Людмила Алексеевна Вербицкая, академик РАО, доктор филологических наук, профессор Президент Российской академии образования, президент Санкт - Петербургского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы религиозных культур и светской этики (орксэ)
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Подготовила: Маршинина Лариса Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с УИОП» г. Грайворона 2013 год.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Начальное общее образование-первая ступень общего образования. В Российской Федерации начальное.
«Создание элективных курсов как средство реализации профильного обучения» Шапошникова Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы Кирсановской.
«Основы религиозной культуры и светской этики» Концепция и структура курса.
УЧИТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Русский язык-это интересно. Ляшева Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы, 1 кв. категория. 1.Факультативный курс подготовки к ЕГЭ «Говорим.
Концепция и структура курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Основа для разработки Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса "Основы религиозных культур.
Standart. edu. ru.. Начальная Основная Старшая Повышение квалификации Введение ФГОС Апробация Доп. материалы Базовые документы Обсуждение Глоссарий Контакты.
Школа для родителей. «Познание» Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Педагогический совет:. Цель педсовета: 1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно – нравственного и патриотического воспитания.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Из опыта работы Полухиной Елены Петровны, учителя начальных классов МОУ СОШ 3 г.Валуйки.
Транксрипт:

Людмила Алексеевна Вербицкая, академик РАО, доктор филологических наук, профессор Президент Российской академии образования, президент Санкт - Петербургского государственного университета, председатель Попечительского совета Фонда « Русский мир », президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы « РОПРЯЛ », президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы « МАПРЯЛ »

« Проблемы языкового и литературного образования в школе и вузе » Л. А. Вербицкая

3 Роль русского языка, литературы, истории и культуры в воспитании молодёжи В. В. Путин : « Мы уже неоднократно говорили и о незаменимой роли в воспитании молодёжи русского языка, литературы, истории и культуры России … …. именно высокие чувства призвана воспитывать детская литература – воспитывать любовь к своей семье, к сверстникам, к своему краю и к своей большой Родине, воспитывать гражданина, развивать его ум и эмоции ».

4 Российское общество преподавателей русского языка и литературы на протяжении 15 лет проводит активную деятельность в области распространения, поддержки, сохранения русского языка Мы должны чувствовать ответственность за все то, что происходит в системе российского образования, и в частности в области преподавания русского языка и литературы, и должны быть более активными в отстаивании интересов не только учителей и преподавателей русского языка и литературы, но и всего российского общества. РОПРЯЛ Подготовка Федерального Закона « О государственном языке Российской Федерации » Проект федеральных целевых программ « Русский язык » на 2006 – 2010 и 2011 – 2015 гг. Комплекс документов для создания Фонда « Русский мир » « Государственная концепция поддержки русского языка в мире »

5 Основные направления развития Полагаем, что к обсуждению этих проблем необходимо привлечь членов Российской академии образования ( РАО ), обладающей мощным интеллектуальным потенциалом. выстроить стройную систему анализа всех сегментов российского образования выявление существующих проблем разработка путей их решения обязательное обсуждение, по крайней мере, на двух уровнях : профессиональной общественностью широкой общественностью

6 Одна из задач современной педагогики состоит в том, чтобы четко определить какую личность должна подготовить российская школа за 11 лет обучения Личность, которую должна подготовить российская школа Конечно же, это зависит от целей и приоритетов развития России, которые на долгосрочную перспективу четко не определены. Не имея четкого определения целей и приоритетов развития страны, ясно сформулированных ценностей и идеалов, трудно ответить на вопросы : « Какие новые задачи и цели стоят сегодня перед школой в России ?» « Какими путями должны достигаться эти цели ?» От этого зависит состав учебных предметов срок обучения в школе объем и характер знаний получаемых в школе, в частности содержание учебных предметов « Русский язык » и « Русская литература » развивающаяся и воспитательная составляющая школьного обучения

7 Личность, которую должна подготовить российская школа Тем не менее, мы, представители РОПРЯЛ, уже сейчас, опираясь на наш опыт работы и понимание того, что необходимо для развития страны, можем в общих чертах определить характеристики личности выпускника российской школы. Безусловно, это должна быть высоконравственная личность с ответственным отношением к окружающему миру и людям, что достигается за счет изучения языка, литературы, истории и культуры, получившая общее широкое, а не узконаправленное образование. Это должна быть личность с высоким чувством любви к своей Родине. Это должна быть творческая личность, ориентированная на созидательный труд, а не на потребление результатов чужого труда Именно такие люди могут обеспечить будущее наших детей и внуков.

8 Важность гуманитарных дисциплин для формирования личности И первыми в ряду гуманитарных дисциплин стоят, конечно, язык и литература. Важно при этом подчеркнуть, что русский язык – это тот предмет, знание которого необходимо каждому члену нашего общества, преподавателю любого предмета. Русский язык ( культура речи ) должен входить в образовательную программу любого вуза, любого университета. И еще один очень важный момент : мы должны в полной мере осознать, насколько важны гуманитарные дисциплины для формирования личности. Д. С. Лихачев : « Гуманизация образования – это путь в гуманизацию общества »

9 Тревожные тенденции в трансформации школьных программ Нас, преподавателей русского языка и литературы, тревожат тенденции, которые мы наблюдаем в трансформации школьных программ на протяжении последних десятилетий. Курс русского языка в средней школе сегодня излишне теоретизирован. Создается впечатление, что дети в школе изучают упрощенный вузовский курс русского языкознания. Уровень же грамотности стал заметно ниже. Ведь знания о языке сами по себе еще не обеспечивают высокого уровня владения языком. Наукообразие школьных учебников вызывает нежелание детей учиться по ним. Социологические опросы показывают, что современная школа не справляется с обучением русскому языку и литературе – в нем много формализма и скуки. И самое главное – всё реже встречаются учителя - личности, способные заинтересовать и увлечь своих учеников неоценимыми богатствами нашей культуры. Не может не вызывать опасения состояние школьного курса русской литературы, генетически связанной с изучением русского языка. Количество часов на изучение литературы недостаточно, а ведь только через литературу можно заложить в сознание ученика понятие о добре и зле, о том, что правильно и что неправильно.

10 Курс русской литературы Курс русской литературы также должен быть более интересным. Нужно помнить, что его основная задача – научиться любить книгу, любить читать, а не овладеть набором литературоведческих терминов. Пристальное внимание необходимо обратить на содержание федеральных государственных образовательных стандартов, которые, как представляется, еще весьма далеки от совершенства.

11 Требования к обучению младших школьников первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России о языке как основе национального самосознания осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации как языка межнационального общения позитивное отношение к правильной устной и письменной речи В стандарте нет главного для начальной школы – учить читать, грамотно писать и свободно говорить на прекрасном русском литературном языке

12 Обучения чтению, письму и устной речи должны быть приоритетными Требования к младшим школьникам владение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач владение учебными действиями с языковыми единицами умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач

13 Требования стандарта начальной школы в области литературного чтения понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций осознание значимости чтения для личного развития формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности Главным должно быть формирование умения читать вслух и про себя, формирование потребности в систематическом чтении

14 Требования стандарта средней школы в области литературного чтения владение различными приемами редактирования текстов умение проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста слишком углубленное изучение отсутствует требование научить ученика грамотно говорить и писать

15 Предложения РОПРЯЛ предложение уже принято Министерством образования и науки РФ и школьное сочинение уже возвращается в школу Рационализация ЕГЭ по русскому языку и литературе, и в том числе за введение сочинения как формы контроля и оценки знаний по литературе создавать подготовительные классы для детей мигрантов выделять финансовые средства для оплаты труда учителей в подготовительных классах организовывать курсы языковой адаптации детей мигрантов Обучение русскому языку в полиэтнических классах, состоящих из учеников, не говорящих на русском языке с детства, и детей мигрантов

16 Проблемы обучения мигрантов учащимся, не являющихся гражданами России, проходить в качестве итоговой аттестации по русскому языку не ГИА и ЕГЭ, а тестирование по системе ТРКИ ( на уровень В 1), Некоторые школы не желают принимать детей мигрантов на обучение в старшие классы, чтобы не « испортить » общешкольные показатели сдачи ГИА и ЕГЭ повышать уровень педагогического состава с подготовительных факультетов добавить кафедры общеобразовательных предметов Снизился уровень подготовки иностранных студентов по русскому языку

17 Проблемы обучения мигрантов в нефилологических вузах количество часов на изучение русского языка иностранцами приравнено к количеству часов на изучение иностранного языка русскими студентами иностранные аспиранты в течение уже нескольких лет должны сдавать в качестве кандидатского экзамена по иностранному языку не русский язык, который им нужен для написания диссертации, а английский, немецкий, французский или испанский

18 Задачи профессиональной подготовки иностранных студентов в российских вузах возродить систему подготовительных факультетов, на которых установить соотношение иностранных студентов и преподавателей 1:4, обеспечить предвузовское обучение русскому языку в объеме 720 ч. ( для студентов гуманитарного профиля – 850 ч.), предусмотреть обучение не только русскому языку, но и образовательным учебным предметам на русском языке по профилю подготовки студентов возродить в филологических и нефилологических вузах обучение иностранных студентов русскому языку в объеме, необходимом для успешного усвоения ими учебных программ ( для образца можно взять объемы учебных часов, существовавшие в советское время ) включить в программу кандидатского экзамена по иностранному языку для аспирантов - иностранцев дисциплину « Русский язык как иностранный », как это было до 2007 года Необходимо расширить возможности повышения квалификации по русскому языку

19 Будущее русского языка Проблема русского языка - проблема безопасности нашей Родины Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык !