«Возможности применения стратегической экологической оценки (СЭО)» О лег Печенюк Кыргызстан, эксперт проекта E-mail: op_67@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
Advertisements

Раскрытие основных понятий темы Описание уровней и виды форм общественного участия.
Проект разработан Е.Лаевской Редактирован Т.Плешко и Н.Замфир в соответствии с рекомендациями Jerzy Jendrośka.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Тема лекции: Процедура стратегической экологической оценки.
Тема лекции: Процедура стратегической экологической оценки.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (проект) Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» |
Стратегическая экологическая оценка планов и программ территориального развития 2 курс 6 группа Курочкина Александра.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Неофициальный перевод Принудительное переселение 0P 4.12: Инструменты планирования.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. ОГЛАВЛЕНИЕ Почему проводится анализ ситуации? Что необходимо сделать? Этапы проведения анализа ситуации Определение обычных целей Некоторые.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: История и сущность.
2015 год 2015 год Комитет экономики Волгоградской области ПОРЯДОК проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Волгоградской.
Экологическая оценка: экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.
Внедрение процедуры ОРВ в регионах России Внедрение процедуры ОРВ в регионах России.
К разработке оценки деятельности ОНС Третьякова Т.А. Национальная сеть МиО.
Система обеспечения экологической безопасности (защищенности окружающей среды) Правовое регулирование Медицинские меры Образование и воспитание В ст.
Проектирование - это конструирование организации действия, направленного на достижение определенной цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Транксрипт:

«Возможности применения стратегической экологической оценки (СЭО)» О лег Печенюк Кыргызстан, эксперт проекта

Экологическая оценка. Место в процессе принятия решений

Устойчивое развитие Устойчивое развитие – это развитие, гарантирующее достойные, максимально возможные равные стартовые условия представителям настоящего и следующих поколений для проявления своих способностей и удовлетворения жизненных потребностей. (Доклад экс-премьер-министра Норвегии Гру Харлем Брундлад) УР базируется на экономике, сочетающейся с принципами экологической безопасности и социальной справедливости в демократическом обществе, соблюдающем права человека. Базовый принцип УР: «Любая экономическая деятельность должна способствовать максимальному сокращению бедности и достижению адекватного качества жизни для всех с одной стороны и не превышать способности естественных природных ресурсов к самовосстановлению – с другой». То есть при любой планируемой деятельности и выполнении поставленных задач развития территории, необходимо учитывать возможность природных ресурсов к восстановлению. Одним из основных принципов, который должен всегда учитываться лицами, принимающими решения – не навреди.

Стратегическ ая э кологическ ая о ценк а (СЭО) «Оценка возможных экологических последствий, включая воздействие на здоровье, которая предполагает определение сферы охвата оценки и подготовку экологического отчета, вовлечение общественности и проведение консультаций, принятие во внимание экологического отчета и результатов участия общественности и консультаций при разработке плана или программы» (Протокол ЕЭК ООН по СЭО, статья 2, параграф 6.)

СЭО обязательна для официально разрабатываемых или пересматриваемых планов или программ национального, регионального и местного уровней, которые задают рамки для будущих проектов или могут вызвать существенные последствия для окружающей среды.

Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ На Межпарламентской Ассамблее государств- участников СНГ в г. Санкт-Петербурге Постановлением 36-7 был принят «модельный закон о стратегической экологической оценке». Статья 11 предписывает привести национальные законодательства в соответствие с настоящим Законом: «Законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов права государства разрабатываются и (или) приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу».

Базовые принципы СЭО СЭО должна проводить организация, отвечающая за разработку плана или программы. В идеале, она должна быть встроена в процесс разработки плана/программы, и соответствовать его логике. СЭО нужно проводить как можно раньше в процессе принятия решения, когда все альтернативы и варианты действий доступны для рассмотрения.

Базовые принципы СЭО При проведении СЭО необходимо сконцентрироваться на ключевых вопросах, которые возникают на конкретных стадиях разработки плана или программы. Это поможет провести СЭО компетентно, своевременно и с наименьшими затратами. В процессе СЭО необходимо оценить разумный круг альтернатив, принимая во внимание, что их масштаб будет зависеть от уровня принятия решения. По мере возможности и необходимости СЭО должна выявить наиболее оптимальный для сохранения окружающей среды реализуемый сценарий.

Базовые принципы СЭО СЭО должна предоставить адекватные возможности для участия ключевым заинтересованным сторонам и общественности, начиная с ранней стадии процесса и с использованием четких процедур. В идеале необходимо использовать методы консультаций, которые легки в применении и соответствуют специфике целевых групп. При проведении СЭО необходимо использовать адекватные и экономически эффективные методы и методики анализа. СЭО должна выполнить поставленные перед ней задачи на основе доступной информации, времени и ресурсов. Сбор информации должен осуществляться только в том объеме и с той степенью детализации, которые требуются для принятия обоснованного решения

Конкретизация цели и определение задач стратегической экологической оценки

Этапы разработки СЭО Первич ное рассмот рение имеющ ейся докуме нтации Опреде ление сферы охвата СЭО Информиро вание об инициирова нии разработки СЭО Разрабо тка экологи ческого отчета, анализ альтерн атив Решени е об утверж дении объекта СЭО; Мони торин г после дстви й. Консультации с природоохранными органами и органами здравоохранения Участие общественности

Цели и задачи Оценка последствий предлагаемых стратегических инициатив для окружающей среды с целью обеспечения учета экологических соображений, включая связанные со здоровьем населения, при их разработке. Ключевые задачи (оценка, документирование, раскрытие информации) выполняются инициатором. В процессе СЭО необходимы консультации с государственными природоохранными органами, органами здравоохранения, общественностью. Детальный круг задач оценки должен быть определен в процессе консультаций.

Определение сферы охвата СЭО. Экологический отчет

Определение сферы охвата При исследовании воздействий намечаемой деятельности важно отметить, что воздействия могут различаться по тому, как и когда они возникают, и возникают ли они, а также по тому, где и в какой степени они могут влиять на окружающую среду. Воздействия могут взаимодействовать между собой, вызывая другие воздействия, которые могут быть более значимы, чем первоначальные.

Воздействия различаются по: характеру (положительные, отрицательные, прямые, косвенные, совокупные, синергетические и другие); величине; площади/расположению (затрагиваемая область, распределение); времени возникновения (при строительстве, эксплуатации, ликвидации, немедленные или "отложенные во времени", скорость изменения); продолжительности (краткосрочные или долгосрочные, прерывистые, непрерывные); обратимости/необратимости; вероятности (риск, неопределенность или достоверность прогноза); значимости (местное, региональное, глобальное).

Экологический отчет Определение проблемы (определение проблемы, связать с симптомами и причинами… возможно «дерево проблем») Сбор фактов и информации (Для принятия решений необходимо, чтобы вся информация, которая может иметь отношение к проблеме, была собрана. В большинстве случаев это будут факты, мнения и наблюдения. Если информация недоступна, отложите решение до тех пор, пока вы ее не получите.) Организация информации (Если вы работаете с большим количеством информации, структурируйте ее, разделяйте на важную и второстепенную. Организуйте информацию так, чтобы ее можно было анализировать. Собранная информация должна быть статистически обрабатываема и наглядна. Хорошо использовать таблицы, схемы, диаграммы. Если вы хотите разобраться в том, что происходит, обратите внимание на соотношение различных фактов для обоснования для принятия решений.)

Экологический отчет Сбор возможных вариантов (Разработайте как можно больше вариантов решения проблемы. Качество и количество в данном случае одинаково важны. Большинство проблем имеет больше одного решения. Будьте открыты к новым, пусть даже фантастичным на первый взгляд, решениям.) Выбор одного решения (Сравнив альтернативы, можно определить лучшее решение. Сравните альтернативные решения по специфическим критериям. Исключите неподходящие варианты и сконцентрируйтесь на нескольких подходящих. В конечном итоге, есть шанс прийти к лучшему.) Оценка выбранного решения

Экологический отчет должен содержать: сведения о содержании и основных целях объекта СЭО и о его связи с другими планами или программами; соответствующие аспекты существующего состояния окружающей среды, в том числе здоровья населения, и вероятное изменение этого состояния в случае неосуществления объекта СЭО; характеристики состояния окружающей среды, в том числе здоровья населения, в районах, которые могут быть затронуты в существенной степени; экологические, в том числе связанные со здоровьем населения, проблемы, которые имеют отношение к объекту СЭО; цели в области окружающей среды, в том числе связанные со здоровьем населения, установленные на международном, национальном и региональном уровнях, которые имеют отношение к объекту СЭО, а также способы учета этих целей и других экологических, в том числе связанных со здоровьем населения, соображений в процессе подготовки проектной документации по объекту СЭО;

Экологический отчет должен содержать: вероятные существенные экологические, в том числе связанные со здоровьем населения, последствия в краткосрочном и долгосрочном аспекте; меры по предотвращению, уменьшению или смягчению любых существенных вредных последствий для окружающей среды, в том числе для здоровья населения, которые могут быть результатом осуществления объекта СЭО; краткое изложение причин для выбора рассматривавшихся альтернативных вариантов и описание хода проведения оценки, включая указание таких трудностей в предоставлении подлежащей включению информации; меры, предусмотренные для мониторинга экологических, в том числе связанных со здоровьем населения, последствий осуществления объекта СЭО. вероятные существенные трансграничные экологические, в том числе связанные со здоровьем населения, последствия. резюме представленной информации, рассчитанное на широкую аудиторию.

Консультации с заинтересованными сторонами. Участие общественности

Заинтересованной общественности, а также соответствующим природоохранным органам и органам здравоохранения необходимо предоставить заблаговременную, своевременную и эффективную возможность выразить свое мнение по проекту стратегической инициативы, а также отчету об оценке. Консультации в рамках СЭО не обязательно должны быть организованы как отдельный процесс они наиболее эффективны, если интегрированы с программой консультаций в рамках процесса планирования, расширяя и дополняя ее.

Участие общественности Первый этап - информирование общественности о намечаемой деятельности на стадии анализа проблемного поля и оценки потребностей. Второй этап - определение мнений общественности при подготовке оценки воздействия и последствий объекта СЭО на социально- экономическое развитие территории. Третий этап - проведение общественной экспертизы Четвертый этап - мониторинг и контроль

мониторинг Ни одна стратегическая инициатива не будет реализована эффективно, если не отслеживать качество и своевременность ее исполнения

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ