Людмила Алексеевна Вербицкая, академик РАО, доктор филологических наук, профессор Президент Российской академии образования, президент Санкт - Петербургского государственного университета, председатель Попечительского совета Фонда « Русский мир », президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы « РОПРЯЛ », президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы « МАПРЯЛ »
« Проблемы языкового и литературного образования в школе и вузе » Л. А. Вербицкая
3 Роль русского языка, литературы, истории и культуры в воспитании молодёжи В. В. Путин : « Мы уже неоднократно говорили и о незаменимой роли в воспитании молодёжи русского языка, литературы, истории и культуры России … …. именно высокие чувства призвана воспитывать детская литература – воспитывать любовь к своей семье, к сверстникам, к своему краю и к своей большой Родине, воспитывать гражданина, развивать его ум и эмоции ».
4 Российское общество преподавателей русского языка и литературы на протяжении 15 лет проводит активную деятельность в области распространения, поддержки, сохранения русского языка Мы должны чувствовать ответственность за все то, что происходит в системе российского образования, и в частности в области преподавания русского языка и литературы, и должны быть более активными в отстаивании интересов не только учителей и преподавателей русского языка и литературы, но и всего российского общества. РОПРЯЛ Подготовка Федерального Закона « О государственном языке Российской Федерации » Проект федеральных целевых программ « Русский язык » на 2006 – 2010 и 2011 – 2015 гг. Комплекс документов для создания Фонда « Русский мир » « Государственная концепция поддержки русского языка в мире »
5 Основные направления развития Полагаем, что к обсуждению этих проблем необходимо привлечь членов Российской академии образования ( РАО ), обладающей мощным интеллектуальным потенциалом. выстроить стройную систему анализа всех сегментов российского образования выявление существующих проблем разработка путей их решения обязательное обсуждение, по крайней мере, на двух уровнях : профессиональной общественностью широкой общественностью
6 Одна из задач современной педагогики состоит в том, чтобы четко определить какую личность должна подготовить российская школа за 11 лет обучения Личность, которую должна подготовить российская школа Конечно же, это зависит от целей и приоритетов развития России, которые на долгосрочную перспективу четко не определены. Не имея четкого определения целей и приоритетов развития страны, ясно сформулированных ценностей и идеалов, трудно ответить на вопросы : « Какие новые задачи и цели стоят сегодня перед школой в России ?» « Какими путями должны достигаться эти цели ?» От этого зависит состав учебных предметов срок обучения в школе объем и характер знаний получаемых в школе, в частности содержание учебных предметов « Русский язык » и « Русская литература » развивающаяся и воспитательная составляющая школьного обучения
7 Личность, которую должна подготовить российская школа Тем не менее, мы, представители РОПРЯЛ, уже сейчас, опираясь на наш опыт работы и понимание того, что необходимо для развития страны, можем в общих чертах определить характеристики личности выпускника российской школы. Безусловно, это должна быть высоконравственная личность с ответственным отношением к окружающему миру и людям, что достигается за счет изучения языка, литературы, истории и культуры, получившая общее широкое, а не узконаправленное образование. Это должна быть личность с высоким чувством любви к своей Родине. Это должна быть творческая личность, ориентированная на созидательный труд, а не на потребление результатов чужого труда Именно такие люди могут обеспечить будущее наших детей и внуков.
8 Важность гуманитарных дисциплин для формирования личности И первыми в ряду гуманитарных дисциплин стоят, конечно, язык и литература. Важно при этом подчеркнуть, что русский язык – это тот предмет, знание которого необходимо каждому члену нашего общества, преподавателю любого предмета. Русский язык ( культура речи ) должен входить в образовательную программу любого вуза, любого университета. И еще один очень важный момент : мы должны в полной мере осознать, насколько важны гуманитарные дисциплины для формирования личности. Д. С. Лихачев : « Гуманизация образования – это путь в гуманизацию общества »
9 Тревожные тенденции в трансформации школьных программ Нас, преподавателей русского языка и литературы, тревожат тенденции, которые мы наблюдаем в трансформации школьных программ на протяжении последних десятилетий. Курс русского языка в средней школе сегодня излишне теоретизирован. Создается впечатление, что дети в школе изучают упрощенный вузовский курс русского языкознания. Уровень же грамотности стал заметно ниже. Ведь знания о языке сами по себе еще не обеспечивают высокого уровня владения языком. Наукообразие школьных учебников вызывает нежелание детей учиться по ним. Социологические опросы показывают, что современная школа не справляется с обучением русскому языку и литературе – в нем много формализма и скуки. И самое главное – всё реже встречаются учителя - личности, способные заинтересовать и увлечь своих учеников неоценимыми богатствами нашей культуры. Не может не вызывать опасения состояние школьного курса русской литературы, генетически связанной с изучением русского языка. Количество часов на изучение литературы недостаточно, а ведь только через литературу можно заложить в сознание ученика понятие о добре и зле, о том, что правильно и что неправильно.
10 Курс русской литературы Курс русской литературы также должен быть более интересным. Нужно помнить, что его основная задача – научиться любить книгу, любить читать, а не овладеть набором литературоведческих терминов. Пристальное внимание необходимо обратить на содержание федеральных государственных образовательных стандартов, которые, как представляется, еще весьма далеки от совершенства.
11 Требования к обучению младших школьников первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России о языке как основе национального самосознания осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации как языка межнационального общения позитивное отношение к правильной устной и письменной речи В стандарте нет главного для начальной школы – учить читать, грамотно писать и свободно говорить на прекрасном русском литературном языке
12 Обучения чтению, письму и устной речи должны быть приоритетными Требования к младшим школьникам владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач владение учебными действиями с языковыми единицами умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
13 Требования стандарта начальной школы в области литературного чтения понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций осознание значимости чтения для личного развития формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности Главным должно быть формирование умения читать вслух и про себя, формирование потребности в систематическом чтении
14 Требования стандарта средней школы в области литературного чтения владение различными приемами редактирования текстов умение проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста слишком углубленное изучение отсутствует требование научить ученика грамотно говорить и писать
15 Предложения РОПРЯЛ предложение уже принято Министерством образования и науки РФ и школьное сочинение уже возвращается в школу Рационализация ЕГЭ по русскому языку и литературе, и в том числе за введение сочинения как формы контроля и оценки знаний по литературе создавать подготовительные классы для детей мигрантов выделять финансовые средства для оплаты труда учителей в подготовительных классах организовывать курсы языковой адаптации детей мигрантов Обучение русскому языку в полиэтнических классах, состоящих из учеников, не говорящих на русском языке с детства, и детей мигрантов
16 Проблемы обучения мигрантов учащимся, не являющихся гражданами России, проходить в качестве итоговой аттестации по русскому языку не ГИА и ЕГЭ, а тестирование по системе ТРКИ ( на уровень В 1), Некоторые школы не желают принимать детей мигрантов на обучение в старшие классы, чтобы не « испортить » общешкольные показатели сдачи ГИА и ЕГЭ повышать уровень педагогического состава с подготовительных факультетов добавить кафедры общеобразовательных предметов Снизился уровень подготовки иностранных студентов по русскому языку
17 Проблемы обучения мигрантов в нефилологических вузах количество часов на изучение русского языка иностранцами приравнено к количеству часов на изучение иностранного языка русскими студентами иностранные аспиранты в течение уже нескольких лет должны сдавать в качестве кандидатского экзамена по иностранному языку не русский язык, который им нужен для написания диссертации, а английский, немецкий, французский или испанский
18 Задачи профессиональной подготовки иностранных студентов в российских вузах возродить систему подготовительных факультетов, на которых установить соотношение иностранных студентов и преподавателей 1:4, обеспечить предвузовское обучение русскому языку в объеме 720 ч. ( для студентов гуманитарного профиля – 850 ч.), предусмотреть обучение не только русскому языку, но и образовательным учебным предметам на русском языке по профилю подготовки студентов возродить в филологических и нефилологических вузах обучение иностранных студентов русскому языку в объеме, необходимом для успешного усвоения ими учебных программ ( для образца можно взять объемы учебных часов, существовавшие в советское время ) включить в программу кандидатского экзамена по иностранному языку для аспирантов - иностранцев дисциплину « Русский язык как иностранный », как это было до 2007 года Необходимо расширить возможности повышения квалификации по русскому языку
19 Будущее русского языка Проблема русского языка - проблема безопасности нашей Родины Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык !