. 3) Таблица определения уровня овладения необходимыми умениями и навыками.
III. Социализация Театрализованная деятельность IV. Безопасность V. Познание Формирование целостной картины мира VI. Художественная литература Часть 2. ОВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ
Характеристики интегративных качеств Частота проявления, баллы Частота проявления I. Любознательный, активный 1 Проявляет интерес к новым предметам, событиям, явлениям, которые непосредственно не наблюдает Часто иногда редко Итоговый уровень развития интегративных качеств Суммарный показатель освоения ребёнком основных интегративных качеств Высокий уровень развития 61 – 66 баллов Средний уровень развития 25 – 60 баллов Низкий уровень развития 0 – 24 баллов Определение общего уровня развития основных интегративных качеств
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ п/п Фамилия, имя ребенка III … VIVIIитог балл ы вывод
п/п Фамилия, имя ребенка III … VIVIIитог балл ы вывод IIIIVV Миша А н
Выполняет пошаговую инструкцию взрослого. Воспроизводит образцы действий (двигательных, речевых и пр.), ориентируется на образцы построек, рисунка и пр. и может воспроизводить их. Действует по простому правилу или образцу при постоянном контроле. Слушает взрослого и выполняет его инструкцию. Способен действовать самостоятельно по простому правилу или образцу, заданному взрослым. Способен удерживать в памяти правило, заданное взрослым, и при необходимости действовать по нему без напоминания. Способный работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию. Способный под руководством взрослого и самостоятельно оценивать результат собственной деятельности, определить причины допущенных ошибок, наметить пути их исправления и добиться результата. VII. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Результаты опроса педагогов ДОУ Удобна ли новая форма мониторинга достижений детей, принятая в нашем детском саду? «+» Все понятно Экономит время Раскрыты характеристики качеств Более объективная оценка развития Удобная система подсчетов по баллам «-» Сложность некоторых формулировок Большие временные затраты
Индивидуальный образовательный маршрут Этапы построения и коррекционно-развивающей работы
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь решения проблем в развитии и обучении дошкольника, реализации его личностного потенциала: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Этапы построения индивидуального образовательного маршрута 1. Подготовительный (наблюдение и разностороннее обследование уровня развития детей). 2. Совещательный (разработка индивидуального образовательного маршрута). 3. Коррекционно-развивающий (реализация индивидуального образовательного маршрута). 4. Заключительный (итоговая диагностика).
I. Подготовительный Цель: выявить дошкольников, имеющих личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные проблемы развития. Содержание деятельности: комплексная психолого- педагогическая диагностика; наблюдение; представление на ПМПк. Задачи педагога-психолога: выдвижение доказательных гипотез, основанных на данных диагностики, наблюдений, опросов и т.п., о причинах происхождения проблем ребенка.
Комплексная психолого- педагогическая диагностика Оценка развития интегративных качеств и необходимых умений и навыков Оценка речевого развития Воспитатели групп и педагоги- специалисты Учитель- логопед Первая часть
п/п Фамилия, имя ребенка III … VIVIIитог балл ы вывод IIIIVV Миша А н
Комплексная психолого- педагогическая диагностика Оценка развития интегративных качеств и необходимых умений и навыков Оценка речевого развития Воспитатели групп и педагоги- специалисты Учитель- логопед Оценка состояния здоровья Медицинский работник Комплексный анализ; психологическая диагностика; прогноз Педагог- психолог Вторая часть
КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. Цель использования карты – обобщение в одном документе индивидуальных психофизических и личностных особенностей воспитанника, уровня его психического развития и усвоения программного материала.
Представление на ПМПк Показатели Ответствен- ный Основание Периодичность Характер адаптации Воспитатели, мед. работник Лист адаптации При поступлении Данные о состоянии здоровья Мед. работник Медицинская карта Два раза в год Показатели педагогического мониторинга Воспитатели, педагоги- специалисты Справка по результатам диагностики Три раза в год Показатели речевого развития Учитель- логопед Заключения по результатам диагностики По запросам участников пед. процесса Показатели уровня психического развития Педагог- психолог Заключение по результатам диагностики По запросам участников пед. процесса Уровень готовности ребенка к обучению Педагог- психолог Заключение по результатам диагностики Два раза - первичная и итоговая
II. Совещательный Цель: комплексный анализ предварительных исследований и определение оптимальных путей оказания действенной помощи. Содержание деятельности: коллективное обсуждение выделенных проблем специалистами ПМПк; разработка индивидуального маршрута и определение ответственных лиц. Задачи педагога-психолога: помощь в выработке понимания всеми участниками консилиума этих проблем без вынесения категоричной оценки детям; выделение положительных, сильных сторон ребенка, на которые можно опираться в работе с ним.
Индивидуальный образовательный маршрут Задачи коррекционной работы; интегративные качества, умения и навыки, требующие коррекции Ответственный Рекомендаци и родителям Коррекционно-развивающая работа
III. Коррекционно- развивающий этап Цель: направленность усилий всех специалистов ДОУ на положительный результат реализации намеченной программы. Содержание деятельности: совместная работа специалистов ДОУ по составленным индивидуальным программам; организация консультаций и бесед для родителей и воспитателей групп. Задачи педагога-психолога: организация и систематическое проведение индивидуальных занятий с детьми, наблюдений; консультаций для родителей и педагогов.
Совместная работа специалистов ДОУ ФИО воспитателя, педагога- специалиста Дата Организация работы (пед. технологии, методы, приемы, формы организации, условия) Результат
IV. Заключительный Цель: анализ результатов работы коллектива над решением поставленных задач. Содержание деятельности: итоговая психолого-педагогическая диагностика развития детей; сравнительный анализ результатов. Задачи педагога-психолога: соотнесение данных психологической диагностики с данными других специалистов; определение возможных дальнейших перспектив развития и обучения детей.
Сравнительный анализ результатов Показатели Ответственный Данные обследований 1 срез 2 срез 3 срез Характер адаптации Воспитатели, мед. работник Данные о состоянии здоровья Медицинский работник Показатели уровня психического развития Педагог-психолог Показатели пед. мониторинга Воспитатели, педагоги- специалисты Показатели речевого развития Учитель-логопед Уровень готовности ребенка к обучению Педагог-психолог