Авторское методическое пособие « Шахматы –средство интеллектуального развития дошкольников» Султанова Рита Сафиулловна, воспитатель автономное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения для развития детской одаренности средствами технологии.
Advertisements

Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей.
Проект «Волшебный мир общения» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Солнышко» пос.Октябрьский Разработчики: воспитатели.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
Методическая разработка раздела образовательной программы на тему: Развитие двигательных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста через.
Проект « Игра всерьез » Воспитатель Прокопьева Анна Геннадьевна 1 квалификационная категория Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Подготовила воспитатель : Ковтуновская Ольга Владимировна.
РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АППЛИКАЦИИ Бельская Татьяна Владимировна воспитатель © Муниципального.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Вознесенский детский сад «Рассказ о нас »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 32 комбинированного вида Педагогический проект в старшей группе А «Уроки светофора»
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Проект «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – два разных мира» два разных мира» Автор презентации: воспитатель Попова О.В. Автор презентации: воспитатель Попова О.В. Средняя.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 154 городского округа Красноуфимск Программа дополнительного образования.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 472 комбинированного вида «Тигрёнок» Педагогический проект.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Для Вас, родители, краткая презентация образовательной программы.
Предметно - развивающая среда старшей группы с
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида второй категории 41 «Рябинушка», г. Сургут Гридина Олеся Викторовна.
Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» Представление опыта работы по теме : « Использование произведений.
Транксрипт:

Авторское методическое пособие « Шахматы –средство интеллектуального развития дошкольников» Султанова Рита Сафиулловна, воспитатель автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей 18 «Северяночка» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа- Югры городской округ город Радужный Авторское методическое пособие Шахматы –средство интеллектуального развития дошкольников Султанова Рита Сафиулловна, воспитательг. Радужный 2012 Авторское методическое пособие Шахматы –средство интеллектуального развития дошкольников Султанова Рита Сафиулловна, воспитательг. Радужный 2012

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин – «детская одаренность» (именно это понятие положено в основу нашей концепции), напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально – творческий потенциал. Мышление, способность к творчеству – величайший из даров природы (Эйнштейн А.), даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться. Основные подходы к понятию одаренность

1.Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости. Развивает изобретательность и логическое мышление. 2.Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. 3.Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям. 4.Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской. 5.Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности. Игра в шахматы решает задачи:

Шахматы – эта важная игра. Они помогают думать. Вика(6 лет). Шахматы это спорт, который помогает побеждать. Делает человека умным. Тимур (6 лет) Шахматы – это развлечение для детей и труд для взрослых. Полина (6 лет) Говорят дети !!!

Шахматы – это настольная игра, чтобы развивать ум. Каролина (6 лет). Шахматы –это борьба. Игра, чтобы побеждать. Игра для ума. Вюсал (7 лет). Шахматами занимаются, чтобы хорошо учиться. Полина (6 лет) Говорят дети !!!

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. 60% родителей считают необходимым обучения детей шахматной игре в ДОУ. Отличие данного методического пособия заключается не столько в содержании теоретического материала сколько в его взаимном расположении по разделам и темам, материал распределен с учетом возрастных особенностей детей. Основное назначение методического пособия оказать практическую помощь педагогам в проведении занятий по обучению детей навыкам игры в шахматы в условиях дошкольного образовательного учреждения. «Шахматы – это пробный камень человеческого ума». И.Гете

Задачи: овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); обогащать сознание детей новыми знаниями, способствующими накоплению представлений о мире; формированию умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формирование умения планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку; развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач; овладению навыками речевого общения; развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении детей игре в шахматы.

сознательности и активности; последовательности, систематичности и концентричности расположения материала; постепенности и прогрессивности; индивидуально-дифференцированного подхода; взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования личности. Принципы построение методического пособия:

пояснительная записка; характеристика возрастных особенностей детей 4-х-7-ми лет; учебно-тематический план по обучению детей 4-х-7-ми лет игре в шахматы; система мониторинга для определения уровня интеллектуального развития детей; ресурсное обеспечение; список учебно-методической литературы; приложения: -конспекты занятий; -дидактические игры и упражнения по обучению дошкольников игре в шахматы; -краткий словарь шахматных терминов; -консультации для родителей; -фотоматериалы. Структура методического пособия:

Методы и приемы обучения детей игре в шахматы игровой наглядный практический словесный - сюрпризные моменты -игровая мотивация -проблемные ситуации -инсценировка объяснение -пояснение -указ -беседа -чтение -рассказ -поэтическое слово - зрительная тактильная слуховой решение задач игра упражнения

Формы организации педагогического процесса самостоятельная деятельность подгрупповые занятия индивидуальные занятия игровая (игры с правилами) -речевая (объяснения, рассуждения, аргументация) -театрализованная (постановка сказок, шахматных историй) изобразительная (рисование, лепка) интеллектуальная (решение задач) - -занятия - экскурсии - шахматные турниры - эстафеты игровая (игры с правилами) -речевая (объяснения, рассуждения, заучивание стихотворений, придумывание загадок) -трудовая (изготовление пособий, атрибутов) -интеллектуальная (решение задач) -

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Индивидуальная работа с детьми, способствует более эффективному процессу обучения детей дошкольного возраста первоначальным навыкам шахматной игры.

Шахматы- превосходная школа последовательного логическогомышления». Г.Клаус.

Творческие задания – это особый вид заданий для воспитания устойчивого интереса малышей к шахматам

Шахматы- превосходная школа последовательного логического мышления». Академик Г.Клаус.

Экскурсия в городской шахматный клуб «Белая ладья»

Дети знакомятся с компьютерными играми, с детьми проводятся конкурсы, игры, соревнования по шахматам

Ресурсное обеспечение «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).

Формы и методы работы с родителями коллективные наглядно- информационные родительские собрания спортивные развлечения досуги совместные экскурсии совместное создание предметно-развивающей среды Информационные стенды выставки детских работ тематические выставки открытые занятия сайт ДОУ библиотека- передвижка групповые альбомы анкетирование опросы беседы консультации индивидуальные

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогической культуры родителей

Участие родителей в выставке рисунков

Родительские собрания

Экскурсия в городской шахматный клуб «Белая ладья» родители -дети 2009 год

Экскурсия в городской шахматный клуб «Белая ладья» родители-дети 2010 год

Соревнования в городском шахматном клубе «Папа, мама, я –шахматная семья» 2011 год

Победители и участники соревнований «Папа, мама, я – шахматная семья»

Сравнительный анализ уровня сформированности интеллектуального развития у детей 4-5-х лет за учебный год. Высокий уровень интеллектуального развития детей повысился на 47% по сравнению с началом учебного года.

Сравнительный анализ уровня сформированности интеллектуального развития у детей 5-6 лет за учебный год. Высокий уровень интеллектуального развития детей повысился на 50% по сравнению с началом учебного года.

11 детей принимали участие в городских шахматных соревнованиях среди дошкольников 2010 год

Участники городских шахматных соревнований на приз «Деда Мороза» 2011 год

Совместные усилия педагогов и родителей помогают открыть новые таланты Призерами городских шахматных соревнований - 6 детей, 1- ребенок имеет 3 разряд по шахматам

В городском клубе дети уже не гости, а юные шахматисты, 6 детей занимается в шахматном клубе

Метод объединение воспитателей подготовительных к школе групп г. Радужного мастер – класс «Приемы и методы обучения дошкольников игре в шахматы» 2012 год

Шахматы – это проверенная временем и разными нациями технология развития интеллектуального потенциала детей.