Стимулы в системе государственного управления и экономический рост Андрей Яковлев, Институт анализа предприятий и рынков ВШЭ Конференция АНЦЭА «Вызовы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стимулы в системе государственного управления или почему в России не получается то, что делалось в СССР до конца 1960 х и уже 30 лет делается в КНР? А.Яковлев,
Advertisements

1 Заем на развитие бюджетного федерализма и реформирование региональных финансов: влияние на показатели деятельности регионов Лев Фрейнкман и Михаил Прядильников.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными.
CEFC Опыт анализа и снижения административных барьеров в субъектах Российской Федерации. Чем может быть полезна административная реформа? Добролюбова Елена.
Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
Леонтьевские чтения: VII ежегодная конференция Экономическая теория и история Реформы в России глазами бизнеса: что изменилось за семь лет? Санкт-Петербург,
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Проблемы государственных финансов в контексте экономической и административной реформы И.Н.Баранов Государственные и муниципальные финансы 2007.
Экспорт образовательных услуг российскими университетами: масштабы, формы, препятствия для развития А.А.Яковлев, Институт анализа предприятий и рынков.
А.Н. Шохин Президент РСПП 2011 год Предпринимательский климат в 2010 году Общее собрание членов Общественной организации «Союз промышленников и предпринимателей.
Органы исполнительной власти. Коллективные субъекты, осуществляющие гос. управление Юридические лица публичного права федерация; субъекты федерации; муниципальные.
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового.
Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей Предпринимательский климат в России: ключевые направления работы А.Н. Шохин Президент РСПП Москва,
Диагностика коррупциогенности законодательства. Определение Коррупциогенность – способность правовых норм устанавливать такие рамки взаимоотношений между.
СТРУКТУРА АППАРАТА КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МОСКВЫ (Проект на ) АППАРАТ Сводно- аналитическая инспекция Линейные инспекции ( 5 ) Экспертно-
Местное Экономическое Развитие Ефанов В.В. Презентация учебного модуля в рамках совместного проекта IMUG.
Москва Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации» Синицин Н.А.
Транксрипт:

Стимулы в системе государственного управления и экономический рост Андрей Яковлев, Институт анализа предприятий и рынков ВШЭ Конференция АНЦЭА «Вызовы для экономической политики в новых условиях», 3 октября 2014 года

Постановка проблемы Экономический рост (или его отсутствие) определяются действиями экономических агентов. Поведение экономических агентов зависит от экономической политики и практики регулирования, которые определяются стимулами в системе государственного управления. Россия и КНР как две крупнейшие переходные экономики, демонстрировавшие разную экономическую динамику и изначально различавшиеся по моделям осуществления реформ Однако: с середины 2000 х – явное сближение институциональных моделей: госкапитализм с ограничением политической конкуренции, коррупцией, слабой судебной системой и т.д. Тем не менее: в КНР несмотря на кризис гг. сохранение высоких темпов роста с развитием инноваций, в РФ – тенденции к стагнации в пост-кризисный период (несмотря на попытки стимулирования инноваций, активизацию борьбы с коррупцией и т.д.). Почему Китай может поддерживать рост, а Россия нет? 2

Объяснения различий – 1 Blanchard & Shleifer (2001), Jin, Qian & Weingast (2005): Фискальный федерализм при сохранении политической централизации – как отличие китайской модели в е (на фоне одновременной экономической и политической децентрализации в СССР/РФ с конца 1980 х годов)JinQian Weingast Последствия для экономической политики: в Китае до середины 1990 х регионы отдавали в центральный бюджет фиксированную сумму налоговых поступлений, все остальные налоги оставались в их распоряжении (здесь возможна аналогия с «продналогом» в РСФСР в период НЭПа). При этом деятельность руководителей регионов оценивалась из центра по критерию высоких темпов экономического роста – от этого показателя зависело их карьерное продвижение (Li, Zhou 2005). В результате в Китае регионы конкурировали за привлечение капитала и инвестиций и у региональных властей (даже в отсутствие приватизации, независимых судов и т.д.) были стимулы к обеспечению исполнения контрактов и защите инвестиций. в России регионы пытались получить больше субсидий и трансферов из федерального центра, используя очередные выборы (парламентские или президентские) для «торговли» с федеральными властями. При этом массовым явлением в 1990 е была практика «захвата государства» крупными компаниями на региональном уровне (Slinko et al 2005) 3

Объяснения различий – 1 Изменения 2000 х годов: в КНР в связи с усилением различий между регионами и ростом социального неравенства центральное правительство стало инициировать большие инфраструктурные проекты и программы развития западных и северных регионов. Для этого оно стало изымать у регионов заметно большую часть налоговых поступлений. В РФ был восстановлен политический контроль над регионами – включая переход от выборов к назначениям губернаторов с 2005 года при одновременном заметном повышении роли государства в экономике и ограничении политической конкуренции. В итоге: модели организации экономики и политической жизни в КНР и РФ заметно сблизились и различия в экономической динамике теперь вряд ли могут объясняться логикой формулы «фискальный федерализм с политической централизацией» 4

Технологические различия в моделях плановой экономики в СССР и Китае Qian (1999): Число позиций товарной номенклатуры, планируемой из центра: – Конец 1930 х в СССР = около 500 – Конец 1950 х: в СССР = около 2000, в КНР = около 500 – «Культурная революция»: в годах в КНР вообще не было общенародного плана (но сохранялось планирование на местах) – Середина 1970 х: в СССР (после внедрения АСУ) = тыс., в КНР = снова около 500 С 1960 х – уверенность Мао в предстоящей агрессии США или СССР и неизбежной оккупации части регионов КНР идея 10 «опорных баз», способных (с учетом опыта партизанской войны против Японии в е годы) поддерживать сопротивление агрессору иная, более конкурентная структура размещения промышленности 5

Объяснения различий – 2 Maskin, Qian and Xu (2000), Qian, Roland and Xu (2006): Аналогии со структурой стимулов в крупных корпорациях – «мультидивизионная» M-form в Китае vs. «линейно-функциональная» U-form в СССР. Если в Китае единицей плановой экономики были регионы, то в СССР это были заводы – которые сложно непосредственно сравнивать по результатам их деятельности более высокие стимулы к экспериментам и инновациям в китайской модели Однако: вплоть до конца 1960 х несмотря на модель «единой фабрики» в СССР были не только высокие темпы роста, но и инновации. За счет чего это было возможно? 6

Иерархическая система управления, неформальные институты и коррупция В отсутствие рынка – директивы руководства и плановые задания как инструмент управления Система формальных правил и регламентов, позволяющих контролировать исполнение директив и плановых заданий. Плюсы системы – в возможности концентрации ресурсов на ключевых направлениях. Но при этом – невозможность предусмотреть все сверху необходимость постоянной «адаптации» планов через неформальные взаимодействия экономических агентов (Kornai (1980), Попов (1987), Кордонский (2000) и др.). Следствие этих неформальных отношений системная коррупция, проявлявшаяся через «дружеский обмен» доступом к определенным благам и ресурсам (Ledeneva, 1998). Однако: все эти выводы скорее относились к «зрелому социализму». Между тем – наличие «толкачей», блата и неформальных связей в советской плановой экономике уже в гг. даже несмотря на массовые репрессии (Berliner 1953). Использование этих неформальных связей для целей выполнения плана – при отсутствии значимой коррупции. Что ограничивало коррупцию в системе? 7

Стимулы к деятельности в условиях избыточного регулирования – 1 Рациональное действующее ведомство стремится расширить свои полномочия и штаты + получить доп.ресурсы. Инструмент достижения этой цели - расширение регулирования. Подобная стратегия ограничивается: – конкуренцией со стороны других ведомств – противодействием «объектов регулирования» (в лице бизнеса и граждан) через давление на политиков. Особенность российской ситуации 2000 х: резкое ограничение политической конкуренции после 2003 года бюрократическая конкуренция как «драйвер развития» бурный рост регулирования (по данным МЭР в гг. принято свыше 180 тыс. федеральных НПА). При этом: не только избыточность, но и противоречивость регулирования коррупция как способ неформального «смягчения регуляторного давления» 8

Стимулы к деятельности в условиях избыточного регулирования – 2 В любом госаппарате условно можно выделить три типа чиновников: – активные добросовестные, – активные коррумпированные, – пассивные (следующие всем действующим правилам и инструкциям и не проявляющие собственной инициативы) При этом эффективность госаппарата в высшей степени зависит от доли активных и добросовестных чиновников, а эта доля определяется системой стимулов для активных людей в рамках госаппарата. Аналогии с Baumol (1990) для предпринимателей. В условиях избыточного и противоречивого регулирования реализация любой инициативы (добросовестной или коррупционной) сопряжена с нарушением тех или иных правил. Борьба с коррупцией «административными методами» означает усиление контроля за соблюдением формальных правил (с выявлением «нецелевого использования бюджетных средств») Но при этом на фоне запутанного регулирования риск санкций возрастает для всех активных чиновников (как честных, так и коррумпированных). 9

Стимулы к деятельности в условиях избыточного регулирования – 3 Компенсации за риск нарушения формальных правил на разных концах «бюрократического спектра» различны: – В коррумпированной группе часть чиновников может отказаться от взяток (особенно если им есть что терять – в виде текущих доходов и социального статуса), но другая часть предпочтет повысить размер взяток. – В добросовестной части спектра компенсацией является возможность признания и продвижения по службе. От усиления административного контроля такие возможности не меняются – поэтому здесь гораздо большая часть чиновников предпочтет следовать регламентам и инструкциям. Как следствие известный эффект «итальянской забастовки»: когда служащие железных дорог в Италии в начале ХХ века, не прекращая работу, но начав строго соблюдать все действующие правила и инструкции, полностью остановили движение поездов. 10

Борьба с коррупцией в РФ – 1 До 2008 (на фоне сверхдоходов от экспорта нефти и газа, высоких темпов экономического роста и притока инвестиций) проблема коррупции не воспринималась властью как политически и социально значимая Осознание остроты проблемы после кризиса гг. (в связи с ужесточением бюджетных ограничений). Недавнее подтверждение – выступление В.Путина на коллегии ФСБ в апреле 2014: борьба с терроризмом, подрывной деятельностью и коррупцией как главные приоритеты Акцент на «административные методы» - расширение полномочий контрольных органов (Счетная палата, Прокуратура, ФСБ) и рост числа проверок. Как следствие: – возросшее число уголовных дел (в т.ч. против высших чиновников – вице-губернаторы, зам.министры и т.д.). – Снижение административных барьеров для бизнеса: «дорожные карты» НПИ и улучшение позиций РФ в рейтинге Doing Business. Но каковы конечные результаты? 11

Борьба с коррупцией в РФ – 2 Данные BEEPS о масштабах коррупции в госзакупках: в 2008 году об «откатах» говорили больше 40% фирм, в 2011 году – меньше 30%. Однако средний размер «отката» вырос примерно в 1,5 раза (WB 2013) История из жизни (проверка офиса МП в Москве пожарным инспектором в 2012 году): «Либо вы даете мне сертификат, что у вас при отделке стен использованы негорючие материалы, либо закрываю…» «Послушайте, но это же просто мрамор! Откуда мы возьмем сертификат!? Может быть мы как-то договоримся?..» «Нет-нет-нет. Мне дорога моя работа…» Офис закрыт уже 1,5 года и никем не используется Снижение темпов роста до 1,3% в 2013 году – без каких-либо видимых макроэкономических причин 12

Почему это не происходит в Китае? Целевая функция: экономический рост и рост инвестиций (частных и иностранных) Карьерное продвижение в зависимости от достижения этих целей. Обновление кадров: смена «поколений руководителей» каждые 10 лет Без демонстрации результатов функционер будет понижен или снят с должности. Система «двух ключей» при принятии решений на каждом уровне – партийный секретарь + губернатор (мэр), которые встроены в разные «вертикали» и контролируют друг друга (скорее секретарь контролирует губернатора / мэра). Но оба несут ответственность за результат. Следствие Наличие «контролера из соседней вертикали» снижает риски коррупции + ответственность «контролера» за конечный результат уменьшает издержки «проверок ради проверок» Чиновники готовы проявлять инициативу, идти на эксперименты и брать на себя ответственность за отступления от формальных правил ради достижения поставленных целей. 13

Аналогии с СССР х Целевая функция: выполнение плана Кадровое продвижение: не было формально закрепленного «обновления кадров», но регулярные чистки (при Хрущева – отправка на пенсию) освобождали вакансии. В результате те, кто «выполняли план», могли продвигаться Базовой единицей экономики был завод, где основные решения принимал директор. Но контролировавший его парторг также нес ответственность за выполнение плана. В случае провала плановых заданий снимали обоих. Существенное отличие: ориентация на план как таковой – при отсутствии связи с мировым рынком как индикатором адекватности достигнутых результатов гораздо большие возможности манипулирования 14

Как это (не) работает в России – 1 Контрольная вертикаль в РФ – не партия, а администрация президента. При этом: основные экономические решения принимаются на уровне правительства и на уровне губернаторов и их администраций. В регионах также есть главные федеральные инспектора и руководители терр.органов ФОИВ (включая «силовые» ведомства). Таким образом, по форме есть две параллельные вертикали, сходящиеся на верху – где сочетается ответственность за экономическое развитие, обеспечение безопасности, поддержание социальной и политической стабильности Однако: в контрольной вертикали есть дополнительное существенное звено – в лице полпредов президента в федеральных округах. Контекст: федеральные округа были созданы в 2000 году фактически в режиме «спец.операции» для восстановления контроля над системой госуправления (прежде всего – в ее «силовой» части). Но одновременно создание фед.округов породило асимметрию в распределении контрольных и исполнительных полномочий, а также ответственности за результат на разных уровнях власти. 15

Как это (не) работает в России – 2 Полпреды и их аппарат: – Несут ответственность за общую социально-политическую стабильность и безопасность в регионах округа – Играют существенную роль в назначении «региональных силовиков» и могут контролировать их деятельность (включая неформальные рентные потоки) – Не несут реальной ответственности за экономические результаты регионов округа В рамках своих «вертикалей» все контрольно-надзорные органы имеют свою «палочную отчетность» – когда их деятельность оценивается по числу проведенных проверок, суммам взысканных штрафов, числу уголовных дел и т.д. Как следствие – в рамках текущей борьбы с коррупцией еще больше вырос дисбаланс между контрольными полномочиями (у одних) и ответственностью за экономические результаты (у других) при отсутствии механизмов горизонтальной координации 16

Исключение, подтверждающее правило Налоговое регулирование – как редкий для России пример сферы, где контрольные полномочия и ответственность за экономические результаты деятельности ведомства оказались относительно сбалансированы. ФНС имеет существенные полномочия по контролю за предприятиями – путем проведения проверок, наложения штрафов, возбуждения уголовных дел. В то же время эффективность деятельности ФНС оценивается не по числу проверок и объемам штрафов, а по объему собранных налогов (и в центре и в регионах). В результате у ФНС есть стимул к оптимизации своих контрольных функций и к учету интересов налогоплательщиков - т.к. план по сбору налогов на территории можно выполнить только при наличии у налогоплательщиков достаточных финансовых средств. Как следствие: по данным двух опросов 1000 руководителей промышленных предприятий, проведенных ИАПР в 2005 и 2009 годах, в этот период состояние налогового администрирования в РФ улучшились (даже несмотря на кризис). в конце 2013 года ФНС не поддержала предложений СКР об усилении уголовного преследования предпринимателей По-видимому, налоговики понимают, что после ареста предприниматель платить налоги не будет – и самой ФНС будет сложнее выполнить план по сбору налогов 17

Общие выводы Вопрос стимулов к проявлению инициативы на местах – как ключевой вопрос экономического и социального развития страны Высокая неоднородность гос.аппарата создание условий для продвижения тех, кто обеспечивает экономический рост, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест (со смещением тех, кто не решает эти задачи) Необходимость ограничения давления со стороны контрольно-надзорных органов – через координацию их деятельности на уровне регионов и привязку оценки их деятельности к результатам экономического и социального развития региона 18