Основным показателем эффективности мероприятий по охране здоровья детей является уровень здоровья каждого ребенка. Здоровье - это не только отсутствие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровый ребенок. Комплексная оценка состояния здоровья детей.
Advertisements

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ. Профилактика Первичная - предупреждение заболеваний путём устранения или нейтрализации причинных и предрасполагающих факторов.
Диспансеризация населения. Выполнил: Кубеев Зелимхан Ризванович год.
Подготовительная медицинская группа. В соответствии с «Положением о врачебном контроле над лицами, занимающимися физической культурой и спортом» учащиеся,
Комплексная оценка состояния здоровья обучающихся.
1. Изучение медицинских карт учащихся. 2. Контроль за санитарно – гигиеническом состоянием школы в течение года, и, особенно, в период наступления вирусных.
ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. КАБИНЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА . КОТЛУКОВ В.К. К.м.н., доцент кафедры детских болезней Российского университета.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
Психолого-медико- педагогический консилиум в школе.
LOGO Add your company slogan Профилактическая медицина.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Заместитель начальника управления здравоохранения мэрии, к.м.н. А.В.Лиханов Состояние здоровья детей.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
«Комплексное оздоровление детей в современном ДОУ».
Интерпретация профилей первоклассников и рекомендации по использованию результатов в образовательном процессе.
1 Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности - это критический, переломный, переходный возраст, возраст.
ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА. ВВЕДЕНИЕ Детская поликлиника - головное учреждение по оказанию лечебно-профилактической помощи детям. По мощности выделяют 5 категорий.
ШКОЛЬНЫЕ МОДЕЛИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ: ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ Медицинский информационно – аналитический центр.
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ СОТРУДНИКОВ АКАДЕМИИ. Ежегодно, на базе консультативно- диагностического поликлинического отделения клиники ИвГМА проводятся диспансерные.
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центр психолого-медико-социального.
Транксрипт:

Основным показателем эффективности мероприятий по охране здоровья детей является уровень здоровья каждого ребенка. Здоровье - это не только отсутствие болезней и повреждений, но и гармоничное физическое и нервно- психическое развитие, нормальное функционирование всех органов и систем, отсутствие заболеваний, достаточная способность адаптироваться к непривычным условиям среды, резистентность к неблагоприятным воздействиям.

Состояние здоровья ребенка исследуется с помощью основных критериев, которые определяются во время каждого профилактического осмотра декретированных возрастных групп. Учитываются следующие признаки: 1. Отклонения в анте-, интра-, ранний постнатальный периоды. 2. Уровень и гармоничность физического и нервно- психического развития. 3. Функциональное состояние основных органов и систем. 4. Резистентность и реактивность организма. 5. Наличие или отсутствие хронической (в том числе врожденной) патологии.

Оценка физического развития является важным прогностическим показателем состояния здоровья человека. Такая оценка позволяет выделить группы, которые находятся в состоянии риска, а это в свою очередь играет важную роль для диагностики и профилактики различных заболеваний. Часто низкий уровень физического развития считают главной причиной заболеваний. В свою очередь хронические заболевания вызывают ухудшение физического развития. Физическое развитие - это естественный процесс постепенного становления и изменения форм и функций организма. С другой стороны - это степень созревания на каждом жизненном отрезке.

В средней школе детей и подростков принято делить на три группы физического воспитания К основной группе физического воспитания относят детей и подростков, не имеющих отклонений в состоянии здоровья или имеют незначительные отклонения и достаточную физическую подготовленность. Занятия по физической культуре проводятся по учебным программам по предмету в полном объеме, а сдача контрольных нормативов осуществляется с дифференцированной оценкой. К подготовительной группе относят детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья и достаточно физически подготовленные, а также детей реконвалесцентов. Занятия по физической культуре проводятся по учебным программам с обязательным соблюдением принципов постепенности и преемственности. К специальной группе относят детей и подростков, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья временного или постоянного характера. Занятия по физической культуре проводятся по специально разработанным дифференцированным программам и программам ЛФК.

наличие или отсутствие хронических заболеваний. По данным Министерства здравоохранения около 90% детей школьного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья. За последние 5 лет на 41% увеличилось детей, принадлежащих к специальной медицинской группе

Комплексная оценка здоровья позволяет формировать группы, объединяющие детей с одинаковым состоянием здоровья, с учетом всех вышеперечисленных показателей. I группа - здоровые дети с нормальными показателями функционального развития всех систем, которые редко болеют (до 3 раз в год) с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не имеют существенных отклонений в анамнезе. II группа - группа риска: подгруппа А - дети с факторами риска по данным биологического и социального анамнеза; подгруппа Б - дети, имеющие функциональные отклонения, с начальными изменениями в физическом и нервно-психическом развитии, часто болеют, но не имеют хронических заболеваний. III, IV и V группы - дети с хроническими заболеваниями: III группа - состояние компенсации: редкие обострения хронических заболеваний, редкие острые заболевания, нормальный уровень функций организма; IV группа - состояние субкомпенсации: частые (3-4 раза в год) обострения хронических заболеваний, частые острые заболевания (4 раза в год и более), ухудшение функционального состояния различных систем организма; V группа - состояние декомпенсации: значительные функциональные отклонения (патологические изменения организма; частые тяжелые обострения хронических заболеваний, частые острые заболевания, уровень физического и нервно-психического развития соответствует возрасту или отстает от него).

Группа здоровья Характеристика группы Рекомендации 123 I группа Это дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно- психическое развитие Обучение по обычной программе, физиологический режим дня, рациональное соответствующее возрасту питание II группа Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные отклонения, а также часто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие Индивидуально-групповой подход. После длительной болезни в течение 1–2 недель ребенок нуждается в щадящем режиме: постепенное увеличение нагрузки, возможно, более медленный темп работы на уроках, уменьшение времени на приготовление домашних заданий, освобождение от занятий ФВ, замена их на ЛФК, нежелательна (недопустима) сдача зачетов в один день более чем по одному предмету (составление графика отчетов по пропускам). Щадящий режим дня, предусматривающий дневной сон –1–1,5 часа, прогулки на свежем воздухе не менее 2,5–3 часов. Дополнительная витаминизация пищи

123 Необходим тщательный контроль за появлением признаков утомления и переходом их в переутомление у детей, имеющих функциональные отклонения III группа Это дети с хроническими заболеваниями, с редкими не тяжело протекающими обострениями, от момента последнего обострения прошло более 3 месяцев, без нарушения общего состояния и самочувствия Индивидуально-групповой подход. Дети могут обучаться по обычной программе, но при появлении признаков утомления работа на уроках проводится в индивидуальном режиме. Дети нуждаются в диетическом питании. Занятия ФВ в специальной группе IV группа Это дети с хроническими заболеваниями, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, затяжным периодом выздоровления после острых заболеваний Индивидуальный подход. Дифференцированное обучение, индивидуальная работа на уроках, когда каждый школьник получает свое задание, которое он выполняет независимо от других, темп работы не навязывается. Щадящий режим дня – предусматривающий дневной сон – 1–1,5 часа, прогулки на свежем воздухе не менее 2,5–3 часов. Дети нуждаются в диетическом питании. Дополнительная витаминизация пищи. Занятия ФВ в специальной группе. Организация медикаментозного лечения в школе. Тщательный контроль за появлением признаков утомления и переходом их в переутомление. Возможен дополнительный выходной день или сокращение времени пребывания на уроках V группа Тяжелобольные дети с хроническими заболеваниями – дети-инвалиды Обучение на дому

Распределение детей по группам здоровья позволяет обнаружить лиц, имеющих факторы риска развития патологических сдвигов, детей с начальными формами заболеваний и функциональными отклонениями и разработать комплекс мероприятий по охране и укреплению их здоровья, профилактики хронических заболеваний.

Комплексную оценку состояния здоровья ребенка проводят во время первичного посещения ребенка после выписки ее из роддома, чтобы получить представление об исходном уровне состояния здоровья. В дальнейшем оценку состояния здоровья детей 1- го и 2-го годов жизни проводят ежеквартально, детей 3-го - в конце каждого полугодия. При нескольких диагнозах группу здоровья устанавливают по основным заболеваниям. В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья может меняться в зависимости от динамики уровня состояния здоровья.

В первую очередь, это касается детей и подростков, относящихся ко второй группе здоровья: дети - реконвалесценты; дети, которые часто и длительно болеют; дети с общей задержкой и дисгармоничность физического развития как за счет избыточной массы тела, так и за счет ее дефицита без эндокринной патологии; дети с нарушениями осанки, плоскостопием; дети с функциональными сдвигами со стороны сердечно сосудистой системы; миопией, кариесом, гипертрофией небных миндалин II степени, аллергическими реакциями, увеличением щитовидной железы I и II степеней, астеническим синдромом и др..

Дети I группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей. Для них проводят профилактические, воспитательные и общеоздоровительные мероприятия. Дети II группы здоровья заслуживают более пристального внимания педиатров, потому что профилактические и лечебно- оздоровительные мероприятия могут способствовать переходу детей этой группы в I группу. Детей этой группы наблюдают и оздоравливают по индивидуальному плану, который составляется согласно степени риска формирования хронической патологии, выраженности функциональных отклонений и степени резистентности. Дети III, IV и V групп находятся под наблюдением педиатров и специалистов в соответствии с "Методическими рекомендациями по проведению диспансеризации детского населения" и должны получать необходимое лечение в зависимости от наличия той или иной патологии.

Особенности обследования детей разного возраста При обследовании ребенка необходимо помнить три обязательных условия: - Найти контакт с ребенком и его родителями; - Обеспечить оптимальные условия освещения и температуры; - Обеспечить удобное положение для врача и его индивидуальную защиту от возможного инфицирования

Группы риска новорожденных Определяются неонатологом роддома, отражаются в ф-113-у, сохраняются в периоде новорожденности, трансформируются в группы риска детей раннего возраста 1 группа- риск развития патологии ЦНС 2 группа- риск внутриутробного инфицирования

3 группа- риск развития трофических нарушений и эндокринопатий 4 группа - риск развития врожденных пороков органов и систем 5 группа -социальный риск

I. Новорожденные с риском развития патологии ЦНС Факторы риска: возраст матери более 30 лет вредные привычки матери экстрагенитальная патология (гипертоническая болезнь, сахарный диабет и пр.) патология беременности и родов (гестозы, угроза прерывания, многоводие, быстрые и стремительные роды и др.) инфекции (краснуха, герпес, токсоплазмоз, ЦМВ и др.)

План наблюдения педиатр - не менее 4 раз на первом месяце завпедотделением - не позднее 3 (в 1 месяц) месяцев и желательно при каждом заболевании ребенка невролог - не позднее 2 месяцев, в дальнейшем 1 раз в квартал ежемесячный контроль неврологического статуса, окружности головы и уровня НПР прививки по индивидуальному плану после разрешения невролога (предпочтительна раздельная вакцинация с подготовкой) по достижении года при отсутствии изменений со стороны ЦНС – снимаются с учета

Новорожденные с риском инфекционных заболеваний. Факторы риска: экстрагенитальная патология матери (пиелонефрит, пневмония, патология ЖКТ и пр.) воспалительные гинекологические заболевания патология родов (длительный безводный период, патология плаценты) перенесенные во время беременности краснуха, ЦМВ, ОРЗ, бактериальные инфекции и пр.

План наблюдения педиатр - не менее 4 раз на первом месяце раннее лабораторное исследование в 1 и 3 месяца (кровь, моча) и после каждого заболевания завпедотделением не позднее 3 месяцев и желательно при каждом заболевании ребенка профилактика и раннее выявление и лечение дисбиоза прививки по индивидуальному плану при отсутствии симптомов внутриутробного инфицирования ребенок снимается с учета в 3 месячном возрасте

III. Новорожденные с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий Факторы риска: большая масса тела при рождении, гипотрофия, незрелость профессиональные вредности матери сахарный диабет матери, гипотиреоз, ДУЩЖ, гипертония, ожирение экстрагенитальная патология матери патология течения беременности вредные привычки матери

План наблюдения педиатр - не менее 4 раз на первом месяце завпедотделением - не позднее 3 месяцев и желательно при каждом заболевании ребенка эндокринолог - не менее 2 раз в течении первого года жизни по возможности – естественное вскармливание

IV. Новорожденные с риском развития врожденных пороков органов и систем Факторы риска: патология беременности возраст родителей (30-40) вредные привычки сахарный диабет прием лекарственных средств в первую половину беременности ОРВИ в первом триместре беременности перенесенные ВУИ профессиональные вредности

План наблюдения педиатр - не менее 4 раз на первом месяце (стигмы дисэмбриогенеза) Зав.пед.отделением - не позднее 3 месяцев и желательно при каждом заболевании ребенка невролог, эндокринолог, генетик и ортопед – в 1 месяц снятие с диспансерного учета в возрасте 1 года

V. Новорожденные из группы социального риска Факторы риска: неудовлетворительные социальные и бытовые условия неполные и многодетные семьи студенческие семьи семьи с плохим психологическим климатом

План наблюдения педиатр - менее 4 раз на первом месяце (стигмы дисэмбриогенеза) контроль участковой медсестры за местом реального проживания ребенка завпедотделением - не позднее 3 месяцев и желательно при каждом заболевании ребенка обязательная госпитализация при заболеваниях ранние сроки оформления в ДДУ в необходимых случаях – лишение матери родительских прав

Основной метод профилактики в педиатрии - диспансеризация здоровых детей. К 1997 г. педиатры наблюдали детей от рождения до 15-летнего возраста, а в настоящее время - до 18-летнего. Во время диспансеризации проводится комплексная оценка здоровья с определением группы здоровья. Соответственно определяется объем и характер оздоровительных и лечебных мероприятий детям с определенной патологией или склонностью к ней. В современных условиях диспансеризация является основной формой работы детских поликлиник. Диспансеризацию проводят как по возрастному признаку, так и в зависимости от заболеваний, которые имеет ребенок.

Диспансерному наблюдению участковым педиатром подлежат следующие контингенты детского населения: - Все дети в период новорожденности; - Дети 1-го года жизни; - Дети из групп риска; - Дети старше 1-летнего возраста, не посещающих детских дошкольных учреждений; - Дети, имеющие хронические заболевания

Диспансеризация детей 1 года жизни Задачей профилактических осмотров детей 1 года жизни является организация соответствующего режима и рационального вскармливания - профилактика рахита, анемии, инфекционных заболеваний, выявление и лечение врожденной патологии. На первом году жизни здоровый ребенок должен быть осмотрен педиатром 14 раз, в том числе в поликлинике - 12 раз с обязательным осмотром ортопеда, офтальмолога, невролога и другими специалистами. Участковая медсестра посещает ребенка дома 1 раз в месяц. Медицинское наблюдение за развитием ребенка ведется с учетом индивидуальных особенностей в разные периоды 1 года жизни. Для детей первых 3 месяцев важно : выписка из роддома, адаптация к новым условиям жизни, начало первых прогулок, профилактика рахита, профилактика и лечение гипогалактии, организация рационального вскармливания, профилактика гипотрофии.

Диспансеризация детей 1 года жизни С 3 до 6 месяцев обращается особое внимание на профилактические прививки, введение коррекции питания и прикорма. В возрасте от 6 до 9 месяцев необходимо проводить профилактику инфекций дыхательных путей, кишечных заболеваний и травматизма. Период от 9 до 12 месяцов совпадает с отлучением от груди, расширением рациона питания, проведением прививки. Участковый педиатр записывает свои наблюдения за ребенком в этапных эпикризах (3, 6 и 9 месяцев). В конце 1 года после клинического обследования, проведения антропометрических измерений, лабораторных исследований (общий анализ крови и мочи), анализа профилактических прививок и перенесенных болезней в течение года, составляет эпикриз с оценкой физического, нервно- психического развития и план дальнейшего наблюдения и оздоровления ребенка в следующий период.

Диспансеризация детского населения включает следующие мероприятия 1) регулярные медицинские осмотры с проведением установленного объема лабораторных и инструментальных исследований; 2) определение и оценку состояния здоровья с целью выявления детей, имеющих факторы риска; 3) дообследование больных детей, которые нуждаются в этом, с использованием всех современных методов диагностики; 4) выявление заболеваний на ранних стадиях с последующим проведением комплекса необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья детей.

Участковый педиатр отвечает за проведение всех этапов диспансеризации детского населения на своем участке и осуществляет контроль за ее выполнением. А медсестра бакалавр помогает ему в этой задаче. На каждого ребенка, который подлежит диспансерному наблюдению, заводится "Контрольная карта диспансерного наблюдения" (форма 030 / у). Наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещениями) эта карта отражает также данные о состоянии здоровья детей разных возрастных групп. Эти данные помогают врачу в проведении диспансерного наблюдения, соблюдении сроков обследования, неотложных лечебно-оздоровительных мероприятий. Контрольная карта должна быть прежде всего оперативным документом в работе врача.

Спасибо за внимание!