Преподавание русского языка в полиэтнической школе Игровые задания в обучении русскому языку как иностранному Лекция 1 25 10 2014 Коимбра.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБУЧЕНИЕ НАУЧНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Потураева Е.А., канд. филол.н., доцент каф. РКИ ИМОЯК.
Advertisements

Русский язык Программа для общеобразовательных учебных заведений 1-4 класс Ведущей целью начального курса русского языка является формирование и развитие.
Программа кружка по английскому языку для 2-го класса общеобразовательных школ «Занимательный английский» Составитель: учитель английского языка Ромахина.
Программа и методические рекомендации по обучению детей татарскому языку в дошкольных образовательных учреждениях предназначены воспитателям дошкольных.
Импровизация как средство повышения мотивации к изучению английского языка Выполнила: учитель английского языка МОУ СОШ 1 Данилова Л. А. Муниципальное.
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ ДЛЯ ЭМИГРАНТОВ. Практика обучения русскому языку как неродному Пояснительная записка Цель образовательного модуля заключается.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области Формирование.
Рано или поздно, но большинство людей сегодня приходят к мысли о том, что знать английский язык – это уже не преимущество выпускников иняза, а скорее.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «А Т Е Л Ь Е» (для детей старшего дошкольного возраста)
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Важно! Одной из главных целей урока с применением мультимедиа становится повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка. ИКТ позволяют учителю.
Как рецензировать ответ Оценивая ответ товарища, подумай, соответствует ли он следующим требованиям: Правильность и полнота изложения фактов, выводов,
Развитие речи. Анализ текста. Урок – презентация Выполнила Кирьянова Валентина КонстантиновнаКирьянова Валентина Константиновна учитель русского языка.
Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
Презентация по методической теме учителя начальных классов: КГУ «Нагорненской основной школы»: Мялик Татьяны Петровны.
Д А И Б В Ж Е ЗКА Б В Ж З Е К Развитие исследовательской деятельности и формирование коммуникативных навыков через интеграцию урочной.
Автор презентации Крашеницина Ольга Ивановна учитель -логопед ГБДОУ д/с 5 г.Ломоносов Петродворцового района.
Транксрипт:

Преподавание русского языка в полиэтнической школе Игровые задания в обучении русскому языку как иностранному Лекция Коимбра

Литература 1. Акишина А.А, Жаркова Т.Л., Акишина Т.А. Игры на уроках русского языка. – М.,1989 (и более поздние издания). 2. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного.– М., Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М., Китайгородская Г.А. Интенсивные методы обучения. – М.,1992 (и все более поздние издания). 5. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. –М.,2003;2010 (и более поздние издания). 6. Щукин АН. Лингводидактический энциклопедический словарь. –М.,2008. (а также Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. –М., 2009). 7. Электронные образовательные ресурсы -журнал «Русский язык за рубежом» -журнал «Мир русского слова» и др.

Полезные источники

Игра – путь активизации Дидактические игры являются одним из перспективных приемов в работе на практических занятиях по РКИ. Их включение в учебный процесс помогает усвоению лексического материала, повышает общую результативность изучения курса по русскому языку как иностранному в современных условиях.

Роль игровой методики в обучении Игровая методика использует все виды памяти для усвоения нового материала. В процессе обучения человек производит различные действия, включаются и эмоции. Диалоги во время игры на русском (иностранном) языке это одновременная работа памяти двигательной, слуховой и эмоциональной.

Игровые задания в интенсивном обучении русскому языку Интенсивное обучение русскому языку как иностранному предполагает использование игровых заданий, в том числе ролевые игры и деловые игры (хозяйственные, управленческие, имитационные).

Ролевые игры Ролевые игры – это коммуникативные задачи, которые создаются как естественные жизненные ситуации. Они учат студентов нормам общения, обеспечивают свободное владение необходимыми речевыми штампами. Они будут особенно полезны в профессиональном аспекте, в контексте бизнес-курса русского языка.

Специфика игровых заданий Игра активизирует стремление студентов к вербальному контакту друг с другом и преподавателем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между преподавателем и студентом.

Ролевые игры Ролевые игры развивают и совершенствуют у студентов речемыслительную деятельность. Они способствуют появлению у обучаемых искреннего желания общаться на русском языке не только в аудитории, но за её пределами, успешно формируют внутренний мотив к изучению русского языка как иностранного. Помимо учебных целей ролевые игры помогают решать воспитательные задачи.

Игровые задания 1. Игра «Название профессий» Напишите название 10 профессий – слов одной тематической группы, связанных с медициной (спортом, образованием, авиацией и т.п.)

2. Игра «Снежный ком» Для закрепления лексико-тематической группы по теме «Продукты», студентам предлагается игра «Снежный ком». Этот игровой прием наиболее эффективен в малокомплектных группах, состоящих из 5-7 студентов (максимально - до 12 человек). Студент начинает фразу с определенного словосочетания («Я бы хотел съесть…») и следующие студенты продолжают фразу, используя новые слова, добавляя их уже к сказанной лексике.

«Снежный ком» Другой вариант: К данному предложению добавить второе предложение (затем по цепочке продолжить – третье, четвертое, пятое…), являющееся продолжением мысли, раскрытием, объяснением причины. Например: Я поступил(а) в университет, чтобы… Я изучаю иностранный язык, так как… Я сегодня пойду в библиотеку, потому что…

3. «Что будет дальше?» Следующая игра - продолжение по данному началу «Что будет дальше?». Студентам дан текст, который зачитывается поэтапно, а обучаемым предоставляется возможность придумать свои варианты окончания истории. Её начало ориентировано на возможную проблемную ситуацию в будущей профессиональной деятельности студентов, например: «Начинался прекрасный рабочий день, прекрасное утро. Но около 11 часов дня к нам прибежала дама из 208 номера с неприятной новостью: у неё пропал из номера….».

3(продолжение) Для более занимательных ответов дается список определенных слов для справки, который необходимо использовать в сочинении (например, паспорт, вертолет, горничная, елка, замок, изобретение). Эта дидактическая игра в письменной форме выполняется самостоятельно как домашнее задание. После этого на практическом занятии зачитываются некоторые лучшие работы, а также выполняется работа над ошибками.

4. Имитационные упражнения. Опишем условия игры: преподавателем создается конфликтная ситуация: «К вам приходит клиент (постоялец) гостиницы и просит заменить номер, вам нужно ему объяснить, что это невозможно или возможно, но только при определенных условиях».

5. «Лом» «Лом» – игра с разрезанными текстами, которые необходимо восстановить. Данное игровое задание развивает у студентов навыки понимания синтаксической структуры фразы и текста.

Примеры проведения игры «Лом» на материале поэтического текста Восстановите стихотворный отрывок с помощью данных слов: 5А.Снег, в марте, льдинки, на окне, зайчик, по парте, по карте, на стене; рыхлый; темнеет, тают, бегает.

Ответ 5А: Рыхлый снег темнеет в марте, Тают льдинки на окне. Зайчик* бегает по парте И по карте на стене. (С.Маршак). Примечание* - здесь: луч, солнечный зайчик.

Пример игры «Лом» Восстановите стихотворный отрывок с помощью данных слов: 5Б.Жизнь, в день, уныния, день, веселья; обманет, не печалься, не сердись, смирись, верь, настанет; если.

Ответ 5Б: Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись. В день уныния – смирись, День веселья, верь, настанет… (А.С.Пушкин)

6. Игра-соревнование «Кто интереснее сочинил?». Студентам представляется тематический текст. После проработки исходного текста предлагается дома пересказать его, не от лица автора или главного героя, а от постороннего наблюдателя или неодушевлённого предмета интерьера (от имени какого-то элемента): предмета, мебели, животного, машины и т.д., например: «Я – старинная китайская ваза» или «Я – российский автомобиль…» и т.д.

7 «а» К каждому существительному подберите подходящее по смыслу прилагательное и соедините их линиями: Узкий Преступник Опасный Студент Аккуратный Улица

7 «б» (продолжение) Подобное задание можно усложнить, предложив работу с фразеологизмами: К предложенному русскому крылатому выражению, если это возможно, подберите подходящую по смыслу идиому на родном языке: Практика – лучший _____ (учитель). Пиррова _____ (победа). Человек предполагает, а Бог ____ (располагает).

7 «в» (продолжение) Продолжите русские пословицы по данному началу, например: Не имей 100 рублей, а _________. В гостях хорошо, а дома ________. Семеро одного не _______. Ум хорошо, а два ________.

8 Игры-загадки – это разнообразные по тематике коммуникативные задания. Показать изображения и задать вопросы: «Что это такое?»; «Кто это?»; «О чем эта история?»

9 Продолжить рассказ по данному началу с использованием определенной лексики (например, о новогоднем празднике, летнем путешествии и т.п.). Один из вариантов проведения игры заключается в подготовке истории, начало которой потом зачитывается студентам (в качестве альтернативы можно использовать иллюстрации). После этого студентам предлагается придумать свой вариант продолжения рассказа.

9 (продолжение) Для закрепления лексики преподаватель в конце занятия может рассказать о том, как на самом деле кончается история. Примечание: Студентам предлагается список слов, изученных по ранее пройденной теме, которые им необходимо использовать для продолжения своего рассказа по заданному началу.

10. Тематический кроссворд 6 ш 6 ш 8 о 8 о вф 1 п 1 пере 7 в 7 водчик йоц цди аиа 2 р 2 ресторан ет 9 п 9 пл 3 п 3 почтальон л и 10 б 4 с 4 страховщи 11 к нр ку ип 5 м 5 метрдотель е

10. Кроссворд (продолжение) Тематический кроссворд, в котором используется профессионально ориентированная лексика, связанная с будущей профессией. По горизонтали: 1.Человек, занимающийся переводами с одного языка на другой. 2. Предприятие общественного питания с высоким уровнем обслуживания, широким ассортиментом блюд и хорошими условиями для отдыха. 3.Человек, приносящий нам письма. 4.Человек, заключающий договор, о сохранности вашего имущества, жизни и который обязуется возместить ущерб. 5.Лицо, управляющее работой обслуживания посетителей ресторана или постояльцев отеля.

10. Кроссворд (окончание) По вертикали: 6.Человек, чьей основной обязанностью является встреча посетителей у входа в гостиницу. 7.Человек, управляющий автомобилем 8. Работник ресторана, столовой, подающий еду. 9. Свидетельство (бумага), выдаваемое страховым обществом застрахованному в нем лицу или учреждению. Например, государство дает это каждому гражданину. 10. Владелец или крупный акционер банка. 11. Распорядитель игры в игорном доме. Человек, следящий за игрой, выдающий выигрыш и забирающий проигрыш.

11 Фольклорные игры-забавы. Чаще всего используются как фонетические упражнения и развлечения: скороговорки, чистоговорки. Например, «От топота копыт, пыль по полю летит», «На дворе трава, на траве дрова», «Карл у Клары украл кораллы», «Шла Саша по шоссе…» и т.п.

12 Игра «Волшебные таблицы». Сравните две таблицы и выпишите буквы из правой в соответствии со следованием цифр в левой оекб ьнлл ермй цтсн рышя вара вяыд ууве

12 (ответ) Ответ: Открывая дверь, швейцар улыбнулся мне. Примечание: эту игру можно дать в начале разбора какого-нибудь текста, чтобы студенты отгадали название.

13. Игра-соревнование «Памятные места Москвы» Условие игры: Перед студентами лежит карта Москвы, расчерченная на квадраты и пронумерованная, с указанием старта и финиша; игральный кубик. Студенты по очереди бросают кубик и рассказывают о достопримечательностях того места, куда кубик попал. Выигрывает тот студент, который подробно и безошибочно расскажет о всех достопримечательностях, встретившихся на пути к цели, и быстрее придёт к финишу.

14.Игра-соревнование «Самые красивые места России» Это задание проводится аналогично предыдущему, но только на карте России, с рассказом о достопримечательностях городов России.

Практикум Задание 1. Определите суффикс и окончание слова, основываясь на восприятии его первых букв: встр * * *, чайн**, собач****, подстакан***, велосип*******.

Ответ 1:встреча, чайник, собачонка, подстаканник, велосипедистка. Задание 2. Прослушайте речевые клише, назовите речевые ситуации, в которых они могут употребляться: «Будьте здоровы!», «Успешной защиты!», «С рождением новой семьи!», «Ни пуха ни пера!». Задание 3. Прослушайте описание ситуации, постарайтесь понять и закончить диалог: - Ваш билет? -………………. -………………….? - ………………………

Задание 4. Определите, о чем может идти речь в текстах с такими заголовками: «Город на семи холмах», «Северная Венеция» и «Окно в Европу», «Город невест», «Черноморская жемчужина», «Янтарный край», «Житница России».

Задание 5. Определите название произведения и его автора по именам персонажей: - Грушницкий, Печорин, Максим Максимыч, Бэла, Казбич… - Болконский, Ростова, Безухов, Кутузов, Наполеон, Курагина… -Раскольников, Мармеладова, Алёна Ивановна, Елизавета… - Беликов, Коваленко… -Андрей Соколов, Ваня… - Матрёна, Игнатьич, Фаддей…

Ответ 5: -Лермонтов «Герой нашего времени». -Толстой «Война и мир». Достоевский «Преступление и наказание». - Чехов «Человек в футляре». -Шолохов «Судьба человека». - Солженицын «Матрёнин двор». Задание 6. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа и запишите их. 1 вариант Бананы, помидоры, арбузы, шампиньоны. Пять килограммов лимонов, ___________________. Брелоки, бусы, брызги, будни. Много браслетов,__________________________. 2 вариант Греки, монголы, калмыки, мордвины. Группа эскимосов, ____________________. Брюки, шорты, галоши, сапоги. Несколько пар валенок, _______________

Задание 7. Подобрать синонимы: Космонавт - ……… Лидер - …… Награда - …. Преобразование - …. Картина - …

Ответ 7. Космонавт – астронавт (америк.) Лидер – руководитель, начальник. Награда – поощрение, премия; орден, медаль. Преобразование – реформа, изменение. Картина – полотно, холст; репродукция. Задание 8. Прочитайте текст. Предложите своё название. Сформулируйте вывод. Подкова* Над дверью своего деревенского дома учёный-физик Нильс Бор прибил подкову, которая, согласно поверью, должна приносить счастье.

(продолжение истории) Увидев подкову, один из посетителей воскликнул: Неужели такой великий учёный, как вы, может действительно верить, что подкова над дверью приносит удачу? Нет, ответил Бор, конечно, я не верю. Это предрассудок*. Но, вы знаете, говорят, она приносит удачу даже тем, кто в это не верит. (По Ф. Кривину)

Задание 9. Прочитайте названия национальных блюд и народных промыслов. Выпишите из них новые, незнакомые названия. Найдите о них информацию в словарях и сети Интернет. Дымковская игрушка, тульский пряник, ивановское кружево, павловопосадские платки, чайник из Гжели, жостовский поднос, шкатулка из Федоскино, медовый чак-чак*, сибирские пельмени, байкальский омуль**, украинский борщ, узбекский плов, тульский самовар, уральские изумруды, кубачинское серебро, калининградский янтарь, оренбургский пуховый платок, ростовская финифть***.

Задание 10 От данных названий образуйте названия жителей городов: Петербург - …., Харьков - …., Минск - …., Псков - …., Ростов - …, Архангельск - …, Владивосток - …; Геленджик - …, Н.Новгород - …, Сочи - …, Торжок -….

Ответ 10 Петербург - петербуржцы, Харьков - харьковчане, Минск - минчане, Псков - псковичи, Ростов - ростовчане, Архангельск – архангелогородцы, поморы, Владивосток – владивостокцы, приморцы; Геленджик - геленджичане, Н.Новгород - нижегородцы, Сочи – сочинцы, Торжок - новоторы.

Задание 11. Установите происхождения имён, образуйте от кратких форм полные имена: а)Шура -….; б) Нюра - ….; в) Лера - …; г)Саша - …; д)Женя - …; е)Сеня - …; ж)Тёма - …

Задание 12. Перед вами – схема Московского метро. Найдите на схеме Кольцевую линию. Выпишите названия станций метро Кольцевой линии, расположив их в алфавитном порядке. html

Станции Кольцевой линии Московского метро 10. Парк культуры 8. Октябрьская 2. Добрынинская 9. Павелецкая 12. Таганская 6. Курская 4. Комсомольская 11. Проспект Мира 7. Новослободская 1. Белорусская 5. Краснопресненская 3.Киевская

Задание 13. Распределите фамилии русских писателей и поэтов в алфавитном порядке. Державин Г.Р., Пушкин А.С., Гоголь Н.В., Лермонтов М.Ю., Тургенев И.С., Толстой Л.Н., Толстой А.Н., Достоевский Ф.М., Герцен А.И., Чехов А.П., Брюсов В.Я., Ахматова А.А.

Ответ 13: Ахматова А.А. Брюсов В.Я. Герцен А.И., Гоголь Н.В., Державин Г.Р. Достоевский Ф.М., Лермонтов М.Ю., Пушкин А.С., Толстой А.Н. Толстой Л.Н., Тургенев И.С. Чехов А.П.

Задание 14. Укажите государственные языки в разных странах мира. Выделите в полученных словах суффикс. Образец: Россия – русский; Турция – турецкий; Азербайджан – азербайджанский; Марокко - арабский… Испания - ______, Португалия - ________, Финляндия - ________, Греция - _______, Франция - ______, Чехия - ______, Польша - ______, Болгария - _______, Китай - ______________, Япония - _________, Монголия - ______, Вьетнам - _________, Сербия- _______, Малайзия - ______, Швейцария - ___________, Таиланд - _______; Филиппины - __________; Канада - __________, Австралия - ______, Сингапур - ____________, Бангладеш - _______, Кипр - _________, Шри-Ланка - ________, Германия и Австрия - _______.

Ответ 14 Испания - испанский, Португалия - португальский, Финляндия – финский и шведский, Франция - французский, Чехия - чешский, Польша - польский, Болгария - болгарский, Китай – китайский; Белоруссия – белорусский и русский; Япония - японский, Узбекистан – узбекский, Монголия - монгольский, Вьетнам - вьетнамский, Сербия- сербохорватский, Малайзия - малайский, Швейцария – немецкий, французский и итальянский; Таиланд - тайский; Филиппины – тагальский и английский; Канада – английский и французский, Австралия - английский, Сингапур – малайский, китайский, английский, тамильский; Бангладеш - бенгали, Кипр – греческий и турецкий, Шри-Ланка - сингальский, Германия и Австрия - немецкий.

Задание 15. Допишите недостающую информацию о личности каждого человека Образец: Алексей Леонов – лётчик-космонавт, человек, который впервые в истории совершил выход в открытый космос. В.И.Даль - ______________________; В.К.Зворыкин - __________________; А.С.Попов - _____________________; А.И.Солженицын - ___________________ ; Васко да Гама - _______________________; Камоэнс - ________________________; П.А.Яблочков - _______________________;

Домашнее задание. Подготовить презентацию на одну из тем: 1. Путешествие по карте языков мира. 2. Олимпийские игры. 3. Писатели – лауреаты Нобелевской премии. 4. Путешествие по лингвистической карте России. 5. Филологическая Москва. 6. Страницы истории Португалии. 7. Самые красивые места Лиссабона. 8. Самые интересные места Португалии.

Спасибо за вниаение!