Психологическое сопровождение инклюзивного образования в ДОУ Педагог – психолог МБДОУ « Детский сад « Ромашка » с. Катар - Юрт » М. Х. Хасиева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Центр основан в 1995 году Основная деятельность - оказание различных видов помощи детям и подросткам с задержкой в умственном и физическом развитии, заболеваниями.
Advertisements

Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
Целью образовательной политики области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
Новые формы дошкольного образования Т.С. Коробовцева начальник МУ «Методический кабинет», Почетный работник образования.
Д ИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ, С 1-9 КЛАССЫ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
Базовая площадка: муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 8 «Светлячок» п. Львовский Подольский район Московской.
Задачи: Оказание коррекционно-педагогической помощи ребёнку, с использованием игротерапевтических методов и приёмов. Обучение родителей методам игрового.
Организованно с года Руководитель структурного подразделения «Служба ранней помощи» Долгалева Ирина Александровна тел
Социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях Лекотеки.
Структурное подразделение «Лекотека» Время работы Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Часы работы С до
Методические рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
1 Инклюзивное образование Инклюзивное образование: понятие, принципы, варианты реализации в дошкольных образовательных организациях.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 87 компенсирующего вида 2 категории» Г. Читы ЛЕКОТЕКА для слабовидящих малышей.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях Лекотеки.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
Транксрипт:

Психологическое сопровождение инклюзивного образования в ДОУ Педагог – психолог МБДОУ « Детский сад « Ромашка » с. Катар - Юрт » М. Х. Хасиева

Принципы дошкольного инклюзивного образования O Инклюзивное образование строится на следующих принципах: O Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы разветия ребенка построены на диагнастике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии разветия конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка. но предоставляет самому ребенку возможнасти реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активнасти ребенка. O Важным условием успешнасти инклюзивного образования является O обеспечение условий для самостоятельной активнасти ребенка. Реа- O лизация этого принципа решает задачу формирования социально ак- O активной личнасти. Личнасти, которая является субъектом своего разве- O тия и социально значимой деятельнасти. Когда активность находится O целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, O что его особеннасти не позволяют ему реализовывать свои возмож- O насти, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ре- O банок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же O может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать O помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя соб- O умственные возможнасти для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников O предполагает создание условий для понимаю- O ния и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. O Инклюзия – это активное включение детей, родиотелей и специалистстов в области образования O в совместную деятельность: совместное планирование, проведение O общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода O. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. O Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагнастику детей ив процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативнасти в организации процессов обучения и воспитания. O Включение в инклюзивную группу детей с различными O особенностями в разветии предполагает наличие вариаактивной раз- O развивающей среды, т.е. необходимых развевающих и дидактических O пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариаактивной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. O Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, O понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалист- O ста – установить доверительные партнерские отношения с родителя- O ми или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу роди- O отелей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для O их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на O поддержку ребенка. O Принцип динамического разветия образовательной модели дет- O ского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые O структурные подразделения, специалистстов, развевающие методы и O средства. O (Формулировки принципов опубликованы в сборнике «Инклюзив- O ный детский сад». – М., Прочухаева М.М., Бородин М.В. с. 12)

Содержание работы Службы ранней помощи: O – проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями разветия (риском нарушения) и их семей; O – оказание комплексной коррекционно-развевающей помощи детям с нарушениями разветия (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям; O - осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями разветия (риском нарушения); O – включение родиотелей (законных представиотелей) в процесс воспитания и обучения ребенка; O – определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Лекотека O Лекотека – это такая новая форма дошкольного образования. Само слово лекотека ( произошло от шведского слова leco – « игрушка » и греческого theke – « хранилище »..) - это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами разветия. O O.

O Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать государумственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или разветия и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. O Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки разветия личнасти детей.

Цель: O Целью создания Лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями разветия для социализации, формирования предпосылок учебной деятельнасти, поддержки разветия личнасти детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

ИГРА - основной метод лекотеки O Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и разветия общения в игре. Эти средства должны перекрывать все основные потребнасти ребенка с особыми нуждами, связанные с организацией его игровой деятельнасти. Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы : O -

O - специальное оборудование для детей с нарушениями движений ; O - оборудование для разветия общей подвижнасти ; O - игрушки для разветия ручных навыков ; O - игрушки для разветия тактильного восприятия ; O - игрушки и средства для разветия зрительного восприятия ;

O - игрушки для разветия слухового восприятия ; O - игрушки для разветия мышления ; O - игрушки для разветия речи и языка ; O - игрушки для поддержки социально - эмоционального разветия ; O - игрушки для игры с водой ; O - игрушки для игры с сыпучими материалами ; O - материалы для изобразительного творчества ; O - музыкальные игрушки ;

O книги для детей ; O - фонотека ; O - видеотека ; O - книги для родиотелей ; O - средства для разветия невербальной коммуникации ; O - выставка самодельных игрушек ; O - специальное оборудование для слепых детей и детей со сложным дефектом. O

O Основные формы работы Лекотеки O Консультация ( К ) O Консультация – это встреча специалистста Лекотеки с родителями ( воспитателями ), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистстов и родиотелей. O O Диагнастический игровой сеанс ( ДИС ) O Диагнастический игровой сеанс представляет собой совместную игру родиотелей ( воспитаотелей ) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале – ДИС фиксируется на видеокассету. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи. O

O Терапевтический игровой сеанс ( ТИС ) O Во время терапевтического игрового сеанса ( обычно – 40 минут ) происходит игровое взаимодействие специалистста с ребенком в присутствии, а иногда – с участием родиотелей ( воспитаотелей ). Перед началом ТИС и после его окончания специалистсты коротко (5 минут ) беседуют с родителями ( воспитателями ). После ТИС специалистст заполняет протокол. O O Групповой родительский тренинг ( ГРТ ) O В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно – это тренинги по общению, игре, ассертивнасти, арт - методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.

Содержание: O В Лекотеке проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на разветие первичных социальных навыков, разветие моторной, эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер. O Содержание занятий определяется в зависимости от рекомендаций, в соответствии с программами обучения детей с различными нарушениями в разветии. Лекотека является одной из первых ступеней социализации ребенка. В последствии ребанок может быть переведен в инклюзивную группу или класс.

Содержание работы Лекотеки: O – реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического разветия и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой самостоятельно;

O – проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями разветия; O – обучение родиотелей (законных представиотелей), специалистстов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в разветии;

O – проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением разветия; O – психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями разветия при наличии согласия родиотелей (законных представиотелей); O – помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;

O – подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельнасти ребенка; O – поддержка инициатив родиотелей (законных представиотелей) в организации программ взаимодействия семей.

Спасибо!!!