Отсев в школах: Разные лица в разных странах Инициатива по мониторингу Сети центров образовательной политики Конференция ИОО по образованию Будапешт, Июль.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
© В.В. Маскин, Анализ состояния системы дошкольного образования в муниципалитете Процент удовлетворения запросов населения на услуги в сфере дошкольного.
Advertisements

РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
Роль профсоюзной организации в оценке деятельности учителя в свете Федеральных Государственных образовательных стандартов.
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина.
Александр Кондаков, член-корр. РАО, д.п.н.. В большинстве стран: образование начинается до достижения ребёнком пятилетнего возраста спрос на дошкольное.
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Президент подписал новый закон об образовании ФЗ об образовании вступает в силу 1 сентября 2013 года.
Обязанности родителей Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. (ч.2 ст.38 Конституции Российской Федерации). Сегодня права.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА.
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) Утвержден Приказом Минтруда России от N 544н "Об утверждении профессионального стандарта.
Начальник отдела дошкольного образования департамента образования и науки Наталья Валентиновна Гребёнкина, к.п.н. Департамент образования и науки Тюменской.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Обсуждение проекта © Патрина Е.А., 2009 г.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
Образовательные отношения в соответствии с Федеральном законом от N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Из практики реализации билингвального (двуязычного) обучения в Прибалтийских странах и Грузии: усвоенные уроки и перспективы Марина Гурбо международный.
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Рабочей группы по разработке образовательной программы ( далее – Рабочая группа ) дошкольного образовательного.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Статистические индикаторы и показатели мониторинга системы образования.
Транксрипт:

Отсев в школах: Разные лица в разных странах Инициатива по мониторингу Сети центров образовательной политики Конференция ИОО по образованию Будапешт, Июль 2005

УЧАСТВУЮЩИЕ СТРАНЫ Восточная Европа (Эстония, Словакия) Юго-Восточная Европа (Албания) Центральная Азия (Казахстан, Таджикистан) Монголия

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ Определить глубину проблемы Повысить осведомленность по проблеме отсева в школах Оценить фактическое влияние различных факторов Оценить содержание и выполнение существующих правил/законодательства Выработать рекомендации на основе результатов Обеспечить информационную поддержку процесса общественной активности по решению проблемы отсева

МЕТОДОЛОГИЯ Кабинетное исследование: Изучение литературы Анализ правил и законодательства Полевые исследования: Анкетирование Индивидуальные интервью Фокусные группы

Определение выборки СтранаЦелевая возрастная группа Выборка Албания ученик, 293 учителей, 296 родителей Эстония Латвия учеников, 166 учителей, 130 родителей Словакия ученика, 233 учителя, 233 родителя Казахстан ученика, 65 учителей и школьных администраторов, 50 родителей Монголия учеников, 76 учителей, 95 родителей Таджикистан ученика, 100 учителей, 113 родителей

Отсев: Общие подводные камни Определения – часто отличаются друг от друга как в разных странах, так и в одной стране countries Статистика – отсутствие достоверных, сопоставимых и последовательных данных Сообщение неточных сведений –вина культуры или школьное финансирование зависит от числа принятых на учебу учащихся

Отсев: общие причины Бедность Отсутствие мотивации Семейные факторы Школьный климат Слабая академическая успеваемость

Проблемы непосещения и отсева в средних школах Казахстана Центр анализа образовательной политики, Исследовательское агентство Санге

Контекст страны Отсев – это скрытая проблема – по официальным данным составляет 0.2% (Всеобуч) За годы независимости среди детей возникают новые «группы риска»: беспризорные дети, дети из обездоленных семей оралманы (казахские репатрианты из Китая, Ирана, Монголии, Узбекистана и т.д.), Социальные сироты.

Казахстан: ключевые факторы Отсутствие мотивации Бедность Миграция Домашняя среда Конфликты с учителями или школьной администрацией

Казахстан: основные рекомендации: Законодательство: Дать четкие определения отсеявшихся школу, не посещающих школу, не принятых на учебу в школу и т.д. Распределение ответственности между различными игроками Повышение эффективности программы Всеобуч

Казахстан: основные рекомендации: Статистика: Координация действий участвующих организаций Создание общей базы данных Проведение регулярных статистических исследований Учебная программа: Содержание, ориентированное на ребенка Методы обучения, ориентированные на ребенка Подготовка учителей

Факторы, препятствующие завершению базового образования в Латвии Центр государственной политики PROVIDUS Индра Дезде Майга Крузметра Солвита Лаздина Ингрида Микишко

Обязательное образование в Латвии Закон об образовании и Закон о всеобщем образовании гласят, что базовое или девятилетнее образование, которое начинается в возрасте 7 лет, является обязательным. Это положение находится в силе до возраста 18 лет

Определения Отсеявшийся или выпавший из образовательного процесса ребенок – ученик, не закончивший базового образования и переставший посещать школу. Дети на грани отсева – ученики, не посещающие школу в течение шести месяцев и поэтому не могут выполнить требований, установленных для базового образования.

Латвия: основные результаты У родителей нет тесных связей со школой; Отсеявшиеся не участвовали в жизни школы; Некоторые ученики нашли оплачиваемую работу; Отсеявшиеся не успевали по определенному ряду предметов; У учеников была низкая мотивация к учебе и проблемы с дисциплиной; Характеристики семьи: - семьи сменили место жительства, большинство детей живет в семьях, где имеется 1-2 ребенка, один или даже оба родителя работают; отсутствие тесных семейных связей между учениками и родителями

Латвия : Основные рекомендации Министерству образования и науки: Разработать четкую и систематическую схему реинтеграции в образование учеников, находящихся на грани отсева, Провести исследование для выяснения, когда именно начинает исчезать мотивация, Центру разработки учебных программ и экзаменов (ISEC): Пересмотреть содержание программ и учебные планы в соответствии с уровнем способностей основной массы учеников, Обеспечить более тесную взаимосвязь содержания с реальной жизнью.

Латвия: Основные рекомендации Министерству образования и науки, Советам по образованию, учебным заведениям: Создать более эффективную систему школа-ученик- родители для обеспечения регулярного обмена информацией и выполнения программы совместных действий. Педагогическим учебным заведениям : Обучать учителей тому, как работать с учениками, имеющими различную мотивацию. Муниципалитетам: Обеспечить более широкую помощь социальных педагогов и психологов при работе с теми, ктоотсеялся Вместе с центрами профориентации активизировать работу в школах по выбору профессии учениками.

Таджикистан Проект: «Дети вне школы» Центр поддержки образовательных реформ «Пульс»

Причины по которым дети бросили школу

Уровень образования у родителя Уровень образования ОтецМать Нет образования18,622,1 Начальное5,312,4 Неполное среднее10,613,3 Полное среднее54,047,8 Высшее образов.10,63,5 Не ответили0,9 Всего100

Годы в котором опрошенные дети, покидали школу

Рекомендации по организации школьной работы Создать благоприятные условия сотрудничества школы и общин; Разработать план действий по возвращению детей в школу и предотвращению ухода детей из школы; Проектировать и осуществлять план и комплекс работ с детьми и семьями; Провести тщательное изучение наклонностей и особенностей детей, с целью выявления и предотвращения возможных отклонений ученика от общепринятых норм поведения.

Рекомендации: в семье и общине Провести работу с родителями по воспитанию детей, их подготовки к школе и жизни; Использовать влияние известных и авторитетных людей по разъяснению родителям и детям роли и место образования в развитии личности и общества; Изыскать возможности материальной поддержки детей из малообеспеченных семей; Провести постоянную работу с детьми, интересоваться их проблемами и нуждами.

Исследование проблемы отсева в Монголии Монгольский альянс образования Совместно с Программой поддержки образования Института Открытое Общество

Общий обзор результатов

Определение(я) понятия «отсев» Существуют различные определения понятия «отсев» в зависимости от того, кто дает такое определение, хотя официально оно относится к детям, которые бросают школу после ее посещения на протяжении определенного периода официального обучения. Официальная терминология, которой пользуется МОНК, в соответствии с заложенным в Закон об образовании требованием об обязательном базовом образовании (с 1 по 9 класс), определяет отсев как детей в возрасте для обязательного базового образования (в настоящее время от 7 до 16 лет), которые не посещают школу.

Информационная база: Регистрация и подсчет школьного отсева МОНК собирает и обрабатывает статистические данные об отсеве из школ во всей Монголии, используя две стандартные формы.

Один из серьезных недостатков: хотя выявляется информация относительно причин смены школы, т.е., Переезд в пределах аймака или переезд в другой аймак, город, что является индикатором, отсутствует система контроля или мониторинга, чтобы определить действительно ли дети, осуществляющие переезд, фактически поступают в школу в аймаке или соуме/баге, в который они переехали. Если переезд происходит в пределах одного аймака, то увеличение численности учеников должно соответствовать числу переехавших детей. Однако в настоящее время эти цифры не совпадают. Информационная база: Регистрация и подсчет школьного отсева

Причины отсева Бедность/низкий уровень доходов или отсутствие средств существования Причины, связанные с детским трудом, такие как необходимость пасти скот, необходимость зарабатывать для поддержки семьи, необходимость заботиться о братьях и сестрах или пожилых членах семьи Миграция Отсутствие общежитий Дискриминация со стороны учителей Базисные направления политики Системные проблемы в системе образования

Системные проблемы монгольской системы образования: Заработная плата и учебная нагрузка учителей,п поскольку они связаны с учениками, которые плохо учатся и в конечном итоге бросают учебу Дошкольное образование и отсев Качество преподавания, оценка учебных программ и возможности для учителей получить более высокую профессиональную квалификацию

Причины отсева Физические и/или умственные недостатки Отсутствие навыков коммуникации и социализации Дискриминация или запугивание со стороны сверстников Уровень образования родителей Малоизученные области

Гендерная проблема: отсев среди мальчиков Результаты исследования показывают, что среди мальчиков больше тех, которые вообще не ходили в школу или которые должны были ее бросить, чтобы пасти скот (71.4%) или работать, чтобы помогать семье (61.5%)

Рекомендации в области политики и индикаторов

По вопросу определения отсева Необходима общенациональная информационно- пропагандистская кампания с целью объяснения, что такое отсеявшийся ученик, чтобы создать и избежать существующей в настоящее время путаницы относительно того, кто такой отсеявшийся ученик. Фокус внимания кампании должен быть направлен на отрицательное влияние отсева на монгольское общество, а также, и это более важно, на монгольского ребенка.

Необходимо провести тщательный анализ политики по методам и порядку подсчета величины отсева, имея в качестве конечной цели создание эффективных систем и порядка сбора данных и ведения учета, от уровня бага до центрального офиса МОНК. По регистрации и фиксировании величины отсева

Необходимо создать систему сдержек и противовесов на уровне организаций, а также систему перекрестных ссылок между источниками данных, учитывая политические и экономические последствия политики, связанной со статистикой отсева как отметили Steiner- Khamsi, Stolpe и Amgaabazar ( 2004).

Необходимо осуществление целенаправленных и скоординированных усилий по снижению бедности для обеспечения устойчивых возможностей найти работу и инициатив по получению доходов, особенно для населения в сельских районах Мрнголии. По причинам отсева

Проблему отсева следует рассматривать как отдельную проблемную область, а не смешивать ее с другими проблемами, связанными с бедностью, чтобы она получила со стороны правительства необходимую поддержку и внимание, которых она заслуживает, включая соответствующее выделение средств из бюджета.

Необходимо немедленно рассмотреть и осуществить реформы, направленные на решение системных проблем, которыми страдает монгольская система образования, включая, но не ограничиваясь этим: Рассмотрение положений об обязательном дошкольном образовании Стандарты учебных программ Навыки учителей и их профессиональное развитие

Политику оплаты труда учителей, установив зависимость зарплаты учителя от результатов учебы учеников Существующую во многих местах практику сбора денег с учащихся Дискриминацию со стороны учителей Отсутствие общежитий

Необходимо осуществить меры по защите и помощи детям с недостатками в развитии По законодательству и направлениям политики Необходимо принять национальную политику, в которой бы предусматривался надзор за случаями отсева и содержались положения о штрафных санкциях в отношении тех, кто является причиной отсева или способствовал тому, что ребенок бросил школу, направленные на недопущение отсева.

Необходимо создать комиссии национальном и местном уровне по надзору за случаями отсева. Рекомендуемые индикаторы отсева Уровень доходов/уровень бедности Продолжительное отсутствие без уважительной причины Переезд в пределах аймака или в другой аймак, город. Большая семья (4 или больше детей, из которых 1 или 2 ребенка уже бросили школу); Работа после школы Большое количество прогулов