Системный подход к разработке и предъявлению содержания учебного предмета « История » ( на примере реализации регионального компонента ).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Патриотическое воспитание «Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» «Человек только тогда становится гражданином,
Advertisements

Авторская программа по краеведению «С чего начинается Родина?!.»
Презентация авторской программы по экологическому воспитанию учителя начальных классов высшей квалификационной категории Суродеевой Натальи Алексеевны.
Фоменко Людмила Александровна учитель истории и обществознания МОУ СОШ 49 Копейский городской округ 2014 г.
Позднякова Наталья Анатольевна учитель истории и обществознания.
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
Руководитель Н.Н. Гордейчук Кружок «КРАЕВЕДЫ». Цель работы: способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию.
Нет в России семьи такой, в которой не помнят героя своего. Автор проекта: Леданова Елена Сергеевна- учитель истории и обществознания МОУ «ООШ» с.Шепелевка.
Вербицкая Наталья Олеговна, доктор педагогических наук, профессор.
Вариативный час по истории Курс «История русской культуры»
Туристско-краеведческий проект МОУ Лобановская СОШ Разработчик В.Г. Черепанов.
Опыт внедрения в работу методического объединения инновационной программы «Культурологическое образование»
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
Цели и задачи ШНОУ: -Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей; -Активное включение учащихся.
Экспериментальный сетевой образовательный проект «Проектирование условий и механизмов гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания.
История сквозь призму театрального искусства. ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА, СПОСОБНОГО К САМОИДЕНТИФИКАЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ.
Тема опыта «Формирование учебных компетенций на уроках истории и обществознания» Гришина И.Н., учитель истории и обществознания МБОУ « СОШ с. Горнозаводска»
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Научный руководитель: Носова Н.В., зав. кафедрой ЕН и МО ИРО Кировской области, к.п.н.
Транксрипт:

Системный подход к разработке и предъявлению содержания учебного предмета « История » ( на примере реализации регионального компонента ).

Председатель Союза краеведов России, академик, профессор С. О. Шмидт отмечает « характерное для мировой исторической науки XX века, возрастание интереса к истории повседневности, образу жизни рядовых людей, к микроистории, локальной истории »»

Перспективы развития школьного предмета истории определяются в современной литературе в двух ключевых идеях : понимании ценности исторических событий и исторической гуманизации.

Цель исследования - системное включение краеведческого материала в урочной и внеурочной работу ; Объектом исследования является содержание исторического образования, его возможности личностного развития учащихся ;

Предмет исследования - методы включения краеведения в учебный процесс ; Гипотеза исследования эффективное включение краеведения в учебный и воспитательный процесс будет способствовать формированию личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей малой Родины, страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности

Краеведение отличается от других научных дисциплин своим демократизмом и широчайшим охватом, как в содержании, так и в формах и методах познания. История на краеведческом материале - живая, доступная, понятная. Её можно ощутить всеми органами чувств, в ней можно участвовать, можно стать его создателем.

Процесс освоения регионального компонента выступает как важный фактор воспитания учащихся, при этом ведущим подходом является рассмотрение краеведческих вопросов через единство России, региона, города, района. Для этого региональные проблемы должны быть включены в Рабочие программы по истории.

При изучении исторического краеведения необходимо рассматривать три аспекта рассмотрение исторических событий местного значения в их общероссийском культурно - историческом контексте, т. е. необходимо показать влияние общих для страны исторических процессов на историю места ; выявление местных особенностей протекания общероссийских исторических процессов выявление уникальности данного места в истории страны, его роли в культуре, экономике, формировании воинских, гражданских и духовных традиций России.

Включение в тематическое планирование регионального компонента 5 класс. В теме Жизнь первобытных людей. В уроке о вспомогательных наука : включить краеведение, ономастику, геральдику с примерами из истории города и края, в уроке о жизни первобытных людей - рассказ о первобытной истории нашего края, о пермском геологическом периоде. На уроке " Счет лет в истории " использовать даты краеведческого характера, что сделает тему более понятной и близкой.

Включение в тематическое планирование регионального компонента. 6 класс. Урок " Соседи восточных славян " включить рассказ о народах, населяющих наш край, как возникло название Пермь. В разделе " Создание Московского царства " может быть рассказ о Великопермском княжестве, освоении края русскими и присоединении пермских земель к России.

Включение в тематическое планирование регионального компонента. 7 класс. Урок " Новые явления в экономике " в 17 веке можно включить рассказ о появлении поселений на Егошихе, о " хозяевах земель пермских " Строгановых. Урок " Экономика России в первой четверти XVIII века." Об основании Егошихинского завода, В. Н. Татищеве Урок " Внутренняя политика Екатерины II". Образование Пермской губернии. Е. П. Кашкин. Урок " Россия в конце 18 века " Внешний облик города, особенности архитектурного облика, первые губернаторы.

Включение в тематическое планирование регионального компонента 8 класс Урок " Отечественная война 1812 г ". Рассказ о губернаторе К. Ф. Модерахе, который впоследствии был направлен восстанавливать Москву, после освобождения от французской армии. Урок " Внутренняя политика Николая 1" Ф. Х. Граль, Свиязев И. И. деятельность К. Я. Тюфяева. Урок " Крымская война ". Основание Мотовилихинского завода. Урок " Россия на рубеже х гг " 19 века. Развитие города Перми, пермские губернаторы, городское самоуправление.»

Включение в тематическое планирование регионального компонента 9 класс. Урок " Экономическое развитие России в начале 20 века ". Проблемы устаревшего производства на Урале. Жизнь рабочих. Н. Славянов. Урок " Первая российская революция " События 1905 года в Мотовилихе. Урок " Свержение монархии " События в Перми. Губернатор Лозина - Лозинский. Урок " Гражданская война " Гражданская война в Пермском крае, взятие Перми Колчаком. Урок " Экономическая система в 30- е годы " основание моторостроительного завода " Урок " Социальная система в 30- е годы ". Политические лагеря в крае. Урок " Всё для фронта, всё для победы !" Трудовой вклад пермяков в победу. Урок " От Сталинграда к Днепру !" Уральский добровольческий танковый корпус. Подвиги воинов - земляков. Урок " Реформа экономики и её итоги ". Проблемы пермских предприятий ВПК.

Темы XX века очень сложны для восприятия, некоторые приемы делают их более доступными составление рассказа в рисунках ( комиксы ) по конкретным событиям ( Пр.: события 1905 года в Мотовилихе ). Эта форма работы дает наибольший эффект в классах с низким познавательным интересом ; собственная исследовательская деятельность ( ПР : составить список улиц, посвященный героям ВОВ, революционным события ) диспут по сложным вопросам истории ( ПР.: М. Лбов - герой революции или преступник ). составление презентаций ( ПР : памятные места города Перми, замечательные земляки )

Значение включения регионального компонента в обучение и воспитание Значение включения регионального компонента в обучение и воспитание Знания краеведческого характера помогают социализации школьников, их адаптации в обществе, помогают формированию различный УУД. Учащиеся с разными познавательными возможностями одинаково увлеченно воспринимают информацию по краеведению и стараются стать активными участниками процесса обучения, становятся субъектами саморазвития.

Краеведческая работа способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Она расширяет кругозор учащихся, совершенствует их умение самостоятельно добывать знания, способствует формированию у них творческого мышления, познавательного интереса, наблюдательности, твердых убеждений, вырабатывает умения и навыки практического применения полученных знаний в жизни.