Программа ДПО «Методология, теория и практика школьного исторического образования в современной России»: ожидания и результат.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Латеральное мышление «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно.
Advertisements

Латеральное мышление «Шесть шляп мышления» Эдварда Де Боно.
Презентация к заседанию школьного методического объединения учителей математики Тема: «Технология развития критического мышления. Компетентностный.
Технология креативного мышления « Шесть шляп » Как думать, когда не думается?!
«Шесть шляп мышления». Эдвард де Боно Современный ученый, писатель, мыслитель, деятель. Обладатель почетных степеней в психологии и физиологии, докторской.
Семинар 3 Технологии креативного мышления «Шесть шляп»
Эдвард де Боно ( род. 19 мая 1933, Мальта) признанный во всем мире британский психолог и писатель, эксперт в области креативности и обучения навыкам мышления.
Популярный метод мышления. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты.
«Шесть шляп мышления» (методика Эдварда де Боно): - технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию. Почему шляпы?
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ. Интерактивные: От англ. (inter - между; act – действие) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие.
ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ. Трудности на пути мышления 1. Эмоции. 1. Эмоции. Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции.
( Эдвард де Боно «Шесть шляп»). Эдвард де Боно. Британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления. Получил почетные степени в области.
Ляшенко Е.В., учитель математики и информатики МКОУ «Николаевская СОШ» 2013 г. 1.
Шесть шляп мышления (Эдвард де Боно) Материал к семинару.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!. Автор: Эдвард де Боно Практика развития мышления Разносторонний анализ явлений Обобщение опыта (напр. после изучения достаточно большой.
Государственное образовательное учреждение города Москвы детский сад общеразвивающего вида 2339 «Проектирование работы с кадрами по интеграции методик.
Презентация по критическому мышлению. ( Прием 6 шляп) Подготовила группа КМУ (критически мыслящих учителей) Полтушева Г.Я. Карпович Н.В. Исанбаева Ж.К.
Сказки пишем сами. План работы над проектом. этапысрокирезультат 1 Создание сказок учащимися. Сентябрь-ноябрьСказки 2 Создание учащимися рисунков к своим.
Надеть свою мыслительную шляпу - «призадуматься, поразмыслить» Эдуард Боно.
Концепция развития мышления Эдварда де Боно. Эдвард де Боно – признанный во всем мире эксперт в области творчества и обучения навыкам мышления, автор.
Транксрипт:

Программа ДПО «Методология, теория и практика школьного исторического образования в современной России»: ожидания и результат

Метод шести думательных шляп Эдварда Де Боно Белая шляпа Белый цвет символизирует чистоту, правду и содержит в себе все другие цвета. Он выражает аспект универсального и ассоциируется с Абсолютом. Это цвет информации. Надевая мысленно белую шляпу, человек готовится собирать факты, цифры, информацию. Он задает себе вопросы: - какой информацией мы располагаем; - какая информация нам необходима; - какая информация отсутствует; - где ее можно взять?

Метод шести думательных шляп Эдварда Де Боно Белая шляпа Мыслитель в белой шляпе использует фразы: «Это достоверный факт, что подтверждается следующими таблицами (схемами, данными из каких-то источников и др.); «По мнению таких-то экспертов…» Белая шляпа Эдварда де Боно формирует привычку сначала собирать информацию, изучать ее, критически осмысливать и лишь затем принимать какие-то решения или формировать свое мнение по поводу проблемы. Одновременно формируются и развиваются умения работать с различными источниками информации.

Метод шести думательных шляп Эдварда Де Боно Красная шляпа Красный цвет – цвет жизни, крови, чувственности, страданий, любви. Он теплый и формирует активные эмоции человека. Мыслитель в красной шляпе опирается на чувства, ощущения, интуицию. Он задает себе вопросы: - что я чувствую по этому поводу; - нравится ли мне это; - не ощущаю лия по этому поводу какой-либо недосказанности, предвзятости; - какие эмоции вызывают у меня те или иные иллюстрации, высказывания, логика рассуждений?

Метод шести думательных шляп Эдварда Де Боно Красная шляпа В красной шляпе человек использует обороты: «Не знаю почему, но мне нравится (не нравится)…»; «Мне кажется…»; «Я не могу объяснить почему, но думаю…»; «Это явление вызывает у меня смешанные чувства…». «Мыслить» чувствами и предчувствиями, вживаясь в образ и сопереживая, интуитивно выбирая приемлемое решение, - характерные черты мышления в красной шляпе.

Метод шести думательных шляп Эдварда Де Боно Желтая шляпа Желтый – цвет солнца, золота, преимущества, выгоды. Человек, надевший желтую шляпу, спрашивает себя: - с какой целью это делается; - каковы будут результаты; - стоит ли игра свеч; - почему это должно сработать и что это даст; - каковы сильные стороны, преимущества этой позиции; - кто от этого выиграет и в чем будет заключаться выгода?

Метод шести думательных шляп Эдварда Де Боно Желтая шляпа Рассуждения такого человека строятся по принципу: «Если мы сделаем это, то получим следующие преимущества…»; «Это нужно для того, чтобы…»; «Положительными сторонами этого являются…»; «В результате этого выиграли…». Размышления в желтой шляпе помогают находить сильные стороны любой позиции, снимают психологический страх перед «ударами судьбы», воспитывают чувство социального оптимизма, веру человека в собственные силы, стремление отыскать достойный выход из любой, даже самой сложной и трагичной ситуации.

Метод шести думательных шляп Эдварда Де Боно Черная шляпа Черный цвет – цвет земли, почвы, основы, здравого смысла. Мыслитель в черной шляпе настроен несколько заземлено, скептически, опасливо. Он взвешивает, проверяет и перепроверяет, задаваясь вопросами: - верно ли это; - подходит ли это; осуществимо ли это; - не противоречит ли фактам, логике; - сработает ли это; - насколько это безопасно; - каковы слабые стороны такой идеи?

Метод шести думательных шляп Эдварда Де Боно Черная шляпа Размышления человека в черной шляпе строятся по принципу: «Нет достаточных оснований верить, что…»; «Верно ли утверждение, что…»; «Согласуется ли это с моими знаниями, фактами?»; «Возможны следующие негативные последствия…»; «Это решение таит в себе следующие опасности…»; «Не противоречит ли это утверждение здравому смыслу?». Размышления в черной шляпе – это размышления о цене, которую приходится платить каждому человеку, семье, сословию, народу, человечеству в целом за «достижения», реформы и революционные преобразования, «прогресс».

Метод шести думательных шляп Эдварда Де Боно Зеленая шляпа Зеленый цвет ассоциируется с жизнью, обновлением, ростом. Это цвет исследований, предложений, новых идей, возможных альтернатив. А иногда и провокаций. При этом задаются вопросы: - что можно предпринять в данном случае; - существуют ли альтернативы; - а что, если пойти таким путем?

Метод шести думательных шляп Эдварда Де Боно Зеленая шляпа Мыслитель в зеленой шляпе рассуждает следующим образом: «Давайте исследуем, какие идеи, предложения, возможности у нас есть в этой ситуации»; «Какие могут быть варианты решения проблемы»; «Давайте проведем эксперимент возможно, мысленный); «Возможны ли альтернативные варианты? Какие?»; «А если использовать такую провокационную идею?». Мышление в зеленой шляпе развивает творческие способности человека, учит рассматривать альтернативы, расковывает фантазию.

Метод шести думательных шляп Эдварда Де Боно Синяя шляпа Холодный синий цвет – атрибут небесных богов Зевса и Геры, их мудрости и знания. В Египте это был цвет знания. Синяя шляпа означает размышления о мышлении, контроль над мыслительным процессом, подведение итогов на данном этапе. Тот, кто надевает синюю шляпу, ставит следующие вопросы: - где мы сейчас находимся в процессе обсуждения; - каков будет следующий шаг; - какова программа мышления в данной ситуации; - каковы выводы; - каковы наблюдения и комментарии?

Метод шести думательных шляп Эдварда Де Боно Синяя шляпа Мышление строится примерно следующим образом: «Итак, обсудив сильные и слабые стороны предложений, выяснив возможные опасности, обсудим приоритеты действий…»; «Все варианты решения не устраивают всех, но больше предложений нет, и в большей степени приемлем для всех вариант…»; «Предложение интересное, в нем много привлекательного. Давайте поставим мысленный эксперимент. Какие шаги нужно предпринять для его реализации? Какие будут затраты? Кто и какими методами будет воплощать идею? Какие возможны сложности?»; «Из всего сказанного можно сделать следующие выводы…»; «Хотелось бы поделиться своими наблюдениями и прокомментировать следующее…». Мыслитель в синей шляпе делает разбор и анализ рассуждений и действий, подводит итоги и комментирует.