«Профилактика суицида среди подростков» ЦПО Самарской области, Отдел воспитательных систем и технологий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Профилактика суицидального поведения учащихся в образовательном учреждении» Семинар для педагогов и воспитателей Дорошенко И.Г., педагог-психолог ГБС(К)ОУШ.
Advertisements

Психолого- педагогическая профилактика рисков возникновения зависимого поведения в сети Интернет. Общешкольное родительское собрание.
«Профилактика суицидального поведения подростков».
«Профилактика суицидального поведения детей и подростков» Ебышева К.Е Асанова Ж.Н педагог-психологи СШ63.
По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств.
1. Ложное суждение: говоря о желании покончить с жизнью, человек просто пытается привлечь к себе внимание.
ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это « крик о помощи ». Чаще всего.
«Профилактика суицидального поведения» Р.О.Гизатулин.
Соблюдение прав детей как необходимое условие профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.
Подготовила педагог-психолог МОУ ООШ п.Советского Алайцева А.П.
Люди рождены ради жизни. Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Профилактика суицидального поведения подростков Педагог-психолог БАРКОВА Т.В
Подростковый суицид. Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 10 до 14 лет. СУИЦИД - осознанный акт устранения из жизни под воздействием.
Семинар для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Профилактика суицида среди детей и подростков Великий Новгород 2008 г.
Профилактика детских и подростковых суицидов Докладчик: социальный педагог Сальковская О.Ю.
Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Профилактика суицидального риска среди несовершеннолетних Семинар на тему:
Транксрипт:

«Профилактика суицида среди подростков» ЦПО Самарской области, Отдел воспитательных систем и технологий

Нормативно-правовые основы ·Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012 годы)» (с дополнениями и изменениями), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от г. 280, ФЗ 120-ФЗ 120-ФЗ от г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», · Закон Российской Федерации «Об образовании» п. 3 ст. 32 и п. 1 ст. 51, · Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от г. и от г., · Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от г «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся», · План мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на годы, утв. приказом Минобрнауки России от г. 2537, · «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков», письмо Министерства образования РФ от г ; · Статья 14 Федерального закона РФ 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; · ФЗ 120 от г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; · Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст «О преступлениях сексуального характера»); · Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Пубертатный суицид – подростковые самоубийства.

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, покушения и попытки. До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 1415 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к годам.

Классификация суицидального поведения: - демонстративное поведение; - аффективное суицидальное поведение; - истинное суицидальное поведение

Общие черты, свойственные всем суицидентам (Э.Шнейдман) Цель- поиск решения. Стимул – невыносимая психическая (душевная) боль. Эмоция – беспомощность. Внутреннее отношение к суициду – двойственность (амбивалентность). Действие – бегство (агрессия). Закономерность – соответствие стилю поведения в жизни.

3 основные функции суицида (И.В.Конончук) 1. Обращение, своего рода «крик о помощи». 2. Уход от разрешения проблем, «выключение из невыносимо тяжелой жизненной ситуации». 3. Отреагирование, как способ снятия эмоционального напряжения.

Классификация основных суицидальных попыток (С.В.Бородин и А.С.Михлин): Лично – семейные. Состояние здоровья. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением. Конфликты, связанные с работой или учебой. Материально – бытовые трудности. Другие мотивы.

Факторы подросткового суицида 1. Неблагоприятная семейная обстановка. 2. Психологическая неадекватность в воспитании. 3. Подростковое одиночество. 4. Трудно протекающий пубертат. 5. Личностная импульсивность как черта суицида.

Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков. Специфика суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте. Влечению к смерти в острой форме подвержены – 1,3% - 10 – 11-летние подростки, 1,9% - 12 – 13-летние подростки, 2,7% - 14 – 15-летние и 4,5% - подростки в возрасте от 16 до 18 лет

СПЕЦИФИЧНЫЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ПРОЯВЛЕНИЯ. У подростков нет по-настоящему осмысленной картины смерти. Для подростка важны три сферы: семья, школа, ровесники. Причина самоубийства может казаться незначительной, пустяковой и даже случайной. На формирование суицидального поведения подростка может оказать подростковая субкультура. У подростков могут отсутствовать стадии, предшествующие собственно суициду. Подростку трудно объяснить, что с ним происходит, описать свою проблему, состояние. Для подростка, нередко, страшнее жить в той реальности, которая у него есть, нежели умереть. Подростковый суицид – крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по- взрослому».

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ: 32% - ОБИДА; 30% - ПРОТЕСТ; 38% - ОДИНОЧЕСТВО, СТЫД, НЕДОВОЛЬСТВО СОБОЙ.

Общая причина суицида Социально-психологическая дезадаптация ребенка, т.е. нарушение его взаимодействия с ближайшим окружением, чаще всего с близкими ему людьми и семьей.

Зона повышенного суицидального риска -Депрессивные подростки; -Подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; -Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были её свидетелями; -Одаренные подростки; -Подростки с плохой успеваемостью; -Беременные девочки; -Подростки – жертвы насилия.

В большинстве случаев попытки суицида можно предугадать и предотвратить! Косвенно большинство детей, покушавшихся на самоубийство, предупреждали ближайшее окружение о своем намерении покончить с жизнью.

Суицидальные проявления внутренние внешние - суицидальные мысли; -фантазии на тему смерти; -суицидальные замыслы; -суицидальные намерения. -суицидальные попытки; - завершенный суицид.

Причины депрессии у подростков 1. Негативное отношение к своему телу в период полового созревания. 2. Приобретенная в этот период способность критически воспринимать любую ситуацию 3.Одиночество, низкая популярность среди сверстников 4. Трудности в обучении, низкая школьная успеваемость.

Признаки намерения совершения суицида Словесные признаки: -открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой; -косвенные намеки на совершение самоубийства («Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т.п.); -нездоровый интерес к вопросам смерти, частые разговоры на эту тему; -высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме («… смерть – всего лишь одна из сторон жизни», «чего бояться смерти – мы и так значительную часть жизни тратим на сон»).

Поведенческие признаки: -безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость; -налаживание отношений с непримиримыми врагами; -отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый вид; -пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребенка увлечениям, хобби; -отстранение от друзей и семьи; -частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости; -безразличие к окружающему миру.

Ложь и правда о суициде 1. Ложное суждение: говоря о желании покончить с жизнью, человек просто пытается привлечь к себе внимание. 2. Ложное суждение: человек совершает самоубийство без предупреждения. 3. Ложное суждение: склонность к самоубийству наследуется. 4. Ложное суждение: самоубийства происходят только на верхних уровнях общества - среди политиков, писателей, артистов и т.п. 5. Ложное суждение: все суицидальные личности страдают психическими расстрой­ствами. 6. Ложное суждение: разговор о самоубий­стве может усилить желание человека уйти из жизни. 7. Ложное суждение: если человек совер­шил суицидальную попытку, значит он всегда будет суицидальной личностью, и в дальней­шем это обязательно повторится

8. Ложное суждение: люди, задумавшие самоубийство, просто не хотят жить. 9. Ложное суждение : мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины. 10. Ложное суждение: все действия во время суицидальной попытки являются импульсивными, непродуманными и свидетельствуют об отсутствии плана. 11. Ложное суждение: человек может покончить с собой под воздействием обстоятельств даже в хорошем расположении духа. 12. Ложное суждение: не существует значимой связи между суицидом и наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом.

7 важных сведений о подростковом суициде Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости. Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости. Максимум суицидных попыток приходится на возраст года. Максимум суицидных попыток приходится на возраст года. Больше всего самоубийств регистрируется весной. Больше всего самоубийств регистрируется весной. Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать. Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать. Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника. Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и(или) страданиях. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и(или) страданиях. Чем «веселее» настроен суицидент, тем больше риск. Чем «веселее» настроен суицидент, тем больше риск.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, воспользуйтесь следующими рекомендациями, которые помогут изменить ситуацию: Установите доверительные взаимоотношения с подростком. Внимательно выслушайте. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Не спорьте. Задавайте вопросы. Уважайте ребёнка, его мнение. Постарайтесь акцентировать внимание ребенка позитивных моментах жизни. Придайте уверенности учащемуся. Обратитесь за помощью к специалистам.

Класс Основные виды деятельности с учащимися На что обратить внимание 1 – 4Становление и развитие самооценки учащихся. В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти. Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка завышена. Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти. 5Адаптация к среднему звену Активизация интереса к коллективной деятельности. Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка 6Активизация интереса к эмоционально- волевой сфере человеческой жизни Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы; Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот» 7Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении Развитие навыков общения, Формирование навыков саморегуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов) 8Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой; Активизация сферы профессиональных интересов Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов 9Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей» Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору; Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе.

Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребёнка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет.