Электронное пособие по рисунку Зарисовки головы человека различными графическими материалами Составитель: Белянкина Т.В., преподаватель рисунка ОГБОУ СПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к защите курсового проекта " Выполнение зарисовок натюрморта различными графическими материалами" Выполнила : Костюкова Валентина Группа: 4 в. Руководитель Белянкина Т.В.
Advertisements

Методика работы над рисованием головы человека МОУ «СОШ 2 р.п. Самойловка Самойловского р-на Саратовской обл. Подготовила Учитель изобразительного искусства.
«Набросок – как самостоятельный и необходимый вид рисунка»
Как написать натюрморт? Автор: ученица 5 класса художественной школы Андреева Ирина Преподаватель: Топал С.В.
Рисунок – средство познания формы Рисунок создается по законам. Дидактический материал представлен рисунками студентов ХГФ РГПУ.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ Коллективный проект учащихся 3-го класса МОУ СОШ посёлка Тургенево учебный год.
Презентацию приготовила: Студентка 302 группы Бециян Марина.
Наброски и зарисовки головы человека в детской художественнойшколе 1-4 класс Петрусева Лариса Александровна МОУ ДОД ДХШ, г. Зеленогорск.
«Непрерывная подготовка учителя технологии» панно «Нарциссы» (холодный батик) Лустова Светлана Анатольевна Частный преподаватель дополнительного образования.
Материалы для рисования Т(H)- твердый карандаш ТМ(HB)- твердо- мягкий М(B)- мягкий Есть карандаши и более мягкие, например 5 М. Их используют в основном.
МОУ ДОД ДДЮТ г.ЛЮБЕРЦЫ ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА.
Художественные инструменты и материалы Художественный образ.
Выразительные средства в графике Преподаватель МОУ ДОД «Детской школы искусств п. Гайны Ельцова Надежда Николаевна.
Интегрированный урок: изобразительное искусство + информатика.
РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
Презентация на тему:ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО Выполнила Ученица 9 класса М-Качкарской ОШ Гавриш Диана.
Учимся рисовать Приемы и техники рисования. Посмотри какие разные картины! Художники изобразили природу, людей, цветы и фрукты по-своему. Их произведения.
ГОУ НПО ПУ 31 Анисимова Т.В. Анисимова Т.В. Гурьевск 2010 Урок 4 Урок 4.
«Правила и средства построения композиции при выполнении натюрморта»
Транксрипт:

Электронное пособие по рисунку Зарисовки головы человека различными графическими материалами Составитель: Белянкина Т.В., преподаватель рисунка ОГБОУ СПО «Тулунский педагогический колледж»

Содержание пособия Часть I. 1. Пояснительная записка Пояснительная записка 2. Особенности работы над академическим рисунком Особенности работы над академическим рисунком 3. Материалы и техники рисунка Материалы и техники рисунка 4. Иллюстрации Иллюстрации 5. Вопросы для самоконтроля 6. Хранение работ 7. Вопросы для итогового контроля Вопросы для итогового контроля 8. Словарь терминов Словарь терминов 9. Список литературы Список литературы Часть II. Мастер-классы

«Своеобразие рисунка рождается не из точного копирования находимых в природе форм и не из терпеливого накапливания тонко подмеченных мелочей, а скорее из глубокого чувства, с которым художник относится к избранному им объекту,направляя на него все свое внимание и проникая в его сущность»,- сказал Анри Матисс.

Пояснительная записка Рисунок головы человека является одним из интереснейших и одновременно сложных разделов в процессе обучения изобразительному искусству на 4 курсе специальности Изобразительное искусство и черчение. При работе над учебным рисунком и при выполнении домашних зарисовок головы человека у студентов часто возникают трудности технического порядка, мешающие им успешно решать задачи по изучению натуры. Помочь в преодолении этих трудностей - цель электронного пособия.

Свободное владение рисунком - залог успешного творчества. Изучение различных техник раскрывает неограниченные возможности перового рисунка, рисунка сангиной, пастелью, углем, сепией, соусом и другими материалами и помогает придти к художественному решению рисунка.

Цель: Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа в области графики

Задачи Закрепить и совершенствовать систему теоретических знаний, практических умений и навыков по теме : «Зарисовки головы различными графическими материалами» Повторение основных этапов ведения академического рисунка Развитие навыков самостоятельной работы и самоконтроля у студентов

Особенности работы над академическим рисунком Четкая поэтапность ведения работы Конструктивная передача формы Подчинение тона форме Решение глубинно-пространственных отношений Достижение целостности вернуться

Материалы и техники рисунка Уголь Сангина Сепия Соус Сухая кисть вернуться

Уголь Виды угля Древесный уголь-подготовка материала Особенности работы углем Технические приемы стирания Хранение работ Работа ивовым углем (мастер-класс) Работа прессованным углем (мастер-класс) Вопросы для самоконтроля Вернуться

Виды угля Прессованный- уголь пропитанный растительным маслом. Продается в виде палочек или карандашей вернуться Древесный-уголь изготовляется из березовых, ореховых или ивовых прутиков

Древесный уголь. Подготовка материала Нарезаем березовые палочки без сучков длинною около 15 см, очистить от коры и уложить в консервную банку. Банку засыпаем сухим песком доверху, закрываем крышкой и обмазываем все пазы глиной. Посередине крышки делают небольшое отверстие. Затем банку ставят в печь для обжига. Рекомендуемая температура при обжиге С. Время обжига- около 1 часа 30 минут. Банку вынимаем когда из отверстия пойдет дымок. вернуться

Особенности работы углем Углем можно работать двумя способами. Первым рисуют линией, штрихом. Второй связан с большим применением тона: рисуют, широко прокладывая тени и фон, плашмя кладя уголь на бумагу. Можно использовать растирку ребром ладони по детально прорисованному изображению после чего выбирать освещенные места мякишем хлеба. Уголь сочетается с другими материалами- сангиной мелом пастелью цветными карандашами акварелью. вернуться

Технические приемы стирания При работе углем для смягчения неверных линий можно воспользоваться ватой. При этом резинки лучше избегать,после нее уголь ложится неровно. В процессе работы углем применяем различные частушки- кожаные и бумажные. вернуться

Хранение работ Уголь слабо держится на бумаге, поэтому необходимо рисунок закреплять. Для этого используем лак-фиксатив. Фиксируем пульверизатором постепенно, в несколько приемов, с расстояния не ближе одного метра. После фиксации работа темнеет. вернуться

Вопросы для самоконтроля Назовите способы работы углем С какими материалами сочетается уголь Как в домашних условиях можно приготовить древесный уголь Чем закрепляются работы выполненные углем Перечислите этапы академического рисунка вернуться

Видео-класс работа ивовым углем этап 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап 6 вернуться

Работа прессованным углем мастер-класс этап 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 вернуться

Сангина О материале О бумаге и дополнительных материалах Техника работы сангиной Работа тремя цветами Второй этап Третий этап Заключительный этап Хранение работ Мастер-класс Вопросы для самоконтроля Вернуться

О материале Натуральная сангина – продукт минерального происхождения, имеет интенсивный, красно- коричневый светоустойчивый цвет. Сангина также вырабатывается и искусственным способом в виде круглых и квадратных палочек, а также в деревянной оправе в виде карандаша. вернуться

О бумаге и дополнительных материалах Бумага должна быть гладкая. Бумага для акварели ломает штрихи,сквозь них видны крошечные белые точки. Для обобщения штрихов используем частушки: кусочки кожи, замши или бумаги, возможно использование ваты. Для ослабления теней используем стертые под углом жесткие щетинные кисти. вернуться

Техника работы сангиной Самый распространенный прием работы сангиной- это линейный рисунок, имитирующий карандашную манеру. Штриховой в сочетании с приемами растушевки: при этом штрих исчезает совсем. вернуться

Работа тремя цветами Работа ведется на кремовом ватмане. Для усиления некоторых линий используем итальянский карандаш.

Второй этап работы тремя цветами При помощи диагональной штриховки набираем полутона. Итальянский карандаш используем с теневой стороны лица и шеи.

Третий этап работы тремя цветами Лицо начинает приобретать единую объемную форму. Находим тональную разницу между головой и окружением. Сангиной работаем легко и осторожно.

Заключительный этап Ярко освещенные места выделяем белым мелом, четко обрисовываем глаза. Ластиком смягчаем участки темных теней в уголках рта. Сангину нельзя стереть полностью, но ее можно смягчить и смазать. вернуться

Хранение работ Закрепляем работы только по необходимости(снятым молоком или желатином). Произведения, исполненные сангиной в сочетании с черным карандашом, углем, соусом и другими материалами, фиксировать нельзя. вернуться

Мастер-класс от автора Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4 Этап 5 вернуться

Вопросы для самоконтроля Перечислите основные этапы работы сангиной. Какую бумагу выбрать для работы сангиной и почему? Нужно- ли закреплять работы выполненные сангиной? Что такое частушки, и для чего они служат? вернуться

Сепия О материале Техника работы сепией Хранение работ Мастер-класс Вопросы для самоконтроля вернуться

О материале Сепия классическая эпохи Возрождения - поджелудочная железа каракатицы –из этого вещества делали чернила, после чего прессовали и делали рисовальные палочки. Современная сепия, что то среднее между очень ярким карандашом и пастелью. Сепия Kohinor, темно коричневого цвета. вернуться

Техника работы сепией Тонко заточенной сепией намечается линейный рисунок. Тени прокладываем боковой стороной стержня, но можно наносить штрихами. Тени и фон обобщаем поролоновой губкой. Растушкой, сделанной из газетной бумаги, усиливаем световые ребра. Остро заточенным ластиком намечаем блики и освещенные поверхности. Шетинные кисти используем для обобщения теней. вернуться

Хранение работ Сепия по сравнению с углем имеет наиболее сильное сцепление с бумагой. При окончании рисунка не требует закрепления лаком. Хранить работы рекомендуется под стеклом. вернуться

Мастер-класс работа сепией Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4 вернуться

Вопросы для самоконтроля Назовите материалы которые используются при работе сепией? Для чего используется поролоновая губка? Как хранить работы, выполненные сепией? вернуться

Соус О материале Техника работы соусом Вопросы для самоконтроля вернуться

О материале Соус отличается от других материалов, применяемых в рисунке, широким тональным диапазоном. Приготовляется из порошка тонко перемолотых продуктов сгорания, в который добавляется слабый раствор растительного клея. Соус продается в виде цилиндрических палочек. вернуться

Техники работы соусом Существует два способа работы соусом: сухой и мокрый. Сухой способ: палочку соуса растираем о кусочек шероховатой бумаги. Получившуюся пыльцу наносим на рисунок, выполненный предварительно карандашом, пастушкой. В качестве частушки применяем бумагу, тряпочку или тампон из ваты. Детали моделируем угольным карандашом.

Техники работы соусом Мокрый способ: в начале на лист бумаги наносим карандашный рисунок. Разводя соус в воде, кистями прокладываем большие плоскости, передающие характерную форму модели. Высыхая, соус фиксируется. Рисунки соусом можно поправлять при помощи резинки, убирая перегруженные тоном места. Завершение деталей(частей лица) требует применения мягких акварельных кистей. вернуться

Вопросы для самоконтроля Назовите техники работы с соусом? Какие частушки применяются при работе соусом? Нужно ли делать предварительный карандашный рисунок? Чем можно скорректировать рисунок, выполненный соусом? вернуться

Сухая кисть О материале Техника работы кистью Вопросы для самоконтроля вернуться

О материале Сухая кисть – это техника работы кистью с небольшим количеством масляной краски по бумаге или по холсту. Бумагу лучше использовать зернистую, типа акварельной и ткань, натянутую на подрамник, типа сатин, бязь или лен. Кисти синтетические. Краски: марс коричневый, умбра натуральная, сажа газовая. Резинка необходима, чтобы корректировать рисунок. Машинное масло используем в качестве разбавителя. вернуться

Техника работы сухой кистью В начале намечаем карандашный рисунок головы. Выполняем легкую прокладку основных тональных масс. Прозрачные слои накладываем постепенно. Краски на кисти берется немного. Краска растирается по поверхности палитры для достижения однородности и прозрачности. Работу ведем от светлого к темному. Если теряются части лица, можно воспользоваться резинкой и скорректировать рисунок. вернуться

Вопросы для самоконтроля На каких поверхностях можно работать в технике «сухая кисть»? Для чего используется резинка? Какие краски лучше использовать для работы над портретом в данной технике? Нужно ли выполнять предварительный рисунок карандашом? В какой последовательности наносятся тональные слои? вернуться

Вопросы для итогового контроля Назовите основные особенности работы углем? Назовите основные особенности работы сангиной? Перечислите материалы и инструменты для работы в технике сухая кисть? Повторите последовательность работы над зарисовкой головы сепией? Основные способы работы соусом? Мокрый способ –особенности работы? Чем фиксируется и как хранятся работы выполненные углем, сангиной и сепией? вернуться

Работы студентов в технике- древесный и прессованный уголь иллюстрации

В.А Серов. Портрет О. К Орловой Уголь, сангина, цветной карандаш. И.Е.Репин Портрет девочки Уголь

И.Н.Крамской. Женская голова. Этюд к картине «Неутешное горе» 1884 Соус И.Н. Крамской. Портрет С.Н. Крамской у окна Соус

Работа студента Академии Художеств Работа студентки педагогического колледжа

Белянкина Т.В. Мужской портрет сангина В.М. Серый. Автопортрет сангина

И.Н. Крамской. Портрет Мясоедова Соус В.А. Серов. Женский портрет Соус

Белянкина Т.В. Автопортрет Сухая кисть

Работы студентов, выполненные прессованным углем

Белянкина Т.В. Портрет студентки г. Сепия Работа студентки педагогического колледжа Сепия вернутьсявернуться

Словарь терминов Абрис (от нем. abriss – очерк, чертеж) – линейные очертания изображаемой фигуры или предмета. Тоже, что контур. Академический рисунок- рисунок выполненный по правилам и законам. Акцент – ( от лат. accentus – ударение) – в изобразительном искусстве прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве какой-нибудь фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя. Гармония (от греч. harmonia – стройность, единство, согласованность частей) –в изобразительном искусстве: сочетания форм или цветов или взаимосвязь частей изображения, обладающие наибольшей согласованностью и в связи с этим наиболее благоприятные для зрительного восприятия.

Детализация – тщательная проработка деталей изображения. Деформация (от лат. Deformatio – искажение) – изменение видовой формы визображении. В искусстве используется как художественный прием, усиливающий выразительность образа. Зарисовка – вид краткосрочного рисунка, выполненного с натуры. Конструкция (от лат. Constructio – построение, устройство) – в изобразительном искусстве: сущность, характерная особенность строения любой формы в натуре и в изображении, предполагающая взаимосвязи частей в целом и их соотношение.

Моделировка ( от итал. Modellare – лепить) – в художественной практике: передача рельефа формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется тоном, при этом учитывается перспективное изменение форм. Нюанс ( от фра. Nuance – оттенок) – очень тонкий или очень легкий переход от света к тени. Полутон – тон переходный между двумя соседними малоконтрастными тонами освещенной части предмета. Пропорция - (от лат. Proportio – соразмерность)- мера частей, соотношение

Профиль (от фр. Profil – вид с боку) – в широком смысле: вид всякого живого существа или предмета при боковом положении. Ракурс (от фр. raccourcir - сокращать) – перспективное сокращение живых ипредметных форм, значительно изменяющее их внешний вид. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру (вид сверху, снизу, на близком расстоянии и т.п.), а также самим положением натуры в пространстве. Фас (от фр. face – лицо) – вид спереди. вернуться

Список литературы 1. Аксенов,Ю. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи [Текст] /Ю.Аксенов, М.Левидова. - М.:«советский художник» Ростовцев,Н.Н. Учебный рисунок [Текст]:учеб. пособие / Н.Н.Ростовцев. – М.: «просвещение» с. 3. Барщ, А.О. Наброски и зарисовки [Текст]: учеб. пособие / А.О.Барщ. – М.: «искусство» с. 4. Артур Л. Гаптилл. Работа пером и тушью[Текст] / Минск с. 5. Ли,Н. Основы учебного академического рисунка [Текст] : учеб. Пособие / Н.Ли.- М «Эксмо» с. 6. Юный художник 6. Почему я рисую сепией [Текст] / М с. 7. Художественный совет.5 Живопись в технике «сухая кисть» [Текст] / К.Стародуб. М с. 8. Хейзл Гаррисон. Рисунок и живопись. Материалы. Техника. Методы [Текст] / Гарисон Хейзл.- М.: «Эксмо» с. вернуться