ТЕМА ПРАВЕДНИЧЕСТВА В РАССКАЗЕ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР» Александр Исаевич Солженицын «Матрёнин двор» Подготовила учитель литературы МОБУ «Восточненская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН «МАТРЕНИН ДВОР» «Не стоит село без праведника» Подготовила учитель литературы МОУ «Гимназия 2» Маврина Наталья Александровна.
Advertisements

Тема урока : «Жить не по лжи» Проблема нравственного выбора в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор»
« Как жить на земле ?» ( по рассказам А. И. Солженицына « Матрёнин двор » и Н. С. Лескова « Очарованный странник ») Выполнила ученица 10 « А » класса МОУ.
А. И. Солженицын. О Солженицыне. vaynah.su представляет.
Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор») Урок-размышление Автор-составитель: учитель русского.
Рассказ « Матренин двор» События рассказа происходят летом 1956 года. События рассказа происходят летом 1956 года. Автор-рассказчик Игнатич возвратился.
Урок - аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор») Мельшиан Наталия Эдуардовна, учитель русского.
Александр Исаевич Солженицын ( ) Анна Ахматова о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»…
Столетье промчалось. И снова, Как в тот незапамятный год- Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Ей жить бы хотелось иначе, Носить драгоценный.
Викторина п о р ассказу А. И. Солженицына « Матрёнин д вор ».
Образ души в стихотворениях Н. Рубцова. Подготовили: Вольвакова Мария и Ваганова Елизавета. Учитель: Васильченко Инна Владимировна.
Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор») Игнатьева Е.К. МОУ "Зональная СОШ"
Технология РКМ Автор Купцова Е.Ю.. Цель - Знакомство с системой образов, художественным своеобразием рассказа, выявление представлений автора о судьбе.
ТЕМА: «Исповедальность образа Матрены Тимофеевны» (по поэме Н.А.Некрасова«Кому на Руси жить хорошо») Молва идет всесветная, Молва идет всесветная, Что.
Александр Исаевич Солженицын ( ) «Матренин двор» (1963 г.) «Матренин двор» (1963 г.) Летом 1956 года из пыльной Летом 1956 года из пыльной горячей.
«Жить по законам человечности…» Рассказ А.Платонова «Юшка»
Комплексный анализ текста. ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить языковые явления, расширить представление о тексте, его структуре, развивать и совершенствовать логические.
Н.С.Лесков Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники.
«Перезвоны» симфония-действо В.А.Гаврилин. Молитва.
УРОКИ ДОБРОТЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ В.РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» Выполнил ученик 8-г класса. МБОУ «СОШ 28» Лысенко Иван Учитель Кравченко С.В.
Транксрипт:

ТЕМА ПРАВЕДНИЧЕСТВА В РАССКАЗЕ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР» Александр Исаевич Солженицын «Матрёнин двор» Подготовила учитель литературы МОБУ «Восточненская СОШ» Долгова Елена Павловна

«Матренин двор» «Смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души» А. И. Солженицын

АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. 1. ЧЕЛОВЕК, ЖИВУЩИЙ СОГЛАСНО ЗАПОВЕДЯМ, МОРАЛЬНЫМ ПРЕДПИСАНИЯМ КАКОЙ-ЛИБО РЕЛИГИИ. 2. ТОТ, КТО В СВОИХ ДЕЙСТВИЯХ РУКОВОДСТВУЕТСЯ ПРИНЦИПАМИ СПРАВЕДЛИВОСТИ, ЧЕСТНОСТИ, НЕ НАРУШАЕТ ПРАВИЛ НРАВСТВЕННОСТИ. «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА» В.И.ДАЛЯ. 1. У ВЕРУЮЩИХ: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ ПРАВЕДНОЙ ЖИЗНЬЮ, НЕ ИМЕЕТ ГРЕХОВ. 2. ЧЕЛОВЕК, НИ В ЧЁМ НЕ ПОГРЕШАЮЩИЙ ПРОТИВ ПРАВИЛ НРАВСТВЕННОСТИ (ИРОН.) Значение слова праведник

- КАКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА «ПОМОГАЮТ» ЕМУ СТАТЬ ПРАВЕДНИКОМ? ПО-НАРОДНОМУ МУДРАЯ, РАССУДИТЕЛЬНАЯ, УМЕЮЩАЯ ЦЕНИТЬ ДОБРО И КРАСОТУ, УЛЫБЧИВАЯ И ОБЩИТЕЛЬНАЯ ПО НРАВУ, МАТРЕНА СУМЕЛА ПРОТИВОСТОЯТЬ ЗЛУ И НАСИЛИЮ, СОХРАНИВ СВОЙ «ДВОР». ТАК ЛОГИЧЕСКИ ВЫСТРАИВАЕТСЯ АССОЦИАТИВНАЯ ЦЕПОЧКА: МАТРЕНИН ДВОР – МАТРЕНИН МИР – ОСОБЫЙ МИР ПРАВЕДНИКА, МИР ДУХОВНОСТИ, ДОБРА, МИЛОСЕРДИЯ. Что общего в этих определениях?

-КАКИЕ ДЕТАЛИ В ПОРТРЕТЕ МАТРЁНЫ ВЫДЕЛЯЕТ ПИСАТЕЛЬ? «Матренин двор» Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».

«Матрёнин двор» Основополагающий вопрос : -Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»? Проблемный вопрос: -Почему рассказ называется «Матренин двор»? Какой смысл здесь имеет слово «двор»?

КАКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДЕТАЛИ СОЗДАЮТ КАРТИНУ БЫТА МАТРЕНЫ? «Матренин двор» Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».

ТЕМА ПРОШЛОГО ГЕРОИНИ «Матренин двор» Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь- болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.

КАКОЙ ПРЕДСТАЕТ МАТРЕНА В СИСТЕМЕ ДРУГИХ ОБРАЗОВ РАССКАЗА, КАКОВО ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ ОКРУЖАЮЩИХ? «Матренин двор» Выделяются две неравные части: Матрена и понимающий её автор-повествователь с одной стороны, и её родня. Граница между ними обозначается в том, что главное в сознании и поведении каждого из них – интерес к общей жизни, желание участвовать в ней, открытое искреннее отношение к людям или сосредоточенность только на собственных интересах, собственном доме, собственном богатстве.

В чём смысл жизни Матрёны Васильевны? Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. «Матренин двор»

Как рассказчик открывает перед нами духовный мир героин? Матрёна Мы узнаем, что Матрена способна по достоинству оценить искусство уходящее корнями в народное творчество. Так, она не принимает исполнение народных песен Шаляпиным, чувствуя несовместимость классической оперной манеры певца и народной певческой традиции: Не. Не так. Ладу не нашего. И голосом балует Зато романсы Глинки глубоко волнуют ее, трогая до слез. «Матрёнин двор»

МАТРЕНА ВАСИЛЬЕВНА - ЧЕЛОВЕК, ЖИВУЩИЙ ПО ЗАПОВЕДЯМ ХРИСТА, СУМЕВШИЙ СОХРАНИТЬ ЧИСТОТУ, СВЯТОСТЬ ДУШИ В САМЫХ ДРАМАТИЧЕСКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ РУССКОЙ ИСТОРИИ ХХ ВЕКА. «ВСЕ МЫ ЖИЛИ РЯДОМ С НЕЙ И НЕ ПОНЯЛИ, ЧТО ЕСТЬ ОНА ТОТ САМЫЙ ПРАВЕДНИК, БЕЗ КОТОРОГО, ПО ПОСЛОВИЦЕ, НЕ СТОИТ СЕЛО. НИ ГОРОД. НИ ВСЯ ЗЕМЛЯ НАША». Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?

Автор Матрёна Что особенно ценит автор в Матрёне? Она - сосредоточие лучших черт национального характера россиянки: стеснительна, понимает "образованность" рассказчика, уважает его за это, старается угодить постояльцу, варит ему в отдельном котелке картошку покрупнее, а сама ест мелкую. Автор ценит в Матрёне её деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие. «Матрёнин двор»

? ? Матрёна Так прав ли Солженицын, назвав Матрёну праведником? Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша". «Матрёнин двор»

? ? Вывод Какие же уроки нравственности преподаёт в этом рассказе автор? Человек должен пройти свой путь, предназначенный судьбой, сохранив в себе и мужество, и благородство, и всё высокое, что заложено в нём самой природой. «Матрёнин двор»

Список литературы А.И. Солженицын «Матренин двор» Санкт- Петербург «Лениздат» В.П.Журавлёв «Русская литература XX века. 11 кл М.: «Просвещение»2009. Н.А.Куделько. Материалы к изучению рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» на уроках литературы. Журнал «Литература в школе», 11, Н.В.Егорова Поурочные разработки по русской литературе М.: «ВАКО»2009. Интернетрессурсы