Российские суверенные фонды Баку, 4-6 июля 2013 г. Мария Казакова, К.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития Института Гайдара (Москва,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опыт и перспективы российских суверенных фондов Дробышевский С.М. Презентация на семинаре «Новые вызовы для суверенных фондов благосостояния на постсоветском.
Advertisements

1 Суверенные фонды России в новых бюджетных условиях Дробышевский С.М. руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической.
Прирост денежной массы М2 (в % к предыдущему году)
Стабилизационный фонд РФ.. Стабилизационный фонд - специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации.
Минфин России Финансовый институт по управлению суверенными фондами и государственным долгом в России Светлана Викторовна Ячевская Директор Правового департамента.
1 УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ Е.Т.Гурвич, И.В.Беляков Экономическая экспертная группа Комиссия РСПП по банкам и банковской.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Стабилизационный Фонд и Приоритеты Финансовой Политики Вавилов А.П. XX НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РЭШ.
Управление средствами на едином казначейском счете Казначейство России ноябрь 2009.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в январе-июне 2009.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2006 ГОД.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Южного федерального округа в январе- сентябре 2011 года.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в январе-октябре 2009.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- августе 2011 года.
РАЗВИТИЕ И СТАБИЛЬНОСТЬ. ПРЕДЕЛЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕФТЯНЫХ ДОХОДОВ. Е.Т. Гурвич Экономическая экспертная группа VII МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВШЭ.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Южного федерального округа в январе 2011 года.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Транксрипт:

Российские суверенные фонды Баку, 4-6 июля 2013 г. Мария Казакова, К.э.н., зав. лабораторией проблем экономического развития Института Гайдара (Москва, Россия)

В период гг. структурная компонента темпов (относительно постоянная составляющая, очищенная от конъюнктурных колебаний – тренд) роста ВВП России, по нашим оценкам составила около 3–4%; Конъюнктурная компонента, обусловленная бизнес-циклом, составляла до 2008 г. от 0 до 2 п.п., а компонента, обусловленная ценами на нефть от 0 до 3 п.п.; В период кризиса гг. компонента бизнес-цикла в широком смысле, включая внешнеэкономический шок мирового кризиса, снизилась до примерно –12%, однако за счет цен на нефть (вклад этой компоненты составил около 1 п.п.) падение российского ВВП оказалось не столь значительным (–7.8%); В настоящее время циклическая компонента включая мировую конъюнктуру составляет около –2 п.п., однако рост ВВП РФ (3.4%) во многом обусловлен высоким уровнем цен на нефть, компенсирующим отрицательный вклад циклических факторов (около +2 п.п.). Зависимость экономики России от мировой конъюнктуры рынка энергоносителей 2

Фактический темп роста ВВП Структурная и конъюнктурные составляющие темпов роста ВВП РФ, гг. 3

«Фиксированная базовая цена на нефть» 20$ за барр.27$ за барр. «Нефтегазовый трансферт» 2008 г. – 6,1% ВВП 2009 г. – 5,5% ВВП к 2015 г. – 3,7% ВВП «Расчетная базовая цена на нефть на основе долгосрочного прогноза» (до 10 лет) Бюджетное правило 1 Бюджетное правило 3Бюджетное правило 2 4

Динамика движения финансовых ресурсов Стабилизационного фонда РФ в 2004–2007 гг., млрд руб. Источник: Федеральное казначейство. 5

Совокупный объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации Источник: Минфин России. 6

Совокупный объем средств Резервного фонда Российской Федерации Источник: Минфин России. 7

Поступления на счет, всего:3559,61294,046,41090,4713,5 Нефтегазовые доходы 488,50,0 1090,4713,5 Поступления от продажи иностранной валюты 2866,11144, 00,0 Поступления от реализации финансовых активов 0,0 46,00,0 Возврат неиспользованных средств Резервного фонда –150,00,0 Доходы от управления средствами 205,00,0 Выбытия со счета, всего:3559,61144,0196,01090,4713,5 На обеспечение нефтегазового трансферта 179,40,0 На обеспечение сбалансированности федерального бюджета 2964,80,0 На финансирование дефицита федерального бюджета –1119,50,0 На финансирование дефицита бюджета Фонда социального страхования –24,50,0 На погашение государственного внешнего долга 0,000,0 Перечисление средств для покупки иностранной валюты 388,40,0196,01090,4713,5 На размещение в финансовые активы 26,90,0 Сальдо поступлений и выбытий (+, –)0,0150,0-150,00,0 Остаток средств на конец периода 0,0150,00,0 Динамика движения финансовых ресурсов Резервного фонда Российской Федерации в 2009–2012 годы и на 1 марта 2013 года, млрд руб. Источник: Федеральное казначейство. 8

счет в долларах США Остаток средств на начало периода 63,926, 08,111,027,4 Поступления на счет 2,80,02,916,310,7 Выбытие со счета 40,717,90,0 Сальдо поступлений и выбытий (+, –)-37,9-17,92,916,310,7 Остаток средств на конец периода 26,08,211,027,438,1 счет в евро Остаток средств на начало периода 43,818,36,89,021,5 Поступления на счет 3,71,32,212,47,9 Выбытие со счета 29,212,80,0 Сальдо поступлений и выбытий (+, –)-25,5-11,52,212,47,9 Остаток средств на конец периода 18,36,89,021,429,4 счет в фунтах стерлингов Остаток средств на начало периода 7,34,21,21,63,9 Поступления на счет 2,70,00,42,31,5 Выбытие со счета 5,83,00,0 Сальдо поступлений и выбытий (+, –)-3,1-3,00,42,31,5 Остаток средств на конец периода 4,21,11,63,95,9 финансовые активы (СДР) Остаток средств на начало периода 0,40,9 0,0 Поступление 0,50,0 Выбытие 0,0 0,90,0 Сальдо поступлений и выбытий (+, –)0,50,0-0,90,0 Остаток средств на конец периода 0,9 0,0 Динамика движения финансовых ресурсов на валютных счетах Резервного фонда Российской Федерации в 2009–2012 годы и на 1 марта 2013 года, в млрд. единиц валют Источник: Федеральное казначейство. 9

Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния Источник: Минфин России. 10

Остаток средств на начало периода 0,0 Поступления на счет, всего:439,45,540,453,95,7 Нефтегазовые доходы 0,0 Поступления от продажи иностранной валюты 171,85,540,43,95,7 Поступления от реализации финансовых активов 175,00,0 Доходы от управления средствами 92,50,0 Выбытия со счета, всего:439,35,540,453,95,7 На софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан 0,002,53,43,95,7 На обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 0,0 Перечисление средств для покупки иностранной валюты 230,30,007350,0 На размещение в финансовые активы 209,03,037, 00,0 Сальдо поступлений и выбытий (+, –)0,00 Остаток средств на конец периода 0,00 Динамика движения финансовых ресурсов Фонда национального благосостояния Российской Федерации в 2009–2012 годы и на 1 мая 2013 г., млрд руб. Источник: Федеральное казначейство. 11

счет в долларах США Остаток средств на начало периода 34,032,628,327,7 Поступления на счет 3,30,0 Выбытие со счета 4,64,30,659,081,8 Сальдо поступлений и выбытий (+, –)-1,3-4,3-0,6-59,0-81,8 Остаток средств на конец периода 32,628,327,7 27,6 счет в евро Остаток средств на начало периода 24,124,724,624,2 Поступления на счет 2,30,0 Выбытие со счета 1,80,10,444,862,5 Сальдо поступлений и выбытий (+, –)0,6-0,1-0,4-44,8-62,5 Остаток средств на конец периода 24,724,624,2 24,1 счет в фунтах стерлингах Остаток средств на начало периода 4,44,5 4,4 Поступления на счет 0,50,0 Выбытие со счета 0,40,00,18,111,9 Сальдо поступлений и выбытий (+, –)0,10,0-0,1-8,1-11,9 Остаток средств на конец периода 4,5 4,4 финансовые активы в валюте Российской Федерации (депозиты в ВЭБе) Остаток средств на начало периода 400,0434,0437,0474,0 Поступление 209,03,037,050,00,0 Выбытие 175,00,0 50,00,0 Сальдо поступлений и выбытий (+, –)34,03,037,00,0 Остаток средств на конец периода 434,0437,0474,0 финансовые активы в долларах США (депозиты в ВЭБе) Остаток средств на начало периода 0,02,06,3 Поступление 2,04,30,0 Выбытие 0,0 Сальдо поступлений и выбытий (+, –)2,04,30,0 Остаток средств на конец периода 2,06,3 Динамика движения финансовых ресурсов Фонда национального благосостояния РФ в 2009–2012 годы и на 1 мая 2013 г., млрд единиц валют Источник: Федеральное казначейство. 12

Макроэкономические и фискальные эффекты Межвременная стабилизация федерального бюджета: институциональный ограничитель для роста бюджетных расходов в период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и основной источник финансирования дефицита федерального бюджета в годах. Поддержка антиинфляционной политики ЦБ РФ и политики ограниченного роста курса рубля ( гг.). Финансирование антикризисных мер в гг. Влияние создания Резервного фонда на снижение бедности, социальную политику и рынок труда ( гг.): антиинфляционные последствия для доходов населения; финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 году, в первую очередь – социальных статей. Роль Фонда национального благосостояния в решении социальных проблем на настоящий момент ограничена. 13

Расходы (1)14,214,818,917,815,816,315,918,118,224,722,420,021,1 Доходы (2)15,517,820,319,520,123,723,323,622,318,818,420,821,0 в том числе ненефтегазовые доходы (2.1) 11,713,115,114,113,513,612,714,611,811,29,910,5 нефтегазовые доходы (2.2) 3,84,75,25,46,610,110,99,010,67,68,510,310,5 Профицит федерального бюджета РФ (3)=(2)–(1) 1,43 1,74,37,47,55,54,1-5,9-4,00,8 -0,06 Ненефтегазовый дефицит (4)= (2.1)–(1) -2,5-1,7-3,8-3,7-2,3-2,7-3,4-3,5-6,4-13,5-12,6-9,6 -10,6 Доходы и расходы федерального бюджета в 2000–2012 годы (в % ВВП) Источник: Минфин России. 14

Динамика формирования и использования нефтегазовых фондов в 2009 год (млрд руб.) Источник: Федеральное казначейство. Наименование показателя Остатки средств фондов на конец 2008 г. Поступило за 2009 г.Использовано за 2009 г. на: нефтегазовые доходы доходы от управления средствами обеспечение сбалансированности федерального бюджета обеспечение нефтегазового трансферта Резервный фонд 4027,6 (9,8 % ВВП) 488,5205,02964,8179,4 Фонд национального благосостояния 2584,5 (6,3 % ВВП) –92,5–– Итого 6612,1 (16,0 % ВВП) 488,5297,52964,8179,4 Остатки средств фондов на конец Наименование показателя 2009 г.2010 г.2011 г.2012 г. на г. Резервный фонд 1830,5 (4,7 % ВВП) 775,2 (1,7 % ВВП) 811,5 (1,5 % ВВП) 1885,7 (3,0 % ВВП) 2770,92 (4,2% ВВП) Фонд национального благосостояния 2769,0 (7,1 % ВВП) 2695,5 (5,8 % ВВП) 2794,4 (5,0 % ВВП) 2690,6 (4,3 % ВВП) 2828,23 (4,3 % ВВП) Итого 4599,5 (11,8 % ВВП) 3470,7 (7,5 % ВВП) 3605,9 (6,5 % ВВП) 4576,3 (7,3 % ВВП) 5599,15 (8,5% ВВП) 15

Достоинства: 1. Высокий правовой статус фондов – через добавления отдельных глав в Бюджетный кодекс РФ, что, до кризиса создавало надежную систему защиты средств фондов от политических и конъюнктурных соблазнов со стороны как Правительства РФ, так и представительских органов власти. 2. Формирование фондов на отдельных счетах Правительства РФ в Банке России, что обеспечивало минимизацию влияния дополнительных конъюнктурных доходов от экспорта нефти не только на бюджетную систему, но и на денежно-кредитную и курсовую политику. 3. Адекватная привязка источников формирования фондов к конъюнктурным поступлениям от экспорта нефти. Как показывают расчеты, в годах при превышении уровня цен на нефть на мировом рынке выше долларов за баррель, до 95% дополнительного дохода экспортеров нефти изымалось в виде экспортной пошлины и НДПИ в Стабилизационный фонд. 4. Разделение с 2008 года Стабфонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Даже в условиях тяжелейшего для России кризиса в годах и сохранения высокого дефицита бюджета в последующие годы институциональные условия позволяют сохранить ФНБ как суверенный фонд для будущих поколений, используя для финансирования дефицита федерального бюджета средства Резервного фонда. Очевидно, что при условии сохранения на этот период одного Стабилизационного фонда, его средства были бы полностью потрачены на решение текущих бюджетных проблем. 16

Недостатки 1. Консервативная схема управления средствами фондов. Управление средствами всех фондов остается в руках институтов, для которых эта задача не является профильной (ЦБ РФ и Минфин России). Привлечение к управлению средствами фондов частных профессиональных управляющих компаний (российских или зарубежных) остается политически не приемлемым. 2. Отсутствие законодательного закрепления целевых параметров Фонда национального благосостояния. Несмотря на то, что в качестве цели создания ФНБ заявлено «обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ», увязки требуемых параметров фонда с пенсионной реформой нет. В этих условиях ФНБ может превратиться исключительно в источник финансирования текущего дефицита Пенсионного фонда, а не инструмент решения долгосрочных проблем пенсионной системы в РФ. 3. Отсутствие институциональных возможностей для разработки обособленных стратегий управления средствами обоих действующих фондов, исходя из принципов не только минимизации рисков, но и обеспечения максимума доходности при заданном уровне риска. 17

Рекомендации В отношении Резервного фонда РФ – важно возвращение к «бюджетному правилу» использования конъюнктурных доходов федерального бюджета, а также отказ от концепции фиксированного в процентах ВВП нефтегазового трансферта и переход к расчетам на основе долгосрочной базовой цены на нефть. Новый вариант бюджетного правила основан на использовании базовой цены на нефть, соответствующей некоторому долгосрочному уровню. При этом базовая цена на нефть определяет предельный объем расходов федерального бюджета: он равен расчетной величине доходов федерального бюджета при базовой цене на нефть увеличенной на 1% ВВП. Однако, выбранный период определения базовой цены (10 лет) требует дополнительного анализа и обоснований. Определенные вопросы вызывает также установленная нормативная величина Резервного фонда в 7% ВВП. 18

Рекомендации В отношении ФНБ – Правительство РФ должно четко определиться со стратегическими целями данного Фонда. В качестве цели Фонда можно предложить его трансформацию в Фонд накопительных пенсионных сбережений населения (по примеру Государственного пенсионного фонда Норвегии), т.е. направить на решение проблемы дефицита средств в пенсионной системе на горизонте не менее лет. В отношении обоих фондов – необходимо разделить принципы и подходы к управлению средствами фондов. В частности, ФНБ должен управляться принципиально на других условиях, чем Резервный фонд. Иными словами, допустимый состав активов, механизм управления должны быть пересмотрены. 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!